Хананеи, хананеяне
1) в Быт. 9:25; Быт. 10:6.15–18 о Ханаане говорится как о праотце племен, населявших Палестину до прихода туда израильтян. Под Х. следует понимать несемитское население, которое вторглось на эту тер. до филистимлян и заселило прибрежную полосу и плодородные равнины. След., Х. как народ первоначально отличались от семитов, т.е. потомков Сима (Быт. 10:21–31). Но впоследствии название Х. стало собират. для всех жителей этой земли (Быт. 24:3; Неем. 9:24), несмотря на то, что они происходили из разных племен (ср. Быт. 15:18–21; Исх. 3:8);
2) религией Х. явл. чувств. культ плодородия. Остерегаясь произносить подлинное имя своего божества, Х. заменяли его на неопредел. ⇒ «Ваал», т.е. «Господин», а именно: «Господин» свящ. источников, деревьев, животных, камней, гор, местностей и, наконец, неба. Наряду с Ваалом почиталась ⇒ Астарта – богиня плодородия и чувств. любви. В честь божеств воздвигали жертвенники, маццебы (каменные стелы) и ашеры (⇒ Столбы), освящ. столбы. Жертвоприношения совершали на ⇒ высотах. См. ⇒ Идол, идолослужение ⇒ Блуд, блудница, блудник ⇒ Рас-Шамра;
3) Х. жили в городах-государствах, во главе которых стояли цари. Однако на основании того, что посланцы Гаваона (Нав. 9:11) говорили только от имени своих старейшин, можно предположить, что у них была своего рода республика. Когда израильтяне вторглись в Ханаан, Х. переживали переходный период от бронзового века к железному. У них уже были железные (обитые железом) воен. колесницы, поэтому потомки Иосифа сомневались в возможности завоевания Беф-Сан (Нав. 17:16); колено Иуды по той же причине не решалось изгнать жителей долины (Суд. 1:19). Сохранившихся в стране Х. Соломон превратил в оброчных работников (3Цар. 9:20).