Упование, уповать
1) У. тесно связано с ⇒ верой и ⇒ верностью. Уповать можно лишь на того, кто верен, кто в помыслах и делах идет прямыми путями и отвечает за свои слова. В полной мере этим требованиям соответствует только Бог (Втор. 7:9; Втор. 32:4), в Котором нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17), Который никогда не нарушает Своего слова (Пс. 32:4). Поэтому человек, уповающий на Бога, поистине блажен (Пс. 83:13; Ис. 26:4; Иер. 17:7). Тому, кто уповает на Него, Бог всегда готов прийти на помощь (1Пар. 5:20; Иер. 39:18; Дан. 3:28). Бедные и нищие прибегают к Нему (Пс. 13:6; Ис. 14:32), преследуемые и гонимые находят в Нем убежище (2Цар. 22:18; Пс. 90:2; Пс. 93:22), которое не могут дать им люди (Ис. 20:6). У. на Бога – это полное доверие, которое человек должен питать к Богу, помогающему в любой нужде (Руф. 2:12; ср. Пс. 61:8; Пс. 72:28). Оно возрастает через осознание того факта, что Бог доводит до завершения всякое начатое Им дело (Флп. 1:6). Такая уверенность в Боге есть признак веры (Евр. 11:1). Она приносит верующему благословение (Иер. 17:7). Однако обманчиво У. безбожников на земное благополучие и богатство (Иов. 8:13–15; Иов. 31:24);
2) Сын Божий также верен, как и Отец (Евр. 2:17; Откр. 19:11), так же неизменен (Евр. 13:8), и слово Его пребудет твердым до своего исполнения (Мф. 24:35). Поэтому уповающий на Него и послушный Его не будет посрамлен (Лк. 5:5.6). Сам же Иисус показывал пример У. на Бога. Живя на земле, Он безгранично уповал на Отца, что признавали даже Его враги (Мф. 27:43);
3) Господь уповает на человека в надежде, что сможет Своей любовью и милосердием подвигнуть его на то, чтобы он даровал Ему свое сердце и послушно исполнял Его волю (1Петр. 3:20). В притче о блудном сыне Иисус отобразил Божье У., основанное на любви и прощении (Лк. 15:11). ⇒ Терпение, терпеливый.