Торговля
I. 1) Т. в Израиле занимались в основном чужеземцы, которые не могли наследовать земельный надел, а потому купля-продажа была основным источником их доходов. В евр. языке слово «купец» [сохер] букв. означает «разъезжающий с места на место» (Быт. 37:28; 2Пар. 9 и др.). Иногда торговцев называли кенаани – «хананеи» (Иов. 40– в Синод. пер. – «Хананейские купцы»; Притч. 31– в Синод. пер. – «купцы Финикийские»; Ис. 23:8). Уже в Быт. 37мы читаем об араб. купцах, везущих на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан. Это им сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Среди добычи, захвач. израильтянами в Иерихоне, были предметы одежды, изготовленные в Вавилонии (библ. Сеннааре) (Нав. 7:21); дома коренных жителей Ханаана «были наполнены всяким добром» (Втор. 6:11; ср. Нав. 22:8), и можно предположить, что среди этих вещей были и привозные товары;
2) главенствующее положение в международной Т. занимали финикийцы, с их помощью Соломону удалось открыть новые торг. пути (3Цар. 9:26–28). Иoиль жаловался на то, что финикийцы уносят из земли израильтян много золота и серебра и торгуют иуд. пленниками как рабами (Иоил. 3:5; Ам. 1:9). Богатство и могущество финик. портового города Тира описаны в Иез. 27:1. Оживленную Т. вели арабы (Иов. 6:19; Ис. 21:13; Ис. 60:6), тем не менее по объему Т. они отставали от Тира и Сидона. Порты и прибрежные равнины, через которые проходили караванные пути, принадлежали финикийцам и филистимлянам, поэтому израильтяне не могли непосредственно торговать с соседними странами.
3) однако при Соломоне международная Т. стала процветать и в Израиле. Соломон овладел великими торг. путями, связывавшими Египет с Вавилоном и Дамаск – с побережьем Средиземного моря. Оживившаяся Т. обеспечивала ему значит. доходы (3Цар. 10:14). кроме того, Соломон занимался посредничеством в Т. лошадьми и колесницами (3Цар. 10:28). Из располож. на юге Ецион-Гавера царь установил торг. отношения с Офиром (3Цар. 9:26–28). Но после смерти Соломона израил. внешняя Т. вновь пришла в упадок;
4) что касается внутр. Т., то она существовала в Израиле во все времена, однако была ограниченной как в ассортименте товаров, так и в объеме. Рынки обычно располагались у гор. ворот (4Цар. 7:1; Неем. 13:15; ⇒ Продавать ⇒ Право, правосудие). Если сначала Т. носила характер натурального товарообмена, то во времена правления Соломона, как полагают ученые, товары начинают обмениваться на ⇒ деньги (Ам. 8:5), хотя первые монеты относятся к перс. периоду. В Ам. 8упоминается о Т. зерном, в Притч. 7речь идет о торговой поездке.
II. Во время вавил. плена для многих иудеев Т. стала источником обогащения. В находящемся на севере вавил. городе Ниппуре в результате археол. раскопок были обнаружены сооружения, принадлежавшие большому торг. дому времен первых перс. царей. Надписи, сохранившие имена его владельцев, указывают на то, что это были евреи. В маккавейский период и во времена Ирода предпринимались попытки возродить морскую Т. через порты Яффы (Иоппии) и Кесарии. Т. занимались многие иудеи диаспоры (особенно после разрушения Иерусалима). Так народ земледельцев и скотоводов превратился в народ, занимающийся преимущ. Т.
III. НЗ содержит предостережения тем торговцам, для которых прибыль стала смыслом жизни (Иак. 4:13); великий Вавилон изображен здесь как город, разбогатевший на Т. (Откр. 18:1; особ. Откр. 18:12.16). В 2Кор. 2:17, отзываясь о недобросовестных проповедниках, Павел говорит, что они «разменивают слово Божие по-торгашески» (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Павлу во время его путешествий неоднократно приходилось следовать по маршрутам морских торг. путей Римской империи (Деян. 13:4.13; Деян. 18:18; Деян. 21:1–3.7; Деян. 27:1; Деян. 28:11–13).