Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Терпение, терпеливый

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В греч. тексте понятие «терпение» передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе – упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед [греч. гюпомоне].

II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ

1) Божие отношение к людям определяется Т. Еще в ВЗ говорится, что Бог «медлен на гнев». Божье долготерпение (Исх. 34:6; Числ. 14:18; Неем. 9:17; Пс. 102:8; Пс. 144:8; Иоил. 2:13; Наум. 1 и др.) в полной мере осмысливается лишь в НЗ (Рим. 2:4; 2Петр. 3:9). Господь терпелив (Мф. 18:25), Он «с великим долготерпением щадил сосуды гнева... дабы вместе явить богаство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим. 9:22.23);

2) своей вершины Божье Т. достигает в Иисусе Христе (1Тим. 1:16). Т. Бога объясняется Его желанием спасти всех людей (1Тим. 2:4; 2Петр. 3:9). Но и оно имеет свой предел – «день ... праведного суда от Бога» (Рим. 2:5; 2Петр. 3:9). Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев (Еф. 5:6; Откр. 6:16), нельзя назвать временем «промедления» Господа с исполнением обетований (2Петр. 3:9.15), оно является временем милости и долготерпения. Если человек не принимает Божьего правосудия, предоставленного даже тем, кто жил до прихода Иисуса Христа (1Петр. 3:20), то он «сам себе собирает гнев на день гнева» (Рим. 2:5; Кол. 3:6; 2Петр. 3:10), ибо Божье Т. заканчивается.

III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕРПЕНИЕ

В НЗ верующим приходится проявлять Т., укрепляться во всяком Т. и великодушии (Кол. 1:11), в кротости и долготерпении (Кол. 3:12). Церковь Христова, подобно своему Господу (Мф. 10:24), страдает от гонителей и противников. Это подтверждается четко просматриваемой в НЗ связью Т. со скорбью (Рим. 5:3), искушением (Иак. 1:2–4), страданиями (2Кор. 1:6), нуждами, бедствиями (2Кор. 6:4), гонениями (2Фес. 1:4). Т. необходимо для совершенствования Церкви (2Фес. 1:5; ср. Флп. 1:28), для свидетельства Христова в этом мире (2Кор. 6:4; Флп. 1:29). Призванная к Т. (1Тим. 6:11; 2Тим. 3:10; Иак. 1:4), Церковь взирает на Того, Кто Сам выдержал все страдания и гонения, Кто терпел на кресте, на «Бога терпения и утешения» (Рим. 15:5). Это Т. – не безвольное подчинение обстоят-вам, а соучастие в осуществлении Божьей воли и деятельное ожидание победы Господа, все преодолевающего и дающего силу преодоления Своим чадам (Рим. 8:37). Т. – это плод веры (Иак. 1:3), это дар Господа, как говорит Его Слово (Рим. 15:4; Откр. 3:10). Через Т. возрастают радость христианина, его надежда и опыт (Рим. 5:4; Рим. 15:4; Кол. 1:11). Верность и Т. – это залог грядущего спасения, обретения венца жизни (Лк. 21:19; Евр. 10:36; Откр. 2:10).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle