Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Страх, страшиться

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

С. – это тревожное состояние, испытываемое человеком перед лицом реальной или предполагаемой опасности. С. – извечный спутник человеч. существования.

II. СТРАХ В БИБЛИИ

1) в Библии показаны обычные, подобные нам, люди со всеми слабостями и тревогами (ср. Пс. 33:5; Мф. 14:26; Мф. 28:4; Ин. 7:13; Деян. 2:43; 1Кор. 2:3). Каждый человек имеет основания страшиться враждебных, темных сил (Еф. 6:12) греха, смерти и дьявола;

2) от С. человека может освободить только Тот, Кто могущественнее этих сил, – Иисус. Об этом свидетельствует многократно повторенный Им призыв: «Не бойся!» (напр., Мк. 5:36).

III. СТРАХ БОЖИЙ И ЛЮБОВЬ БОЖЬЯ

1) насколько часто в Библии говорится о даруемой Христом ⇒ свободе от страха, настолько же часто подчеркивается значение С. перед Богом, где С. и благоговение сливаются воедино: кто страшится Бога, тот благоговеет перед Ним. И наоборот: кто благоговеет пред Богом, тот и страшится Его, проникаясь Его величием и святостью. Еврейское слово йира означает С. и благоговение пред Богом, но одновременно это и высшая мудрость, и первый шаг на истинном пути, ведущем к спасению (Иов. 28:28; Пс. 110:10; Притч. 1:7; Притч. 9:10). Благочестие ветхозаветных праведников основывалось именно на С. перед Богом. Подобная позиция находит подтверждение и в НЗ (1Петр. 2:17). Ветхозаветному йира здесь соответствует греч. глагол фобейн (Мф. 10:28; Лк. 1:50; Лк. 18:2; Лк. 23:40; Деян. 10:2; Деян. 13:16; Кол. 3:22; Откр. 11:18; Откр. 14:7; Откр. 15:4; Откр. 19:5); см., однако, п.3;

2) человек, не испытывающий С. перед Богом, живет лишь земной жизнью, в которой не остается места для общения с Богом. Но в момент, когда прекращается связь с Богом, земная жизнь теряет свой смысл, поскольку Бог – основа жизни (Кол. 1:17; Евр. 1:3). Человека, не признающего никакой другой действительности, кроме земной жизни, охватывает более сильный С. – С. перед «небытием». Ему необходимо познать библ. истину, которая гласит: «Бога, Господа твоего, бойся» (Втор. 10:12.20; Мф. 10:28; Рим. 11:20). С. перед Богом – это любовь к Нему в ответ на Его любовь к нам. Любовь к Богу в НЗ превосходит (в отличие от ВЗ) С. перед Ним, хотя и здесь присутствует благоговейный С. перед недостижимой Божьей славой и непостижимой Божьей сущностью (Евр. 12:28 и др.);

3) в НЗ говорится о том, что соблюдать заповеди следует не из раболепного С., а из любви и благоговения (Ин. 14:15.23). Кто отвечает на Божью любовь смирением, тот поступает по новому закону свободы детей Божьих (Рим. 8:21). Чем сильнее любовь к Богу, тем слабее ложный, раболепный С. В подобной любви нет С. (1Ин. 4:18). ⇒ Смущение, страх, испуг, робость, боязливость.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle