Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Слушать, слышать

I. Бог открывается через Свое слово: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис. 1:2; ср. Втор. 32:1). Это требование в гораздо большей мере обращено к людям (Пс. 49:7), чем к остальному творению. Иисус, о Котором Отец свидетельствует: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5), вновь и вновь призывает: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15; Мф. 13:9.43; Откр. 2:7). О Своих учениках Иисус сказал: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк. 10:16).

II. Недостаточно лишь слушать Господа, слушание должно вести к послушанию: «Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад» (Ис. 50:4). Господь учит слушать и исполнять заповеди Его (Втор. 6:3), «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). Слушающие Слово Иисуса и верующие в Него имеют «жизнь вечную» (Ин. 5:24); всякий, «слышавший от Отца», приходит ко Христу (Ин. 6:45). Христианам надлежит быть исполнителями Слова Иисуса, а не только Его слушателями (Иак. 1:22–25).

III. 1) согрешившие боятся Божьего голоса и прячутся, когда слышат его (Быт. 3:8.10). Божье слово многим представляется трудным для понимания: «Кто может это слушать?» (Ин. 6:60). Тех, кто отказывается слушать (Неем. 9:16), Бог называет «негодным народом» (Иер. 13:10). Такие и «слыша не слышат» (Мф. 13:13), ибо «не от Бога» они (Ин. 8:47). Отсюда предостережение: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:7);

2) правильный ответ на Божий призыв таков: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар. 3:9). «Овцы Мои слушаются голоса Моего», – говорит Иисус (Ин. 10:27). В этих библ. стихах – предпосылка духовных размышлений, речей и действий. Иисус «как слышит, так и судит» (Ин. 5:30), и Дух истины будет говорить только то, что услышит (Ин. 16:13). Иногда человеку дано услышать больше, чем он может осмыслить: так, Павел услышал «неизреченные слова» (2Кор. 12:4). Но глубочайших тайн Божьей любви не дано услышать никому (1Кор. 2:9).

IV. Не только человек способен внимать Богу, Господь также слышит его (Быт. 29:33). Идолы же, хотя и имеют уши, слышать не могут (Пс. 113:14; Пс. 134:17; Дан. 5:23; Откр. 9:20). Бог слышит не только вопль притесняемого народа (Исх. 3:7), его плач и стон (Пс. 6:9; Пс. 101:21), его ропот (Исх. 16:7; Числ. 12:2), но и его молитвы, хвалу и прошения (3Цар. 8:28; 3Цар. 9:3). «Насадивший ухо не услышит ли?» (Пс. 93:9). Но если народ Божий нарушает Его завет и служит другим богам, то Господь не желает слушать его даже тогда, когда он взывает к Нему (Иер. 11:10; Иез. 8:18). Он слушает того, «кто чтит Бога и творит волю Его» (Ин. 9:31).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle