Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Свидетель, свидетельствовать, свидетельство

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) понятие «свидетель» в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения; последнее, однако, встречается чаще (Числ. 5:13; Числ. 35:30). кроме того, упоминаются С. договора (Иер. 32:10), которым не обязательно был человек: в этой роли мог выступить и к.-л. предмет, «присутствовавший» при заключении договора и служивший символич. напоминанием о происшедшем (Быт. 31:48; Нав. 24:27; Руф. 4:7; Ис. 19:20). От человека, выступавшего в качестве С., требовалась абсолютная правдивость (Исх. 20:16; Втор. 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало). Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С. (Втор. 17:6), причем ответ-сть С. повышалась тем обстоятельством, что, напр., при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (Втор. 17:7). Если было доказано, что С. дал ложные показания, его постигало наказание, которое предусматривалось для оговор. им человека (Втор. 19:16);

2) сформиров. в повседневной практике образ С. был затем перенесен на Бога. Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к.-л. дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С. (Быт. 31:50; Суд. 11:10; Пс. 88:38), при этом призывающий в С. Бога предает себя на Его суд: в благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью. кроме того, Бог изображается как С., Который Сам выступает за или против к.-л. (Руф. 1:21) или через Своих пророков повелевает свидетельствовать за или против к.-л. (4Цар. 17:13).

Слово Божье есть свидетельство, что означает: сказанное Им всегда истинно, т.е. соответствует действит. положению вещей, фактам. Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор. 8:3), – или не живет, если не слушает это слово, то понятие «свидетельство» больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ. в Его слове и проповеди: это свидетельство к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидетельство к осуждению. Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее. Понятие «С.» не распространяется на проповедников слова Божьего. Только Бог есть С., чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом. Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С., это свидетельство – исключит. свидетельство Бога о Самом Себе, а не свидетельство человека о Боге. Исключением является только Израиль (Ис. 43:9–13; Ис. 44:7–11). На великом суде Господа над народами Израиль должен свидетельствовать о Боге и доказать Его превосходство над «богами» на примере собственной истории.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) в книгах НЗ также говорится о С. перед судом (Мф. 26:65; Мк. 14:63; Деян. 6:13), причем принципы ветхозаветного ⇒ правосудия полностью сохраняются (ср. Мф. 18:16; 2Кор. 13:1; 1Тим. 5:19). Но в НЗ о С. говорится также и в религ. смысле. Еще из ВЗ известно призывание в С. Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср. Рим. 1:9; Флп. 1:8; 1Фес. 2:5); это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2Кор. 1:23);

2) новым в НЗ является то, что С. фактов становятся и С. истины, т.е. они, подтверждая фактич. сторону события, тем самым свидетельствуют и о его значении как об откровении Божьем. Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему» (Лк. 24:46–48). То, что надлежит засвидетельствовать здесь, представляет собой историч. факты, но эти факты имеют и собств. значение, которое должно быть возвещено и принято в вере. Свидет-во о фактах и свидетельство об истине совпадают. Однако вначале следует засвидетельствовать факты, поэтому Иисус превращает Своих ⇒ учеников в С. (Ин. 15:27; Деян. 1:22; Деян. 13:31), которые, являясь истинными С. юридич. смысле, становятся особыми С. Иисуса благодаря тому, что, свидетельствуя о фактах, добавляют к этому свидетельство веры (ср. Деян. 2:22–24; Деян. 4:10; 1Ин. 1:1–3; 1Ин. 4:14).

Особенно свидетельство веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С. того, что он видел и слышал на пути в Дамаск (Деян. 22:14) и позднее (Деян. 26:16). Из этого следует, что истинное свидетельство о Христе, даже если оно исходит из историч. фактов (ср. Деян. 26:26), возможно только через свидетельство Господа, «ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10; ср. Ин. 15:26; 1Ин. 5:6). Как Бог свидетельствовал о Себе в Иисусе (ст. 9), так Иисус в словах и делах свидетельствовал об Отце (Ин. 1:18; Ин. 3:11.32; Ин. 5:36; Ин. 10:25), Который был в Нем (Ин. 14:10). Основанием же всякого христ. свидетельства является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий (1Ин. 5:9–12): «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27);

3) свидетельство в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш. и прочит. Свидет-вовать следует только о жизн. реальности, которая может включать в себя даже смерть С. как последнее подтверждение истинности его свидетельства (ср. Деян. 22:20; Откр. 2:13; Откр. 17:6). И в этом раб не выше своего Господа (Мф. 10:24; Ин. 15:20; ср. Мк. 10:39; 1Ин. 5:6), верного и истинного С. (Откр. 1:5; Откр. 3:14).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle