Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Река (поток)

I. Р. на Ближнем Востоке – это не пересыхающие и в засушливое время года водные артерии: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат (Быт. 2:10–14), Нил (Быт. 41:1; Ис. 23:3), Иордан. Много говорится о Евфрате (называемом просто «Р.» – Нав. 24:2,14); как погран. Р. земли обетованной он имеел особое значение (Исх. 23:31). кроме того, он упомянут в Откр. 16:12, где сказано, что в конце времен Евфрат будет препятствовать вторжению царей с востока в землю обетованную, пока не высохнет и не откроет им путь. По поводу Быт. 36⇒ Реховоф (2).

II. 1) вода – это основа жизни, и потому она – благословение Божье, которое Господь волен давать или отказывать в нем. Он повелевает водным потокам иссякнуть, когда пожелает (Ис. 44:27; Пс. 73:15), так что вся жизнь на суше может истощиться (Ис. 19:5–8). Он превращает воду в кровь, так что она становится непригодной и рыбы гибнут (Исх. 7:17–21), но Он же может проложить Р. в пустыне (Ис. 43:19) и рассечь потоками землю (Авв. 3:9);

2) слово «Р.» может иметь и символ. значение. Вся жизнь подобна Р. (Пс. 89:6, в Синод. пер. – «наводнение»), иссякающей в момент смерти (Иов. 14:11). Бог позволяет людям напиться из Его «потока сладостей», как из Р., всегда приносящей живительную воду (Пс. 35:9). «Источник мудрости – струящийся поток», который нельзя испить до конца (Притч. 18:4). Господь направляет к народу мир как Р., богатство – как разлившийся поток для наслаждения (Ис. 66:12), а из чрева верующего потекут Р. воды живой (Ин. 7:38);

3) особое положение в Библии занимают два потока. Один из них, вытекающий в конце времен из храма, дарует благословение всему пребывающему в нем и вокруг него (Иез. 47:1–12); в Откровении говорится о Р., исходящей от престола Бога и Агнца, по обоим берегам которой растет древо жизни, постоянно приносящее плоды (Откр. 22:1).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle