Песнь Песней Соломона
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
«Песнь Песней», т.е. «Самая прекрасная песнь», отличается от других книг ВЗ своей поэтич. формой и содержанием. В Библии она соседствует с Притчами Соломоновыми и Книгой Екклесиаста, поскольку авторство всех трех книг приписывается Соломону. В П.П.С. этот мудрейший из царей является главным действующим лицом. В евр. Библии П.П.С. входит в раздел писаний. Это первый из пяти свитков (мегиллот ⇒ Библия, I), по которому зачитываются свящ. тексты во время главного праздника Израиля – Пасхи.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Название этой небольшой, содержащей всего 8 глав книги говорит о том, что в ней собраны самые лучшие песни – свадебные гимны и песни о любви. В них повествуется о взаимной любви мужчины и женщины, воспеваются красота и возвышенность брачных отношений. Поэтично переданы тоска разлученных влюбленных, их взаимное восхищение и потребность принадлежать друг другу. О любви, которая соединяет их, сказано, что «она – пламень весьма сильный» и «крепка, как смерть» (Песн. 8:6). При этом моногамия в П.П.С. рассматривается как нечто само собой разумеющееся.
III. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ
На основании евр. текста невозможно судить, был ли царь Соломон автором П.П.С. или песни этой книги были посвящены ему. Открытым остается также вопрос о том, тождественна ли упоминаемая в Песн. 7Суламита ⇒ Ависаге Сунамитянке. В П.П.С. встречаются несколько арам. слов, одно перс. [пардес, «увеселительный сад», Песн. 4:13] и одно греч. слово [аппирйон, «носилки», Песн. 3:9]. Но это не противоречит гипотезе о раннем возникновении песен и о возможном авторстве Соломона. Во времена Соломона у израильтян были широкие международные связи, наконец, лит. запись песен могла быть сделана значит. позднее.
IV. ДВА ПЛАНА В ПОНИМАНИИ ПЕСНИ ПЕСНЕЙ
Как воспринимать П.П.С. в общем контексте Библии? Следует отметить, что самые значимые для Библии слова, такие, как «грех», «благодать», «прощение», «праведность», «милосердие» и др., определяющие содержание других книг Свящ. Писания, напр. Псалтири, как значит. большего по объему собрания песнопений, в П.П.С. вообще не встречаются. Поэтому некоторые исследователи воспринимали П.П.С. как аллегорию, утверждая, что воспеваемые в ней события не происходили в действит-сти, а книга представляет собой иносказание. Такое толкование получило распространение еще в древнем Израиле, а затем – и в христ. Церкви, особенно в период Средневековья и в эпоху раннего пиетизма.
Очевидно, следует придерживаться той т.зр., что содержанием П.П.С. являются естеств. брачные отношения между мужчиной и женщиной. Это можно понять исходя из текста Быт. 2:18–25, где Бог говорит: «...Не хорошо быть человеку одному». Человек должен иметь помощника, подобного себе. И когда Бог сотворил женщину, обрадованный человек сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Муж и жена неразрывно принадлежат друг другу и представляют собой одну плоть, потому что Бог пожелал, чтобы они познали и полюбили друг друга как мужчина и женщина. Установленные Богом отношения между мужчиной и женщиной, как это изображено в Быт. 2:18–25 и в П.П.С., имеют соответствие в духовном мире – это отношение Бога к народу Израиля. Заключение завета с Богом – важнейшее событие в истории израил. народа. Этот народ был избран и призван Богом, и этим он уникален. Союз мужчины и женщины, воспеваемый в П.П.С., – это отражение союза Бога с Его народом.
В песнях передается верность и любовь Бога, которые Он всегда проявлял к народу Израиля. Поэтому содержание П.П.С. нельзя воспринимать только как аллегорию, но вместе с тем в ней не следует видеть и воспевание одной лишь земной любви. Союз Бога с Израилем достиг совершенства в союзе Христа – божеств. Жениха – с Его земной невестой – Церковью; ап. Павел подчеркивал в Еф. 5:23–32 таинств. соответствие между человеч. браком и отношениями Господа с Его Церковью. Это придает истолкованию и пониманию П.П.С. эсхатологич. направленность и завершенность.