Пепел
Пепел (зола, прах), несгораемые пылевидные частицы, остающиеся после сжигания органич. веществ. П. упоминается в Писании по различным поводам, во многих случаях это слово используется в переносном смысле.
I. В ОБИХОДЕ
1) П. засыпали тлеющие угли костров, чтобы сохранить тепло. Хлеб при выпечке посыпали П. или выпекали его прямо на (древесном) П.;
2) нередко трупы врагов сжигали до превращения их в П. в знак полного уничтожения (Иез. 28:18; Ам. 2– известь);
3) в знак траура или тяжелого потрясения П. посыпали голову (2Цар. 13:19), садились на П. (Ис. 61:3) или катались по нему (Иер. 25:34; в Синод. пер. – «посыпайте себя прахом»). Согл. Пс. 101:10, в знак глубочайшего страдания и печали П. ели как хлеб.
II. В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ
1) П. с жертвенника всесожжения выносили, соблюдая определ. правила, на «чистое» место перед станом (Лев. 6:11);
2) если от соприкосновения с мертвым телом происходило осквернение иудея, то П. «рыжей телицы», размешанный в проточной воде, служил средством окропления и очищения человека, утвари и одежды (Числ. 19:16; ср. Евр. 9:13).
III. В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ
1) признание себя «прахом и П.» выражает ничтожность человека перед Богом и бренность человеч. существования (Быт. 18:27; Иов. 30:19). Иногда это выражение указывает на отсутствие ценности человеч. жизни (Ис. 44:20). кроме того, П. символизирует смерть (Иер. 31:40);
2) Бог сыплет с небес «иней, как П.» (Пс. 147:5);
3) Ис. 44высмеивает идолопоклонников, замечая, что идол – это П. или пыль (т.е. ничто).
IV. ПЕПЕЛ И СУД БОЖИЙ
1) Господь насылает на непослушный народ «вместо дождя» пыль и прах с неба (извержения вулканов), чтобы уничтожить его (Втор. 28:24; ср. 2Петр. 2:6). В переносном смысле этот же образ встречается в Плач. 3:16; Иез. 28:18;
2) храм и находящиеся в нем святыни свидетельствуют о благодати и долготерпении Божьем до тех пор, пока они существуют. Но если Господь позволяет жертвенникам разрушаться без воздействия человека и П. развеяться по ветру (вопреки Лев. 6:3), то этим предвещается Суд Божий (3Цар. 13:3);
3) человек, созревший для покаяния, предвосхищает Суд Божий тем, что совершает покаяние «в прахе и П.» (Иов. 42:6), надевая на себя ⇒ вретище и садясь на П. (Ион. 3:6; Мф. 11:21). Исаия резко отрицательно относится к подобной показной демонстрации покаяния (Ис. 58:5).