Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Нечестивец, нечестивый

В ВЗ слово «нечестивый» [евр. раша, которое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также «безбожный» ], встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соломона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: «нечестивец», «нечестивцы». Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, – поэтому слово раша часто переводится и как «беззаконник». Н. являет собой полную противоположность праведному (⇒ Справедливость, праведность), или благочестивому.

I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ.

Безбожие – откровенное или скрывающееся под маской набожности – проявляется не только в отношении к Богу, но и в соответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч. 12:10). Н., «забывающие Бога» (Пс. 49:22), полагают, что Бог с них за это не спросит (Пс. 9:25), и поэтому становятся «развратителями» (Пс. 1:1), «поступающими по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1:18). «Нет страха Божия пред глазами» их (Пс. 35:2). Н. попирают Божий Закон (Пс. 118:53) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста (Пс. 49:16). «В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер. 12:2). Н. ненавидят Божье наставление (Пс. 49:17), и за это «им нет мира» (Ис. 48:22; Ис. 57:21). «Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис. 58:4). «Сердце нечестивого жестоко» (Притч. 12:10). Н. «низлагает бедного и нищего» (Пс. 36:14). Он «подсматривает за праведником и ищет умертвить его» (ст. 32). «Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее» (Притч. 21:27). НЗ клеймит позором «нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 1:4).

II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦАМ

1) с человеч. т.зр., Бог «губит и непорочного и виновного» (Иов. 9:22). Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: «всему и всем одно» (Екк. 9:2), «праведного и нечестивого будет судить Бог» (Екк. 3:17; ср. Мф. 25:31–46);

2) над Н. свершится суд: «отросток корня Иессея» «духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:4). Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым «пример будущим нечестивцам». Господь знает, «как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Петр. 2:6,9). «...Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18), и «потому не устоят нечестивые на суде» (Пс. 1:5);

3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис. 55:7): Господь не желает «смерти грешника», но хочет, чтобы он «обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им «всех уставов» Бога (Иез. 18:21): «В правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18:22);

4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который «умер за нечестивых» (Рим. 5:6), мы «будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:9). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle