Навоз
С древних времен Н. домашних животных использовался на полях в качестве удобрения, а высушенный верблюжий и коровий Н. – как топливо (Иез. 4:15). В Библии слово «Н.» употребляется также в метафорич. значении, когда речь идет о поверженности, униженности («как навоз на поле», 4Цар. 9:37; Иер. 9:22), ненужности (Лк. 14:35). В Ис. 25:10 завоеванный иноземцами Моав сравнивается с соломой, которая «попирается в навозе». В числе предписаний к совершению жертвы за грех содержится указание сжигать нечистоты жертв. животного вне стана (Исх. 29:14; Лев. 4 и др.), то же говорится и о человеч. нечистотах (Втор. 23:12–14). Поэтому понятно, каким бесчестием считалось превращение любого сооружения в «место нечистот» (4Цар. 10:27) и каким позором грозило священникам обещание пророка «раскидать» на их лица «помет» за грехи их (Мал. 2:3). Лежание в Н. (1Цар. 2:8; Пс. 112:7 – в обоих случаях в Синод. пер. – «брение»; Плач. 4:5) символизировало крайнюю нужду и унижение человека (ср. Ис. 25:10).