Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Мария

Мария, греч. и лат. форма др.-евр. имени Мирьям (в Синод. пер. – Мариамь, см. Исх. 15:20):

1) мать Иисуса Христа. Будучи юной девушкой, обрученной с плотником Иосифом из дома Давида, она получила через ангела Гавриила благовещение о том, что Бог избрал ее стать матерью Его Сына, обетованного Мессии. Она покорилась воле Господней (Лк. 1:26–38; ⇒ Иисус Христос, II,Б,2). Из Назарета М. отправилась к своей родственнице ⇒ Елисавете, у которой пробыла три месяца. Там, в подтверждение ангельского благовещения, она воспела хвалебную песнь, исполненную ликования (Лк. 1:39–56). Иосиф, узнав о ее беременности, замыслил тайно отпустить ее, чтобы она избежала публичного позора (см. Втор. 22:23–27). Только после откровения Божьего, полученного во сне, Иосиф принял М. как жену (Мф. 1:18–25). Указ имп. Августа о всеобщей переписи населения заставил их обоих отправиться в Вифлеем, где и был рожден Первенец М. Иисус появился на свет в пещере, в яслях для скота. Подобные пещеры служили в те времена кладовыми или стойлами (Лк. 2:1–7). Ребенок был обрезан на восьмой день и получил имя Иисус, нареч. ангелом (Лк. 2:21). Принеся Его в храм, родители смогли предложить в жертву только двух голубей, поскольку были бедны (Лк. 2:22–24; ср. Лев 12). Как в ночь Рождества – через пастухов, так и в храме – через Симеона и Анну, а также через явление мудрецов с востока (в Синод. пер. – «волхвов»), Бог вновь подтвердил исполнение Своих обетований (Лк. 2:8–20,25–38; Мф. 2:1–12). Смерт. угроза со стороны Ирода Великого вынудила Иосифа и М. с ребенком бежать в Египет (Мф. 2:13–15). В Назарет они возвратились только после смерти Ирода (Мф. 2:19–23; Лк. 2:39).

Жизнь М. от благовещения до бегства в Египет была всецело посвящена Ребенку – Сыну Божьему, позднее она смогла посвятить себя супружеской жизни с Иосифом, которому подарила еще четырех сыновей и нескольких дочерей (Мк. 6:3; ⇒ Братья Господа), так что Иисус рос в окружении многочисл. семейства. Когда родители, отправляясь на праздник в Иерусалим, взяли с собой двенадцатилетнего Иисуса, открылось, что Он принадлежит не только им. И хотя М. еще не могла осознать это, она запомнила слова своего Сына и сохраняла их «в сердце своем» (Лк. 2:41–51).

К началу общественного служения Иисуса Иосифа, по-видимому, уже не было в живых, и семья переселилась в Капернаум (Ин. 2:12; Мф. 4:13). Оказалось, что ни М., ни братья и сестры не понимали Иисуса, но тем в большей степени проявляли заботу о Нем (Мк. 3:21,31). М. было хорошо известно Его могущество, но она не была осведомлена о «Его часе» (Ин. 2:3–5); братья в своем непонимании не верили Ему (Ин. 7:5). Его благовестие поясняет, что привязанность к матери, братьям и сестрам должна быть подчинена послушанию воле Божьей и имеет смысл только при покорности Ему (Лк. 11:27.28; Лк. 14:26). Ученики оказались ближе к Иисусу, чем кровные родственники (Мк. 3:33–35). Только в повествовании о распятии вновь упоминается М., когда умирающий Сын доверяет попечение о ней любимому ученику (Ин. 19:25–27). В последний раз она, вместе с Его братьями, упоминается после воскресения Иисуса: М. находилась среди Его учеников (Деян. 1:14). Здесь исполнилось ее обещание: «Се, раба Господня» (Лк. 1:38). Ее особый путь как матери Иисуса слился в конце жизни с путем всех тех, кто уверовал в воскресение Христа и следовал за Ним;

2) М. Магдалина, происходившая, согл. своему прозвищу, из города ⇒ Магдалы. Иисус изгнал из нее семь бесов (Лк. 8:2; Мк. 16:9). С этого часа она принадлежала к самым верным Его ученицам и вместе с другими женщинами заботилась об Иисусе и Его учениках (Лк. 8:3). Вместе с другими ученицами она сопровождала Иисуса в Иерусалим; они присутствовали при распятии (Мф. 27:55.56), участвовали в погребении Иисуса (Мф. 27:61; Мк. 15:47) и утром воскресения обнаружили, что гробница пуста (Мк. 16:1–5; Ин. 20:1). После того как М. возвестила об этом ученикам, ей первой было дано встретить Воскресшего (Ин. 20:2.11–18). Многие полагают, что женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса, была М. (Лк. 7:36–50). Однако евангельский текст не дает к тому оснований; в Ев. от Луки не названо имя этой женщины, кроме того, М. нигде не именуется «грешницей»;

3) М. из Вифании была сестрой ⇒ Марфы и ⇒ Лазаря. По природе своей она была сдержанней, чем Марфа (Ин. 11:20,28,29). М. быстро поняла, что, только внимая благовестию Иисуса, можно быть Его настоящей ученицей (Лк. 10:38–42). Незадолго до Его смерти она помазала Иисуса драгоценным миром и этим, сама того не ведая, приготовила Его к погребению. Иисус защитил ее от обвинений тех, кому высокая цена благовония помешала увидеть силу любви М. (Мф. 26:6–13; Мк. 14:3–9; Ин. 12:3–8);

4) М. Клеопова – женщина, упомянутая в числе присутствовавших при распятии (Ин. 19:25), причем греч. текст не позволяет понять однозначно, была она дочерью или (что правдоподобнее) женой Клеопы. М. – мать двух учеников Иисуса – Иакова и Иосии (Мф. 27:56). Она названа в числе женщин, пришедших к гробнице Иисуса (Лк. 24:10). В Мф. 27:61; Мф. 28 она именуется «другая Мария». Если ⇒ Клеопа может быть отождествлен с Алфеем (Мф. 10:3; см. парал. места), тогда один из сыновей М. – ап. Иаков;

5) мать Иоанна Марка (Деян. 12:12). Она, очевидно, была состоят. женщиной, поселившей членов церкви в своем доме, куда и направился Петр после освобождения из темницы. Согл. Кол. 4:10, она – тетка (по смыслу Синод. пер. – сестра) Варнавы;

6) христианка в Риме, много сделавшая для Церкви. Павел просит при-ветствовать ее (в Синод. пер. – Мариамь, Рим. 16:6).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle