Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга пророка Наума

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ

Об обстоятельствах жизни пр. Наума неизвестно ничего, кроме названия города, откуда он был родом, ⇒ Елкос. Предсказывая падение Ниневии, которая в 612 г. до Р.Х. была завоевана вавилонянами и мидийцами, Hаум упоминает о штурме Но-Аммона (егип. Фив), предпринятом ассирийцами в 663 г. до Р.Х. Т.о., его пророчество следует отнести к периоду между этими двумя датами. Создается впечатление, что во времена Наума Ассирия еще находилась на вершине своего могущества: в Ниневию стекались богатства, награбленные в воен. походах (Наум. 2:13; Наум. 3:1), а в покоренной Иудее (Наум. 1:13) повсюду можно было видеть ассир. купцов, князей и военачальников (Наум. 3:16,17). Такое вряд ли было возможно в период правления Иосии, но в царствование Манассии представляется вполне вероятным. В то время Аснафар (Ашшурбанипал) подавил восстание своего брата, вавил. царя Шамаш-шум-укина (648 г. до Р.Х.), и не исключено, что пленение Манассии (2Пар. 33:11) было связано с участием этого царя в антисир. заговоре. В это безрадостное для Иудейского царства время весть К.п.Н. о грядущем суде над Ниневией, которая вызывала всеобщий страх и которую пророк называл «логовищем львов» (Наум 2 и след.), звучит особенно ободряюще.

II. КОМПОЗИЦИЯ

1. Вступление (Наум. 1:1).

2. Хвала Богу (Наум. 1:2–15):

а) Господь как праведный судья (Наум. 1:2–8);

б) Бог наказывает Своих врагов и спасает народ Израиля (Наум. 1:9–15).

3. Суд над Ниневией (Наум. 2Наум. 3:19):

а) взятие города (Наум. 2:1–5);

б) разграбление (Наум. 2:6–10);

в) логовище львов (Наум. 2:11–13);

г) вина и наказание (Наум. 3:1–7);

д) сравнение с егип. Фивами (Наум. 3:8–15);

е) неотвратимость суда (Наум. 3:16–19).

III. СТИЛЬ

Книга написана живым, образным языком, прекрасно передающим непосредств. впечатления пророка от того, что пришлось ему увидеть во время осады и штурма города (Наум 2 и след.; Наум 3 и след.). В 1-й главе автор, кроме того, использует форму акростиха, правда, не так последоват., как того требовали законы жанра (⇒ Поэзия).

IV. СОДЕРЖАНИЕ И БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Пророк возвещает: Господь воздает Своим противникам (Наум. 1:2). И великие мировые державы, какими бы ни были самонадеянными их правители, подчинены Богу Израиля. Его суд настигнет и могучую Ниневию, грехи которой состоят в насилии, угнетении других народов, грабеже и жажде наживы (Наум. 2:12; Наум. 3:1,4,16). От Израиля, которому провозвещается освобождение от ассир. господства (Наум. 1:13), требуется воздавать благодарение Господу, соблюдать праздники и исполнять обеты (Наум. 1:15; возможно, этот стих предвещает реформы Иосии).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle