Знание
I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮ
Яда евр., переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений: «узнавание», «осведомленность о чем-либо», «познание». От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей: к ⇒ познанию.
II. БОЖЬЕ «ЗНАНИЕ»
Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх. 33:12; 3Цар. 8:39; Иов. 23:10; Пс. 1:6; Пс. 36:18; Пс. 102:14; Ин. 2:24). Человеку следует каяться и смиряться (Пс. 102:14; Пс. 138:1; Ис. 1:3; ср. послания ангелам церквей в книге Откровения, начинающиеся словами: «Знаю дела твои», Откр. 2:2,9,13,19; Откр. 3:1,8,15), поскольку Господь знает не только о его недостойных поступках, но и о тайном позоре и обличает грех, в котором человек не признается. Но вместе с тем З. Богом нашей вины должно вызывать у нас радость и благодарение Ему, т.к. в этом содержится предпосылка нашего очищения (Наум. 1:7).
III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ «ЗНАНИЕ»
З. о Боге, которое Адам вынес из Едемского сада, оказалось утраченным, так как человек отвернулся от Бога. Точно так же и то З. о Боге, которое израильтяне получили во время странствования по пустыне, было утеряно ими из-за идолопоклонства (Суд. 2:10; Ис. 1:3; Иер. 31:32). Но обетованное Богом (Иер. 31:34) исполнилось в Иисусе (Евр. 8:10): через ⇒ откровение Божье в Иисусе Христе человек смог узнать Бога как Он есть (Ин. 14:7–9; 1Тим. 3:16). Это З. не стало преимуществ. правом мудрых, оно доступно для всех, и даже прежде всего для тех, кто в глазах мира выглядит немудрым (1Кор. 1:26–31), но призван к истинной мудрости (Иер. 9:23).