Забота
Забота [евр. дэага йагон], в первую очередь – беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс. 12:3, в Синод. пер. – «скорбь»; Притч. 12:25, в Синод. пер. – «тоска»; Иез. 12:18, в Синод. пер. – «печаль»). Наряду с этим слово «З.» означает опеку сильного над слабым, над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих (Неем. 9:21; Пс. 54:23; 1Петр. 5:7), как и обо всем сотворенном мире (Мф. 5:45; Мф. 6:26.28–30). В этом смысле следует понимать Его призыв не заботиться о пище и одежде (Пс. 126:2; Мф. 6:25–34; Лк. 21:34; ср. Пс. 39:18). Бог повелевает ученикам не заботиться о правильных ответах правителям, ибо им «будет дано, что сказать» (Мф. 10:19.20; Лк. 12:11). Павел также советует обращаться во всех своих делах к Господу (Флп. 4:6), ибо тот, кто всецело отдается своим З., становится невосприимчивым к словам Божьим (Мф. 13:22; Мк. 4:19; ср. Ис. 57:11); такой человек живет в отрыве от реальности (Екк. 5:2). Праведной З. является З. о собственном грехе, т.е. осознание греха (Пс. 37:19). Следует заботиться о других, особенно о своей семье и родных (1Тим. 5:8.16). Апостолы и предстоятели несут З. о церквах (2Кор. 11:28; Флп. 2:20; 1Тим. 3:5), а церкви, в свою очередь, заботятся о мужах, служащих им (Флп. 4:10). Но всегда существует опасность впасть в чрезмерную, по сути своей эгоистическую, З. о ближних (1Кор. 7:32–34); за такими заботами человек перестает внимать Богу и не ищет Его воли (Лк. 10:41).