Еммаус
Еммаус [от евр. хаммат, «горячий источник» ]. Местонахождение этого селения, «отстоявшего на 60 стадий» (ок. 11,5 км) от Иерусалима (Лк. 24:13), вызывает большие споры. Евсевий Кесарийский и Иероним обозначают Е. в своих «Ономастиконах» (списках геогр. названий) как родной город Клеопы (Лк. 24:18), называвшийся в свое время Никополем. В 1Мак. 3 есть упоминание о Е., как о поселении, располож. на равнине вблизи гор (ср. 1Мак. 4:16–21). Согл. этому сообщению, Е. следует искать неподалеку от Гезера, отождествляя его с тем поселением, которое позднее стало называться Никополем, – совр. Амвас. Однако расстояние от этого селения до Иерусалима более чем вдвое превышает то, что указано Лукой, и равняется 160 стадиям, т.е. ок. 31 км. Даже если учесть, что в отдельных списках Ев. от Луки указано расстояние в 160 стадий, это никак не согласуется с тем, что путники, шедшие в Е., вернувшись в Иерусалим, еще застали всех учеников Иисуса в сборе. Однако вариант со 160 стадиями нельзя исключить полностью. Когда ученики попросили Господа остаться с ними в Е. (Лк. 24:29), было прим. 7 часов вечера. При свете полной луны (праздник Пасхи празднуется в 14-й день месяца нисан и всегда в полнолуние) они прошли путь от Е. до Иерусалима и прибыли туда после полуночи. Т.о., не следует отказываться от варианта, основанного на древнем предании.
В качестве места, где находился Е., исследователи предложили семь различных пунктов в окрестностях Иерусалима, отстоящих от него ровно на 60 стадий (11,5 км). Хотя при раскопках в Эль-Кубебе, располож. сев.-зап. Иерусалима и удаленном от него именно на такое расстояние, были обнаружены развалины церкви, это селение никогда не носило названия Е.; к тому же, здесь нет источника. Самое древнее предание указывает на Еммаус-Никополь, находящийся в 23 км зап. Иерусалима. Дом Клеопы якобы был перестроен в базилику. Здесь поверх фундамента одной рим. виллы действительно были обнаружены развалины визант. базилики, вероятно, V в. К тому же, располагавшиеся здесь купальни свидетельствуют о наличии горячих источников, которые были засыпаны в более позднее время. Расстояние в 160 стадий довольно точно соответствует протяженности наиб. оживленной рим. дороги от Иерусалима через Беф-Орон в Еммаус-Никополь. Возможно, более поздний вариант прочтения, указывающий расстояние в 160 стадий, является сознат. исправлением, которое было сделано с учетом древних преданий о местонахождении Е. Не исключено, что цифра 60 в самой древней рукописи стала результатом ошибки переписчика, но, возможно, также, что это было сделано сознательно.