Дуб
Словом «Д.» в Синод. пер. Библии передано несколько различных евр. слов. Слово аллон, которым названо дерево Васана, обозначает собственно Д. (Ис. 2:13; Иез. 27:6; Зах. 11:2). В Ис. 6 и в Ос. 4наряду со словом аллон употребляется слово эла, переведенное в названных местах как «теревинф», а во многих других – как «дуб». В Палестине произрастают след. разновидности Д.:
1) Д. хермесовый (Quercus coccifera), вечнозеленое дерево с густой листвой. Небольшие листья этого Д. обрамлены зубцами, желуди мелкие, с твердой скорлупой;
2) греч. Д. (Quercus aegilops), встречающийся преимущ. в Галилее, а также на вост. берегу Иордана. «Дубы Васанские» (Ис. 2:13; Иез. 27:6) были, по-видимому, именно этого вида. Листья у этих Д. крупнее, чем у хермесовых, весной они обновляются. Продолговатой формы съедобные желуди находят также применение при дублении кож;
3) к другим, менее распростр. разновидностям Д. относятся каменный Д. (Q. ilex), произрастающий, в частности, на горе Фавор, и чернильный Д. (Q. cerris). Только в горах Антиливана насчитывается еще восемь разновидностей Д., и среди них – распространенный в Европе скальный (сидячецветный) дуб (Q. sessiliflora);
4) ⇒ Теревинф;
5) евр. слово эшэл, также переведен. в Синод. пер. как «дуб», означает тамариск (Tamarix) – дерево, имеющее мелкие листья в форме чешуек или иголок, тесно прижатых к ветвям. В Палестине растет несколько разновидностей тамариска. Самое крупное из этих деревьев, Tamarix arti-culata, достигает величины дуба. Встретить тамариск можно прежде всего в долинах с пересыхающими ручьями, в пустынях и степях (1Цар. 22:6; 1Цар. 31:13). В Библии Д. упоминается часто. Иногда у Д. были имена, от которых происходили названия местностей (Суд. 9:6.37; 1Цар. 10:3). Под Д. иногда хоронили умерших (Быт. 35:8) и приносили жертвы идолам (Ос. 4:13). Из дубовой древесины изготовлялись статуи идолов (Ис 44 и след.). Д. служит воплощением величия и силы, которые, однако, ничего не значат перед Богом (Ис 2 и след.; Зах. 11:2).