Дело, действовать
I. ДЕЛА И ДЕЙСТВИЯ БОЖЬИ
1) в Библии Бог, в отличие от «бога философов», действует. Его вечная сила и Божество «чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Бог действует доныне (Ин. 5:17) и является одним и тем же, «производящим все во всех» (1Кор. 12:6). Д. Божьи велики и многочисл. (Пс. 103:24). Бог позволяет радоваться Д. рук Его и восхищаться ими (Пс. 91:5), но никто не в состоянии достойно восславить все достославные дела Его (Пс. 105:2). При этом Библия подразумевает Божьи Д. в природе и во всем мироздании (Пс. 8:4; Пс. 18:2; Пс 91 и след.; Пс. 101:26; Пс. 103:1; Пс. 138:14). Но она прославляет и действие Бога в историч. процессе, прежде всего в истории народа Израиля (Втор. 3:24; Втор. 11:3; Суд. 2:10; Пс. 45:9; Пс. 63:10; Пс. 65:3; Пс. 67:29; Пс. 76:13; Пс. 94:9; Пс. 106:22; Пс. 110:2.7; Пс. 144:4; Ис. 10:12; Ис. 19:25; Ис. 28:21; Иер. 51:10). Это Д. еще не завершено, оно простирается в будущее, в конец времен (Ис. 60:21);
2) поскольку Бог действует, то действует и Его Сын, Иисус Христос (Ин. 5:17). Он не только Учитель, Он Сам совершает дело Божье (Ин. 4:34; Ин. 5:20.36; Ин. 9:4; Ин. 10:25.37; Ин. 14:10; Ин. 17:4). Слово Иисуса, как и слово Бога (Пс. 32:9), действенно (Мф. 8:5–10). Поэтому в деятельности Иисуса слова и Д. (в т.ч. чудеса, исцеления и изгнания бесов) неразрывно связаны между собой, и эта деятельность разрушает дела дьявола (1Ин. 3:8). Церковь Христова по праву называет искупит. деяние Иисуса и перенес. Им страдания Д. спасения;
3) хотя Писание нигде не употребляет выражение «дело Святого Духа», но все то, что Господь делает со Своими чадами и через них, Он совершает посредством Духа. Об этом отчетливо свидетельствует миссионерская деятельность Его посланников (Деян. 13:2; Деян. 14:26). В других местах Писания такое положение вещей может быть выражено несколько иначе (Мк. 16:20; Рим. 15:18; 1Кор. 4:15; 1Кор. 9:1; Еф. 3:20; Флп. 2:13; Кол. 1:29; Кол. 2:12; 1Фес. 2:13). Иисус дал Своим ученикам обетование о том, что с помощью Св. Духа они смогут творить такие же дела, какие творил Он Сам, и даже большие (Ин. 14:12).
II. ДЕЛА ВОЗРОЖДЕННЫХ
1) в ходе истории библ. учение об оправдании было серьезно искажено в связи с неправильно понятым значением дел в жизни христианина. НЗ ясно учит тому, что никто не оправдается перед Богом делами Закона, т.е. теми делами, которые совершаются с целью добиться оправдания пред Богом. «Человек оправдывается верою» (Рим 3 и след.,28; Рим 4 и след.; Гал. 2:16; Еф 2 и след.; 2Тим. 1:9), «действующей любовью» (Гал. 5:6), ибо в этом открывается та праведность, которая действительна перед Богом. ⇒ Плоть по сути своей не может исполнить требования Божьего Закона (Рим. 7:22–25; Рим. 8:1–8). Поэтому все дела, даже при безукоризн. соблюдении закона, тщетны перед Богом (Флп. 3:3–9). Это «мертвые дела» (Евр. 6:1; Евр. 9:14). Но возрожд. уже не живет «по плоти», он служит Богу «по духу» (Рим. 8:9; Флп. 3:3). Поэтому апостолы требовали и ожидали от церквей и от отдельных верующих добрых Д. во Христе (Еф. 2:10). Т.о., вера и Д. не только не противоречат друг другу, но и по своей сути связаны в послушании вере (Рим. 1:5; Рим. 14:25). Иаков показывает, что живая вера подвигает на Д. и проявляется в Д. (Иак. 2:14–26). Павел великолепно выразил эту же мысль в краткой формулировке, сказав о «деле веры» (1Фес. 1:3). И в Послании к ефесянам он говорит: вы спасены «не от дел», но именно благодаря своему спасению мы есть «Его творение», «созданное во Христе Иисусе на добрые дела». Эти Д. «предназначены» нам и, след., в них нет нашей заслуги, но мы должны жить в них, как святые, вооруж. на Д. служения (Еф. 2:8–10; Еф. 4:12). Поэтому во многих местах Библия требует от церквей и верующих добрых Д. и просит о них (2Кор. 9:8; Кол. 1:10; Кол. 3:17; 1Тим. 2:10; 1Тим. 6:18; Тит. 2:14; Тит. 3:8; Евр. 13:21; Откр. 2:3). От христиан ожидается преуспевание в деле Господнем (1Кор. 15:58), и проклятию подлежит тот, «кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10). Ибо доброе Д. – это видимое свидетельство присутствия Царства Божиего в мире (Мф. 5:16; 1Петр. 2:12);
2) не должно удивлять и то обстоятельство, что НЗ свидетельствует о суде «сообразно с делами», который коснется не только неверующих (Рим. 14:10; 1Кор. 4:5; 2Кор. 5:10; 1Петр. 1:17). Дела, которые мы совершали как верующие, попадут в испытующий огонь дня Господня. Они могут сгореть в этом огне; тогда мы потерпим поражение и будем посрамлены; но если они уцелеют, то принесут нам награду (1Кор. 3:11–15; 1Ин. 2:28).