Гора
I. Из числа упоминаемых в Библии гор наиб. известны: Г. Сион, ранее назыв. Мориа (2Пар 3:1), благодаря построен, на ней храму Господню получившая название «святой горы» (Пс 14:1; Ис 56 и др.); Г. Синай, «гора Закона»; Г. Кармил, «гора Нагорной проповеди» и Г. Фавор.
II. Издавна Г. считались местом Божьих откровений, молитв и жертвоприношений (см. Быт 22:2; 3Цар 18:19; Евр 8 и др). На жертвенниках, устроен, в Г. и на высотах, израильтяне по языч. обычаю приносили жертвы идолам (Иер 3:6; Иез 18:6; Ос 4:13), а также Яхве (Высота). Видимо, подобные святилища, устроенные на высотах, подразумеваются под «Г.», о которых говорится в Пс 120:1. Тогда конец дан. стиха следует понимать как вопрос: «Откуда придет помощь моя?», ответ на который дается в Пс. 120:2: «Помощь моя от Господа» (см. Иер 3:23). В НЗ часто говорится о том, что Иисус всходил на Г., чтобы проповедовать там Своим ученикам (⇒ Заповеди Блаженства, Мф 5:1.) и чтобы молиться (Мф 14:23; но ср. Ин 4:21). В горном безлюдье Иисусу пришлось противостоять дьяволу (Мф 4:8; Лк 4:5), а в горах Галилеи Он исцелил множество больных и насытил 5 тыс. человек. Г. были лучшим местом укрытия для беглецов (Мф 24:16; Ин 6:15), в особенности известняковые Г., прилег, к Мертвому морю.
III. 1) горные громады свидетельствуют о могуществе Бога Творца (Пс 64:7), Его силе и величии (Пс 17:8). Описания огнедышащих и дымящихся Г. служат доказат-вом безграничной власти Господа над природой (Пс 103:32); 2) Г. не только символизируют Божью справедливость (Пс 35:7), но и олицетворяют непреодолимые препятствия (Зах 4:7; 1Кор 13:2). Исаия призывает свой народ понизить эти Г., чтобы приготовить путь Господу (Ис 40:4). В метафорич. значении Г. олицетворяет также богопротивные силы (Иер 51:25; Дан 2 и др.). Но, по словам Христа, даже вера с горчичное зерно способна устранить эти Г. с пути (Мф 17:20).