Азбука веры Православная библиотека архиепископ Сергий (Спасский) Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. О победе святой веры

Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. О победе святой веры

Источник

Произнесено в Московском Большом Успенском соборе, 30 августа, 1869 года.

Сия есть победа, победившая мир, – вера наща (1Иоан.5:4).

Какая из побед самая труднейшая и славнейшая? Победа над самим собою. И эту победу прежде всего дает вера в Господа Иисуса Христа. Затем уже дается победа и над внешними врагами видимыми и невидимыми. Уверенность в победе у истинного последователя Христова так велика, что он не отчаевается ни в каких опасностях. Когда на возникавшее христианство открылись страшные гонения со стороны правителей Рима, жрецов, ученых и народа: святый апостол и евангелист Иоанн, среди начинавшейся, повидимому, неравной борьбы, уже торжествовал победу христианства. Сия есть победа, писал он, победившая мир, вера наша. И кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий. Затем в продолжении двух с половиною веков лилась кровь безоружных воинов Христовых – святых мучеников и исповедников; умирали тысящи, но вновь возникали тмы тем, наконец наполнили собою всю империю. Победа внутренняя завершилась победою открытою: одному из благоразумнейших царей языческих и всему войску его, христианами наполненному, пред сражением со злейшим врагом христианства, явилось на небе знамение святого Креста с начертанными явственно словами: «сим побеждай», – и с сего времени христианство сделалось господствующею верою в Римской империи.

Но сим не кончилась борьба его с многоразличными кознями князя века сего. Видя, что язычество не может стоять пред светоносным христианством, дух тмы производит разделения между самыми христианами и изводит против них нового врага внешнего. В стране Исмаила, посягавшего некогда на наследие кроткого Исаака, близ самой колыбели христианства, он воздвигает человека с именем пророка, вооружает его мечем и поставляет между миром языческим и христианским. С ударами меча агарянского быстро распространилось учение Магометово по всем пределам мира христианского. Было время, что христианство находилось, повидимому, в безвыходном положении: с одной стороны оно окружено было непроницаемою стеною теснивших его Агарян, а с другой – недоведомым океаном. Но что же? Корабли христианские пересекают волны неизвестных морей, христиане открывают новый языческий мир, распространяют здесь свет учения Христова и христианство является в тылу язычества и агарянства; между тем царство русское в передовой борьбе поражает правое крыло Агарян, народы Запада другое, а часть Славян и Еллины с твердостию противостоят им в самой средине. Таким образом мир языческий и агарянский со всех сторон окружен христианством и сверх сего, по действию Промысла, православное отечество наше необычайно распространено и поставлено в таком положении, что не только язычники и Агаряне, но и народы Запада удобно могут видеть в нем свет чистого учения святой соборной и апостольской Церкви. Сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Безчисленны герои святой веры православной и среди их ярко сияет восхваляемый и призываемый на помощь ныне Церковию святый благоверяый великий князь Александр Невский. Великими украшен был он добродетелями и многоназидательна для нас святая жизнь его. Чему поучает нас жизнь святого благоверного князя Александра Невского?

Во-первых великодушию, терпению и преданности воле Божией среди общественных и частных бедствий. Вся Русская земля стенала тогда под игом диких Монголов. Обезсиленная и вновь обезсиливаемая междоусобиями князей, она не могла противостать своим грозным врагам. Возстания народа в разных местах только увеличивали его бедствия, привлекая месть победителей. Святый благоверный князь явился в сие время поистине земным ангелом-хранителем народа Русского. Он неоднократно предпринимал продолжительные и опасные путешествия чрез дикие степи к ханам монгольским, и своим благоразумным ходатайством облегчал тяжесть бедствий народных и смягчал гнев победителей на проступки народа нетерпеливого. Самую жизнь свою он кончил рано, в летах мужества, на возвратном пути из столицы врагов своего отечества. Такому герою легче бы было положить свою жизнь за отечество на поле брани со врагами, но он ясно видел безполезность сей жертвы и одержал более славную победу, – победу над самим собою, претерпевая для блага России разные огорчения от врагов и предуготовляя тем внешнюю победу над ними в будущем. Сего мало. Самый народ Русский неоднократно причинял ему величайшия скорби. Новгородцы обязаны были ему знаменитейшею победою над врагами их – Шведами, но вскоре после того изгнали своего князя победителя. Он предал сие оскорбление суду Божию и заплатил за зло добром. Униженные, раззоренные соседними народами, они принуждены были снова просить его на княжеский престол. Возвратившись к ним, он не жалел своей жизни в борьбе с соседними врагами, доколе постоянными победами не водворил прочного мира. Несмотря на сии благодеяния, граждане новгородские изгнали сына его, которого он поставил им в князя вместо себя, когда сам принял престол великокняжеский во Владимире. Но он кроткими мерами довел их до раскаяния. Наконец, когда к испытанию великой души его, возвращенный им сын, будучи увлечен буйным народом, возстал против отца, не желая, по его совету, платить дани Монголам, то и в сем случае, при помощи Божией, он успел вразумить непокорных без кровопролития. Таково терпение и великодушие святого благоверного князя!

Во вторых жизнь святого благоверного князя Александра Невского поучает нас ревности по святой православной вере. Владычество Монголов не было опасно для веры православной. После неудачных опытов насилия в деле веры сии враги увидели, что Россияне скорее готовы жертвовать жизнию, чем верою, и оставили совесть их в покое. В то же время первосвященник Рима в несчастии России думал видеть благоприятный случай к распространению своей власти. Он первоначально силою хотел принудить благоверного князя к принятию учения римской церкви. Но святый князь не жалел своей жизни для отражения врагов веры православной. Твердая вера его даровала ему на берегах Невы знаменитую победу над шведским полководцем Биргером, который с сильным войском, в сопровождении западных епископов, не сомневался покорить Новгород сперва оружием, а потом учением. Когда получено было известие., что шведское войско стоит уже на Новгородской земле, благоверный князь, не ожидавший нападения и не готовый к борьбе, прежде всего поспешил в храм Божий для излияния пред Богом своей молитвы о помощи свыше. Он решил вступить в борьбу со врагами в день намяти равноапостольного князя Владимира и призывал на помощь как его, так и сыновей его, Бориса и Глеба – святых предков своих. «Нас немного, сказал он затем дружине своей, но Бог не со многими, а с правыми», – и вот один из благочестивых сподвижников его, в ночь на 15-е Июля наблюдавший за движением неприятелей, увидел, при восходе солнца, на реке Неве ладию с двумя витязями. По чертам лиц и по одеждам их он узнает в них благоверных князей Бориса и Глеба, как они изображались на святых иконах; затем слышит, как старший брат побуждает младшего спешить, дабы помочь сроднику их Александру. Это видение ободрило героя православия; блистательная победа над Шведами увенчала его именем Невского, и Церковь освятила сие титло.

Спустя довольное время после сего первосвященник Рима прислал к благоверному князю ученых проповедников своей веры с лестными обещаниями временных выгод в случае принятия князем римского учения; но посланные получили в ответ: «мы знаем историю веры от начала мира».

Твердая уверенность благоверного князя в том, что сама православная вера дарует народу Русскому торжество над его внешними врагами, оправдалась событиями последующих времен. Не сия ли вера положила в сем первопрестольном граде начало объединения раздробленной России и создала обширнейшую монархию в свете?

Жители первопрестольного града, сыны отцов, верою победивших царствия! Без сомнения, вы видите знамения времени, и более чем знамения. Настоит время открыться ревности вашей к распространению, утверждению и охранению святой православной веры. Ревность ваша по вере еще прежде пробивала себе пути в многоразличных обстоятельствах общественной жизни; но ныне сам Промысл распоряжениями высшей Власти вызывает ее к большей деятельности. Так Августейшею волею вверяется вам устроение общества распространения веры между народами, неведущими учения Христова! Дело великое для Церкви и отечества; ибо успехи веры суть несомненные залоги и гражданского благоустройства и союз веры есть крепчайший из союзов, какие только могут связывать народы между собою. Господь, по молитвам угодников земли Русской, благословляет оружие нашего воинства на востоке для того ли только, чтобы извлекать материальные выгоды из стран побежденных народов? Если сии народы не соединятся с отечеством нашим союзом веры, то при первом удобном случае они обратят наше же оружие против нас самих. Но еще страшнее то, что холодных к вере будут судить святые предки наши, до крове и до смерти за веру подвизавшиеся, и между ними прославляемый ныне святый благоверный князь Александр Невский. Без сомнения, он пособствует тезоименитому ему, Благочестивейшему Государю нашему АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ во всех благих его намерениях, как самому ему при жизни содействовали святые Борис и Глеб, сродники его; без сомнения, он предшествует и храбрым нашим воинам в песчаных степях Азии, где еще во время земной жизни путешествовал к грозным повелителям страдавшей земли Русской. Но слово Божие должно идти далее оружия воинского. За народами, России покорными, тмы тем язычников сидят во тме и сени смертной и ожидают явления света Христова. Для того ли Господь необычайно распространил пределы отечества нашего и слил их с пределами языков, неведущих учения Христова, дабы мы равнодушно смотрели на то, с какими усилиями христиане отдаленного Запада стараются привить там учения своих церквей и обществ? Кому много дано, с того много и взыщется, и самые благодеяния Господь может обратить в наказание за нерадение. Так и обширные пределы царства могут только увеличить число врагов, если оно не соединит соседние народы с собою союзом веры. Православные Еллины среди общественных бедствий имеют утешение обращать свои взоры на север – на могущественную Россию. Если Россия не родит себе сынов и дщерей по вере между другими народами; куда она обратит свои взоры, когда (чего не дай Бог) будет подвергнута великим испытаниям?

Итак на каждом христианине и добром гражданине лежит святая обязанноеть содействовать, по мере сил и средств своих, возникающему обществу распространения святой веры. Одни могут содействовать ему благим советом и честным трудом, другие – пособиями вещественными, а все вообще усердною молитвою о преспеянии сего великого дела, которое чем важнее, тем более встречает всякого рода препятствий и тем усерднейших требует деятелей. Жатва многа, делателей же мало. Молитеся убо господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою (Матф. 9, 38).

Другими действиями высшей Власти ревность ваша, православные христиане, возбуждается к утверждению святой веры внутри отечества нашего чрез посвящеяие себя или лучших членов своего семейства на пастырское служение Церкви. Несомненно верно то, что на каждом христианине лежит обязанность с полною готовностию посвящать себя на пастырское служение Церкви, если в нем откроются свойства, сему служению пристойные. Доселе многие из христиан с усердием приносили в жертву Богу немалую долю от своих имений. Без сомнения, приятна Богу сия жертва, но гораздо для Него приятнее принесение в жертву себя самого или лучших членов своего семейства. Итак успех новых постановлений о сем много зависит от действительной, на все готовой ревности по вере членов Церкви вообще. Да послужат сии начинания к действительному благу Церкви российской! Да изойдут на ниву ея делатели добрые, которые бы в бедности не падали, в изобилии не усыпали духом, имели сугубую мудрость и благодать врачевать неверие и суеверия, пресекать расколы и разделения в вере, среди темных нравов не жестели сердцем, сильным мира не страшились говорить правду! Да светит Церковь российская ярко всем племенам и народам, ведущим Христа и неведущим, от восток солнца до запад!

Веруем, Господи, что Ты бодрствуешь над святою своею Церковию. Аминь.


Источник: Слова доктора богословия архимандрита Сергия. - Москва : Тип. А. Гатцука, 1882. - 214, II с. / Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. О победе святой веры. 49-57 с.

Комментарии для сайта Cackle