Слово на праздник Знамения Богоматери. История праздника

Источник

Произнесено в Московcком Знаменском монастыре, что на старом Государеве дворе, 1863 года 27 ноября.

Яко призре на смирение рабы своея, се бо отныне ублажат мя вси роди (Лук.1:48).

Пресвятая Дева Мария, всеми добродетелями преукрашенная, особенно за смирение свое соделалась Материю Господа нашего Иисуса Христа, Который во дни земной жизни своей Сам послушлив был до смерти крестной. Свое глубокое смирение Матерь Господа сохранила и после прославления и вознесения Сына своего на небо при всех проявлениях в Ней Самой благодати Божией. Удаление Преблагословеняые Девы Марии от славы человеческой было причиною и того, что святые апостолы и евангелисты в писаниях своих не много повествуют о деяниях земной жизни Ея. Но, по успении Богоматери или по исполненном чудес преселении Ея от земли на небо к Сыну своему, слава Ея тем разительнее стала открываться в обществе верующих, чем глубже было смирение Ея при жизни. Благоговение к Пресвятой Деве, от апостолов и первых христиан переданное родам грядущим, постоянно возгреваемо было явными знамениями, силами и чудесами Ея. Святые изображения Божией Матери, заимствованные от различных состояний Ея жизни, стали повсюду распространяться между христианами первых веков и соделались источниками благодатной силы Божией, обильно изливаемой на притекающих с верою к Пресвятой Богоматери.

К числу древних изображений Божией Матери принадлежит и икона Знамения Ея. Всеблагому Господу угодно было прославить сию святую икону в различных странах нашего отечества многими знамениями и чудесами, из коих одно древнейшее и разительнейшее соделалось началом настоящего праздника.

В 1170 году по Р. X. великий княз Суздальский Андрей Георгиевич, составив неправедно союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными соединенными войсками для покорения сего города. Отвсюду стесненные осадою, жители Новгорода скоро увидели, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь отверстые храмы Божии наполняются рыданиями и молениями о небесной помощи. Третию уже ночь добродетельный архиепископ Новгорода Иоанн стоит пред иконою Всемилостивого Спаса на молитве об избавлении от обышедших зол. Наконец молитва его принята Богом. Архипастырь слышит голос, повелевающий ему изнести из церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улице, икону Богородицы и поставить ее на стене града. Обрадованный святитель посылает избранных лиц из своего клира, дабы они принесли икону Богоматери в соборную церковь. Но, при всех усилиях их поднять икону Владычицы, она остается неподвижною. Узнав о сем архиепископ сам идет в указанную ему церковь и падает в слезах пред иконою Богоматери. Во время молебного пения, когда возглашена была песнь: Предстательство христиан непостыдное, внезапно святая икона Владычицы подвигалась сама собою. Предстоящий народ в ужасе взывает: Господи помилуй. Архипастырь приемлет святую икону на свои руки и износит ее на стену града. Между тем нападяющие враги делают в сие время страшный приступ к городу. Одна из пущенных ими стрел ударила в святую икону и лик Богоматери обратился к городу. Слезы потекли из очей Пречистые на фелонь святителя. Вдруг тма покрывает врагов; ужас объемлет сердца их; они в смятении начинают поражать друг друга, осажденные устремляются на них и довершают поражение. В воспоминаяие сего события и возглашается ныне песнь Богородице: Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем, Тем же молим Тя: мир граду твоему даруй и душам нашим велию милость.

Странное зрелище представляет эта борьба сынов одной и той же церкви и одной земли русской. На той и другой стороне противостоят друг другу два святые и великие мужа: на одной архиепископ Иоанн, а на другой великий князь Андрей Боголюбский. Обе стороны требуют испытания и испытываются бедствиями. Впрочем Новгород, пощаженный в сие время от страшного опустошения, должен был смириться пред своими братьями. Вскоре в пределах его открылся великий голод, который заставил Новгородцев обратиться к великому князю Андрею Боголюбскому с мирными предложениями. Так чадолюбивый Отец небесный, наказуя милует и примиряет враждующих братий одной великой семьи! Таково начало праздника Знамения Пресвятые Богородицы, которое явлено Ею в Новгороде.

Силы и чудеса от иконы Знамения Божией Матери явлены не в одном только Новгороде, но в последствии и в других странах обширного отечества нашего, особенно же в областях Курской и Тобольской. Великие благодеяния от нея явлены и в первопрестольном граде Москве. Древний род бояр Романовых, по древнему достохвальному обычаю избирать покровителем дома кого либо из святых Божиих, соделывает икону Знамения Богоматери родовым своим молением. И что же? Матерь Божия после тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом земле русской, возвратив в руки россиян (22 октября 1612 года) Китай-город в Москве, бывший в руках польских, чрез месяц и пять дней – в самый праздник иконы Знамения Ея, передает ополчению русскому и священный Кремль, в котором находился в плену с материю своею юный Михаил Феодорович, возводит сего именитого юношу на престол России и под скиптром преемников его далеко распространяет пределы нашего отечества и возвеличивает царство российское. Поистине Она есть Царствия нерушимая стена и честный венец царей благочестивых (акафист).

Что может быть сильнее ходатайства Матери Господа? Простирал древле к небу Моисей руки свои на горе во время брани и молитвою его дарована победа Израилю на Амалика. А ныне не на земле, но на небе, и не раб Божий, но Сама Пресвятая Матерь Гоепода простирает пречистые руце свои за прибегающих под кров Ея.

Христиане! Сии пречистые руце Богоматери простерты за каждого, притекающего к Ней с верою. Что может быть утешительнее и поучительнее сего видения? За кого не умолят сии пречистые длани, подъятые к Сыну Ея? Какие бы грехи не тяготили души наши, какие бы бедствия не окружали нас, – от всякого зла сильно избавить нас ходатайство небесной Заступницы. Но да не осудят нас сии пречистые руце, и ныне простираемые Ею за нас! Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим ходатайствует за нас недостойных и на светозарном небе! Как же нам грешным не молиться за себя на сей темной земле?

Пресвятая Богородице! Спаси нас! Аминь.


Источник: Слова Доктора богословия Архимандрита Сергия. — М.: Типография А. Гатцука, 1882. — С. 12-16.

Комментарии для сайта Cackle