Историческое описание Махрищского монастыря

Источник

Махрищский монастырь находится в Александровском уезде, Владимирской Губернии, в 12-ти верстах от Александрова и в 35-ти от Троицкой Лавры, к востоку. Он стоит на берегу небольшой реки, называемой Махрища и впадающей под самим монастырем в реку Молокшу. Монастырь сей основан во второй половине XIV века.

Основатель оного, Преп. Стефан Махрищский, современник Преп. Сергия, родился в Киеве от благочестивых родителей. Отданный в отрочестве в научение книжное, он показал скорые успехи в чтении и разумении Божественного писания; возрастал в благочестии, в чистоте и в просвещении разума. Достигнув совершенного возраста, решился избрать путь иночества, проложенный прославленными подвижниками Киевскими. По надлежащем искусе, Архимандрит Печерский постриг Стефана, нарекши ему сие имя, мирское же имя его неизвестно. Вскоре, Стефан, ревнуя великим образцам подвижничества, явил себя достойным быть примером для других: прежде всех он входил в храм Божий и после всех выходил из него; на молитве стоял неподвижно, не переходя с места на место, не преклоняясь на стену, «руце согбене имея, яко осужденник»; наставника своего в житии иноческом слушал беспрекословно, так что ни одно слово его не оставалось бесплодным для Стефана; служил братии, как последний раб и за свое смирение, кротость и безмолвие приобрел любовь от всех братий обители Печерской.

Не мало времени жил он в монастыре Печерском, более и более, усовершаясь в подвигах иноческих. Но, Промысл Божий, посредством скорбного наведения, вызвал его с юга на север России. С того времени, как Гедимин, Вел. Князь Литовский (в 1320 году), овладел Киевским Княжеством и поставил в Киеве своего наместника, православные начали терпеть притеснения от Латин. С 1339 года, когда Казимир Король Польский, покорил своей власти всю Галицкую землю и Волынию, бедствия православных в Киеве чрезвычайно увеличились: преданный своему вероисповеданию, Казимир воздвиг гонение на православную веру, притеснял Русское духовенство и много зла делал православным христианам, отъемля у них церкви для Латинского Богослужения. В сие время, многие иноки оставили монастыри Киевские и перешли в другие места, где могли спокойно упражняться в подвигах поста и молитвы. Тогда же и Св. Стефан, помянув слово пророческое: изыдите от среды их и отлучитесь, и нечистоте их не прикасайтесь (Ис.52:11), вышел из Киева с некоторыми из иноков и отправился с ними на север Руси по направлению к Москве, слышав, что там благодатью Христовой православная вера соблюдается не колеблемо. Св. Стефан прибыл в Москву в княжение Вел. Кн. Иоанна Иоанновича (1353–1359), которого нашел добре держащим скипетр великой России, поддерживающим православную веру, устрояющим монастыри, любящим священников, благотворящим убогим. Великий Князь с уважением принял Стефана, о благочестивой жизни которого слышал прежде и часто беседовал с ним о пользе душевной.

Но любя издавна безмолвие, Св. Стефан не захотел оставаться в столице Великокняжеской и обратился к Иоанну с прошением дозволить ему построить монастырь в его области. Великий Князь согласился исполнить его желание, снабдил его потребным на построение монастыря и дал свою жалованную грамоту, которая хранилась еще в Махрищском монастыре во времена Иоанна Грозного. Стефан пошел из Москвы на северо-восток, где из лесов и дебрей просиявала обитель Преп. Сергия, и где любители безмолвия могли найти много мест удобных для пустынножительства. Много мест пустынных обошел Стефан и остановился в 35-ти верстах от обители Троицкой на месте, которое называлось Махрище. Место сие угодно было Преподобному и он по молитве водрузил здесь крест, и поставил келью. На новом месте жительства, Преподобный посвятил себя новым трудам: сам рубил лес, возделывал землю, не обогащения желая, но исполняя слово Господне к праотцу Адаму: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт.3:10); и Апостольское: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2Сол.3:10). От избытка же питал странных и нищих, следуя совету Премудрого: чти Господа от твоих праведных трудов (Притч.3:9).

Скоро узнали о новом подвижнике Махрищском и к Стефану стали приходить желавшие пустынножительствовать под руководством Святого отшельника. Сначала он не хотел принимать их, желая сохранить безмолвие, но преклоненный их молениями, решился принимать их. И когда собралось довольное число братии, поставил деревянный храм в честь Св. Троицы, и освятил его по благословению Митрополита Московского1, который рукоположив Стефана во Пресвитера, благословил ему быть настоятелем монастыря. При умножении братии, в скором времени, настала нужда распространить монастырь: Стефан обнес его деревянными стенами, поставил трапезу и кельи для братии, и ввел общежитие.

С принятием должности начальствования наипаче явилось смирение Стефана: он был примером добродетелей для братий, трудился в устроении монастыря, был кроток и молчалив, так, что никогда не видали его во гневе, если настояла нужда вразумить согрешившего из братий. Одеяние его было так убого, что посторонние не могли узнать в Стефане настоятеля.

Особенные обстоятельства, по устроению Промысла Божия, доставили Преп. Стефану утешение видеть у себя в монастыре Преп. Сергия. В одну субботу Преп. Сергий служил вечерню в своем монастыре; Стефан, родной брат его, игумен Богоявленского монастыря в Москве, пришедший посетить Преп. Сергия, стоял на левом клиросе и в разговоре с канонархом, услышав приданное Преп. Сергию наименование игумена, сказал: Кто здесь игумен? Не я ли воздвиг здесь церковь? Сии слова услышал Преп. Сергий и как никогда не желавший начальствования, принял оные за благоприятное знамение, чтоб оставить начальство. После вечерней службы, не входя в свою келью, он удалился из монастыря и на другой день, пришел в Махрищский монастырь. Игумен Махрищский Стефан, услышав, что пришел Преп. Сергий, велел ударить в било и с собравшимися братьями вышел к нему навстречу: оба они поклонились друг другу до земли, прося взаимно благословения. Долго пребыли они лежащими на земли, потому что никто не хотел принять на себя первенства дать благословение другому; наконец, умоленный Стефаном Сергий дал ему благословение и целование, и всей братии; потом вошли в церковь и совершили молебное пение. Несколько дней пробыл Св. Сергий в монастыре Махрищском, ходил по пустыни, утешался местом, избранным для обители и открыл Стефану, что желал бы избрать уединенное место, и в нем безмолвствовать. Он просил Стефана отпустить с ним одного из иноков Махрищских, который бы знал окрестные места. Стефан сказал Сергию: «ничто же есть в монастыре, еже возбранимо тебе»; сии знаменательные слова служат, как бы основанием духовной зависимости обители Махрищской от Лавры Сергиевой, – зависимости, продолжающейся доныне. Стефан дал Сергию одного из учеников своих – Симона и оба они отправились в пустыню, и в 15-ти верстах от Махры нашли возвышенное и прекрасное место над рекой Киржач: здесь Преподобный Сергий решился остаться.

Между тем, братия Троицкой обители, скорбя об удалении Преподобного, искали его и несколько их разошлось в разные стороны. Некоторые из них пришли в Махрищский монастырь и здесь узнали, что Преп. Сергий пошел далее в пустыню с намерением построить монастырь. Таким образом, братия обители Троицкой обрели Преп. Сергия на Киржаче, где он, по благословению Митрополита Алексия, основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По просьбе своих учеников, наипаче же по повелению Святителя, Преп. Сергий согласился возвратиться в свой Троицкий монастырь, оставив настоятелем Киржачского монастыря ученика своего Романа.

И Св. Стефану суждено было Промыслом Божиим испытать нечто подобное тому, что случилось с Преп. Сергием, то есть – удалиться из своего монастыря и основать монастырь в другом месте. В версте с небольшим от Махрищского монастыря жил некто Григорий – муж благочестивый, измлада навыкший читать Божественное писание. Он часто ходил в обитель Стефана, беседовал с ним и отдав во владение монастыря свою усадьбу с засеянными полями, просил принять его в монашество. О нем говорили, что он от юности хранил чистоту телесную и незлобие. Св. Стефан, провидя в нем сосуд благодати, преподал ему духовные советы и постриг его. Григорий подвизался ревностно, пребывал в послушании своего наставника, имел смирение и нелицемерную ко всем любовь; днем был на службе монастырской, а ночи проводил в чтении Священных книг. Видя в нем достойного служителя Божия, Св. Стефан послал его в Суздаль с прошением удостоить его степени священства и Епископ тамошний, Алексий2 рукоположил его во Иеромонаха. Возвратясь в Махру, Григорий усилил свою подвижническую деятельность, ревнуя подвигам своего начальника.

Но переход усадьбы григориевой во владение монастыря был не по сердцу соседним владельцам, зная, что Вел. Князь Димитрий Иоаннович оказывает особенное уважение Стефану, некоторые из них опасались, чтоб и их владения не переданы были монастырю. Четверо таких владельцев: Алексей, Федор, Иван и Петр, жившие в селении Юрцове, недалеко от монастыря, поносили Стефана и даже грозили ему смертью, если он не удалится из монастыря. Стефан хотел укротить кротостью их неправедный гнев и говорил им: Бог да простит вас, чада! Но они приходили в большую ярость, «дышуще убийством». Тогда, призвав старшего из Иеромонахов, Илию, вручил ему временное управление обителью и объявил, что ему самому нужно идти недалеко для потреб монастырских. Взяв с собой Григория, он ночью вышел из обители и направил путь на север, к пределам Вологодским. Прошед много дебрей и болот, двое святых путников остановились в 60-ти верстах к востоку от Вологды, близь реки Сухоны, при потоке Юрьевом. Это было около 1370 года. Здесь они расчистили лес и соорудили церковь во имя Св. Троицы; потом, через несколько времени, построили другую церковь во имя Св. Георгия и поставили кельи. Таким образом, составился монастырь Авнежский. Пришельцам вспомоществовал некто Константин Дмитриевич, человек знатный и богатый; он много дал имения на устроение обители и в ней принял монашество, и имя Кассиана. Скоро молва о новоустроенном монастыре распространилась по окрестностям и число иноков в нем возрастало: слух о новых трудах Стефана достиг Вел. Князя Димитрия Иоанновича и он прислал в новоустроенную обитель значительные вклады и книги, а Стефану велел явиться в Москву. Передав настоятельствование Григорию и поставив Кассиана келарем, Стефан по молебном пении оставил монастырь Авнежский и отправился к Москве3. На пути зашел в Махрищский монастырь и с радостью принят был братией. Чрез несколько дней, он пошел в Москву и здесь, с уважением, был принят Вел. Кн. Димитрием, и получил благословение от Св. Алексия Митрополита. Великий Князь пожаловал монастырю Махрищскому многие урочища, озера и реки, и повелел Стефану опять настоятельствовать в своей обители.

Во время пребывания в Москве, Св. Стефан приобрел Церкви великого подвижника. У знаменитого окольничего Великокняжеского Тимофея Васильевича был родственник по имени Козма, который по смерти своих родителей жил у него и был казначеем его имения. Он еще в отрочестве возжелал жития иноческого и под мирской одеждой скрывал достоинства строгогоподвижника. Промысл исполнил его желание, встречавшее препону в воле Тимофея и орудием Своим избрал Св. Стефана. Узнав о прибытии его в Москву, Козма приходит к нему и убедительно, со слезами просит сподобить его чина иноческого. Стефан прозрел в нем сосуд благодати Божией, но не знал, как сделать его иноком вопреки воле Тимофея. «Если мы», рассуждал он, «возвестим о сем Тимофею, он не позволит сего сделать; если станем просить, он не послушает». И так, он решился облечь Козму в малый чин монашеский, и преднарек ему имя: Кирилл. После того, Стефан пришел к Тимофею в то время, когда сей после обеда лег отдохнуть. Тимофей встал и просил у него благословения; но Стефан ответствовал: тебя благословляет богомолец твой Кирилл. На вопрос: кто этот Кирилл? Стефан объяснил, что это Козма, бывший его слуга, теперь сделавшийся иноком. Тимофей возскорбел, услышав сие, разгневался на Стефана и поносил его. Тогда Стефан сказал слова Спасителя: идеже приемлют вас и послушают вас, ту пребывайте, а идеже не приемлют, ниже послушают, исходяще оттуду, и прах их прилипший ног ваших оттрясите пред ними во свидетельство им (Мф.10:14; Мк.6:11. Лк.10:11.), – и сказав сие, удалился. Свидетельницей сей беседы была жена Тимофея Ирина, женщина благочестивая и богобоязливая: слова, сказанные Стефаном, сильно подействовали на ее душу и она начала увещевать своего мужа, зачем он оскорбил человека Божия, и скоро привела Тимофея в состояние раскаяния. Тимофей послал просить Стефана к себе и когда он пришел, умолял простить ему сказанное во гневе: смиренный Стефан простил его и сам просил у него прощения. После сего Кирилл получил позволение располагать своей жизнью, как хочет и раздал все имение нищим. Стефан привел его в Симонов монастырь и передал Архимандриту Феодору, племяннику Преп. Сергия. Тот совершил полное пострижение и преднареченное имя оставил за новым иноком. Это был Преп. Кирилл Белозерский.

Великий Князь часто беседовал с Стефаном и накануне отшествия Стефана в Махру духовная беседа между ними продолжалась столь долго, что многие из вельмож дивились высокой степени уважения Димитрия к игумену Махрищскому. Преподав благословение Великому Князю, Стефан возвратился в свой монастырь и продолжал здесь подвизаться в добродетелях. Предчувствуя приближение смерти, он призвал братию, преподал им наставление, как вести жизнь богоугодную, облекся в великую схиму и причастившись Святых Таин Христовых, предал дух свой Господу, 14 июля 1406 года. В самое время кончины, Господь явил братии знамение, что душа Стефана вселится с праведными: келья Преподобного исполнилась благоухания. Со многими слезами ученики Стефана погребли тело отца своего в обители, им созданной.

Преемником Стефана был ученик его старец Илия, управлявший обителью во время пребывания Стефана на Авнеге. Он строго держался правил своего учителя, ревностно пекся о его монастыре и день памяти Стефана чтил с учреждением братии и питанием нищих. При нем число братий не оскудевало и казна монастырская умножалась. Не долго он жил после своего учителя и по кончине, погребен рядом с ним. После него игуменствовал Николай, муж достойный уважения за свое смирение: по жизни он был первым, а по одежде последним из иноков. Преемники Илии и Николая не восхотели соблюдать устава, введенного Св. Стефаном, и обитель начала приходить в оскудение. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар: он истребил церковь, трапезу и кельи; на пепелище осталось только несколько братий, которые стали жить порознь, не по уставу общежития. При оскудении средств, при недостатке усердия, монастырь пришел в крайнее запустение, так что не чествовали уже и дня памяти Преп. Стефана4. Не скоро и сгоревший храм возобновлен для священнослужения.

Но Господь не оставил места, освященного подвигами Своего угодника: чудесные исцеления источались от гроба Стефана. По времени над гробом его от одного корня выросли три большие березы и подобно прекрасному храму осеняли покоище праведника. В то время, как игуменом в обители Преп. Сергия был Арсений (1525–1527) в Махрищском монастыре жил некий инок, именем Герман, столетний старец. Старость не ослабила в нем ревности подвижника и он дни и ночи проводил в молитве. Однажды ночью, восстав от молитвы, он увидел под древом над гробом Св. Стефана горящий огнь: он усомнился и подошел ближе к месту видения. Долго он молился, но свет не исчезал среди мрака. Наконец, он пошел к игумену своему Ионе и поведал ему видение. Тот взглянул в оконце и увидел огонь и вокруг сильный свет. Собрав братию, игумен пошел в церковь и совершил молебное пение Св. Троице.

Вскоре, после сего, прибыл в Махру игумен Троицкого монастыря Арсений и когда ему пересказали о видении огня, он приписал сие явление действию благодати Божией, прославляющей праведника и над местом погребения Стефана велел поставить гробницу, покрыть ее покровом и поставить на ней большую свечу, и восстановил ежегодно чтить день памяти Преподобного.

С тех пор обитель Махрищская, мало по малу, стала приходить в цветущее состояние и при Царе Иоанне Васильевиче в ней было более 60 братий. В его царствование, после Ионы (сконч. 15 сент. 1557 года), был игуменом Варлаам, муж весьма ревностный и рачительный; он на долгое время упрочил благосостояние обители. Пользуясь расположением Царя, неоднократно приезжавшего в Махру во время богомолий, Варлаам при его содействии соорудил в монастыре каменную церковь в славу Живоначальной Троицы. Царь велел выдать из казны на сие строение 200 руб. и прислал всю утварь церковную, и довольную милостыню на братию. Когда копали рвы для построения стен храма, тогда обрели гроб Преп. Стефана и лишь открыли его, все место исполнилось благоухания: мощи Святого найдены нетленными, на персях его лежал кожаный пояс с изображением дванадесяти праздников. Игумен Варлаам донес о сем Митрополиту Макарию, который повелел устроить серебряный крест и внутрь его положить пояс с мощей Преподобного: крест сей в последствии носил в себе чудодейственную силу врачевания. В 1558 году новый храм Махрищский был освящен. Царица Анастасия Романовна, ко дню освящения, прислала в монастырь индитию, воздухи и покров бархатный и другие вклады. В том же году, Царь дал монастырю жалованную грамоту, чтобы князья, бояре, ратные люди и ездоки в монастырских селах и деревнях не ставились, и кормов, и проводников у монастырских людей не брали. По сооружении храма, Варлаам построил вновь несколько келий и близь монастыря гостиницу для богомольцев.

Ревность Варлаама о чествовании Преподобного открылась еще и в том, что его тщанием составлена служба и житие св. Стефана Махрищского. В монастырской ксенодохии (странноприимнице), он отыскал краткое житие Стефана, написанное на свитках бумаги иеромонахом Серапионом, современником Преподобных: Сергия и Стефана. Сей Серапион был прадед Варлаама и Варлаам, во время отрочества своего, многое слышал о Стефане из уст столетнего старца. Варлаам переписал житие Преподобного, составил запись о чудесах, бывших до него и при нем от гроба его, и представил свой труд Царю Иоанну Васильевичу и Митрополиту Макарию. Митрополит, пересмотрев записи, полное житие Стефана и службу ему составить поручил иеромонаху Иоасафу, Данилова монастыря игумену, который уже известен был своим описанием чудес, бывших от мощей Григория и Кассиана, Авнежских чудотворцев, учеников Стефана Махрищского. Иоасаф пришел в Махру и в обители собрал, по возможности, сведения о житии Стефана и написав житие и службу, представил Митрополиту Макарию, который предписал – ввести оные в употребление и житие читать па всенощном бдении в день памяти Преп. Стефана, 14 июля.

Вера Варлаама в молитвенное предстательство Преп. Стефана засвидетельствована чудодейственными знамениями. В 1557 году, когда «бысть глад по всей земле», ко дню Пятидесятницы собралось в Махрищский монастырь более двух тысяч богомольцев. Варлаам строго соблюдал устав Преподобного, завещавшего не отпускать бедных из монастыря без пищи; но тут узнал от трапезного брата Симеона, что в монастыре – хлеба немного, что его не достанет и для тысячи человек. Совершив Божественную Литургию, Варлаам подошел к гробу Преподобного и со слезами молил его, дабы он благословил пропитать малыми хлебами всех пришедших на праздник. После сего, Варлаам велел Симеону уготовить трапезу для всех; Симеон глумился и укоряя игумена, в неверии говорил: «Как можно таким малым количеством хлеба насытить столько народа? На утро не останется в монастыре и пол-хлеба и ни одной чаши пития; что тогда мне делать?» Но Бог даровал по вере Варлаама. Часть народа поместилась с братией в трапезе, а большая часть возлегла в монастыре; и когда игумен благословил трапезу, – все начали вкушать. Хлеба и пития не только достало для всех, но и осталось множество того и другого в избытке, так что братия питалась тем целые три месяца после Пятидесятницы.

Во время того же голода жил при монастыре некто Алексий, сын поселянина из села Симеоновскаго, отстоящего от Махры в пяти верстах. От продолжительной болезни у него скорчилась одна нога и он на деревянном ходиле пришел в обитель, и просил подаяния. Он часто молился Преп. Стефану и молитва его была услышана: нога его внезапно исцелела, и он, в знак благодарения, остался на всю жизнь служить в обители Святого.

Неоднократно, сам Стефан являлся во сне болящим и по гласу его они приходили в Махрищский монастырь, и по молитве исцелялись у его гроба. Так, он являлся некоему Даниилу, который в недуге скитался по дебрям и пустыням, потом, исцелел и 40 лет прожил в монастыре, работая для братии в пекарне; являлся еще Архипу, жившему в слободе Александровой и имевшему сухую руку, и потом, исцелевшему. Сподобившиеся видения описывали так внешний вид Преподобного: то был муж старый, высокий ростом, имеющий ланиты впалые, браду русую пополам с сединой.

В 1560 году Варлааму поручено было Царем Иоанном Васильевичем и Митрополитом Макарием возобновить монастырь Авнежский: он построил царским иждивением две церкви над гробами мучеников Авнежских и освятил оные. С тех пор, монастырь Авнежский поступил под управление монастыря Махрищского, из которого посылали туда игуменов или строителей.

В 1570 году Варлаам посвящен во Епископа Суздальского и Тарусского, и после 13-тилетней полезной деятельности скончался в 1583 году, и по завещанию погребен в Махрищском монастыре.

В 1615 году, по указу Царя Михаила Федоровича, монастырь Махрищский, разграбленный и разоренный во время междуцарствия, поступил в ведомство Троицкой Лавры вместе с монастырем Авнежским5. С того времени им управляют строители, избираемые Архимандритами Лавры.

В 1768 и 69 годах, деревянная ограда, настоятельская и братские кельи построены вновь тщанием Преосвященного Платона. В 1791 и 92 годах, его же тщанием, устроена на вратах восточных каменная церковь во имя Преп. Сергия и монастырь обведен каменной оградой с башнями. В 1806 году на северных вратах построена каменная же церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла.

В 1807 году главный храм, пришедший в ветхость, разобран и вместо него, на том же месте, тщанием и иждивением Митрополита Платона, вновь построен каменный храм во славу Святой Троицы, по внешнему и внутреннему устройству подобный храму Преображения в монастыре Вифанском. Митрополит Платон освятил его в 1808 году, августа 23. В нижней части сего храма устроен придел во имя св. Иоанна Златоуста6.

Кроме сего, в монастыре есть каменная же церковь, построенная в честь Преп. Стефана над гробом его, вероятно, еще при Иоанне Грозном.

В 1808 году для братии поставлены два каменных здания. В том же году, Митрополит Платон утвердил штатное положение, которым определялось и число братии в Махрищском монастыре, и количество суммы из Лаврских доходов на жалованье братии, и на потребы монастырские.

До 1764 года Махрищскому монастырю принадлежало несколько сел, деревень и пустошей. Из грамоты, данной игумену Махрищскому Феогносту, при Василии Темном, Князем Юрием Дмитриевичем, видно, что в первой половине XV века подарено Махрищскому монастырю, лежащее близ Махры, сельцо Зеленцино боярином Князя Юрия Александром Владимировичем. По писцовым книгам 1627–29 годов значилось за монастырем четыре сельца (Зеленцино, Юрцово, Неглово, Воскресенское), восемь деревень (Данилково, Рыкулино, Малиново, Афонасово, Запрудная, Полосинское, Булаково, Марино) и сорок четыре пустоши. Леса строевого было за монастырем в длину на восемь, а в ширину на пять верст. По записи 1752 года, за монастырем числилось 760 душ крестьян (О владениях монастырских смотр, прибавления).

В настоящее время, во владении Махрищского монастыря находится пахотной и сенокосной земли, близь монастыря и под лесом, 257 десятин; да по указу 1765 года, подтвержденному в 1773 году, монастырю принадлежит право рыбной ловли в реках Мологче и Шерне на протяжении 30-ти верст. Кроме сего, под ведением Махрищского монастыря состоит часовня в селении Большие Талицы, находящемся на Троицкой дороге, ведущей в Москву. До 1811 года на сем месте стояла часовня, принадлежавшая Лукьяновой пустыне, состоящей во Владимирской губернии; но в этом году уничтожена. А в 1816, по прошению Махрищского строителя, иеромонаха Виссариона, Архиепископ Августин разрешил, на том же месте, построить часовню. Против часовни, на другой стороне, богомольцы останавливаются для посещения пещеры, вырытой в горе, тружеником Махрищского монастыря, монахом Антонием (в мире Аврамий), который подвизался здесь 9 лет; скончался 10 февраля 1827 года, и погребен за часовней.

Прибавления

1) Выписка из вкладной книги Махрищского монастыря

Лета 1548-го, Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич прислал на поминовение по Князю Василию Михайловичу Глинскому, во иноцех Прокопий, 60 рублей.

1557-го года января 20-го дня, по повелению его же, прислано 15 рублей.

1557-го года июля 4-го дня пожаловал Царь Иоанн Васильевич на сооружение каменной церкви 200 рублей. 1558-го года, он же, пожаловал 15 рублей.

Того же года, октября 4-го дня, он же, в свое богомолье, при гробе Преп. Стефана, пожаловал на братию 50 рублей.

А Царица и Великая Княгиня Анастасия прислала на освящение престола индитию, воздух, покров, судари, пелены к образам бархатные и камчатные, ризы камчатные и бязинные, два стихаря и покров на гроб Преп. Стефана, Махрищского чудотворца.

1559-го года ездил Игумен ко Государю бить челом и звать к празднику, и Великий Государь приказал дать 5 рублей братии на милостыню.

Того же года, Игумен был у Государя со святой водой, за что пожаловал Царь 5 рублей.

Тогда же, и Царица и Великая Княгиня Анастасия пожаловала 5 же рублей.

Лета 1560 августа 7-го дня прислал Государь по Царице Анастасии на поминовение 60 рублей.

Лета 1564 прислал Царь на поминовение по брату, Великом Князе Юрии Васильевиче, 30 рублей.

Лета 1570 Государь Царь пожаловал в обитель Махрищскую 300 четвертей ржи.

Того же года сентября в 6-й день прислал Царь в обитель, на поминовение по Царице Марии, 60 рублей.

Лета 1571-го пожаловал Государь Царь в обитель Махрищскую 100 четвертей ржи.

Лета 1572-го ноября в 14-й день прислал Царь в обитель, на поминовение по Царице Марфе, 30 рублей.

Лета 1577, Суздальский Епископ Варлаам дал в Махрищскую обитель 120 четвертей ржи; рожь же тогда была по гривне четверть.

Лета 1583, тот же Варлаам Епископ, дал в Махрищскую обитель 110 четвертей ржи, а рожь того лета была по две гривны; – да овса 50 четвертей, а овес был по гривне четверть; – и 3 четверти гороха, а горох был тогда по полу-полтине четверть.

Пожаловал Государь Царь и Великий Князь Борис Федорович Годунов в Махрищский монастырь на поминовение его рода 60 рублей.

1670 года октября 2-го, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея великой и малой, и белой России Самодержец в свое богомолье дал вклад, около Чудотворцова гроба на решетку – камку зеленую, кресты нашиты атласа белого, да свечу деревянную, писана красками, да на гроб Чудотворца Варлаама, Архиепископа Суздальского на решетку – сукно однорядное черное, на гроб – покров того же сукна, кресты атласа белого, да свечу деревянную, писана красками.

Того же лета декабря в 4 день дал Царь вклад в церковь Великого Чудотворца Стефана, к местным образам, к образу Живоначальной Троицы, пелена камчатная цветная, крест атласный белый, к образу Всемилостивого Спаса и к образу Пресвятой Богородицы – пелены камчатные зеленые, кресты атласные белые; к образу Чудотворца Стефана пелена –камчатная зеленая, крест кружево серебряное; да где почивает Варлаам Архиепископ Суздальский, над гробом его к образам – пелена камчатная цветная, крест атласный белый, да свеча древянная писана на красках.

Того же лета января в 12 день, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович прислал пять рублей на молебен и братии на милостыню, да пять осетров, пять белуг, да два пуда зернистой икры.

1730 года июля 5-го дня пожаловала Государыня Императрица Анна Иоанновна 20 рублей.

1733 года августа 13-го дня, она же пожаловала 5 рублей.

Еще в 1735 году пожаловала 6 рублей.

Лета 1557-го сентября в 15-й день преставился Махрищского монастыря игумен Иона. При его игуменстве прибыло в монастырь вотчин: сельцо Полосино, деревня Глинково, пустошь Рязанково, сельцо Коньково, пустошь Быково, сельцо Корсаково, деревня Пенье; да в церковь положил по своей душе евангелие тетр, бархатом обложенное, Евангелисты серебренные, да крест серебрен с мощами, да панагия серебренная, да триоди о мытаре и фарисее до всех Святых, да в игуменской келье деисус с праздниками и Пророки, да его же трудами в монастыре поставлены часы с самобоем, да на колокольне два колокола очапные им слиты и повешены, да в большой колокол дал четыре рубля.

Лета 1570-го Государь Царь Иоанн Васильевич взял игумена Варлаама в Суздаль на владычество. При его игуменстве в Махрищской обители по Государеву приказу, его Царской казной, построена церковь каменная во имя Живоначальной Троицы. При его же игуменстве прибыло к монастырю вотчины: село Тупицыно, село Дьяково, село Бычково с монастырскими дворами и с крестьянскими, да деревня Филипповское-Новинки, деревня Оксентьево, деревня Дурносопово, деревня Чуриково, Татьянино и деревня Микулкино.

2) Опись грамот Махрищского монастыря

№ 1. Грамота Вел. Кн. Иоанна Васильевича монастырского села Зеленцина и Малинского, Великого Князя крестьянину Коведяевцему без доклада леса сечь не велено. 1471-го года, при игумене Авраамие.

№ 2. Жалованная грамота Вел. Кн. Василия Иоанновича на все владения Махрищского монастыря в Переяславском уезде, в Великой слободе и других станах, с освобождением от пошлин и о сместном суде. Год 1506, при. игумене Мисаиле.

№ 3. Купчая Махрищского монастыря властей на ¼ деревни Новое, проданную за 15 рублей вдовой Авдотьей Даниловой Стрелковой. Г. 1527, при игумене Ионе.

№ 4. Купчая на сельцо Полосино и деревню Глинково, купленные за 150 рублей у Шарапа Семенова, сына Гаврилова, игуменом Ионой в 1532 году.

№ 5. Несудимая грамота Вел. Кн. Иоанна Васильевича на владения Махрищского монастыря. Г. 1535, при игумене Ионе.

№ 6. Купчая на деревню Резаново с пустошами, купленную за 50 рублей у вдовы Марьи Александровой Макаровой игуменом Ионой в 1538 году.

№ 7. Жалованная грамота Вел. Кн. Иоанна Васильевича, которой дозволяется все села и деревни Махрищского монастыря с сошным письмом списать в одно место, чтоб все отчины ведались в Переяславле. Год 1543, при игумене Ионе.

№ 8. Купчая на одну четверть села Конькова, купленную за 50 рублей у Степана Конькова игуменом Ионой в 1551 году.

№ 9. Купчая на половину села Конькова и на селище Грозиловское в 1551 году, при игумене Ионе.

№ 10. Купчая на половину деревни Микулкино, купленную у Хабара Александрова Макарова в 1557 г. игуменом Варлаамом.

№ 11. Данная Дорофея Макарова на четверть деревни Бычкино 1559, при Варлааме. В 1580 году женой Макарова отдана в монастырь вся деревня.

№ 12. Данная Филиппа Иванова Кроткова на половину деревни Новинки 1561 года, при Варлааме.

№ 13. Данная Андрея Конькова на деревню Чириково 1563 года, при Варлааме.

№ 14. Данная Андрея Федорова Нагого на деревню Лобаново 1564 года, при Варлааме.

№ 15. Данная Басарги и Басенка Федоровых Леонтьевых на деревни Авксентьево и Дурносоново 1567 года, при Варлааме.

№ 16. Данная Ивана Клобукова на половину сельца Дьяково 1567, при Варлааме.

№ 17. Данная жены Клобукова на другую половину Дьяково 1568 г., при Варлааме.

№ 18. Данная Василья Григорьева Зубова на полдеревни Татьянино 1570 г., при Варлааме.

№ 19. Данная Аристарха Суслова на треть деревни Петрово 1570 г., при Варлааме.

№ 20. Несудимая грамота Царя Иоанна Васильевича на все владения Махрищского монастыря 1571 года, при игумене Гурие. Сия грамота подтверждена Царем Федором Иоанновичем в 1584 году, при игумене Антоние, и Царем Борисом Федоровичем в 1599 году, при игумене Порфирие.

№ 21. Данная братьев Таратиных на вотчину их Селиваново в 1575 году, при игумене Иосифе.

№ 22. Данная Ивана Михайловича Глинского на деревню Исаково в 1600 году, при игумене Порфирие.

* * *

Преподобному и богоносному Отцу нашему Стефану, Игумену махрищскому, Чудотворцу

ТРОПАРЬ – глас 8-й

Православия ревнителю, благочестия наставниче и чистоты, ищущим спасения путеводительный светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Преподобного Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси, и пустыни населил еси; моли Христа Бога спастися душам нашим.

КОНДАК – глас 8-й

Чистотою душевною божественно вооружився, блаженную жизнь совершил еси; в пустыню, яко в рай вселився, благодать приял еси от Бога – исцеляти различные недуги приходящим к честней раце твоей, и души молитвою возводите к Божественной высоте; темже, имея дерзновение ко Святей Троице, поминай нас чтущих память твою, да зовем ти: радуйся Преподобне Стефане, постников удобрение.

МОЛИТВА

Преподобному Стефану. Игумену махрищскому, Чудотворцу

Всеблаженне и Преподобне Отче Стефане, прославленный Угодниче Пресвятыя Троицы, престолу Ея предстоя с лики святых Ангел и всех Святых, помяни нас в бедах и скорбех припадающих к цельбоносному твоему гробу и молящихся тебе: услыши молитвы наша и принеси к престолу Триипостасного Бога, прося у него нам богатыя милости, здравия душам и телесем нашим, наипаче же отпущения грехов, благодати и спасения. Ты бо, имея дерзновение к Нему, можеши умолити Его, да подаст нам в житии нашем благая и вся, яже на пользу нашу и во уготовление к вечному животу. О, присное благодатное чадо Бога отца, истинный учениче Христа, избранный сосуде Святого Духа, Чудоворче Стефане! Молим тя усердно: сотвори нас грешных причастники быти благодатных дарований, имиже Бог тя обогати, и буди нам по Бозе наставник к богоугодному житию, утишитель бури страстей, помощник в скорбех и бедах, и заступник от враг видимых и невидимых; да и мы, богоугодно прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными твоими молитвами, будем наследницы царствия Божия, и сподобимся вкупе с тобою предстояти престолу Царя славы, Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

* * *

1

Судя по времени, это должен быть Святитель Алексий.

2

Алексий, Епископ Суздальский хиротонисан в 1351, скончался 1364. Ист. Росс. Иерарх., Час. 1, стр. 176.

3

В 1392 году во время нашествия Князя Татарского Бехтута, посланного Тохтамышем в северную Русь, обитель Авнежская разорена и Григорий с Кассианом умерщвлены Татарами и Вятичами. Мощи их открыты в 1524 году.

4

Впрочем, благочиние и строгость монастырской жизни соблюдались. В 1508 году, по челобитью Махрищского игумена Мисаила В., Князь Василий Иоаннович грамотой запретил боярским людям без зову приезжать на праздники в монастырь, и монастырские села и деревни, так как они приходили только для бражничанья, и дал монастырю своего пристава Гридю Семенова, чтобы таких богомольцев выгонять из монастыря, которые по праздникам «учнут бражничать и чинить лихо».

5

Грамота Царя Михаила Федоровича.

Архив Троицк. Лавры, копия с грам. № 10. г. 7123, 15 августа.

Божией милостью, мы, Государь Царь и Великий князь Михаил Федорович вся Русии, пожаловали есма Архимандрита Дионисия, да Келаря старца Аврамия Палицина, что били они нам челом, а сказали: в Переславском же уезде, в Марине стану наше богомолье Живоначальной Троицы Махрищский монастырь и у того де монастыря блаженной памяти Государей, Царей и Великих Князей всея Руси были жалованные грамоты о всяких делах; и от войны литовских людей и от русских воров тот монастырь разорен до основания, и те де грамоты Литва и Казаки поимали. И ныне де по нашему указу тот монастырь велено ведать и строить им Троице Сергиева монастыря Архимандриту Дионисию, да келарю старцу Аврамию Палицину. И они де в том монастыре блаженной памяти В. К. Иоанна Васильевича две жаловальные грамоты, и у тех де грамот печати оборваны, и на наше Царское имя не подписаны, и нам бы их подписать и проч.

6

Придел сей прежде был устроен во имя св. Иоанна Богослова и упоминается еще в начале XVI века, как видно, напр., из следующей грамоты 1532 года: Се яз игумен Махрищский Иона купил есма в дом Живоначальной Троицы и Апостолу Ивану Богослову сельцо Полосино и проч. А в грамоте 1578 года упоминается еще храм Чудотворца Николая.


Источник: Историческое описание Махрищского монастыря / [Прот. Сергий Смирнов]. - Москва: Унив. тип., 1852. - 33 с., 1 л. ил. (Авт. установлен по изд.: История Моск. духов. акад. до ее преобразования. М. 1879. С. 133; Масанов И.Ф. Библиография Владимирской губ. Вып. 1. Владимир, 1905, с. 294, № 3228).

Комментарии для сайта Cackle