Направления развития западного христианства в XXI веке

Источник

Аннотация. Статья посвящена направлениям развития западного христианства в XXI веке. В статье идет речь о секуляризации западного христианства. Дается характеристика богословию модернизма, феминизма, экуменизма. Проводится анализ идей квир-теологии.

Современное западное христианство, а именно римо-католическая церковь и основные западные христианские конфессии (лютеране, англикане, кальвинисты), имеют значительные отклонения от тех нравственных идеалов, которые проповедовал Христос и его апостолы, и восприняла и сохранила Церковь Православная. Основная причина этих изменений, которые происходят постепенно, но значительно меняют вероучение и христианскую этику – это секуляризм. Слово “секуляризм” произошло от англ. secular – светский. Большой энциклопедический словарь дает такое определение секуляризации: “Обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов” [3], что означает предельную обмирщенность сознания, причем, в том числе, религиозного сознания.

В данной статье мы рассмотрим основные проявления секуляризма в западном христианстве, а именно: горизонтализм, социальное служение, модернизм, феминизм, иудаизацию и экуменизм.

Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: “Современный воинствующий секуляризм, подобно русскому большевизму, воспринимает себя как мировоззрение, пришедшее на смену Христианству. Именно поэтому он не нейтрален и не безразличен по отношению к Христианству: он откровенно враждебен ему” [8].

1. Горизонтализм. Термин “горизонтализм” предлагает в своих лекциях А.И. Осипов [14], профессор Московской духовной академии, и подразумевает под ним такое поведение христиан, когда они преследуют исключительно земные, материальные интересы, пытаются строить Царство Божие на земле. А.И. Осипов говорит, что “в протестантизме Господь Иисус Христос пришел и спас и уже ничего не надо, и в католицизме тоже спас и достаточно сверх должных заслуг, чтобы всегда восполнить их недостаток в любом верующем” [8].

2. Социальное служение. Социальное служение, на первый взгляд, заманчивая альтернатива подлинной духовной жизни для монашествующих. Социальным служением должны, в первую очередь, заниматься миряне. Сейчас социальное служение пытаются возложить на монастыри и монашествующих. Если монах не выполняет свое прямое назначение – молиться Богу о спасении свой души и Направления развития западного христианства в XXI веке 20 Научные статьи и исследования Раздел I спасении мира, то отступает от своего самого главного предназначения. Монашество – это центр, закваска всего Христианства. В Евангелии мы по этому поводу читаем: “…поражу пастыря, и рассеются овцы” (Мар.14:27).

Сегодня своей основной задачей Западная церковь ставит социальную деятельность. Туда направлены большие людские ресурсы. Этому посвящают свою жизнь монахи и монахини в монастырях. Кроме того, в монастырях проводятся конференции, концерты и фестивали.

3. Модернизм. Один из представителей данного течения – Джон Робинсон (1919–1983) – происходил из христианской среды. Все его предки в семье были связаны с англиканской церковью и её иерархией: его отец и дед по материнской линии были священниками Кентерберийского собора, шесть братьев его отца также были рукоположены в священный сан. Робинсон писал в своей книге “Быть честным перед Богом”, что его рождение фактически произошло “на подворье Кентерберийского собора” [18, с.19]. Робинсон служил капелланом в теологическом колледже Уэллса [23] и одновременно с этим преподавал Новый Завет в Кембридже. В 1959 году Мервин Стоквуд, помощник Робинсона в Бристоле, стал епископом города Саутуорка и пригласил Робинсона стать викарным епископом в городке Вулвич, на что он и согласился [23]. Несколько позднее он оставил служение епископа и занимался только научной работой. Тем не менее, он оставался до конца жизни в англиканской церкви.

После написания им книги “Быть честным перед Богом”, Д. Робинсон стал самым скандально известным богословом в Англии в XX веке. В этой книге он пытался объяснить, для чего он выступил с идеей “радикального обновления” [2, с. 166] всей теологии.

Робинсон считал, что современный мир и люди настолько отступили от Бога, что уже совершенно неспособны воспринимать христианскую проповедь и христианские истины. Он предложил спасти Христианство и решить данную проблему через “революцию сознания” [18, с.89].

Что же он предложил? Во-первых, он отказал Богу в личностном существовании и писал, что к Нему невозможно обратиться как к личности. Фактически, он отрицал опыт молитвенного общения с Богом. Робинсон отрицает также Бога Творца, Его Промысл, Откровение, Святую Троицу [2, с. 167].

Кроме этого, если он пишет о Христе, то отвергает Его божественность, воплощение, и воскресение [2, с. 168]. Таким образом, предлагая “революцию сознания”, Робинсон уничтожает в своей книге традиционное Христианство.

Еще дальше пошел в своей деятельности епископ Джон Споит, который служил в епископальной церкви Америки. Интересно, что Д. Споит называет Робинсона своим “духовным отцом” [2, с. 170]. Джон Споит довел идеи Робинсона до окончательного радикализма. Он выпустил текст “12 пунктов реформы”, проводя параллель с 95 тезисами М. Лютера [2, с. 170].

Каковы же его основные идеи? Изложим их по порядку и в сокращении: 1) Теизм мертв. 2) Христология несостоятельна. 3) Библейское повествование – мифология. 4) Божественность Христа и зачатие от Святого Духа невозможны. 5) Чудеса в Новом Завете невозможны. 6) Крестная Жертва – это варварская идея, которую надо отвергнуть. 7) Воскресение не может быть оживлением тела. 8) Вознесение принципиально невозможно. 9) Богооткровенного стандарта этики не существует. 10) С молитвой к Богу обратиться невозможно. 11) Жизнь после смерти не связана с поступками в земной жизни. 12) Все люди носят образ Божий.

В итоге мы можем сказать о богословии Д. Спонга, что “это отрицание теизма, воплощения, творения, грехопадения, непорочного зачатия, чудес, заместительного искупления, воскресения, вознесения, незыблемых этических норм, молитвы-прошения, вины” [2, с. 172]. Это само отрицание Христианства как такового. Удивителен лишь только двенадцатый тезис об образе Божьем в человеке. Здесь мы видим полное согласие радикального богословия с секулярным гуманизмом.

Модернизм проникает и на богословские факультеты вузов. На некоторых богословских факультетах католической церкви учат сочинять мессы [14]. Студент теологического факультета, например, должен спонтанно написать Евхаристический канон. Доходит до абсурда. Совершаются мессы под гитару. Святое Таинство Евхаристии превращается во что-то бросовое. Происходит полная потеря благоговения.

В католическом мире среди ряда богословов Латинской Америки уже давно проповедуются идеи “теологии освобождения”. Теология освобождения теснейшим образом была связана с марксизмом. Как пишет Д. Бинцаровский: “В работах теологов освобождения присутствуют все ключевые марксистские принципы: классовое противостояние, отвержение частной собственности на средства производства, поддержка революционных настроений в обществе, вера в искупление посредством воспитания “нового человека” [2, с. 331].

К примеру, Камилло Торрес, римо-католический священник, который служил в приходе Веракруса в Колумбии и был одним из первых и известных идеологов теологии освобождения. В 1965 году он решил проверить свои теоретические наработки на практике, присоединившись к повстанцам Армии национального освобождения. Главным лозунгом Торреса было: “Тот католик, кто не является революционером, живет в смертном грехе” [11]. Все это происходило на территории Колумбии, и через год, в 1966 г., когда партизаны вели бои с вооруженными силами страны, К.Торрес погиб в одном из этих боев.

Теоретики теологии освобождения высказывали крайне радикальные идеи: “Библейский мессианизм носит революционный характер” [4].

Другую сторону секуляризма мы можем увидеть на конференции, организованной Комиссией по евангелизации и всемирной миссии Всемирного совета Церквей, на тему: “Спасение сегодня”. Она проходила 29 декабря 1972 – 9 января 1973 года в столице Таиланда Бангкоке. Довольно любопытны выводы одной из комиссий, которая представила тему спасения в четырех тезисах: “1) В борьбе за экономическую справедливость, против эксплуатации человека человеком; 2) В борьбе за человеческое достоинство, против политического угнетения самих людей; 3) В борьбе за солидарность, против отчуждения человека от человека; 4) В борьбе за надежду, против отчаяния в человеческой жизни” [4].

По выводам комиссии мы видим, что речь идет не о спасении в православном понимании этого слова, не о свободе от греха, не о борьбе со страстями, не об овладении добродетелями, не о христианском совершенстве, а совсем о другом.

Модернизму также характерно оправдание гомосексуализма. На протяжении всей истории Христианства гомосексуализм считался противоестественным грехом. Сегодня такую позицию разделяют Русская Православная Церковь, Римско-Католическая Церковь и ряд протестантских деноминаций.

В лютеранстве, реформаторстве и англиканстве в большинстве случаев гомосексуализм чаще всего уже не считается грехом. Совершаются венчания однополых браков и рукополагаются открытые гомосексуалисты.

В Англиканской церкви отношение к гомосексуальности является спорным вопросом.

Большинство церквей Англиканского содружества придерживаются жесткой консервативной позиции, а, к примеру, епископальная церковь США благословляет однополые союзы и рукополагает открытых извращенцев [21].

Подавляющее количество лютеранских церквей также благословляет однополые союзы и рукополагает открытых гомосексуалистов [21].

Теодор Дженнингз, учитель объединенной церкви при теологической семинарии Христа в Чикаго, выпустил книгу: “Человек, которого любил Иисус: гомоэротические рассказы из Нового Завета” [22]. Дженнингз предлагает гей-прочтение текста Нового Завета и пишет, что “апостол, которого любил Иисус”, был “бой-фрэндом Иисуса” [22].

Совсем недавно появилось так называемое квир-богословие (аффирмативное богословие или квир-теология (англ, queer theology)) – направление среди некоторых современных богословов, которые оценивают теологию с позиции ЛГБТ-сообществ [24]. Само слово квир (англ, queer) переводится обычно как “странный”, “подозрительный”, “причудливый”. Таким образом, мы получаем в результате “странное богословие”, а правильнее сказать – “подозрительное богословие”. Известные представители квир-богословия обычно являются членами традиционных конфессий и пытаются изнутри этих конфессий бороться за права ЛГБТ сообществ.

В сети Интернет среди ресурсов, посвященных данному явлению, квир-богословие описывается следующим образом. Термин “квир” имеет три основных значения: как общий термин, как трансгрессивное действие и как стирание границ. Основываясь на этих трех значениях, квир-богословие может быть понято как: 1) богословие, ориентирующееся на ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов) и фокусирующееся на их конкретных потребностях; 2) богословие, которое целенаправленно выступает против традиционных социальных и культурных норм, касающихся пола и сексуальности; 3) Богословие, которое бросает вызов и разрушает границы, особенно в отношении сексуальной и гендерной идентичности [24].

Квир-теология хочет позволить сообществу ЛГБТ найти свое место в Христианстве.

Термин можно проследить, начиная с 1990-х годов, когда Дж. Майкл Кларк предложил термин “профеминистская гей-теология”, а Роберт Госс использовал термин “квир-богословие” [24].

Папа римский Франциск в интервью в июле 2013 г. заявил: “Если человек – гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?” [17]. Он отметил, что геи “не должны становиться маргиналами, а должны интегрироваться в общество”. В то же время понтифик осудил “гей-движение”. Занимая такую двойственную позицию, римский папа фактически оказывает поддержку ЛГБТ-сообществам.

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета мы находим однозначное осуждение гомосексуализма. В книге Ветхого Завета “Левит” присутствует следующий текст: “Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость” (Лев.18:22). И далее в этой же 18-й главе мы читаем: “...ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего” (Лев.18:29). Новый Завет также категоричен по этому вопросу: “Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идол о служители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” (1Кор.6:9–11).

4. Феминизм. В современном западном богословии развивается и феминистская теология. Ей присущи четыре главных направления: 1. Служение женщин в церквях на положении пресвитеров и епископов; 2. Гендерно нейтральный язык в богословии; 3. Появление текстов Священного Писания, где Христос является женщиной; 4. Рукоположение женщин-лесбиянок в пресвитеры и епископы.

Известно, что первой женщиной, рукоположенной в священники среди традиционных западных конфессий, была Флоренс Ли. Это произошло в англиканской церкви на территории британского Гонконга в 1944 г. [20]. В 1948 г. англиканские епископы ей отказали в признании ее сана на Ламберткой конференции, но в 1971 г. вновь разрешили совершать священническое служение.

В лютеранской церкви Дании первая женщина была рукоположена в 1948 г., в лютеранской церкви Швеции – в 1960 г., в лютеранской церкви Норвегии – в 1962 г., в лютеранской церкви Исландии в – 1974 г. [13].

В настоящее время все традиционные протестантские церкви на Западе, такие как англикане, реформаторы, лютеране, имеют женское священство и женский епископат [13].

Кроме того, женщин рукополагают у старокатоликов, в пресвитерианских, методистских, баптистских и пятидесятнических деноминациях. Происходит это и в России [13].

Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей, в отношении женского епископата высказался так: “Несмотря на то, что мы не признавали евангелическую церковь Германии церковью в нашем понимании слова „церковь“, до сих пор у нас проходили встречи между главами наших церквей, то есть между патриархом и председателем Совета ЕЦГ. Теперь такая встреча становится невозможной. Патриарх не может встречаться с женщиной-„епископом“. <.. .> Это не вопрос пола, а вопрос отношения к христианской традиции. Мы считаем, что женщина не может продолжать линию апостольского преемства, как это делают православные и католические епископы. Кроме того, встреча патриарха Кирилла с госпожой Кессманн выглядела бы как признание нашей церковью женского священства. Наши верующие этого не поймут. Мы должны очень внимательно прислушиваться к их голосу – в нашем понимании именно церковный народ является хранителем православной веры” [7].

Феминистское богословие, по мнению Д. Бинцаровского, также обращается к проблемам языка [2, с. 355]. В английском языке слово “человек” (man) звучит так же, как и слово “мужчина”. В русском языке наблюдаем нечто подобное, ведь слово “человек” – мужского рода. В обоих языках, когда употребляется слово “человек”, неявно указывается пол. То же самое видим, например, в названиях множества профессий. Подобную гендерную асимметрию в языке феминистки считают оскорбительной для женщин. В таком словоупотреблении они видят остатки патриархальной культуры, в центре которой – мужчина. Феминистки настаивают, что язык должен быть гендерно нейтральным (не связанным с конкретным полом) или гендерно инклюзивным (включающим оба пола).

Языковой вопрос напрямую касается и Бога. Для традиционного христианства характерна андроцентричность (те. мужская картина мира): так, в Троице есть Отец и Сын, а не Мать или Дочь. Слова “Бог” или “Святой Дух” – мужского рода, а Богочеловек и Спаситель – мужчина Иисус Христос. По мнению феминисток, все эти представления отражают патриархальные установки, в которых рождалось христианское богословие, и сейчас должны быть пересмотрены. Например, образ Бога как Отца несет в себе патриархальность и иерархичность, а потому должен быть отвергнут.

Мэри Дэйли, проповеднице феминисткой теологии, принадлежит знаменитая цитата: “Если Бог – мужчина (мужского рода), значит, мужчина – Бог” [2, с.356]. С ее точки зрения, “символ Бога Отца” способствовал притеснению женщин. Дальше она развивает свою идею следующим образом: “Если небесный Бог – это Отец, правящий Своим народом, тогда господство мужчин в обществе вполне естественно и соответствует Божьему плану и порядку вселенной” [2, с.356]. Феминистки настаивают, что Бога не стоит представлять принадлежащим к мужскому роду, как не стоит и обращаться к Нему в мужском роде.

Феминистская теология предлагает разнообразные альтернативы традиционным христианским положениям. Некоторые феминистки обращаются к древним языческим образам, особенно к древней богине Гее. Другие предпочитают употреблять применительно к Богу три местоимения: “Он, Она, Оно” и представляют Его больше как силу или энергию, что ставит под вопрос личностность Бога. Но большая часть феминисток просто утверждают, что Бог превосходит такие ограничительные понятия, как пол. Для выражения этой неопределенности используется особый термин: Бог-Богиня (God/Goddess). Феминистки уделяют особое внимание женским чертам Бога-Богини (нежность, забота, чуткость) и тем отрывкам Писания, в которых Бог-Богиня изображена как кормящая мать (Ис.49:15), повивальная бабка (Пс.21:10) или домохозяйка (Пс.122:2). Очень популярными становятся образы Бога-Богини как матери, сестры и софии (мудрости). Феминистки подчеркивают, что Бог-Богиня сопереживает женщинам и всем угнетенным, а также страдает вместе с ними.

По сообщению Российского Библейского общества, в США издали Новый Завет, где Сын Человеческий стал дочерью человеческой по имени Джудит Христос [1]. Вице-президент издательства «LBI Institute» прокомментировал данное издание следующими словами: “Этот долгожданный, отредактированный текст Евангелий делает нравственное послание Христа для многих более приемлемым и понятным” [1]. Далее он присовокупил, что данный перевод: “отражает возрастающую роль женщин в обществе” [1].

Существует масса женщин-епископов в различных протестантских деноминациях, которые являются открытыми лесбиянками: “Ева Бруине, епископ Стокгольмского диоцеза Церкви Швеции” [6], “Мэри Дуглас Гласспул, викарный епископ Лос-Анджелесской епархии Епископальной церкви США” [12] и др.

Известный православный богослов протоиерей Максим Козлов в отношении рукоположения женщин пишет: “Священническая иерархия установлена Самим Господом, Который, избрав апостолов (среди которых не было ни одной женщины), дал им власть совершать Таинства, и эта власть перешла от апостолов к их преемникам – епископам, а от епископов к пресвитерам” [10, с.498]. Далее, продолжая свою мысль, протоиерей М. Козлов пишет: “Точнее сказать, не священник, а Господь через священника совершает Таинства. Священство существует для того, чтобы являть собою в настоящем Самого Христа. Но ведь очевидно, что в этом смысле образом Христа может быть только мужчина, а не женщина. И нельзя нарушать определенный Богом порядок ради каких бы то ни было человеческих установлений” [10, с.498].

5. Иудаизация. Вызывает большой интерес отношение Римо-католической церкви к иудеям. Уже в католическом катехизисе от 1996 г. в параграфе №840 написано следующее: “С другой стороны, глядя в будущее, мы видим, что народ Божий Ветхого Завета и новый народ Божий устремлены к сходным целям: к чаянию пришествия (или возвращения) Мессии. Но, с одной стороны, чают второго пришествия Мессии, умершего и воскресшего, признанного Господом и Сыном Божиим, с другой – пришествия Мессии, черты которого остаются сокрытыми, в конце времен это ожидание сопровождается драмой незнания или непризнания Христа Иисуса” [9, с. 212]. Т.е. фактически авторы катехизиса уравнивают Христа и антихриста. Ведь Христос уже пришел, а мессия, которого ждут евреи, в нашем понимании, – антихрист. В своей книге “Сокращённое учебное пособие по апологетике для выпускного курса семинарии (бакалавриата) Московской духовной академии” профессор Московской духовной академии А.И. Осипов пишет, что в 1997 году в Ватикане прошел межцерковный симпозиум на тему: “Корни антииудаизма в христианской среде”. Римский папа Иоанн Павел II, выступая на этом форуме, сказал: “Цель нашего симпозиума – прийти к правильному богословскому толкованию отношений между Церковью Христовой и еврейским народом. В начале этого малого народа, окруженного языческими империями, превосходившими его блеском своей культуры, находится шаг Божьего избрания. Этот народ призван и ведом Богом, Творцом неба и земли. Поэтому его существование не принадлежит к одной только сфере природных и культурных явлений... Существование этого народа – это факт сверхъестественный. Это народ Завета, и таковым он останется всегда, и несмотря ни на что, даже когда люди неверны, ибо Господь верен Своему Завету” [15].

А.И. Осипов сообщает, что в заявлении, выпущенном 10 декабря 2015 г. Комиссией Ватикана по религиозным отношениям с евреями, говорится: “Поэтому Церковь обязана рассматривать евангелизацию евреев, имеющих единого с нами Бога, как способ, отличающийся от того, который применим по отношению к людям других религий и мировоззрений ”. Какой это способ, документ поясняет: «Хотя евреи не могут верить в Иисуса Христа как универсального Искупителя, они имеют свою часть в спасении, потому что дары и призвание Божие безвозвратны. То, как это может быть, возможно, остается непостижимой тайной Божественного плана домостроительства спасения» [15].

А.И. Осипов обратил внимание на то, что на одной из теологических конференции в США католики высказали предположение, что иудеев обращать в христианство нельзя. Кардинал Балтимора заявил: “Глубокая оценка католиками вечного завета между Богом и еврейским народом, вместе с признанием божественной миссии, данной евреям (свидетельствовать о Божьей верной любви), приводит к заключению: операция, целью которой является обратить иудеев в Христианство, – теологически неприемлема” [14].

Нынешний римский папа Франциск однозначно утверждает: “Мы верим вместе с иудеями в одного Бога” [14]. Этой цитате римского папы можно противопоставить текст из Евангелия от Иоанна, слова Господа Иисуса Христа, обращенные к иудеям: “Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего” (Ин.8:19).

6. Экуменизм. А.И. Осипов, профессор МДА, говорит, что “экуменизм является одной из ярких характеристик современного западного христианства” [14]. Он пронизывает все виды взаимодействий христианских церквей между собой и даже отношения с иными религиями. А.И. Осипов утверждает: “Основная цель экуменизма – во внешнем объединении христианских церквей и внешнем признании для каждой из них достоинства церкви” [14]. Далее, критикуя известный экуменический орган Всемирный совет церквей, А.И. Осипов пишет: “В экуменическом же движении основное внимание обращено не на труд поиска и усвоения истины веры и основ христианской жизни отдельными общинами-церквами, то есть не на приобретение ими всех свойств Церкви, и в первую очередь ее святости, а на скорейшее достижение результата пребывания в Церкви – внешнего, зримого единства церквей” [10, с. 557].

По словам А.И. Осипова, Реформаторская церковь во Франции сейчас допускает к причастию даже не крещеных [14]. Еще А.И. Осипов указывает на появление “интеркоммуниона” – на общение в таинствах между церквями, что категорически отрицает Русская Православная Церковь. В документе “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”, принятом Русской Православной Церковью в 2000 г. на архиерейском соборе, в частности написано: “подлинное общение в Таинствах не имеет ничего общего с практикой так называемого “интеркоммуниона”” [16]. Молодежный центр Тезе, который представляет собой “общину из более ста монахов различных национальностей, представляющих протестантские и католические ветви Христианства” [19] во Франции, проводит каждый год молодежные съезды. Туда съезжаются представители многих конфессий и все причащаются без разбора друг у друга. По мнению А.И. Осипова – “это как свальный грех” [14]. Экуменизм производит сильнейшее обмирщение сознания человека. Идеологи экуменизма вначале говорили, что в экуменическом движении не появится ничего нового. Тем не менее, вопреки протестам православных, было узаконено женское священство. Сегодня дело дошло до признания гомосексуализма, венчания однополых пар и рукоположения в священники и епископы открытых гомосексуалистов. Как нам говорит Евангелие: “По плодам их узнаете их” (Матф. 7:16).

Подводя итоги данной статьи, можно сказать следующее. Западное христианство идет по пути секуляризации. Главными чертами секуляризованного современного западного христианства являются: горизонтализм, модернизм, феминизация, иудаизация, экуменизация.

Горизонтализм проявляет себя в стремлении устроить Царство Божие на Земле без попыток устремления к Небу.

Модернизм обнаруживает себя в том, что отрицает личностностьБога, божественность Христа, Его Воплощение и Воскресение. Модернизм идет по пути квир-богословия, рукополагая открытых гомосексуалистов и признавая гомосексуальные браки.

Феминизм захватывает все больше христианских конфессий на Западе и выражает себя в ординации женщин в сан пресвитеров и епископов, внедрении инклюзивного языка в текст Библии.

Иудаизация всегда была присуща протестантизму. Но сегодня и в католицизме высказываются идеи, что иудеев не нужно евангелизировать и обращать в христианство, т.к. у них свой путь спасения.

Экуменизация западного христианства происходит по следующим магистральным направлениям: интеркоммунион, внешнее объединение христианских церквей, признание за каждым религиозным объединением достоинства Церкви.

Все эти опасные тенденции секуляризации современного западного христианства, несомненно, опасны и для Русской Православной Церкви. Все, что происходит на Западе, в скором времени может появиться и у нас. Дай Бог нам понимать эти опасности и противостоять им.

Наступают такие времена, о которых писал преподобный Антоний Великий: “Приходит время, когда люди будут безумствовать и, если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, – потому что он не подобен им” [5].

Библиография

1. Американские «переводчики» Библии превратили Иисуса Христа в женщину «Джудит Христос» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://biblia.ru/news/show/?100

2. Бинцаровский, Д. История современного богословия [Текст]/ Д. Бинцаровский. – Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2016 г. – 512 с.

3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/%D0%A1%D0%95%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D 0%AF%D0%A0%D0%98%D0%97%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF

4. Выжанов, И. прот. “Теология освобождения” в Римско-Католической Церкви: история движения. Ч. 1. [Электронный ресурс] / прот. И. Выжанов. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/theology/44804.php

5. Древний Патерик [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka. ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/drevnik–paterik–per–svt–feofana–zatvornika/10

6. Ева Бруине [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%91%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%B5,_%D0%95%D0%B2%D0%B0

7. Иларион (Алфеев), митр. Все более глубокой становится пропасть, разделяющая традиционные христианские Церкви [Электронный ресурс] / митр. Иларион (Алфеев). – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/arxiepiskop-ilarion-vse-bolee-glubokoj-stanovitsya-propast-razdelyayushhaya-tradicionnye-xristianskie-cerkvi/

8. Иларион (Алфеев), митр. Христианство перед вызовом воинствующего секуляризма [Электронный ресурс] / митр. Иларион (Алфеев). – Режим доступа: https://azbyka.org/xristianstvo-pered-vyzovom-voinstvuyushhego-sekulyarizma-2

9. Катехизис католической церкви [Текст] – М.: Культурный центр “Духовная библиотека”, 2002. – 814 с.

10. Козлов, М. прот. Западное христианство: взгляд с Востока: учебник [Текст] / Козлов М., свящ., Д. И. Огицкий – М. Издательство Сретенского монастыря, 2009. – 608 с.

11. Лейн, Т. Христианские мыслители [Электронный ресурс] / Т.Лейн. – Режим доступа: https://www.reformed.org.Ua/2/710/6/Lane

Режим доступа: https://www.reformed.org.ua/2/710/6/Lane

12. Мэри Дуглас Гласспул [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D1%8D%D1%81%D1%81%D0%BF% D1%83%D0%BB,_%D0%9C%D1%8D%D1%80%D0%B8_%D0%94%D1%83%D0 %B3%D0%BB%D0%B0%D1%81

13. Ординация женщин в христианстве [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89% D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0 %B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5

14. Осипов, А.И. Современное состояние Западных конфессий. 4.1. (МДА, 2005.10.03) [Видеозапись] / А.И.Осипов. – Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=aQo6YbqtY0M

15. Осипов, А.И. Сокращённое учебное пособие по апологетике для выпускного курса семинарии (бакалавриата) Московской духовной академии [Электронный ресурс] / А.И.Осипов. – Режим доступа: https://alexey–osipov.ru/ books–and–publications/uchebnoe–posobie–po–apologetike/nevernye–traktovki– khristianstva–iudaizatsiya–khristianstva/

16. Основные принципы отношения РПЦ к инославию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840

17. Папа римский Франциск заявил, что христиане и Римско-католическая церковь должны попросить прощения у гомосексуалистов за прошлое отношение к секс-меньшинствам [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vz.ru/ news/2016/6/27/818166.html

18. Робинсон, Дж. Быть честным перед Богом [Текст] / Дж.Робинсон; пер. с английского Н. Балашова. -М.: Высшая школа, 1993. – 159 с.

19. Тэзе община [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A2%D1%8D%D0%B7%D0%B5_(%D0%BE%D0%B1%D1%89%D 0%B8%D0%BD%D0%B0)

20. Флоренс Ли [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%B8,_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5% D0%BD%D1%81_(1907%E2%80%941992)

21. Христианство и гомосексуальность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82 %D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B8_% D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1 %83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C #%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD% D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

22. Человек, которого любил Иисус: гомоэротические рассказы из Нового Завета [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=f–_ YAAAAMAAJ&redir_esc=y

23. John Arthur Thomas Robinson [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://trinitycollegechapel.com/about/memorials/brasses/robinson/

24. Queertheology [Электронный ресурс] Режим доступа: https://en.wikipedia. org/wiki/Queer_theology


Источник: Дергалев Сергий, прот. Направления развития западного христианства в XXI веке // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии. 2021. Вып. 11. С. 18-31.

Комментарии для сайта Cackle