Феномен перехода протестантов в Православие

Источник

Аннотация. Статья посвящена проблемам перехода протестантов в Православие. В статье рассказывается о том, кто из известных протестантов перешел в Православную Церковь, подробно описываются причины перехода. Статья содержит обзор книг о процессе перехода из протестантизма в Православие.

Содержание

Введение «Портреты» наиболее известных протестантов, перешедших в Православие Краткий обзор произведений бывших протестантов о причинах, побудивших их стать православными Причины перехода протестантов в Православие Итоги Библиография  

 

Введение

В течение нескольких последних десятилетий во всем мире наблюдается феномен перехода протестантов в Православие. В книге священника Сергия Кобзаря, перешедшего из протестантизма в Православие мы находим такую информацию: «Переход в Православие членов иных христианских конфессий вполне можно считать современной общемировой тенденцией, что подтверждают цифры и факты. По некоторым данным, из 250 000 прихожан Антиохийской Церкви США – 160 000 бывших протестантов. 70% всего антиохийского священства Америки также имеет протестантское прошлое. Более трети от общего числа всех американских православных священников – бывшие протестанты и католики» [8]. Далее там приводятся и другие факты: «Не отстает и Европа: в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии и Венгрии число протестантов и католиков, перешедших в Православие – примерно 7 000 человек. На Африканском континенте 6 миллионов православных христиан, чуть менее пятидесяти процентов которых – выходцы из протестантов и католиков. В Австралии и Новой Зеландии из полумиллиона православных половина является бывшими протестантами. На Филиппинах за короткий период православными стали более 600 протестантов и католиков» [8].

Подтверждение слов о многочисленных переходах протестантов в Православие мы можем найти на страницах издания «New York Times», где 3 октября 2009 года вышла статья Самуэля Фридмена «Американские протестанты обретают свой дом в Антиохийском Православии» [20], в которой он говорит: «По данным профессора теологии университета North Park в Чикаго Брэдли Нассифа – ведущего исследователя религии – около 70% антиохийских клириков США – обращенные, в то время как всего одно-два поколения тому назад этот процент едва достигал 10%» [20]. В этой же статье говорится о том, как это все начиналось: «Видимый сдвиг начался в 1987, когда почти 2 000 евангелистов во главе с Питером Гиллквистом и другими выпускниками Богословской семинария Далласа и «студенческий поход за Христом» обратились в Православие. Позже началась целая волна переходов верующих из основных протестантских деноминаций – епископальной и лютеранской церквей» [20].

В данной статье мы познакомимся с именами известных протестантов, ставших православными, с их книгами, а так же с причинами, побудившими их перейти в Православие.

Понятно, что во всем мире усиливается тенденция переходов из одной конфессии в другую. Католики переходят в Православие, православные совершают переход к католикам, протестанты переходят в Православие, православные уходят в протестантизм. Но важно другое. Мало кого интересует переход в другую веру не очень подготовленных мирян, но когда речь идет о высокообразованных интеллектуалах-богословах, авторах книг и многочисленных статей, священнослужителях, то это другое дело. Все чаще из протестантизма в Православие обращаются известные богословы, некоторые из которых имеют всемирную известность.

«Портреты» наиболее известных протестантов, перешедших в Православие

Самый известный – американский патролог Ярослав Ян Пеликан [11] (1923 г. – 2006 г.). Ярослав Пеликан – доктор философии, профессор Церковной истории, преподавал христианскую теологию и патристику в университете в Индиане, в Чикаго, в Йельском университете. Ярослав Пеликан, как нам сообщает сайт «Седмица»: «За долгие годы своей научной деятельности Пеликан получил целый ряд престижных наград, более 30 почетных степеней различных учебных заведений, избирался президентом Американского общества церковной истории, Международного конгресса лютеранских исследований, Американской академии искусства и науки. Он также был редактором ряда научных журналов и изданий – в том числе энциклопедии «Британика»» [12].

Автор более 30 книг на тему богословия, в т.ч. и пятитомника «The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine» («Христианская традиция: история развития вероучения»), данная книга, написанная еще до перехода автора в Православие, переведена на русский язык.

25 марта 1998 года Пеликан был принят в полное общение Православной Церковью в Америке. В открытом письме приходской общине Евангелическо-лютеранской церкви в Америке, членом которой он прежде являлся, он назвал этот шаг «логическим завершением развития своего сознания и духа, которое шло уже несколько десятилетий» [12]. В 2004 году профессор Ярослав Пеликан удостоен премии Клуге. Эта премия, размером 1 млн. долларов, вручается ученым, работающим в тех областях, за которые не присуждается Нобелевская премия.

Карл Христиан Фельми [21] (1938 г.р.), ныне диакон Василий, родился в Лигнице (Германия). Изучал протестантское богословие в Мюнстере и Гейдельберге, преподавал в Институте Восточной Церкви в Мюнстере. Подготовил и успешно защитил две докторские диссертации: сначала на тему «Проповедь в православной Руси. Исследования о содержании и характере русской проповеди во второй половине XIX века», несколько позднее – диссертацию «Истолкование Божественной Литургии в русском богословии». Написал несколько книг и около 300 статей (в России изданы две его книги: «Иконы Христа» и «Введение в православное богословие»).

По мере исследований в области истории и учения Церкви, у Карла Христиана возникли сомнения в истинности протестантизма. В 2007 г. он перешел в Православие, в 2011 г. рукоположен в диакона в Берлинско-Германской епархии РПЦ. Ныне он доктор богословия, почетный доктор Московской Православной Духовной Академии.

Джон Уайтфорд [18] (1966 г.р.) родился в США, штат Калифорния, в городе Риверсайд. Воспитывался в протестантской деноминации пятидесятнического толка «Церковь Назарянина» (или Назарейская церковь). Закончил Южный назорейский университет в г. Бетани, штат Оклахома, получив ученую степень бакалавра в области религиоведения. Православием увлекся во время своей учебы. Перед окончанием университета решил принять Православие.

Протоиерей Джон (Иоанн) Уайтфорд в настоящее время является настоятелем православного прихода в честь свт. Ионы Манчжурского (РПЦЗ) в Спринг, Хьюстон (штат Техас), он – постоянный автор английской версии портала «Православие.ру». Отец Джон написал книгу под названием «Только одно Писание?» [17], в которой сделал разбор богословских причин перехода в Православие.

Питер Эдвард Гиллквист [5] (1938 г. – 2012 г.), православный священник, протоиерей. Родился и вырос в США, в Миннеаполисе, штат Миннесота, в лютеранской семье. Был пастором в студенческой общине американских лютеран. Посвятил свою жизнь проповеди Слова Божьего. При попытке создания Апостольской Церкви со своими единомышленниками открыл для себя Православие, которое в полной мере сохранило все особенности древней Церкви. Перейдя в 1987 г. в Православие (под омофор Антиохийского Патриарха), принял хиротонию в Антиохийской Православной Церкви [6]. Примечательно, что отец Питер зафиксировал свой опыт поиска истины в книге «Возвращение домой. От протестантизма к Православию» [6].

Джон Фентон был пастором в евангелическо-лютеранской церкви «Сион» в Детройте, США. В 2006 году Джон (с некоторыми пасторами и прихожанами) оставил пасторское служение и перешел в Православие. Прощаясь со своим приходом, он написал письмо, в котором подробно объяснил причины перехода в Православие. Основные причины Джон Фентон описывает так: «Я убежден, что Книга Согласия (вероисповедание и учение лютеранской церкви – прим. автора) содержит ущербные или несовершенные учения, не соответствующие вере апостолов. … я пришел к пониманию и убеждению, что … Православная Церковь – это истинная видимая Церковь Христа на земле» [19].

В 2007 г. Джон был рукоположен в сан священника епископом Марком. В настоящий момент он является православным священником в приходе святого архангела Михаила, который входит в состав Антиохийской Православной Архиепископии Северной Америки [16].

Джеймс Бернстайн [1] родился в 1946 году в Нью-Йорке. В 16 лет обратился из иудаизма в христианство. Стал одним из основателей общества «Евреи за Иисуса». Был протестантским пастором. В 1981 году перешел в Православие. Окончил Свято-Владимирскую семинарию в Нью-Йорке. После семинарии перешел в юрисдикцию Антиохийского Патриархата, где в 1988-м был рукоположен в священники. В настоящее время служит в храме св. апостола Павла в Бриере, штат Вашингтон. Написал увлекательную книгу «Удивленный Христом. Мое путешествие из иудаизма в Православие» [3] о своем поиске Бога. В ней он последовательно описывает путь от иудаизма к протестантизму, а потом от протестантизма к Православию.

Сергий Кобзарь (родился в 1979 г. на Украине) потомственный баптист, а ныне православный священник. Среди его родственников много баптистских пасторов, миссионеров, регентов и проповедников. Он поступил в Донецкий Христианский Университет (ДХУ), усердно совершая протестантскую деятельность, однако чувствовал, что «что-то не так».

Со временем Сергей обнаружил много противоречий в учении баптистов и в поисках истины пришел к пониманию, что Православие является истинной, Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. В 2001 г. Сергей Кобзарь был рукоположен в диаконы, а через год, в 2002 г., – в священники. При этом ему пришлось претерпеть давление со стороны общины, в которую он входил раньше, от пастора, который был для него авторитетом, от семьи и особенно от отца. Приняв Православие, о. Сергий написал книгу «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом», а затем она вышла в свет в переработанном и дополненном виде под названием «Протестантизм или Православие?» [10].

В книге он показывает, «какую ложь, обольщение и духовную смерть несет в себе протестантизм; когда он понял, как протестанты его обманывали и как он сам невольно обманывал людей, проповедуя им ... богопротивное учение, то он всей душой пожелал засвидетельствовать как можно большему числу протестантов о найденной драгоценности и предостеречь их от гибельного пути» [10].

Александр Михайлович Прилуцкий [13] (1971 г.р.) – доктор философских наук, доцент, профессор РГПУ им. Герцена, преподаватель Общецерковной Аспирантуры и Докторантуры имени Святых Кирилла и Мефодия, в прошлом – ректор Теологического института Евангелическолютеранской церкви Ингрии, бывший пастор и генеральный секретарь Евангелическо-лютеранской церкви.

Пытливый ум привел Александра Михайловича в лоно Православной Церкви: он понимает, что обмирщение протестантизма, профанация молитвы, «логические подтасовки» по поводу женского священства и епископства, однополых браков, эвтаназии не похожи на учение Иисуса Христа. Александр Михайлович не соглашался с тезисом «Sola Scriptura», для него, как ученого человека, Священное Писание является неотъемлемой частью Святоотеческого Предания [14].

Краткий обзор произведений бывших протестантов о причинах, побудивших их стать православными

Рассмотрим некоторые произведения бывших протестантов о причинах, побудивших их стать православными.

Одно из самых известных таких произведений – книга протоиерея Питера Гиллквиста «Возвращение домой. От протестантизма к Православию» [6]. Она состоит из трех частей, каждая из которых посвящена определенной теме.

Первая часть книги называется «От Эрроухед Спрингс к Антиохии».

Она начинается с истории о том, как будущий отец Питер с единомышленниками организовывали новые протестантские общины в американских студенческих городках (кампусах). При этом они испытали глубокую неудовлетворенность из-за быстрой нравственной деградации кампусов по всей Америке. Кроме этого, во многих протестантских общинах происходила либерализация христианского вероучения.

Питер с друзьями попытались воссоздать Церковь, описанную в Новом Завете. Перед ними возникли три основных вопроса:

1) Как древние христиане совершали свое богослужение?

2) Как развивалась Церковь после первого века?

3) Что происходило с вероучением ранней Церкви?

Чтобы ответить на эти вопросы, они подробно изучали историю Церкви со времен мужей апостольских до Реформации (с 93 г. по 1517 г.). После тщательного исследования данных вопросов они пришли к следующим выводам:

1) Богослужение в ранней Церкви было литургическим, хлеб и вино, употреблявшиеся на богослужении, считались Кровью и Плотью Христа.

2) Выяснилось, что епископы существовали в ранней Церкви уже во второй половине первого века, имелись так же пресвитеры и дьяконы. Форма управления была строго иерархичной.

3) Основные доктринальные положения древней Церкви соответствовали современным в том, что Христос Богочеловек и есть единый Бог – Троица.

На основе этих положений группа единомышленников создала общину, которую они назвали Евангелической Православной Церковью (ЕПЦ).

Вторая часть книги называется «Православие и Библия».

В этой части отец Питер показывает полное согласие Библии и православного вероучения. Начинается она с доказательства неотъемлемой причастности Священного Предания к Божественному откровению. Предание нужно не только для того, чтобы сохранить Библию, но и для того, чтобы ее правильно понимать.

Далее Питер Гиллквист описывает, как шаг за шагом они открывали для себя соответствие православных богослужений и традиций Писанию. Исследование 6 главы книги пророка Исаии из Ветхого Завета, в которой описано богослужение, совершаемое на Небесах, показало полное совпадение с современным православным богослужением. В шестой главе книги пророка Исаии присутствуют: Господь, серафимы, песнь «Свят, свят, свят Господь Саваоф!», курения, горящий уголь в устах пророка (очищающий грех). На православном богослужении присутствуют: икона Спасителя; клирос (как серафимы), воспевающий трисвятую песнь; каждение ладаном; Причастие Тела и Крови Христа (очищающее грех).

Кроме этого выяснилось, что протестанты не оказывают должного почитания Божьей Матери, которая в Библии названа Матерью Бога. Святая Дева являет собой образец послушания, чистоты и святости и нуждается, по слову Писания, в нашем почитании.

Далее выяснилось, что самый известный символ нашего времени – это Крест. Символ победы над грехом, смертью и дьяволом. О крестном знамении о. Питер приводит такой интересный факт: «Мартин Лютер, которого называют отцом протестантской Реформации, призывал свою паству использовать знак креста. Например, в своих инструкциях к утренним молитвам он пишет: Утром, когда вы встаете, осеняете себя знамением креста и произносите: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». (Малый катехизис. VII, 1)» [6].

В третьей части книги, которая называется «Великий вход», описывается, как Евангелическая Православная Церковь (ЕПЦ) воссоединилась с Антиохийской православной церковью Америки.

Начиная с 1977 г., после того, как Питер Гиллквист с единомышленниками открыли по книгам историческую Православную Церковь, наступило время контакта с Православной Церковью. Важнейшую роль при общении ЕПЦ с православными на этом этапе сыграл протоиерей А. Шмеман.

В 1987 году после согласования с патриархом Антиохийской Православной Церкви порядка воссоединения все члены ЕПЦ были миропомазаны, а пасторы перерукоположены. Таким образом, в Антиохийскую Православную Церковь из ЕПЦ перешло несколько тысяч человек, а сама ЕПЦ стала называться «Антиохийская евангелическая православная миссия».

Перейдем к книге священника Джона Уайтфорда «Только одно Писание?» [17]. Отец Джон в своем труде опровергает один из ключевых тезисов протестантизма «Solo Scripture» (с лат.  – «только Писанием» – теологическая доктрина, один из важнейших тезисов Реформации XVI века. Она характеризует отношение протестантов к Библии как единственному источнику вероучения).

В первой части «Почему авторитетно «только одно Писание?»» [17] отец Джон напоминает, что Мартин Лютер, когда выдвинул этот тезис, предполагал с его помощью не полностью исключить Церковное Предание, а только ту его часть, которая, по его (Лютера) мнению, подверглась «порче».

Во второй части «Проблемы с учением «только одно Писание»» отец Д. Уайтфорд раскрывает основные спорные моменты данного учения.

Во-первых, учение о том, что Писание «самодостаточно» – ложное, т.к. нигде мы не сможем найти этому подтверждение.

Во-вторых, он показывает, что «Библия не содержит в себе учения по всем вопросам, представляющим важность для Церкви» [17].

В-третьих, не Церковное Предание появилось позже Священного Писания, а Писание является следствием Церковного Предания.

В-четвертых, Священное Писание невозможно правильно понимать самостоятельно, без помощи Церкви.

В третьей части «Несостоятельность протестантских методов толкования Библии» отец Джон рассматривает три основных подхода протестантизма к толкованию Библии.

Первый – Библию нужно понимать буквально, т.к. текст ее ясен.

Второй – правильное понимание Библии сообщает Дух Святой.

Третий – неясные места в Писании можно истолковать ясными.

По мнению отца Д. Уайтфорда, все эти три этих подхода развенчиваются одним фактом – протестантизм разделен на несколько тысяч направлений. Очевидно, что такое разделение было бы невозможным, если бы всем в протестантизме руководил Дух Святой, и все места Писания можно было бы понимать буквально, а все неясные истолковать ясными.

В четвертой части книги отец Джон раскрывает сущность православного подхода к толкованию Священного Писания. Он пишет о том, что толкование Священного Писания в Православии основывается на Священном Предании.

Описывая православный подход, Д. Уайтфорд приводит слова Викентия Леринского: «Если написанное Слово Божие свято, всесовершенно и всегда вполне вразумительно при сравнении одних мест с другими, то какая же надобность присоединять к нему еще авторитет церковного его разумения? Священное Писание, по самой его возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его речения так, другой иначе; так что почти сколько голов, столько же, повидимому, можно извлечь из него и смыслов. А потому-то и совершенно необходимо, при таком множестве бесчисленно-разнообразных изворотов заблуждения, направлять нить толкования пророческих и апостольских писаний по норме церковно-вселенского их понимания. В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все; потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и самое значение этого слова, что, сколько возможно, вообще все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны при том единственном условии, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности значит признавать истинной только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре; следовать древности значит ни в каком случае не отступаться от того учения, которого несомненно держались наши святые отцы и предки; следовать, наконец, согласию значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или, по крайней мере, почти все пастыри и учители» [17].

В цитируемом тексте отец Джон делает акцент на трех положениях:

1) верили повсюду;

2) верили всегда;

3) верили все.

Именно эти три критерия четко формулируют основы Священного Предания Православной Церкви.

Книга отца Джеймса Бернстайна «Удивленный Христом. Мое путешествие из иудаизма в православие» состоит из четырех частей.

Первая часть описывает обращение отца Д.Бернстайна из иудаизма в протестантизм.

Вторая часть раскрывает проблемы, с которыми он столкнулся в протестантизме.

В первую очередь – это разномыслия, связанные с различными толкованиями Библии. Далее выяснилось, что принцип «Solo Scripture» не подтверждается историческими фактами – в период ранней христианской церкви еще не было Нового Завета. Даже список всех Новозаветных книг был утвержден только в 367 г. святителем Афанасием Великим. То есть, на протяжении длительного времени, практически не существовало Нового Завета. Большинство членов раннехристианских общин были неграмотны, а имеющиеся книги апостолов были чрезвычайно редки и дороги. Поэтому члены Церкви спасались не с помощью Нового Завета, а с помощью апостольского Предания и самой Церкви.

В результате глубокого погружения в историю Церкви, отец Джеймс пришел к следующим выводам: «Церковь не вторична по отношению к Библии, если она с ней напрямую связана и активно участвовала в ее создании и сохраняла ее в течении многих веков, то мне необходимо присоединиться к такой Церкви» [2,c.157].

Кроме этого, Джеймс Бернстайн выяснил, что Православная Церковь ставит во главу угла Евхаристию и совершает ее ежедневно, в то время как протестантские общины совершали евхаристию обычно раз в месяц. Тем более в Православной Церкви причастие – это Тело и Кровь Христовы, как об этом повествует Священное Писание. В результате, Д.Бернстайн в 1981 г. присоединился к Православной Церкви и впоследствии стал священником.

Следующие части книги описывают его опыт пребывания в Православии и раскрывают более подробно вероучение Православной церкви в сравнении с католицизмом и протестантизмом.

Далее рассмотрим книгу «Протестантизм или Православие?» православного священника Сергия Кобзаря. Его книга состоит из четырех частей и трех приложений.

В первой части «О протестантских обвинениях Православия – насколько они обоснованы?» отец Сергий последовательно рассматривает следующие вопросы: «О вещественных святынях; О Кресте Господнем; Об иконопочитании; О молитвенном общении Церкви странствующей и прославленной, и о почитании и поклонении Ангелам и святым; О почитании Девы Марии; О спасении; О монашестве; О постах; О молитве и молитвослове; О православном храме и Богослужении; Об употреблении вина» [10].

Все эти вопросы он рассматривает в следующей последовательности:

«1) Согласуется ли данная тема со Священным Писание?

2) Так ли веровала древняя Церковь?

3) Насколько протестантские возражения разумно обоснованы и непротиворечивы?

4) На чью правоту указывают свидетельства от противного?» [10].

Во второй части «О семи таинствах Церкви» автор анализирует все семь таинств.

Отец Сергий останавливается на основополагающих понятиях, связанных с таинствами Церкви. Делает вывод, что без таинств спасение невозможно: «Но когда я начинал размышлять о таинствах, то я понимал, что без них, по крайней мере, без первых четырёх самых главных, никак нельзя обойтись и спастись, и что именно здесь находиться наибольшая глубина пропасти, разделяющая Православие и протестантизм. То есть, когда я понял и принял православное учение о таинствах (которое тождественно учению Библии и вере Церкви первых веков), то совесть моя уже категорически отвергала все судорожные попытки моего разума как-то оправдать своё дальнейшее нахождение в баптизме. То есть, думая о важнейших таинствах, я уже не мог сказать себе, что можно спастись без них. Я ясно понимал, что если наши баптистские пасторы не имеют законной преемственности и благодати; если я в действительности не крещён во Христа и не возрождён; если я не получил дара Духа Святого; если я не причащаюсь Тела и Крови Христовых, то как же я спасусь?» [10].

Затем отец Сергий последовательно рассматривает каждое таинство отдельно и убеждает читателя, что данные таинства основываются на Священном Писании, и спасение без них невозможно.

В третьей части «О Священном Писании и Священном Предании» отец Сергий обосновывает точку зрения Церкви на важность понимания того, что Писание есть только часть Священного Предания, и отдельно без Предания не может быть правильно понято, что и демонстрируют различные ветви протестантизма.

В четвертой части «О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и о лжецерквях» отец Сергий дает четкое разъяснение: «о признаках истинной Церкви и лже- и антицерквей; о ложных аргументах, придуманных дьяволом, чтобы убедить людей в том, что протестантизм также есть истинная Церковь, и что спастись и присоединиться ко Христу можно вообще без Неё» [10].

Далее в трех приложениях к книге автор останавливается на следующих вопросах:

«1) Перечень главных ересей протестантизма;

2) Мой путь от баптизма к Православию;

3) Из писем бывших протестантов» [10].

Кроме книг можно также упомянуть появившийся в сети Интернет в 2017 году фильм «Реформация 500» [15], снятый по сценарию магистра богословия священника С. Распутина, в прошлом – члена «Армии спасения», ныне – православного священника-миссионера [4].

В этом фильме бывшие протестанты рассказывают о причинах, побудивших их перейти в Православие. Фильм имеет мощный миссионерский потенциал. По состоянию на 2020 год фильм переведен на английский и сербский языки. Благодаря этому фильму, десятки людей по всему миру уже перешли в православную веру.

Причины перехода протестантов в Православие

Теперь перейдем к главному. Почему протестанты переходят в Православие?

В своих выводах будем опираться на рассуждения бывших протестантов: доктора философских наук Прилуцкого А.М., протоиерея Питера Гиллквиста и священника Сергия Кобзаря.

Первой важной причиной перехода протестантов в Православие является отказ протестантов от Священного Предания. Читаем об этом в интервью доктора философских наук, уже упомянутого ранее, Прилуцкого А.М.: «Пришло осознание того, что без Предания нет Церкви, да, по сути, нет и Священного Писания, а есть только разноголосица частных мнений и предпочтений, произвол интерпретаций» [14].

Вторая причина кроется в различном понимании Священного Писания протестантами, что обычно приводит к разделениям. Священник С. Кобзарь пишет об этом: «Для удовлетворения этому духу протестанты и проповедуют о праве и способности каждого в отдельности толковать Писание, ибо лучшего пути к разъединению и разномыслию не найти.

К чему уже привело протестантов это право толковать Библию по-своему?

1) к бесчисленным разделениям на более чем 20.000 толков;

2) к либерализму (когда отрицается уже Божественность Христа, Его воскресение и богодухновенность Библии);

3) к экуменизму, когда такое понятие как «истина» вообще отрицается, и утверждение её (с естественным отрицанием противоположных мнений) становится единственной ересью.

Всё это отнюдь не случайные, а самые прямые и закономерные следствия протестантского догмата, что каждый имеет право и способность толковать Библию «по-своему»» [10].

Третья серьезная причина – это отсутствие преемственности священнослужителей, восходящей к самим апостолам.

Вновь обращаемся к тексту книги священника С.Кобзаря: «Для Православия существенно важна преемственность священства. То есть, православные признают только тех епископов, пресвитеров и диаконов, которые были рукоположены законными епископами, которые, в свою очередь, были рукоположены таким же образом, и так до времён апостольских. Вне этой преемственности, по вере православных, нет и не может быть истинного священства, а значит – и самой Церкви. Протестантские же пресвитеры не имеют апостольской преемственности, а могут говорить о какой-то преемственности в лучшем случае только до реформаторов XVI века, или своих ещё более поздних основателей» [10].

Четвертой ключевой причиной перехода для многих стало отсутствие Святых Даров в богослужении протестантов.

Протоиерей Питер Гилквист пишет об этом так: «Один человек, который был очень мне близок, ушел от нас в тот момент, когда мы поняли, что Церковь смотрит на хлеб и вино, используемые в таинстве Причастия, как на истинные Тело и Кровь Христовы. Этот человек просто не мог принять, что Причастие больше, чем символ. Поэтому он распрощался с нами в конце семидесятых. Помню, как через некоторое время после этого я читал шестую главу Евангелия от Иоанна, в которой Иисус учит: «если не будете есть Моей плоти и пить Моей крови, то не будете иметь в себе жизни». В конце главы говорится, что «многие Его ученики отошли от Него». Они просто не могли вместить в себя, что хлеб и вино могут таинственным образом становиться Телом и Кровью Христа. Я думаю, что в случае с этим человеком было то же самое» [6].

Пятой причиной для перехода послужил отказ от должного почитания Божией Матери.

Вот что об этом пишет протоиерей Питер Гилквист: «Для протестантов ответ на вопрос о том, кто серьезно относится к библейским и историческим свидетельствам, не может быть найден ни в пределах протестантских конфессий, ни в Римской Церкви с ее спорными поздними догматическими добавлениями, касающимися Марии.

Ответ находится в Православной Церкви, сохранившей верность библейскому взгляду на Марию. Пришел час для всех нас, кто любит Христа и серьезно относится к Священному Писанию, расположить сердца и разум к тому, чтобы воздать Пресвятой Богородице подобающее Ей в подлинной Церкви. Мы поступаем так потому, что так поступил Бог, сотворив величие для Нее и через Нее (Лк. 1:49)» [6].

Шестой важной причиной стало поверхностное понимание протестантами глубины греха в человеческой душе.

Рассмотрим соответствующий текст из книги священника С. Кобзаря: «На самом же деле, если бы протестанты только начали настоящую, а не свою «игрушечную» суррогатную духовную жизнь, они бы могли познать, какими на самом деле огромными страстями и грехами наполнена их душа. Этого тезиса нельзя доказать протестантам математически, нельзя привести убедительные свидетельства. Это может душа сама осознать и самой себе признаться, если только по настоящему решиться жить духовной жизнью, чистосердечно попросит Бога показать ей саму себя, и начнёт вникать в православную духовность» [10].

Как следствие, в протестантизме нет средств борьбы с грехом. Священник С. Кобзарь продолжает: «Как же протестанты могут спастись благодатью, если они не принимают её? Протестанты постоянно говорят, что для спасения нужно «принять Христа в своё сердце» (эта формула спасении известна в протестантизме не менее, чем «веруй во Христа как своего личного Спасителя»). Но для принятия человеком Бога в своё сердце, душу и тело Христос и установил Таинства Крещения, Миропомазания и Причастия – это как раз и есть главные пути, которыми входит Христос в сердце человека. Протестанты же, не признавая Таинств Церкви, отвергают Христа и буквально не впускают Его в своё сердце!» [10].

Седьмая причина – обширное аскетическое и догматическое наследие православных, удивляющее своей глубиной.

Вновь обращаемся к мысли священника С. Кобзаря: «Вот так нужно относиться и к главным выражениям Предания Церкви. Его можно сверять с Библией и другими частями Предания и задаваться различными вопросами о его смысле, но это нужно делать не с ненавистью и предубеждённостью, а с верой и любовью, и тогда только будет открываться красота, глубина и истинность Священного Предания, и его чудная гармония со Священным Писанием» [10].

Корневой причиной перехода в Православие является несомненный факт того, что Православная Церковь есть Церковь Христова во всей ее полноте.

Эту центральную мысль высказывает протоиерей Питер Гилквист: «В заключение я сказал: «Послушайте, вы, братья, имеете истинную Библию. С этим никто не спорит. И вы служите истинному Спасителю. Иисус Христос – наш Господь. Что вам недостает – это истинной Церкви, той семьи неразделенного христианства, которая сохранила веру и богослужения Апостолов и их последователей». Именно к этой Православной Церкви, сохранившей ценой своей крови Священное Предание неизменным в течение двадцати столетий, мы в конце концов пришли. На это ушло десятилетие, но, благодарение Богу, Церковь по-прежнему на месте. В Ее стенах находятся сокровища апостольской веры, надежно сохранявшиеся в течение столетий Святым Духом, который живет в Церкви и постоянно обновляет ее» [6].

Итоги

В статье мы познакомились с именами известных протестантов, ставших православными, с их книгами, фильмами, а так же с причинами, побудившими их стать православными.

Если кратко и последовательно сформулировать перечень основных причин, по которым протестанты принимают Православие, то он будет таким:

1) Непризнание Священного Предания приводит к неправильному пониманию Библии;

2) Разделения в среде протестантов из-за различных толкований Священного Писания;

3) Отсутствие священнослужителей, у которых есть апостольская преемственность рукоположений;

4) Хлеб и вино в богослужении протестантов считаются символами, а не реальными Кровью и Плотью Христа;

5) Отсутствие должного почитания Божией Матери;

6) Непонимание глубокой греховной поврежденности человеческой природы;

7) Отсутствие в протестантизме средств борьбы с грехом;

8) Знакомство с удивляющим своей глубиной обширным аскетическим и догматическим наследием Православной Церкви;

9) Православная Церковь есть Церковь Христова во всей ее полноте.

Библиография

1. Бернстайн Д. прот. – URL: https://nikeabooks.ru/persons/avtory/7031/(дата обращения: 07.07.2021)

2. Бернстайн Д. Удивленный Христом. Мое путешествие из иудаизма в Православие. – М.:Никея, 2018. – 384 с.

3. Бернстайн Д. прот. Удивленный Христом. Мое путешествие из иудаизма в православие – URL: https://nikeabooks.ru/catalog/book/udivlennyy-khristom-moe-puteshestvie-iz-iudaizma-vpravoslavie/ (дата обращения: 07.07.2021)

4. Беседа со священником Станиславом Распутиным – URL: http://www.pravoslavie.ru/79753.html (дата обращения: 07.07.2021)

5. Гиллквист П., свящ. Википедия – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиллквист,_Питер (дата обращения: 07.07.2021)

6. Гиллквист П., свящ. Возвращение домой. От протестантизма к Православию URL: https://predanie.ru/book/74286-vozvraschenie-domoy/ (дата обращения: 07.07.2021)

7. Гиллквист П. свящ. От протестантизма к Православию: 30 лет спустя – URL: https://www.pravmir.ru/ot-protestantizma-k-pravoslaviyu-30-let-spustya/ (дата обращения: 07.07.2021)

8. Кобзарь С. свящ. Приложение III. Из писем бывших протестантов Протестантизм или Православие? – URL: https://azbyka.org/otechnik/konfessii/protestantizm-ili-pravoslavie/7 (дата обращения: 07.07.2021)

9. Кобзарь С. свящ. Приложение III. – URL: https://azbyka.org/otechnik/konfessii/protestantizm-ilipravoslavie/7 (дата обращения: 07.07.2021)

10. Кобзарь С. свящ. Протестантизм или Православие – URL: https://azbyka.org/otechnik/konfessii/protestantizm-ili-pravoslavie/ (дата обращения: 07.07.2021)

11. Пеликан Я. Википедия – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2 (дата обращения: 07.07.2021) (дата обращения: 07.07.2021)

12. Православный историк Церкви Ярослав Пеликан стал лауреатом «Американской Нобелевской премии» – URL: https://www.sedmitza.ru/text/317102.html (дата обращения: 07.07.2021)

13. Прилуцкий А. Википедия – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%83%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 07.07.2021)

14. Прилуцкий А. Пришло осознание того, что без Предания нет Церкви... – URL: https://ruskline.ru/analitika/2016/05/24/prishlo_osoznanie_togo_chto_bez_predaniya_net_cerkvi (дата обращения: 07.07.2021)

15. Реформация 500 [видеозапись] // YouTube – URL: https://www.youtube.com/watch?v=hVkCCRQIyj0 (дата обращения: 07.07.2021)

16. Сайт прихода святого архангела Михаила – URL: https://www.stmichaelwhittier.org/parishsite/about-our-parish/ (дата обращения: 07.07.2021)

17. Уайтфорд Дж. свящ. Только одно Писание? – URL: https://azbyka.org/tolko-odno-pisanie (дата обращения: 07.07.2021)

18. Уайтфорд Дж. Только одно Писание? – URL: https://lib.pravmir.ru/library/author/247 (дата обращения: 07.07.2021)

19. Фентон Дж. Заявление об отставке – URL: http://conversiaddominum.blogspot.com/2006/10/statement-of-resignation.html (дата обращения: 07.07.2021)

20. Фридман С. Американские протестанты обретают свой дом в Антиохийском Православии – URL:https://www.pravmir.ru/amerikanskie-protestanty-obretayut-svoj-dom-v-antioxijskompravoslavii/ (дата обращения: 07.07.2021)

21. Karl Christian Felmy – URL:https://de.wikipedia.org/wiki/Karl_Christian_Felmy (дата обращения: 07.07.2021)


Источник: Дергалев Сергий, прот. Феномен перехода протестантов в Православие // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии. 2021. Вып. 13. С. 46-62.

Комментарии для сайта Cackle