Смысл и оправдание кружков РСХД

О каком «движении» может идти речь в нашей православной среде? Конечно, о движении к Церкви для людей внецерковного состояния, и о движении в Церкви и для людей, к жизни церковной возвратившихся. Движение предполагает как цель нечто неподвижное и безусловное, и таковое есть Церковь. Приобщиться к жизни Церкви – в этом – и только в этом – и могут состоять количественные и качественные успехи «движения». Оно может при этом вовлекать в себя, иметь на своей периферии людей, к Церкви не принадлежащих, однако, Ей не враждебных, искренно и добросовестно стремящихся познать Ее и проникнуться Ее жизнью. Ведь прозелитов знала даже иудейская национальная церковь, может ли холодно замыкаться от них Церковь вселенская, закон жизни которой есть любовь? Отсюда неизбежное и – верим – благое по своим последствиям соприкосновение «движения» с миром христианским неправославным, однако, любящим и неведомо для себя ищущим Православия. В условиях нашей жизни это столь же естественно, как то, что мы говорим на языке страны, в которой живем, не изменяя своему родному языку.

«Движение» выражается в нашей жизни в существовании христианских, в большинстве случаев церковных кружков. Группы молодых людей – под руководством или даже без руководства – собираются для молитвы, бесед, совместного изучения того, что посильно или доступно для них, и касаются предметов веры. В самих занятиях кружков наблюдается пестрота: одни читают Евангелие, другие Отцов Церкви, третьи знакомятся с житиями святых и литургикой, случайно затрагивают вопросы патристики, иконографии, церковной истории. По трудности, иногда прямо убожеству, общих условий жизни, такая работа лишь в исключительных случаях приближается к научному изучению. В большинстве случаев она много ниже того, что имели наши духовные семинарии и академии, вообще профессиональные богословские школы. Однако, последние в своем профессионализме не знали во многих случаях и того рвения к религиозному просвещению, которое можно, как правило, наблюдать в этих кружках.

Где же искать основы, в чем сила, смысл и подлинное значение этих кружков, которые силой вещей обречены на кустарничество в смысле научном? Эта сила находится вне их, вернее над ними, и она дает им истинную жизнь, которою они воодушевляются. Эта превозмогающая сила есть Святая Православная Церковь. В Ней живя, Ее учатся взаимной помощью познавать, но познавать не отвлеченным только изучением, но и жизненным опытом. Не искать истины, еще никем не обретенной и никому неведомой (каковую задачу могли бы поставить себе какие-нибудь философские, научные кружки), но познавать жизнью истину, данную в Церкви, познавать Церковь, – такова цель кружков. Церковь есть океан божественной жизни, неизмеримый и недоведомый, сокровище «живота вечного», а потому жизнь в Церкви есть Ее непрестанное познание и опознание. И в этом познании имеет большое значение качество, а не количество, – именно «движение». Кружки от себя дают толчки к такому движению, способствуют опознанию жизни Церкви, а это опознание, это касание есть именно то, из чего могут произрасти семена новой жизни. Для одного сила Церкви откроется в подвиге угодника Божия, для другого в смысле иконопочитания, для третьего через знакомство с чином служб церковных и т. д. Но в каждом из этих случаев поразившее его, открывшее ему духовные очи уведение не есть только отвлеченное умственное познание, но приобщение к жизни церковной, источником бессмертной жизни бьющей в его сердце. Каждого Господь ведет своей дорогой. Из житий святых мы знаем, что различными путями настигает Господь сердца человеческие. И надлежит свидетельствовать, что ныне в изгнании для многих душ их духовные очи открываются под влиянием впечатлений, получаемых в кружках, где они узнали о той или другой черте церковности. Безмерная милость Божия в том, что мы в Церкви, что Господь даровал нам Истину. А потому и кружки, прислоняясь к Церкви, получают силу бытия и жизни, значительность, которая совершенно несоизмерима их естественным, человеческим силам. Но не таков ли закон жизни Церкви? «Посмотрите, братия, кто вы призванные», говорил апостол Коринфской своей общине (1Кор. 1, 26–29) – не силою немощного естества, но силою Христовой утверждается Церковь.

Итак, кружки – это не сектантские общины, мертвеющие в своем отъединении и самомнении, это – церковные клетки, семена церковные. И только в этом качестве они могут притязать на поддержку и сочувствие. И лишь при связи с Церковью изучаемое воспринимается церковно. В частности это относится и к так называемым «евангельским» кружкам, поставившим целью изучать Слово Божие. Такая задача, естественно возникающая для всякого христианина, может получить и извращенную постановку: протестантские, сектантствующие кружки. Однако, в кружках православных и изучение Слова Божия является необходимой частью церковного просвещения, которое, опять таки, неразрывно связано со всею жизнью Церкви: так, история Евангельских событий, о которых читается в Евангелии, есть вместе с тем и высшая действительность, переживаемая в церковных праздниках. События жизни Господа, Его притчи и поучения, чтимые в Церкви, раскрываются и в молитвах и песнопениях круга церковного. Евангелие для православных есть Книга, пребывающая в Церкви и из Нее неисторгаемая.

Итак, есть жизнь церковная, движимая Духом Святым, вечная и неисчерпываемая. И есть жизнь человеческая, которая движется к познанию церковной истины. Узнать нечто о Церкви означает несоразмерно с этим отдельным знанием обогатиться. И в этом церковном контексте и надо понимать то, что делается в кружках. Разумеется, не для всех нужно и даже полезно это участие, ибо дары различны, и призвания различны. Довольно того, что в ткани церковного тела и такие образования, завязи и связи друзей о Господе имеют свое законное место. Господь рек: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». (Мф. 18, 20). Господь установил соборную природу Церкви, и эта соборность может являть разные образы собранности и собирания. И почему же исключать из них и наши теперешние кружки, которые собраны во имя Его? Они, эти «домашние церкви», которые возлюбил, наряду с обширными общинами, св. ап. Павел, разбросаны по разным местам и нашего изгнания на; помощь и утешение церковное. Соборность хочет себя ощутить, углубиться и расшириться. Удивительно, если наши малые соборы молодежи, которые еще не нашли для себя более соответственного имени нежели кружки, также стремятся к соборованию и радуются о нем? Те, кому приходилось быть на этих съездах или «конференциях», и кто не замкнул нарочито сердце свое, знают, какая особая церковная и молитвенная радость там подается. Это – радость соборности, радость церковности, веяние Духа. Поэтому, как ни скромны наши христианские студенческие кружки, надо за них благодарить Господа, как за Его милость, надо благодарить и тех христианских собратий, которые помогают их делу, и надо открыть свое сердце верующей, заботливой, ответственной о них попечительности, не ожесточая его подозрительностью и надмением.

Комментарии для сайта Cackle