Вода скачущая в жизнь вечную

Источник

Слово в Навечерие Богоявления

Господь создал воду, яже над твердию и яже под твердию, и отделил воду от суши на земле. Сия есть первозданная стихия мира, текущая и всезаполняющая, прозрачная и всепроницающая, напояющая и омывающая, живящая и увеселяющая. Вода окружает землю и окружается ею: в суше находит она границу свою, а вместе и основание свое: вода не может утверждаться без суши и земля без влаги разсыпается в прах. Вода угашает огонь, как противоположную и отталкивающуюся стихию, и однако пребывает с ним в сопряженности, ибо водой умягчается жгучесть огня и огнем умаляется действие воды, от их соединения пораждается влажная теплота жизни. Огонь и вода тая́т в себе смерть миру – во всеобщем потопе и последнем огне, в коем небеса и земля прейдут с шумом, но они же его обновляют, через омовение и очищение. Крещение совершается водою и духом, Духом Святым и огнем. Огненные языки Пятидесятницы низошли и на водную стихию. Это совершилось в крещении Господнем. Стихии мира почувствовали Христово Богоявление и вострепетали от Него. Море побегло, водяная стихия подвиглась, зря приближающегося Господа, приемля Его в себя и на краткое мгновение покрывая Его Пречистое Тело. Церковь свидетельствует о трепете водной стихии псаломскими словами: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Чтó ти есть море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? (прокимен) – Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан и своих вод возврщает струи, Владыку зря крещаема» (тропарь). В крещении Христовом не только малая часть Иордана, но и всех вод освящается естество: оно прияло в себе Невместимого и покрыло собой Неприступного. Воды прияли воплотившееся Слово, Сына Божия, но вместе с Ним и Духа Святого в виде голубине, посланного Отцем, здесь совершилось – очистительное всея пресущн ыя Троицы действо. Благословение Иорданово исполнилось силою, действом и н аитием Святаго Духа, которое и ныне испрашивает святая Церковь на освящаемые воды. Дух в виде голубине, сошедший на крещаемого Господа, нисшел и на воду крестящую и соделал в Иордане новую благодатную духовную воду, скачущую в жизнь в чную. Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспослав Святаго Твоего Духа (Требник). О сей воде сказано Господом Никодиму:аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Иоан.3:5). Вода Иорданская соделалась святой и святящей, ибо крещение Господа явилось начатком крещения человеческого рода. Событие Иорданское не было преходящим, исчезнувшим безследно, но сила крещения Господня пребывает в Церкви, и в ней пребывает и благодать водоосвящения Иорданского. Всякое крещение христианское есть крещение в водах Иорданских, ибо крещаемые воды освящаются благословением Иорданским. И великое водоосвящение, совершаемое ныне в навечерье Богоявления, было первоначально таким освящением вод крещальных для готовящихся к просвещению и в этот день обычно приступавших к св. крещению.

Освящение вод силою и действием и наитием Святого Духа есть потрясающее тайнодействие, проницающую водную стихию во всем мире. Когда св. крест погружается в воду, с произнесением совершительных молитв, трепещет и содрагается приемлющая освящение стихия, хотя и недоступно очам нашим зреть это движение. Но для нужды человека изъемлется к освящению лишь малая часть водной стихии, и она становится приятилишем Святого Духа, св. водой, великой агиасмой.

Что-же означает освящение воды, сей якобы бездушной и мертвой стихии? Но не такова она перед Господом, ибо нет ничего мертвого для Господа, Бог смерти не сотворил, и тварь омертвела лишь для человека, повинувшего ее своему собственному греху. Разве не взывает псалмопевец и к неодушевленой твари с призывом хвалить Господа (Псал. 148)? разве не призывает пророк (Даниил) всю тварь петь и превозносить Господа? Разве не свидетельствует днесь св. Церковь: «Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы»? И по сему водная стихия приемля действие Святого Духа, становится духоносным веществом, и вкушение ея именуется некиим причащением. – Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение (Требник). Освящение вод есть таинственное предварение жизни будущего века, когда Бог будет всяческая во всех. Это вода будущего века, источник воды живой (Откр. 21, 6), от реки воды жизни, светлой как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца. Это виденное тайновидцем стеклянное море, смешанное с огнем (Откр. 15, 2). Это – духовная стихия нового неба и новой земли, царство будущего века. Нет границы для всепроницающего действия Духа Святого, как нет и границы, отделяющей человека от мировых стихий, ибо сам он есть их живое сосредоточие, а все они его как бы внешнее, расширенное тело. Освящением воды освящается человек, ибо для человеческого спасения воплотился и непреложно вочеловечился Сын Божий, крестившийся в Иордане, и ради человека совершается водное освящение. Оно творится, да вси почерпающие и ричащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну. Оно есть духовное врачевство, подаваемое человеку для сохранения его душевных и телесных сил, для ограждения и оздоровления всей жизни его. Да не усумнится маловерный, говорящий себе: нужно ли Духу Святому вселяться в воду сию, когда Ему доступны души наши? Но не безумие ли отрицаться человеку двойственного состава своего? Разве имеет он душу без тела? Разве не воплотился Сын Божий? И разве в святейшем Таинстве Причащения не сообщается Он нам под видом хлеба и вина, и, соединяясь с нами духовно, соединяется и телесно, подавая вкушать Тело и Кровь Свою? Посему человек нуждается и в причащении воды святой ко причащению Духа Святого, ко приятию благословения Иорданского. В сем сила обожения, единение божеского и тварного естества, богоснисхождение и человеческое богоприятие. И не только сам человек ея причащается, но и освящает ею все свое житие, жилище и одежды и всякие вещи свои, ко отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг.

Во святой воде подается верным великая благодать и сила вспомоществующая. Святая Церковь назидает благоговейно вкушать ее и кропить ею для освящения во всяких местах даже и «скаредных» (Типикон). Вкушающие святую воду Богоявления примечают, что обычно она чудесно сохраняет вкус и свежесть в течении долгого времени.

Днесь свет и сверкание вод, днесь их прозрачная зеркальность, днесь звенит их усладительное журчание, днесь веселится пустыня жаждущая, днесь сходит дождь с небесе и напояет землю, да родит и прозябнет, днесь увлажняются изсохнувшия уста. Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшегося Христа.

1924. Прага.


Источник: Слова, поучения, беседы / Прот. Сергий Булгаков. - Paris : YMCA-press, 1987. - 535 с. / Вода скачущая в жизнь вечную (Слово в Навечерие Богоявления). 139-142 с.

Комментарии для сайта Cackle