Владычество Христа и нестроения в Церкви

Источник

Содержание

Продолжает ли Христос управлять Церковью? Настройка оптики Церковь принадлежит Иисусу Христу Он истинно Спаситель мира, Христос Для чего существует Церковь Притчи об отошедшем Хозяине Церковь в процессе строительства Быть верным на своем месте  

 

Продолжает ли Христос управлять Церковью?

Как-то один собеседник сказал мне: «Вот вы говорите, что Христос управляет Церковью. Но какой управляющий допустил бы такой беспорядок – расколы, конфликты, церковные иерархи, спорящие за власть и почести... Кто потерпел бы такое на своем предприятии?».

В самом деле, мы все сделались свидетелями острого кризиса в мировом Православии, когда иерархи, восседающие на древних и почтенных кафедрах, показали себя вполне мирскими политиками, действия которых определяются вполне посюсторонними интересами. Не ставит ли это под вопрос нашу веру в «Единую, Святую, Соборную и апостольскую Церковь»? Это серьёзный вопрос, и нам стоит рассмотреть его подробно.

Настройка оптики

Клайв Льюис пишет в предисловии к «Потерянному раю»:

«Берясь судить о любом изделии от штопора до собора, первым делом нужно знать, что это такое – для чего оно предназначалось и как его думали использовать. Выяснив это, борец с пьянством может решить, что штопор изготовлен для дурной цели, а коммунист может подумать то же самое о соборе. Но эти вопросы приходят после. Сначала надо понять, что перед вами; пока вы думаете, что штопор предназначен для того, чтобы открывать консервы, а собор – чтобы развлекать туристов, вы не знаете их назначения».

В самом деле, пока мы не разобрались с тем, для чего создана Церковь, мы не сможем понять, справляется ли она со своим предназначением.

Есть к месту и не к месту поминаемая притча о слепых и слоне – один ощупал ногу и решил, что слон подобен колонне, другой – хобот и решил, что слон подобен змее, третий – хвост и сказал, что слон похож на веревку. В каком-то отношении эта притча полезна – она напоминает о том, что часто мы видим сложную реальность односторонне и упрощенно.

То, что современные медиа сообщают нам о Церкви, тоже похоже на репортаж слепых – он отражает то, что является для Церкви периферийным, и неизбежно искажает её образ.

Дело тут (чаще всего) не в чьей-то злой воле, а в том, что главное содержание Церкви, цель её создания, смысл её существования, призвания и предназначения, оказываются за кадром.

Мир (и мирские медиа) живут совсем другими интересами. В эти интересы входят, с одной стороны, «скандалы, интриги, расследования», с другой – политические конфликты.

Собственно духовная жизнь людей, их отношения с Богом остаются вне фокуса их внимания. А вот вовлеченность людей Церкви в мирские столкновения неизбежно привлечет внимание.

Люди живо интересуются «Игрой престолов», как это любят называть журналисты, – сложными отношениями между православными патриархатами, их (предполагаемыми или реальными) связями с теми или иными мирскими центрами силы. Церковные деятели привлекают интерес только как фигуры на геополитической шахматной доске. Собственно, по-английски шахматная фигура, которая у нас называется «слон», называется «bishop», «епископ», и люди внешние интересуются епископами только в том смысле, чьи это фигуры и как ими будут ходить.

Люди, погруженные в военно-политическое противостояние, не видят в жизни ничего более важного, чем их борьба – и видят в Церкви только инструмент этой борьбы. И в итоге либо проклинают её за то, что она не поддерживает их «правого дела», либо опять-таки проклинают – но уже за то, что поддерживает его недостаточно энергично.

В этой картине мира, которая транслируется на нас со всех экранов, Бог и вечное спасение просто игнорируются как что-то неважное, то есть возвещение Церкви предполагается по умолчанию ложным. Все это представляется мифами, имеющими значение лишь в той мере, в которой они влияют на поведение других людей.

Но что, если мы переключимся на другую картину мира – Бог существует, и Он воплотился в Иисусе Христе «нас ради человек и нашего ради спасения»? Как Церковь видят те, кто принимают Евангельское возвещение?

Церковь принадлежит Иисусу Христу

Современных людей часто затрудняет выражение «раб Божий». Это выражение было (и остается) любимым объектом нападок атеистов и неоязычников. Эти нападки по большей части связаны с чисто языковым недоразумением. В нашем языке слово «раб» звучит очень холодно и презрительно. Раб – это человек, которого считают вещью, его потребности и желания не принимаются во внимание, достоинство попирается.

Но в античности рабство было личным – оно означало принадлежность другому человеку.

Раб мог быть кем-то вроде младшего члена семьи – его социальный статус был невысок, но у него было свое место в жизни, принадлежность к дому, который был для него своим.

Конечно, положение раба сильно зависело от того, каким человеком был его хозяин. Люди грешны, и неограниченная власть одних людей над другими нередко приводит к возмутительным злоупотреблениям.

Но так бывало не всегда; раб не обязательно жил плохо – он мог распоряжаться всем имуществом своего хозяина и повелевать другими рабами (как, например, Иосиф в доме Потифара), между рабами и хозяином могли существовать отношения взаимного доверия, раб мог исполнять важные поручения своего господина и заключать сделки от его имени. Как сказано в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт.14:14). Аврам вооружает своих рабов, не опасаясь, что они восстанут против него, наоборот, он обоснованно уверен, что может на них положиться. Они будут сражаться и рисковать своими жизнями ради него.

Рабы были частью «дома» – сообщества людей, которое включало хозяина, его расширенную семью, слуг, рабов и людей, присоединившихся к дому по разным причинам, например в поисках покровительства и защиты.

В древнем Риме господин имел право усыновить отпущенника или даже раба и сделать его своим наследником. Конечно, всё это не делает рабство чем-то хорошим – но это помогает понять тот контекст, в котором слушатели Господа Иисуса (и многие поколения после них) воспринимали слово «раб». Оно просто означало человека, который принадлежит другому.

Причем эта принадлежность другому человеку означала, что раб свободен от всех остальных хозяев. Если ваш господин послал вас с поручением, а кто-то еще пытается перехватить вас по дороге и заставить делать то, что нужно ему, вы вполне могли (и даже должны были) отказаться, сославшись на то, что у вас есть хозяин.

И вот Новый Завет говорит о том, что мы, члены Церкви, куплены. Христос приобрел нас Себе ценой Своей крови, пролитой на Кресте.

Мы введены в Его дом. Как пишет святой Апостол Павел, «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19).

У нас есть законный Владелец. Мы принадлежим Ему.

Например, Апостол Павел пишет: «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23).

На нас возложена самая великая, почетная и важная миссия, какая только возможна, – быть Его посланцами в этом мире, Его представителями, проводниками Его воли.

Мы принадлежим к Его телу – Церкви, а Он является нашим главой. Как об этом сказано в Писании,

«[Бог действовал] во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:20–23).

Или, в другом месте, «И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:18).

Церковь принадлежит Господу нашему Иисусу Христу. Он искупил её честной Своей кровью. Она не принадлежит тем или иным людям, хотя бы и самым высоким иерархам. Поэтому их падение не есть падение Церкви.

Он истинно Спаситель мира, Христос

Основание Церкви связано с важнейшим событием – Воскресением Иисуса Христа из мертвых.

Как говорит святой Апостол Павел,

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» (1Кор.15:3–11).

Человек, распятый на римском кресте, умерший и погребенный, на третий день буквально, телесно и физически, воскрес из мертвых и явился ученикам. Этим чудом было особенно подтверждено Божественное достоинство Христа, истинность его Благовестия. Среди Его слов, которые сохранили для нас Его ученики, есть и такие: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).

Мы верим в Церковь потому, что мы верим этим Его словам. Это стоит подчеркнуть – наша вера в Церковь основана не на личных достоинствах её членов, будь то миряне или клирики, но на словах Христа.

Я с глубокой благодарностью думаю о тех православных людях, благодаря которым я обрел веру в Спасителя и укрепился в ней. Но наша вера держится не на тех, кто нас к ней привел.

Если вас познакомили с человеком, вас уже невозможно с ним «раззнакомить». Так и с верой во Христа. После того как вы обрели этот дар (и это всегда происходит с помощью других людей), его уже никто не может отнять у вас – разве что вы сами откажетесь от него.

Как односельчане говорили самарянке, «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).

Когда вы приходите к этому осознанию: «Он истинно Спаситель мира, Христос»,соблазны, которым «невозможно не прийти» (Лук.17:1), могут вас глубоко удручать. Но они уже не могут разрушить вашу веру во Христа и в Церковь (повторим: если вы сами от неё не отступите).

Кто бы ни пал, кто бы ни согрешил – краеугольным камнем в любом случае является не он, а Христос. Вера в Церковь в любом случае основана не на нём, а на Христе.

В истории Церкви бывало всякое – на высоких кафедрах оказывались явно недостойные люди или даже лжеучителя. Иногда могло казаться, что Церковь погибла, разложилась, утратила истину, что те, кто верны её миссии, остались в исчезающем меньшинстве – как это было, например, во времена арианских споров, монофелитской ереси или иконоборчества.

Но потом всегда оказывалось, что это не так, что слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18) оказываются истиной.

Божие дело в Церкви может совершаться не всегда приметным для нас образом. Но Христос никогда не оставляет Свою Церковь – именно Он в ней правит. Несмотря на все грехи людей, Он достигнет Своих целей. Его планы ни в коем случае не будут сорваны.

Как Бог Он обладает всеведением – и никакие события в мире, будь то верность одних или падение других, не могут стать для Него неожиданностью. Как сказано у Пророка, «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24).

Он направляет всё происходящее к спасению и прославлению Его святых. Его правление Церковью становится понятнее, когда мы задумаемся о том, для чего она существует.

Для чего существует Церковь

В самом деле, если сравнивать Церковь с предприятием, то что она производит? Каков её конечный продукт?

Церковь производит святых. Это сад, в котором они выращиваются. Святой – это не просто «человек, который ведет себя хорошо». Это человек, который любит Бога и ближнего. Носитель качественно иной жизни – той, которую Христос называет «жизнью вечной». Речь идет не просто о бесконечной – но и качественно иной жизни. Люди созданы для того, что называется «обожением» – они призваны стать богами по благодати, сделаться, как говорит святой Апостол Петр, «причастниками Божеского естества» (2Пет.1:4). Спасенные, как говорит Христос, «воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).

«Хорошее поведение» можно обеспечить внешним контролем – например, китайская система электронного надзора, которой так гордятся сами китайцы и которая пугает всех остальных, отслеживает поведение людей и назначает им рейтинг. Помогаете старушке перейти дорогу, имеете хорошие отзывы на работе – система учитывает это и повышает вам оценку. Нахамили продавщице или купили вторую бутылку водки за неделю – бесстрастный электронный регистратор снизит рейтинг. А это значит, что вам будет труднее получить некоторые товары и услуги, и вообще вы осложните себе жизнь.

Эта система работает – люди под внимательным электронным надзором действительно начинают вести себя более про-социально, добросовестно, законопослушно и вежливо.

Да и у нас в крупных городах повсеместные камеры слежения привели к снижению преступности – как-то боязно вырвать у старушки сумочку, зная, что видеозапись этого происшествия тут же будет на всех мониторах полиции.

Но Бог хочет сделать нас людьми, которые поступают правильно, проявляют любовь к Нему и к ближним не из-под палки и не из-под следящей камеры.

Повсеместный надзор формирует в лучшем случае внешнюю добропорядочность. Святость растет только в условиях свободы.

Когда вы не покупаете себе социальный рейтинг – а просто творите добрые дела. Когда вы удаляетесь от беззакония не потому, что боитесь полиции – а потому что искренне любите людей и не желаете творить им зла. Цель христианской жизни – преображенное сердце, а не просто исправленное поведение.

Чтобы дать нам вырасти в святых – а именно это есть цель нашей жизни – Бог как бы отходит в сторону, предоставляя нам самим делать выбор в нашей жизни.

Он не покидает нас, но Его присутствие не является принудительным. Мы сами решаем, как мы будем поступать по отношению к Нему.

Притчи об отошедшем Хозяине

Многие евангельские притчи – это притчи о хозяине, который делегировал своим слугам власть, оставил им ресурсы и дал поручение, а потом удалился на какое-то время, дав им возможность проявить себя.

Некоторые проявляют себя хорошо, хранят верность Ему, мудро используют возможности, которые Он дал, – а некоторые совсем наоборот, саботируют порученную им работу, используют свое положение во зло или даже пытаются узурпировать место хозяина.

Рассмотрим, например, притчу о благоразумном рабе.

«Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:44–51).

Господь использует образ, совершенно понятный его современникам, подданным Римской империи. Римляне правили в значительной степени через местную знать. Но чтобы стать правителем какой-то области, человек должен был посетить Рим, побывать на аудиенции у императора и получить у него разрешение на управление своей областью. Это путешествие было делом долгим, непростым и опасным. Пока аристократ отсутствовал (а это могло занять месяцы и годы) его место могли попытаться захватить другие соискатели. Его слуги могли решить, что господин вернется нескоро, – да и непонятно, вернется ли – и начать вести себя как хозяева, никому не подотчетные.

Раб-управляющий, поставленный над другими слугами (такой раб в римской империи назывался «виллик», «управляющий виллой»), мог жить значительно лучше других рабов, но на нём была большая ответственность. Ему предстояло дать вернувшемуся хозяину отчет за весь дом.

В притче под образом такого раба понимается прежде всего пастырь Церкви, который поставлен над другими христианами, чтобы преподавать им пищу вечной жизни, священнодействовать и проповедовать слово Божие.

Именно так этот стих Евангелия понимается в Предании Церкви. Например, блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Верный и разумный раб – это такой учитель, который вовремя дает пасомым надлежащую духовную пищу. Таков был Павел, бывший прежде хулителем, а потом ставший верным служителем. То он напоил молоком одного, то возвещал премудрость другому; он был и разумен, зная замыслы врага. Таков должен быть и всякий, что-либо получивший от Бога, – имение, власть или начальство. Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет».

Интересно, что в притче такого раба на его служение поставил господин – то есть церковная иерархия является богоустановленной, личные грехи тех или иных пастырей этого обстоятельства никак не отменяют.

При этом притча подразумевает, что некоторые люди, облеченные такой ответственностью, окажутся верными и благоразумными, некоторые – нет.

Однако дом никоим образом не перестает быть собственностью господина; было бы странно, если бы он сказал: «У меня такой негодный управляющий! Я отказываюсь от этого дома!». И Христос никогда не отказывается от своей Церкви из-за того, что некоторые из её членов не оправдывают доверия.

Возвращение настоящего хозяина дома – это Второе Пришествие Спасителя, после чего состоится Страшный Суд; и притчи подразумевают, что рабы домовладыки встретят его в разном состоянии. Для кого-то это будет момент величайшей радости и торжества – они будут вознаграждены за свое терпение и верность. Но не все окажутся верны Ему.

Святость невозможна без свободы. Но свободой можно злоупотребить – что многие и делают. Поэтому в саду Божием неизбежны и сорняки, которые не будут выполоты до Страшного Суда.

Это может быть источником тяжелой скорби – но нельзя сказать, что это как-то опровергает нашу веру. Это предсказано в самом Евангелии.

Нередко люди переживают кризис веры из-за того, что верят в обетования, которых Бог не давал. Бог обещал, что врата ада не одолеют Церковь. Он не давал такого обетования отдельным общинам и иерархам. Падение тех или иных пастырей, поставленных над слугами Божиими, это основание для скорби – но не для сомнений в вере. В чьих-то личных грехах нет ничего неожиданного – мы знаем из Откровения, что «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9). Сам Христос говорит о том, что некоторые люди будут пророчествовать, изгонять бесов и даже творить чудеса Его именем – в то время как Он их никогда не знал (Мф.7:22,23).

Грешить могут и церковные иерархи – высокий церковный сан не лишает человека свободной воли и не делает его безгрешным. Вся история Церкви полна примеров этого; на высоких кафедрах могли восседать как люди удивительной личной святости, доброты и мудрости, так и люди удручающе грешные.

Церковь в процессе строительства

Церковь не находится в состоянии совершенства. Она находится в становлении, это незавершенная работа. Я помню, как у нас в районе строили храм Покрова Пресвятой Богородицы, прихожанином которого я сейчас являюсь. Это поразительно красивый храм, напоминающий лучшие образцы древней церковной архитектуры. Но когда его возводили, он мало напоминал тот прекрасный храм, которым является сейчас.

Здание было почти скрыто лесами, площадка была полна мусора и каких-то строительных приспособлений, огромный мозаичный образ Спасителя, который сейчас поражает всякого входящего, появился только в самом конце строительства.

Святой Апостол Петр сравнивает Церковь (как сообщество людей) с храмом, а отдельных христиан – с камнями: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5).

В отличие от камней, из которых возводятся другие здания, Церковь собирается из живых камней, неповторимых личностей, обладающих свободной волей – поэтому процесс строительства может выглядеть (по крайней мере, в наших глазах) очень запутанным. Но в истории Церкви – как и в истории мира в целом – разворачивается замысел Божий.

Более того, каждый отдельный христианин находится в процессе становления; в каждом из нас благодать Божия борется с грехом, мы сами можем быть для кого-то предметом огорчения и соблазна. Бог не изгоняет нас, Он терпит наши грехи и недостатки, упрямство и неразумие, потому что в Своем всеведении Он видит нас не только такими, какие мы есть сейчас, но и такими, каким Он нас замыслил – и желает сделать.

Быть верным на своем месте

Самое важное в жизни – услышать призыв Божий и отозваться на него. Это всегда личный призыв.

В большой корпорации рядовые сотрудники видят её руководителя только на портрете – ими руководят младшие управляющие, которые подчиняются средним, а те повинуются указаниям более высокого начальства.

Многоступенчатая иерархия располагается между руководством корпорации и обычными сотрудниками; сверху вниз идут указания, снизу вверх – отчеты.

Так устроена любая корпорация, и это неизбежно, как неизбежна иерархичность и в Церкви. Но в отличие от руководителя любой корпорации, Христос связан с каждым верующим не через цепочку промежуточных инстанций, а непосредственно.

Христос возлагает на каждого из нас свое служение, дает нам свои таланты, поставляет на свое место – и мы ответственны за то, как исполняем наше дело. С другой стороны, каждый член Церкви всегда может лично обратиться ко Христу.

Неверность других членов Церкви может глубоко удручать нас – но она не может помешать нам самим быть верными. В самые трудные времена истории Церкви в ней появлялось особенно много святых, потому что верность Богу это не вопрос внешних обстоятельств или поступков других людей. Это вопрос нашего личного выбора.


Источник: Худиев С.Л. Владычество Христа и нестроения в Церкви. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 04.05.2023.

Комментарии для сайта Cackle