Суд Божий, страх и надежда

Источник

Содержание

Мы верим в Суд Божий Язык аналогий Суд Божий как долгожданное событие Восстань, Судия земли! Суд Божий как пугающее событие Критерии Суда Благая весть о прощении  

 

Мы верим в Суд Божий

Один мой собеседник в интернете выразил свое недоумение относительно веры христиан в Суд Божий:

«Невозможно принять и понять, что меня будут судить за невыполнение непонятных требований, выполнять которые я не обещал. И в ситуацию, в которой нужно выполнять эти условия, я попал не по своему желанию, а выйти из этой ситуации предельно трудно, и результат выхода неизвестен. Как же я могу стремиться к такому Судье, Который меня Сам поставил в такие условия, из которых нужно спасаться?»

Это недоумение стоит рассмотреть подробно.

Христиане (хотя не только они) верят в неизбежность последнего Суда. О нём много раз говорится в Священном Писании. Мы можем вспомнить, например, торжественные слова Откровения:

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:12,13).

В Символе веры мы исповедуем Христа, «со славою грядущего судить живых и мертвых».

Это – важная часть нашей веры, которую нам необходимо понять и усвоить. Между тем она у многих вызывает недоумения. Некоторые из них мы и рассмотрим.

Язык аналогий

Образ Бога как Судии может вызвать затруднения, в частности, из-за непонимания языка Писания.

Язык божественного Откровения – это часто язык аналогий. У нас есть слова для описания нашего общего опыта – и нет слов для описания того, что в этот опыт (пока) не входит.

Вы, например, не сможете рассказать жителям африканской деревни, что такое снег, не прибегая к аналогиям – снег отчасти похож на то, другое или третье. Скажем, на пух, или муку – но при этом он не является, строго говоря, пухом и мукой, с которыми имеют дело африканцы.

Библия сравнивает Бога с Отцом, Супругом, Другом, Царем, Судией – опираясь на знакомые нам понятия из земной жизни.

Мы можем понять, на что похоже отцовство Бога, взирая на хорошего земного отца, или суд Божий – исходя из идеализированных представлений о земном суде.

Эти аналогии неизбежны, но в них может быть некоторое затруднение. Отцы, цари, супруги и судьи этого мира – ограниченные и грешные люди. У всех нас разный опыт – и эти слова могут вызывать у нас разные ассоциации.

Самый простой пример. Нередко люди, у которых был тяжелый опыт с родным отцом, с трудом воспринимают веру в «Отца Небесного». Для них со словом «отец» не ассоциируется ничего хорошего.

Или люди, у которых в семье было всё очень плохо, тяжело воспринимают слова, что «вера вводит нас в семью Божию». Они бы предпочли держаться подальше от какой бы то ни было семьи.

Или такой очевидный пример, как «раб Божий». В современном языке «раб» – это крайне негативное слово, практически ругательство. Приходится объяснять, что имел в виду Апостол, называя себя «рабом Иисуса Христа».

Слова «суд» и «судья» для нас тоже могут быть связаны с ошибочными ассоциациями – личными или культурными.

Для нас «судья» – это, прежде всего, тот, кто назначает наказание пойманному преступнику. Столкнуться с судом – огромная неприятность, «под суд пойдешь» – недвусмысленная угроза.

Оказаться перед судом – это последнее, чего бы мы желали. Даже адвокат, который на нашей стороне... хоть и на нашей, а гораздо желаннее иметь дело с зубным врачом, чем с адвокатом.

Осуждение злодеев человеческим судом ничего не меняет в том, что жизнь их жертв была поломана – или даже отнята. У человеческого суда всегда есть оттенок несчастья. Слово «юридический» звучит плохо, люди не хотели бы его применять к своим отношениям с Богом.

Возвещение о том, что Христос идет судить живых и мертвых, воспринимается (иногда даже христианами) как пугающе плохая весть.

В этой ситуации возникает желание заявить, что Бог – вообще не Судия, «Он есть только любовь», любовь есть нечто не совместимое с судом, а все образы Его суда в Писании носят не более чем педагогический характер и представляют собой приспособление к человеческому неразумию и грубости.

Это, однако, очень уязвимый подход.

Конечно, слова «Бог есть Судия» представляют собой аналогию. Откровение, чтобы быть понятым, неизбежно приспособляется к человеческой немощи – но если боговдохновенные пророки, апостолы и Сам Господь Иисус прибегают именно к этим аналогиям, значит, именно они лучше всего отражают суть дела.

Большинство из нас не является великими мистиками, способными воспринять божественную реальность напрямую, и, говоря о Боге и духовном мире, мы неизбежно прибегаем к аналогиям. У нас нет другого языка, кроме человеческого, и других мыслей и образов, кроме человеческих. Отклоняя боговдохновенные библейские образы, такие как образ Бога-Судии, мы неизбежно заменяем их своими, и какие у нас основания считать, что они лучше?

Конечно, библейские образы снисходят к неразумию и грубости людей; но любые образы, которые мы используем, чтобы говорить о Боге, неизбежно отражают наше собственное неразумие и грубость.

Поэтому соблазна заменить неприятные нам образы Писания на что-то более нас устраивающее лучше избегать.

Мы можем вспомнить, например, недавнюю курьезную новость из англиканской церкви, где некие смелые теологини предложили убрать слово «Отец» из молитвы «Отче Наш», потому что в их представлении это явно патриархальное слово огорчает людей, у которых с образом отца или мужчины вообще связано представление о «патриархальном угнетении».

Да, у кого-то «мужские» образы Бога могут вызывать неприятные (и просто ложные) ассоциации. Как и образ судьи. Но нам не стоит из-за этого пытаться подменять библейские образы какими-то своими. Нам стоит постараться правильно понять, о чем они говорят.

Суд Божий как долгожданное событие

Итак, образ суда в современном языке носит скорее негативный характер, что в значительной степени переносится и на Суд Божий.

Однако в Библии мы находим другую картину.

Судья в Библии – это тот, кто восстанавливает попранную справедливость и заступается за обиженных. В притче о неправедном судье (Лк.18:2–5) настырная вдова не пытается избежать суда – напротив, она пристает к судье, чтобы он выполнил свои обязанности и защитил её от соперника. Для людей, которые терпят обиды и притеснения, появление судьи – очень хорошая новость.

Попранная правда будет восстановлена, клевета опровергнута, порабощенных освободят, ограбленным вернут имущество, изгнанные смогут вернуться домой – всё возвратится к должному положению дел.

Как в старинных пьесах, где клевета и насилие уже, кажется, совершенно торжествуют, но вот на сцене является государь, вызволяет из темницы неправо осужденных и разрушает замыслы злодеев.

Совершать суд, или, как это формулирует Библия, «суд и правду» – основная обязанность правителя. Как говорит псалмопевец, «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых» (Пс.81:3,4).

Заповедь производить правый суд постоянно повторяется в Писании: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным» (Втор.16:18). «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие» (Втор.1:17).

Когда Библия говорит, что Бог «Отец сирот и судья вдов» (Пс.67:6), речь явно не идет о том, что Он приговаривает вдов за какие-то их преступления – напротив, Бог выступает их заступником.

Псалмы постоянно призывают Суд Божий – который оградит страдающего праведника. «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною» (Пс.34:24). «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня» (Пс.42:1).

Грядущий Суд Божий часто описывается как чрезвычайно хорошее, радостное и долгожданное событие. Например, псалмопевец говорит: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы – верно» (Пс.97:4–9).

Второе и славное Пришествие Господа, в которое Он совершит Суд над живыми и мертвыми, ожидалось первыми христианами с огромным воодушевлением и надеждой.

Святой Апостол Петр обращается к христианам как к «ожидающим и желающим пришествия дня Божия» (2Пет.3:12).

Библия завершается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20).

В таком памятнике раннехристианской письменности, как Дидахе, приведена древняя молитва: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей».

Суд Божий очистит и исцелит мироздание, а силы зла, которые мучили Божие творение, будут навеки сокрушены – и люди ожидают этого с надеждой.

Это, как если бы в страну, погруженную в хаос и смуту, где люди страдают от насилия разбойников и притеснений узурпаторов, вернулся истинный, праведный Царь – и навел порядок.

Как пророчествует об этом Царе Исайя,

«Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:4–9).

Царь и Судия придет, чтобы заступиться за «страдальцев земли», и они с нетерпением ждут его.

Восстань, Судия земли!

Впрочем, они не только ожидают суда – они настойчиво взывают о нём. Как говорит псалмопевец,

«Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс 93:1–7).

Может появиться соблазн списать резкость псалмопевца на «ветхозаветную мстительность». Но он переживает не за себя – он видит, как злодеи торжествуют, а невинных людей попирают, и задается вопросом – где Бог при этом торжестве зла?

На этот вопрос можно дать два ответа.

Один из них дают упоминаемые псалмопевцем «гордые». Бога – Всемогущего, Всевидящего, Праведного – попросту не существует. «Слезы и молитвы дураков» уходят в пустоту. Их надежда на Бога вызывает только насмешку – «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

Слабые, одинокие, беззащитные, на права которых особенное внимание обращал Закон Моисеев, – бедный, пришелец, сирота и вдова, – не больше, чем удобные жертвы. Бог, Который бы вступился за них – выдумка, сочиненная в тщетной надежде обмануть сильных.

Совесть, которая свидетельствует нам о воздаянии, не больше чем обман и иллюзия.

Как говорит Ричард III у Шекспира,

Что совесть? Измышленье слабых духом,

Чтоб сильных обуздать и обессилить.

Это взгляд, который с большой силой заявил о себе в ХХ веке, – Бога нет, человек – часть природы, а природа так уж устроена, что в ней слабый служит пищей сильного. Вдовы и сироты могут сколько угодно вопиять к небесам – там некому их услышать. Жертвы преступлений мертвы, а победительные злодеи живы и торжествуют. В этом мире лучше не фантазировать о Боге, а быть воинственным, безжалостным и лучше вооруженным, чем твой сосед. Как сказал поэт о (тогда новоизобретенном) пулемете «максим»,

На каждый вопрос есть чёткий ответ:

У нас есть «максим», у них его нет.

Разве успех гордых нечестивцев не доказывает, что они правы? Вот, они творят зло и смеются над молитвами своих жертв – и никто им не мешает.

Более того, Бог Библии – это Творец мира. Он создал его и поддерживает его в Бытии, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян17:28).

Каждую следующее мгновение мы получаем свет, воздух, само существование от Него. Все наши способности, сама возможность что-либо сделать – или хотя бы помыслить – даруется Им. Нечестивые используют ресурсы – силы, способности, само существование, – которые они получают от Бога, для того, чтобы «вдову и пришельца убивать, и сирот умерщвлять». Если это – Божий мир, то что это говорит о Боге?

Как горько восклицает многострадальный Иов,

«Всё одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?» (Иов.9:22–24).

Зло, которое творят люди, – это наглое провозглашение того, что Бога то ли не существует, то ли Он не является любящим и праведным.

Поэтому люди Библии так желают и ожидают суда – надменная ложь торжествующих злодеев должна быть опровергнута. Бог явит Свою правду, и явит её в возмездии злым.

Иногда мы кажемся себе гораздо более гуманными и цивилизованными, чем библейские пророки – и нас отталкивает это требование суда и возмездия.

Но это не признак того, что мы лучше.

Это может быть признаком того, что мы не особенно обеспокоены тем, что «вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». Вечно в этом мире кого-нибудь убивают, угнетают и притесняют. На погосте живя, всех не оплачешь. Грустно, но такова уж реальность.

Но люди Библии твердо верили в то, что реальность не такова – мир создан и управляется благим Богом, Который любит правду и заботится о людях. Преступление не просто нарушает социальный порядок – оно бросает вызов Богу, отрицает Его благость и всемогущество.

Именно контраст между верой в благость Божию и тем, что «злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Ис.24:16), и побуждал пророков с нетерпением ждать Суда, когда правда откроется, наглые ухмылки пропадут с лиц мучителей, а кроткие и верные люди будут утешены – и наследуют землю.

Мысль о том, что злодеи окажутся правы, и последнее слово останется за ними, трудно перенести. Как-то я читал одного человека, который перестал быть атеистом, узнав о лагерях уничтожения, – его бесконечно возмущала мысль, что злодеи и их жертвы одинаково мертвы, и в конечном итоге в их участи нет никакой разницы. Убитые дети навсегда останутся убитыми, их мучители никогда не предстанут перед судом.

Он понимал, что в происшедшем есть что-то нестерпимо, абсолютно неправильное – что должно быть исправлено.

И Библия обещает, что это будет исправлено – Суд Божий совершится.

Суд Божий как пугающее событие

Итак, с точки зрения самого Бога, ангелов и праведных людей, Суд – это очень хорошо. Ложь рассеется, мир увидит правду и благость Бога.

Однако не всех это обрадует. Как сказано к книге Откровения, «пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр.11:18).

Для «губивших землю» это будет момент величайшего ужаса:

«И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15–17).

Как говорит Пророк, «Я накажу мир за зло, и нечестивых за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского» (Ис.13:11,12).

Это неизбежно: восстановление справедливости – это плохая новость для людей несправедливых.

Многие люди Ветхого Завета видели себя на этом Суде в положении негодующих истцов, которые увидят наказание своих обидчиков. Языческие народы, которые притесняли народ Божий, понесут кару за свои беззакония, а Израиль восторжествует и будет вознагражден за свое терпение.

Мы можем видеть это и сейчас. Люди смело призывают Суд Божий на головы своих врагов – враги напрасно не страшатся, их обязательно постигнет справедливая кара Божия.

Но уже тогда, в глубинах Ветхого Завета, Бог открыл, что Суд Божий нелицеприятен – и не только у ваших врагов, но и у вас самих есть основания для тревоги.

В книге Пророка Амоса разворачивается длинная обличительная речь против языческих соседей Израиля. «Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада» (Ам.1:3,4).

Далее Господь перечисляет другие народы – Он помнит об их беззакониях, Его долготерпение не означает, что Он смирился с их грехами. Кажется, негодующие соотечественники Пророка могут этому только аплодировать – так их, нечестивцев! Так их, идолопоклонников!

Но Пророк завершает свою речь тем, что обрушивается на Израиль:

«Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного за пару сандалий» (Ам.2:6).

Древние израильтяне были совершенно правы в том, что окружающие их языческие народы греховны. Они упускали из виду другое – свои собственные грехи.

И в наши дни, если мы присмотримся к людям, которые давно и упорно навлекают на себя осуждение своими грехами, мы можем совершить неприятное открытие – они уверены, что Бог на их стороне и покарает не их, а их врагов.

Они, конечно, чудовищно заблуждаются. На Суде их ожидает неприятный сюрприз. Но тут нам стоит допустить в свое сознание пугающую мысль – если эти люди могут так ужасно заблуждаться, то почему не мы? Почему мы не можем оказаться среди тех, кого совсем не обрадует Суд Божий?

Слово Божие побуждает нас увидеть ситуацию со стороны. Люди, на которых мы негодуем, и которым мы требуем Суда, действительно грешники. Но они – не единственные грешники, которым грозит праведный Суд. Мы тоже можем оказаться осуждены.

Поэтому проповедь апостолов – это проповедь покаяния. Вы должны осознать реальность Суда и переосмыслить свою жизнь.

Критерии Суда

Но здесь часто ставят вопрос о критериях Суда – могу ли я знать, что Бог требует от меня?

В самом деле, многим кажется, что Церковь выдвигает какие-то довольно произвольные требования – не есть каких-то видов пищи в определенные дни, по воскресеньям ходить в храм и т.д., а потом обещает награду или наказание в зависимости от того, как человек их исполнил.

Но что если человек не видит смысла во всём этом и не подписывался всё это исполнять – за что его судить-то?

Похожий вопрос, видимо, ставили и святому Апостолу Павлу: как Бог будет судить язычников, которые не знали библейского закона и не жили по нему?

Апостол дает такой ответ – мы все знакомы с нравственным законом. Никто не сможет сделать вид, что не знал его. Язычники «показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» (Рим.2:15,16).

Закон не является чем-то непонятным и произвольным – о нём говорит нам совесть. Это не какие-то искусственно придуманные правила – это то представление о добре и зле, которое каждый из нас знает в своем сердце. Есть вещи, которых мы не можем не знать, даже если бы хотели. Мы можем отрицать их – это да. Но мы не можем изгладить из нашего сердца знание закона.

Более того, мы не можем скрыть, что знаем его.

Апостол так говорит об этом: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же» (Рим.2:1).

Мы постоянно себя выдаем. Каждый из нас постоянно судит других – это особенно хорошо видно в социальных сетях, которые полны обвинений и гневных упреков. Но чтобы предъявлять претензии другим людям, мы должны исходить из сознания того, что существует общий для всех нравственный закон, который все люди должны соблюдать – и несоблюдение которого делает их виновными и заслуживающими осуждения.

Как говорит святитель Феофан Затворник, «Бог не лицемерен и будет судить всякого по тому закону, который он сознавал для себя обязательным».

Благая весть о прощении

Когда до нас начинает доходить, что не только другие люди, которых мы с негодованием обвиняем, но и мы сами, согрешили, мы становимся открыты для Благой Вести.

Церковь провозглашает её за каждой Литургией, повторяя слова Христа: «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28).

Как говорит святой Апостол Павел, «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор.15:3,4).

Прощение грехов – одна из центральных тем Священного Писания. Пророк говорит «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис.44:22), а Апостол уверяет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).

Мы можем возложить наше упование на Христа, исповедать наши грехи, примириться с Богом и начать жизнь с чистого листа – и тогда грядущий Суд Божий будет для нас предметом надежды, а не ужаса.


Источник: Худиев С.Л. Суд Божий, страх и надежда. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 30.09.2023.

Комментарии для сайта Cackle