Нужна ли Церковь для веры в Бога?

Источник

Содержание

Зачем крестить детей, если вы не верите в Церковь? Насколько вообще нам интересен Бог? Бог отцов наших Бог наших ближних Бог открылся в Иисусе Христе Какое отношение Церковь имеет ко Христу?  

 

Как-то в сети мне попалось обсуждение, участники которого, в согласии между собой, высказывали популярное мнение о том, «Бог и Церковь – совершенно разные понятия. Молиться можно в любом месте. Творить добро можно не дожидаясь благословения от священника». Люди часто говорят что-то вроде этого: «Для веры в Бога и общения с ним, посредники (то есть Церковь) абсолютно не нужны. Ибо частица Бога есть внутри вашей души». Вы почти наверняка сталкивались с чем-то подобным – «Я верующий человек, крещеный. Вера привита родителями и бабушкой, своих детей тоже буду крестить. Но ни в малейшей степени не верю в Церковь и ее обряды»

Что же можно сказать на это?

Зачем крестить детей, если вы не верите в Церковь?

Кажется странным, что люди крестят своих детей и в то же время не верят в Церковь – и даже ворчат, если священник при этом пытается рассказать им о вере. Крещение это и есть Таинство, посредством которого человек присоединяется к Церкви – и непонятно, зачем оно вам нужно, если в Церковь вы не верите.

Люди испытывают потребность в обрядовом сопровождении свой жизни – особенно ключевых ее моментов. В любой культуре так называемые события перехода – рождение, совершеннолетие, свадьба, смерть – сопровождаются обрядами.

Обряд дает людям ясные указания, какие действия им следует совершить – что особенно важно, когда они растерянны или подавленны. Не случайно значительная часть вопросов священнику – это именно вопросы о том, какие именно обрядовые действия надо предпринять в том или ином случае.

К этому можно отнестись с некоторым пониманием. Во многих культурах обрядовые формы – это язык, на котором люди говорят о самом важном. Совершая обряд, они переживают свое единство с ближними. Как с теми, кто окружает их сейчас, так и с теми ушедшими поколениями, которые совершали этот же обряд до них.

Обряд помогает обрести чувство стабильности и уверенности – все сделано как надо, должным образом, как оно делалось до нас.

Обряд вносит свой вклад в тот позитивный психологический эффект, который люди ищут – и находят – в Церкви. В «пустыне грохота» современной городской жизни, среди пугающих новостей, которые обрушиваются нас из Интернета, Церковь – это тихое место, где мягкий полумрак и говорят вполголоса.

И, конечно, Церковь позволяет людям пережить чувство принадлежности и национальной идентичности – мы венчаем молодых, крестим младенцев и отпеваем покойников, как и наши предки на протяжении тысячи лет.

В минуты беды и тревоги люди ищут утешения и помощи у Бога и Его святых – чтобы вернутся к обычной жизни, когда беда отступит.

Ни в обрядах, ни в национально идентичности, ни, тем более, в том, чтобы искать помощи и утешения в беде, нет ничего в принципе плохого. Но Бог создал Церковь не для этого. Более того, он создал и нас не для этого. Церковь создана для того, чтобы привести нас к общению с Богом – и, в итоге, той жизни вечной и блаженной, которую можно обрести только в Нем.

Можно ли в этом обойтись без Церкви? На самом деле, нет. Почему это так, мы сейчас попробуем разобраться.

Насколько вообще нам интересен Бог?

У людей бывают разные увлечения и интересы. Есть те, кто увлекаются любительской астрономией. Их привлекает возможность самим – а не через экран монитора – вглядеться в глубины вселенной. Они тратят на это много времени, денег и усилий. Собирают у себя на дачах самодельные телескопы. Читают массу литературы. И, конечно, постоянно общаются с теми, кто разделяет их завороженность звездным небом.

Есть люди, увлекающиеся альпинизмом. Они весь год работают в ожидании отпуска – когда, потратив все деньги на снаряжение, они отправятся со своими друзьями покорять вершины.

Есть менее дорогие и опасные увлечения – например, люди горячо интересуются наследием писателя Дж.Толкина. Но и они тратят массу времени на чтение всего, что о нем написано, и, конечно, на общение с теми, кто разделяет их интерес.

Когда людей что-то всерьез интересует, они тратят на это время и силы – а между людьми со сходными интересами обычно возникает постоянное общение.

Люди, которые интересуются Богом, тоже проявляют это самым очевидным образом – тратят на Него время и силы, и входят в общение с теми, кому Он тоже важен.

Но если Бог, который сотворил и звезды, и горы, и нас самих, который держит в Своих руках нашу временную и вечную участь – реален, то Он – самое важное из всего, что только может быть.

Готовы ли мы выделить Ему место в нашем расписании? Готовы ли мы приложить усилия, чтобы подробнее узнать о Нем и о том, что Он от нас хочет?

Если у нас есть время и ресурсы для чего угодно еще – для работы, развлечений, для всего, что нам действительно интересно – но не для Бога, то это значит, что Он нас просто не интересует.

Достаточно ли Бог для меня важен, чтобы я был готов потратить некоторое время и усилия на то, чтобы подробнее узнать о Нем? И, в таком случае, откуда я мог бы получить о Нем сведения? Ведь когда люди говорят «Бог не имеет отношения к Церкви», мы вправе спросить – откуда они это узнали? На чем основано это утверждение? Откуда мы вообще узнаем что-либо о Боге?

Бог отцов наших

Вернемся ненадолго к нашему примеру с астрономией. Конечно, астроном-любитель – это человек, который сам, лично, по своему выбору интересуется этим предметом. Но этот личный выбор побуждает его последовать людям, которые занимались астрономией до него. Чтобы построить телескоп у себя на даче, он должен научиться этому у других людей. Он не первый в мире строитель телескопа, и не начинает с нуля.

Его волнующий опыт вглядывания в звездную бездну носит глубоко личный характер – но он может приобрести его, только следуя традиции. Слово «традиция» буквально значит «переданное», по-русски мы так и говорим, «предание». То, что мы унаследовали от других людей, приняли и передаем дальше. У астрономии есть своя традиция, уходящая в глубину веков. Стать астрономом – значит присоединиться к ней.

Поиски Бога – еще более глубоко личное дело, это решение, которое мы принимаем в сокровенной глубине нашего сердца. Но если мы хотим искать Его, перед нами неизбежно встают вопросы «Как мне это делать?» и «Что для этого нужно?».

И ответы на эти вопросы мы находим у тех, кто искал (и находил) Бога раньше, до нас. Когда мы пытаемся обратиться к Богу, мы неизбежно опираемся на какие-то представления о Нем, которые мы восприняли от других людей. Мы обнаруживаем это сразу же, как только пытаемся начать с самого простого акта веры – молитвы.

Нередко люди говорят о том, что «молиться можно в любом месте». По существу это, конечно, верно – можно и нужно молиться повсюду. Как говорит святой Апостол Павел, «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8)

Можно молиться дома, по дороге на работу, в автобусе. Это хорошо и правильно.

Но как только мы переходим от разговоров о молитве к ней самой, оказывается, что любая молитва есть исповедание определенных представлений о Боге.

Чтобы молиться, мы должны исходить из того, что, во-первых, Бог существует. Во-вторых, Бог благ – было бы бессмысленно обращаться с мольбой к кому-то, кто не добр. В-третьих, Бог обладает всеведением – Он знает, что мы молимся, и знает, о чем. В-четвертых, Бог «ищет» общения с людьми – было бы бессмысленно пытаться заговорить с Тем, кто в нас не заинтересован.

Откуда мы узнали все это о Боге? Кто открыл нам это?

Знание о Боге могло достигнуть до нас довольно кружными путями, но мы можем с определенностью указать его первоисточник – вера Церкви. Молясь, мы оказываемся в круге света, исходящего именно от Церкви – хотя, возможно, на самом краю этого круга.

Отдаем мы себе в этом отчет или нет, само знание о том, что существует благой Бог, с которым можно вступить в общение, достигло нас через других людей – через христиан. Если бы мы жили в стране, куда не добрались христианские миссионеры, и где люди исповедуют анимистские культы или нетеистические формы религии – скажем, буддизм – мы бы вообще не знали о Боге, этого понятия не было бы в нашем словаре. Мы можем говорить о Боге и о том, как Он соотносится с Церковью, только потому, что выросли в культуре, сформированной христианской верой в Бога, той верой, которую хранила и возвещала Церковь.

Мы можем говорить о Нем только потому, что он является «Богом отцов наших». Необязательно физических предков, но тех людей, от которых мы унаследовали знание о Его бытии.

Бог наших ближних

Язвительные атеисты любят объявлять Бога «воображаемым другом». Их самих это может удивить, но в одном отношении они продолжают христианскую критику язычества – Церковь с самого начала вступила в борьбу с теми ложными богами, которыми был густо «населен» греко-римский мир.

Утратив общение с единым истинным Богом, человек принялся заполнять образовавшуюся пустоту ложными богами. Падший человеческий разум – это фабрика богов.

Библия постоянно предостерегает против греха идолопоклонства. Нет ничего проще, чем выдумать себе божество, которое бы нас устраивало – как плюшевый мишка. Мишка охотно выслушает нас, он теплый и мягкий – и он никогда не скажет, что мы неправы или нам стоит переменить нашу жизнь. Реальный, не воображаемый друг может разойтись с нами во мнениях, предостерегать нас, когда мы вредим себе, и обличать, когда мы делаем что-то дурное. Плюшевый мишка – как и плюшевое божество – несравненно удобнее.

Но он – просто бездушное изделие, которое наша фантазия наделяет чертами личности.

Как прорваться через богов нашей собственной фабрикации к Богу живому, сотворившему Небо и Землю, Тому, кто может и желает дать нам жизнь вечную и блаженную? Для этого, прежде всего, необходимо признать, что Он не только наш Бог; Он Бог других людей – как тех, которые веровали в Него в прошлом, так и тех, кто верует в Него сейчас.

Если я действительно приду в дом к живому и истинному Богу, я застану там множество народа – тех, кто пришли к нему раньше, и тех, кто пришли одновременно со мной.

Если Бог хочет вступить со мной в общение через молитву – то, очевидно, не со мной одним. Отношения с Богом неизбежно означают отношения с другими людьми. Было бы странно полагать, что Бог готов выслушать меня, если я обращусь к Нему один – но откажется, если мы соберемся на молитву вместе с другими такими же богоискателями.

Религия – это всегда общинное дело. Любой поиск Бога приводит нас к общению с другими людьми, которые тоже Его ищут.

Бог открылся в Иисусе Христе

Итак, чтобы молиться, мы должны верить в благого Бога, который ищет общения с людьми. Но это предполагает веру в Откровение – Бог как-то вышел на связь, открылся людям. Осмотревшись в поисках такого Откровения, мы немедленно наткнемся на самую самую известную в человеческой истории Личность – Иисуса Христа.

Иисуса часто ставят в ряд с другими «великими учителями человечества». Но мы можем делать это только до тех пор, пока не откроем Евангелие и не ознакомимся с Его словами. Иисус говорил, что Он сошел с небес (Ин.3:13), что Он и Отец – одно, (Ин.10:30) что видевший Его видел Отца (Ин.14:9), что именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день (Мф.25:31) , что наше вечное спасение определяется тем, как мы отнесемся к Нему, Иисусу Христу (Мк .16:16)

Другие религиозные учителя говорили, что возвещают истину. Иисус сказал, что Он и есть истина: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6) Пророки провозглашали торжественные и пугающие слова «Так говорит Господь». Иисус произносил другие: «Я говорю вам».

Еще одно принципиальное отличие – все другие учителя человечества умерли. С ними невозможно вступить в прямое общение. Христос умер на Кресте – и на третий день воскрес из мертвых. Он жив сейчас и пребывает с теми, кто верит в Него. Как сказал Он сам, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20)

Какое отношение Церковь имеет ко Христу?

Этот риторический вопрос можно встретить довольно часто. У людей есть некий смутный, но в целом положительный образ Христа, составленный из случайно и краем уха воспринятых обрывков информации, и есть тоже смутный, но в целом негативный образ Церкви, тоже слепленный из обрывков разнородного материала – от антирелигиозных карикатур советских времен, до язвительных публикаций в интернете, прочитанных, как правило, не дальше заголовка.

Но что если мы проявим немного больше интереса к личности Христа, и встретим Его таким, каким Он описан в Евангелии – Господом, Богом и Спасителем? Если то, что Он говорил о Себе – правда, и Он действительно пришел даровать нам жизнь вечную и блаженную, то как нам встретить Его?

Где пролегает мост между событиями почти двухтысячелетней давности – и вашей и моей жизнью? Завершилась ли история спасения когда-то в прошлом, или она продолжается сейчас и мы можем быть ее частью? Евангельский Христос остался где-то в прошлом – или Он жив и сейчас, и мы можем обратиться к Нему?

В Евангелии Господь посылает учеников с миссией – ее иногда называют «Великим Поручением»: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19:20), или, у Евангелиста Марка, «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15:16)

Продолжается ли эта миссия сейчас, и, если да, кто ее продолжает?

С кем Христос пребывает во все до скончания века? Где нам найти этих людей?

Кроме Крещения, в Евангелии Христос устанавливает еще одно Таинство – Евхаристию. « И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22:19:20)

Есть ли на свете люди, которые продолжают творить сие в Его воспоминание? Это особенно важно, потому что сам Христос связывает с Евхаристией обещание вечной жизни: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:54)

Наконец, мы можем вспомнить, что Христос прямо произносит слово «Церковь»: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18)

Это та самая Церковь, которая существует непрерывно со времен Христа и Апостолов, проповедует Его слово всем народам, люди входят в нее через Крещение и пребывают (в том числе) через Евхаристию. Это – Церковь Христова, которая в нашей стране представлена Русской Православной Церковью.

Христос не просто создал ее когда-то в прошлом – Он связан с ней самым тесным образом и сейчас.

До своего обращения ко Христу святой Апостол Павел носил имя Савл, и он был яростным гонителем Христиан. На пути в Дамаск, куда он отправлялся, чтобы преследовать там христиан , ему явился Христос. Вот как об этом рассказывает сам Апостол:

«Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» (Деян.22:6–8)

Савл не может гнать Христа лично – он гонит Его последователей, Церковь. Но Христос говорит, что гнать их – значит гнать Его. Наше подлинное отношение ко Христу проявляется в том, как мы относимся к Церкви.

Когда человек горячо любит свою семью, страдания, которые переносят его близкие, являются его собственными страданиями – а их успехи, даже скромные, приносят ему огромную радость. Но Христос связан со Своими людьми даже более тесно, чем любящий глава семьи – со своими домашними. Писание говорит о Церкви как о теле Христовом – «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23) Апостол Павел сравнивает Христиан с органами в теле – которые существуют как единый организм только вместе, в любви к Богу и друг к другу: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27)

Образ тела говорит о многом. Во-первых, о том, что Христос пребывает в христианах и через них действует в мире. Как говорит Он сам, «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:4:5) Во-вторых – что христиане составляют между собой сложное единство, как органы тела. В-третьих, что Церковь, как и тело, обладает определенной структурой – как пишет Апостол, «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11:12)

Конечно, поиски Бога могут занять у человека какое-то время – путь каждого человека уникален. «Ищите, и найдете», как говорит сам Спаситель (Мф.7:7) Но, в конце концов, если мы ищем Бога, мы находим Его во Христе; а если мы ищем Христа – мы находим Его в Церкви.


Источник: Худиев С.Л. Нужна ли Церковь для веры в Бога? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 16.05.2022.

Комментарии для сайта Cackle