Некогда молиться?

Источник

Содержание

Что такое вера? Бог есть и ищущим Его воздает Высота и глубина На небесах действительно рады нас видеть Молитва – труд и битва Время для Бога  

 

Многие люди, далекие от какой-либо духовной жизни, вовсе не являются принципиальными противниками Православной веры – напротив, они чаще всего определяют себя как людей православных. Если вы спросите у них, почему они не молятся и не ходят в Церковь, они, немного смущаясь, ответят вам, что им некогда. Они слишком заняты для этого.

Это можно понять. Мы все действительно погружены в постоянную беготню – у нас есть заботы на работе, заботы дома. Мы чувствуем себя совершенно вымотанными, к нам поступает множество требований и запросов – от начальства по работе, от домашних. Протекший кран и сломавшийся компьютер требуют срочного внимания, мы должны планировать, как увязать доходы и расходы – голова, как говорят в таких случаях, пухнет.

Возложить на себя еще одно бремя – регулярной молитвы – не представляется возможным.

Однако главная трудность тут может быть связана вовсе не с нехваткой времени утром и не с утомлением вечером, а с непониманием того, зачем вообще стоит молиться. Ответ «чтобы успокоиться» или «чтобы сосредоточиться» вряд ли выглядит убедительным – молитва не аутотренинг.

Чтобы начать молиться – не время от времени, а так, как от нас ожидает Церковь, регулярно и упорно – нужно войти в другую картину реальности, приобрести другие представления о мире, о нашем месте в нем, о цели нашей жизни. Одним словом, для этого нужно обрести веру.

Что такое вера?

Часто под словом «вера» люди понимают что-то трудноуловимое: смутное ощущение, переживание, нечто, подобное мистическому опыту, находящееся вне нашего контроля. Дар, который одни непостижимым образом получают, а другие – нет.

Если говорить о мистическом опыте, то это верно – он не в нашей воле, это дар Бога, который Он посылает, исходя из того, что находит наилучшим для конкретного человека. Но вера и мистические переживания – это не одно и то же. Вы можете иметь веру и не иметь такого опыта.

Вера – это наше решение, акт воли. В нем нет чего-то необычного – все мы, верующие или атеисты, постоянно проявляем веру. Большая часть того, что мы знаем, мы приняли на веру. Например, мы верим в существование Древнего Рима. Нам этом об этом рассказали в школе.

В принципе, мы могли бы и не верить – поклонники академика Фоменко считают, что никакого Древнего Рима не было, а все свидетельства о нем сфальсифицированы. Конечно, их позиция неразумна, но она возможна. Мы верим (или не верим) врачам, которые прописывают нам лекарства, или инструкторам по технике безопасности. Мы не проверяем их утверждения – а часто и не могли бы, у нас нет соответствующей квалификации. Мы просто принимаем решение поверить.

Конечно, принять это решение настолько легко, что мы сами его едва замечаем – почти все вокруг верят врачам, инструкторам или школьным учителям – но это именно решение, мы могли бы и отказаться его принимать.

Чтобы предпринимать какие-то усилия, мы должны верить – этому тоже можно найти множество бытовых примеров. Например, мы работаем, потому что верим, что работодатель выплатит нам зарплату. Если бы мы не имели такой веры, мы бы не трудились утром отправляться на работу.

Поверить Богу, Который открыл Себя в Иисусе Христе – это тоже акт воли. Он может оказаться намного труднее – мало кто из нас с детства воспитан в христианской вере – но мы делаем примерно то же самое: принимаем Его слово за истину и следуем ему.

Священное Писание говорит: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

Мы должны верить, что молитва стоит наших усилий. Мы не совершаем ритуал, смысл которого утрачен, – мы делаем нечто достойное и праведное, должное и спасительное, осмысленное, важное, хорошее, что-то, что оказывает благотворное влияние на мир и на нас самих.

Мы принимаем решение поверить, что некоторые представления о реальности истинны; мы действуем, исходя из этого. Чтобы молиться, нужно принять решение: я верую, что Бог и духовный мир реальны, что меня слышат.

Бог есть и ищущим Его воздает

Даже если мы вовсе не атеисты, такая вера может даваться нам нелегко. Мы часто принимаем решения автоматически, без долгих размышлений, на основании тех «фоновых знаний», которые мы почерпнули из окружающего мира без всякой проверки. Мало кто из нас вырос в верующих семьях, и обычно мы несем в себе наследие еще советского атеизма. Бога нет, вся реальность должна получать объяснение на чисто природном, материалистическом уровне, молитва – это форма «аутотренинга», которая может быть привлекательной из-за своего психологического эффекта, но не больше.

Даже если мы не проговариваем это вслух и даже если не продумываем это, подобные представления сидят у нас в голове, оказывая влияние на наши поступки.

Поэтому так важно четко определиться – мы в это больше не верим. Мы верим в то, что мир (и мы сами) сотворены Богом, и что к Богу можно обратиться, воззвать, и Он услышит. Молясь, мы не занимаемся медитацией или аутотренингом; мы вступаем в разговор. Как говорит псалмопевец, «Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе» (Пс.140:1).

Поверхностные атеисты любят упрекать христиан в приниженности; атеисты, несколько больше разбирающиеся в предмете, напротив, в возмутительной заносчивости. Подумать только – Творец всего мироздания выслушивает наши молитвы, более того, побуждает обращаться к Нему как к Отцу.

Но мы верим именно в это – Создатель всех этих сотен миллиардов галактик (и всего остального, что пока недоступно нашему наблюдению) ждет, пока мы обратимся к Нему, и слышит наши молитвы.

Более того, Бог стал человеком в Иисусе Христе, прожил человеческую жизнь, умер человеческой смертью и воскрес из мертвых ради нашего спасения. Причем – это важно уточнить – Бог сделал это из любви к каждому конкретному человеку, ко мне и к вам. Как говорит святой Апостол Павел, «[я] живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20).

Бог желает через все трудности и испытания земной жизни привести вас и меня к жизни вечной и блаженной. Молитва – важная часть этого пути.

Чтобы молиться, нужно твердо решиться считать Евангелие истинным. А если оно истинно, то молитва – это нечто бесконечно более важное, ценное и радостное, чем что бы то ни было еще.

Высота и глубина

В романе английского писателя Эдвина Э. Эбботта «Флатландия» (по нему еще был снят фильм) описан плоский мир, жители которого живут в двух измерениях. Трехмерные фигуры – например, как сфера, – в этом мире непостижимы, и, хотя флатландцы могут верить в их существование, такая вера преследуется властями.

Поверить в Бога – это как если бы жители плоского мира обнаружили высоту и глубину. Мы понимаем, что привычный нам материальный мир, с его запахами, звуками и красками – это небольшая часть чего-то непостижимо огромного, где есть ужасающие пропасти и недостижимые вершины.

Мы сами оказываемся гораздо больше, чем мы думали, – мы созданы Богом, Который знает каждого и каждую из нас по имени, и призваны к тому, что в Церкви называется «обо́жением», – приобщению к Его вечной и блаженной жизни.

Нам открывается надежда несравненно большая, чем всё, на что мы могли рассчитывать здесь, – надежда на то, что Бог сделает нас вечными, бесконечно счастливыми, благими и прекрасными существами, и опасность намного более жуткая, чем всё, чего мы могли бы опасаться в нашем плоском материалистическом мире, – что мы упремся и не дадим Богу этого сделать.

В этом контексте становится понятно, что мы, конечно, можем молиться о наших земных запросах – о том, чтобы поправиться или успешно сдать экзамен. Но главная цель молитвы в другом – ввести нас в общение с Богом, Который спасает нас для вечности.

Когда мы признаём это – не обязательно «чувствуем» или «переживаем», но именно осознаём – молитва оказывается не чем-то, что мы пытаемся как-то запихать в нашу жизнь, как в переполненный чемодан. Она становится фундаментом нашей жизни.

Мы переворачиваем нашу жизнь с головы на ноги: молиться Богу – это самое важное из наших дел и самая священная из наших обязанностей. Всё остальное можно немного отодвинуть, но не молитву. И когда мы это делаем, оказывается, что остальные наши дела не страдают – они приходят в порядок. Нам иногда кажется, что молитва отнимет у нас время; на самом деле, происходит ровно наоборот – с молитвой мы успеваем гораздо больше, чем без нее.

Как сказано в Писании, «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:1–3).

На небесах действительно рады нас видеть

Одно из существенный препятствий к молитве – полуосознанное чувство вины и тревоги. Адам после своего греха скрывается от Бога – он боится и не доверяет. Грешник пытается не попасться Богу на глаза, само напоминание о Боге может вызвать у него приступ раздражения. Часто за ожесточенными нападками на Церковь стоит подавляемое чувство вины и беспокойства. Мы наломали дров, если Бог и Его суд реальны, то мы в большой беде. Как мрачно шутили советские лекторы по «научному атеизму», «Если Бога нет, то слава Богу, а если Он есть, то не дай Бог».

Совсем не хочется попадаться на глаза кому-то, кто смотрит на нас с сильным недовольством и гневом и едва ли выслушает нас благосклонно.

Но благая весть состоит в том, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор.15:3,4). Полное прощение наших грехов уже приобретено Его жертвой. Как говорит Апостол, во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1:7). Когда мы обращаемся ко Христу в покаянии и вере и принимаем прощение грехов в таинстве Исповеди, мы находим полное освобождение от всякого осуждения. Как говорит святой Иоанн Златоуст в «Беседах на послание к Римлянам»,

«Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою. Все это Павел и назвал избытком благодати, показывая, что мы получили не только врачевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда все они открыто стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корнем и не может уже появиться ни следа ее, ни тени. Это подобно тому, как если бы кто за десять оволов вверг какого-нибудь должника своего в темницу и не только его самого, но, по вине его, и жену его, детей и слуг, а другой, пришедши, не только внес бы те десять оволов, но еще подарил десять тысяч талантов золота, привел узника в царский дворец, посадил на месте самой высокой власти и сделал бы его участником самой высокой чести и других отличий – тогда давший в заем не мог бы и вспомнить о десяти оволах. Также случилось и с нами. Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров».

Принадлежа к Церкви, мы являемся гражданами Небесного Иерусалима. Через святое Крещение мы сделаны своими Богу и Его святым. Как говорит Апостол, «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19).

Молитва предполагает не только веру в реальность духовного мира, но и в то, что на Небесах нас ждут, нашей молитве радуются, как радуются весточке от родного человека. Наше недостоинство не отменяет реальности того, что нас принимают с радостью, как любимых детей. Христос говорит о том, как на небесах принимают кающегося грешника – с ликованием (например, Лук.15:7).

Мы часто бываем сами себе врагами – и врагами страшными – но в молитве мы всегда входим в тот Город, где нас любят, где Бог и Его святые всегда и неотступно ищут нам вечного спасения.

Здесь, на земле, мы, как говорил один благочестивый человек, в командировке. Как говорит Писание, «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:20). Мы не должны ассимилироваться в этом мире, дать ему поглотить нас. Поэтому мы каждый день выходим на связь с нашим Домом – с Небесами, где нас ждут наши родные.

Молитва – труд и битва

В молитве, однако, мы имеем дело и с реальностью греха и зла – в нас самих и в мире вокруг нас. Силы противления, дремавшие, когда мы спокойно плыли по течению, начинают яростно восставать, когда мы пытаемся обратиться к Богу. Такое простое, казалось бы, дело, как потратить несколько минут на молитву, может оказаться невероятно тяжелым – как будто мы пытаемся вылезти из-под завалов, а нас еще хватают за ноги.

Это вполне ожидаемо и указывает на то, насколько важным делом является молитва. Весь ад восстает, чтобы помешать ей. И это не поэтический образ. Конечно, наша собственная лень, дурные привычки, страхи и обиды – все эти внутренние завалы тоже мешают нам молиться, но дело не только в этом. Силы духовного зла реальны. Бесы – это не символы чего-то дурного, это, как открывает нам и Библия, и весь опыт Церкви, реальные духовные существа, обладающие изощренным интеллектом и злой волей. Как говорит святой Апостол Петр, «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет.5:8,9).

Молитва – это противостояние силам зла. Противостояние совершается «твердою верою» – решимостью придерживаться истины и действовать, исходя из нее (в частности, молиться), несмотря на неизбежные приступы лени, уныния или раздражения.

Иногда, молясь, мы будем испытывать духовный подъем и утешение, иногда – нет, и мы будем повторять слова молитв так, как будто исполняем тяжелую работу. Вера, как мы уже сказали, – это не переживание. Это выбор, акт воли. Мы решаем молиться, потому что это хорошо, правильно и очень важно.

Писание призывает нас к постоянству в молитве, несмотря на неизбежное непостоянство наших настроений и переживаний. Одно из проявлений такого постоянства – утреннее и вечернее молитвенное правило. Они находятся в любом молитвослове.

Для человека только входящего в Церковь эти правила могут показаться слишком длинными, но даже если исполнять их полностью не получается, важно проводить какое-то время в молитве каждое утро и вечер.

Время для Бога

Одна из Десяти Заповедей касается отдыха – это может показаться странным, но Бог находит перерывы в рабочих буднях настолько важными, что прямо их заповедует в этом коротком списке самых важных повелений. «А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх.20:10).

Священный день отдохновения (мы празднуем воскресенье как день, в который Господь восстал из мертвых) не просто дает отдышаться, он указывает на тот покой Божий, в который нам предстоит войти. Он служит его предвестием и предвкушением. Священное время является прорывом этого будущего в настоящее. Мы можем отложить заботы и страхи этой жизни – как мы поем на Литургии, «всякое житейское отложим попечение» – и обратиться к цели нашего путешествия, Небесному Иерусалиму.

Заповедь о дне, посвященном Господу, учит нас выделять время для Бога не только каждую неделю, но и каждый день. Оказывается, что, если мы отделяем время, например, с 8.00 до 8.07 для того, чтобы ничего не делать, никуда не бежать, не обдумывать планы на день, а просто пребывать в тишине перед Богом, наша работа вовсе не страдает. В эти семь минут не происходит ничего, что требовало бы нашего внимания. Земля продолжает двигаться по своей орбите без малейшего нашего участия, свет гореть, метро или автобус (если мы в это время едем на работу) продолжать везти нас куда нужно, мы можем благополучно выключиться из всего этого окружения и обратиться к Богу.

На это время мы отказываемся бежать в колесе и возносим молитвы к Богу, медленно и спокойно.

Это может быть нелегко, особенно поначалу, но у нас постепенно сложится привычка к нескольким минутам тишины, которые будут разбивать порочный круг беготни и усталости. А чем больше мы будем давать Богу действовать в нашей жизни, тем больше в ней будет молитвы, свободы, утешения и радости.


Источник: Худиев С.Л. Некогда молиться? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 19.08.2021.

Комментарии для сайта Cackle