Источник

7. Надежда

III. Может ли Бог отменить карму?

1. Может ли Бог отменить карму?

Таким образом, Библия говорит о личностном Боге, в руках Которого находится наша как временная, так и вечная участь, “кармические” источники – о безличном законе причины и следствия. Принципиальная разница между двумя этими подходами видна в практических выводах, к которым они приводят. Что делает теист? Молится: А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею (Пс.30:15–17).

Но это действие, столь очевидное для теиста, который исповедует перед Богом, что “В Твоей руке дни мои”, в принципе невозможно для верующего в карму. В самом деле, кому он мог бы молиться об избежании плохих или обретении хороших “кармических” последствий? Карма не обладает какими бы то ни было личностными свойствами, и молиться ей так же бессмысленно, как молиться закону всемирного тяготения.

Мы можем ясно обозначить несовместимость веры в Бога с верой в карму, поставив вопрос: может ли Бог отменить карму? Если да, и в каждом конкретном случае именно Он решает, свалятся на нас “кармические последствия” или нет, и если свалятся, то в каком объеме, то мы уже имеем дело не с “законом кармы”, а с личностным решением Бога, Его волей, Его промыслом и Его судом.

Понятие кармы, как и многие другие слова, пришедшие из восточных религий и вошедшие в современный язык, прочно закрепилось в современной культуре. Люди опасаются “испортить” карму, говорят “такая карма” там, где раньше сказали бы “такая судьба”, диагностируют карму, живо интересуются тем, как избавиться от “плохой кармы”, и так далее. О карме говорят не только (и не столько) сознательные приверженцы восточных религий или практикующие оккультисты. Понятие кармы все больше становится частью той духовной и культурной атмосферы, которой дышат обычные люди, мало склонные задумываться о духовных реальностях. Это один из признаков того, что мы живем не в атеистическом и не в секулярно-гуманистическом, а в языческом мире; будучи христианами, мы стоим перед необходимостью определиться по отношению к тем образам, верованиям и понятиям, которые этот мир предлагает. Чтобы рассмотреть понятие кармы, мы начнем с более общего взгляда на проблему – что такое язычество и чем оно принципиально отличается от теизма, то есть веры в личностного всемогущего Создателя, которой придерживаются христиане, мусульмане и иудеи. Затем мы рассмотрим проблему более узко и ответим на вопрос, как понятие кармы соотносится с теизмом вообще и с христианством в особенности.

Язычество – настолько общее понятие, охватывающее настолько разнообразные религиозные верования и практики, что может показаться затруднительным найти некий общий признак, объединяющий, скажем, поклонника Перуна и буддистского монаха. Тем не менее этот признак существует. Это – отсутствие каких-либо значимых отношений с Богом-Творцом. Языческое мировоззрение может соглашаться с существованием Бога-Творца; представление о Творце есть у многих языческих племен. Но – и это характерная черта язычества – это Бог, “удалившийся от дел”, Бог, к Которому не взывают, Бог отсутствующий, Бог, не имеющий отношения к повседневным нуждам, горестям и радостям людей.

Со своими нуждами, надеждами и страхами язычники обращаются не к Нему, а, как правило, к богам, божкам и боженятам – духовным реальностям гораздо более низкого ранга. Благополучие или горести, нищета или процветание, здоровье или болезнь для язычника определяются его взаимоотношениями с какими-то гораздо более низкими духовными реальностями, чем Бог-Творец. И дикарь, взывающий к идолу из черного дерева, и утонченный буддистский монах не обращаются к Творцу. Они ищут спасения в ком-то (или в чем-то) другом.

Теист, то есть христианин, мусульманин или иудей, осознает себя в руках Бога, язычник – в руках каких-то иных сил. Для теиста самое важное – установить правильные отношения с личностным Богом, для язычника – с теми силами, от которых он полагает себя зависящим.

Одна из таких сил, одна из тех предполагаемых духовных реальностей, от которых язычник считает себя зависящим, – карма. Существуют несколько различные определения того, что такое карма, но, придерживаясь наиболее распространенной буддистской и вытекающей из нее теософской трактовки, мы можем сказать, что карма – закон причинно-следственной связи между поступком и нравственным воздаянием. Как пишет, например, Лопсанг Рампа, «карма – это физическое или ментальное действие, которое создает добро или зло. Есть старая поговорка: “Что посеешь, то и пожнешь”. Вот что она означает. Если вы посеете плохие дела, вы пожнете плохое будущее – в этой жизни, в следующей или в одной из последующих. Если в этой жизни вы посеете добро, если вы проявите доброту и сострадание к нуждающимся, тогда, когда придет черед вам оказаться в беде, кто-нибудь где-нибудь проявит к вам доброту, сострадание, участие».

Здесь надо уточнить – речь идет именно о нравственном воздаянии. В мироздании, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Мы живем в высокоупорядоченном мире, и это одно из свидетельств его сотворенности. Мы можем говорить о законах природы, по которым определенные причины связаны с определенными следствиями, но понятие кармы переносит эту причинно-следственную связь в нравственный мир. Закон кармы так же безличен, как закон Ома или закон всемирного тяготения.

Согласно кармическим представлениям, то, что происходит с вами, обусловлено вашими проступками или заслугами – в этой или в предполагаемых “предыдущих” жизнях.

Сопоставим это с тем представлением, которое мы находим в Библии. Бог Библии – это промыслитель. Он не только создал мир, но и поддерживает его в бытии; не только дал начало истории, но и направляет ее к предопределенной Им цели.

Псалмопевец говорит о Боге: С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их <…> Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их (Пс.32:13–15:18–19).

Еще более отчетливо это свидетельство о Боге, Который заботится и о самых малых из Своих созданий, звучит в Евангелии: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф.10:29:30).

Для людей Священного Писания все, что происходит в их жизни, есть проявление Божьего промысла – Его заботы, Его спасения или Его грозного суда: ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит (Пс.74:7:8).

Трубит ли в городе труба, – и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам.3:6).

Один из древних учителей Церкви, Василий Великий, говорит: “Ничто да не приводит тебя к неверию. Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность, или не добрый час. Это слова людей невежественных. Не две ли птицы ценятся ассарием, и ни едина от них падет без воли Божией (Мф.10:29)? Сколько волос на голове? Ни один из них не забыт. Видишь ли Божие око, как ничто, и самое малое, не избегает Его надзора?”.

Один из западных катехизисов выражает общую всем христианам веру в Божий промысел такими словами: “Божье Провидение <…> это всемогущая и вездесущая сила Божья, которой Он хранит небеса, землю и все творения Его, и так правит ими, что злаки и травы, дожди и засухи, урожайные и бесплодные годы, еда и питие, здоровье и болезнь, богатство и бедность, – все это приходит к нам не случайно, но из отеческой руки Его”.

Таким образом, Библия говорит о личностном Боге, в руках Которого находится наша как временная, так и вечная участь, “кармические” источники – о безличном законе причины и следствия. Принципиальная разница между двумя этими подходами видна в практических выводах, к которым они приводят. Что делает теист? Молится: А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею

(Пс.30:15~17).

Но это действие, столь очевидное для теиста, который исповедует перед Богом, что “В Твоей руке дни мои”, в принципе невозможно для верующего в карму. В самом деле, кому он мог бы молиться об избежании плохих или обретении хороших “кармических” последствий? Карма не обладает какими бы то ни было личностными свойствами, и молиться ей так же бессмысленно, как молиться закону всемирного тяготения. Вы не можете обратиться к закону природы с личной просьбой. Елена Петровна Блаватская, так много сделавшая для пропаганды “кармических” представлений в западном мире, совершенно прямо объявляет молитву бессмысленной: “закон Кармы не зависит от какой-либо силы, которая могла бы на него повлиять: закон, действию которого не может помешать никакая иная сила, и который не может быть изменен молитвой или какой-нибудь экзотерической церемонией” (Е. П. Блаватская. Полные челы и челы мирские).

Констатируем: если Бог может отменить карму, то мы имеем дело уже не с “законом кармы” а с личностным решением Бога, Его волей. Если нет, то это просто не Бог. Надо сказать, сама Блаватская вполне отдавала себе в этом отчет, и, проповедуя веру в карму, самым резким образом отвергала веру в личностного Бога.

То, что мы говорили до сих пор, касалось противоречий между верой в карму и теизмом вообще, то есть верой в личностного Бога, которой придерживаются как христиане, так и иудеи и мусульмане. Теперь мы рассмотрим, насколько веру в карму можно совместить с верой в Евангелие. Для этого нам понадобится вспомнить, что такое Евангелие. В проповеди Апостолов Евангелие – это возвещение прощения грехов и вечной жизни, которую Бог дарует нам ради искупительного служения Иисуса Христа: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1Кор.15:1–4). Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян.13:38–39).

Евангелие, как его излагает апостол Павел, состоит в том, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию. Уже здесь мы обнаруживаем понятие, несовместимое с верой в карму – другой умер за наши грехи. Апостолы вновь и вновь повторяют:

Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1Пет.2:24), потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18).

И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха (1Ин.3:5).

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4:10).

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим.4:25).

Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал.1:4).

Сам Господь говорит о цели Своего прихода: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:45).

На час сей Я и пришел. Он говорит не о часе Своей проповеди, а о часе Своей смерти (Ин.12:27).

Ради искупительного служения Христа нам возвещается прощение грехов – понятие, также немыслимое в рамках кармических представлений. “Кармические долги” не могут быть прощены: «Это истинное и здравое учение заставляет человека познавать те причины, которые он создает своими повседневными желаниями, мыслями и действиями, и предусматривать их неизбежные результаты. Оно заставляет его оставить всякий расчет на “прощение”, “искупление”, “высшее милосердие” и все подобные усыпительные средства, которые успокаивают грешника» (Блаватская Е. П. Загадки жизни и как теософия отвечает на них).

“Карма, таким образом, есть процесс, в котором мы влезаем в долги и оплачиваем их. Если вы идете в магазин и заказываете определенные товары, то вы влезаете в долги, которые должны оплачивать денежными знаками. Пока вы их не оплатите, вы будете должником, а если вы их не оплатите к определенному сроку, то вас объявят банкротом и посадят в тюрьму. Все обычные люди: мужчины, женщины и дети, – должны платить за все на Земле, только Аватары избавлены от законов кармы” (Лопсанг Рампа. Ты вечен).

В самом деле, чтобы простить, надо быть личностью, принять личностное решение простить. Карма, отметим это еще раз – не личностна. Закон всемирного тяготения не прощает. Он, собственно, и не наказывает. Он просто действует с механической неотвратимостью. Священное Писание говорит нечто прямо противоположное – в Иисусе Христе, ради Его искупительного подвига, Бог прощает грехи. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис.44:22).

Здесь мне хочется сделать маленькое отступление и сказать кое-что от себя лично. В свое время наиболее важным толчком к моему обращению послужило слышанное где-то краем уха утверждение, что Христос имеет власть прощать грехи. Именно сознание того, что я нуждаюсь в прощении, побудило меня прийти к Тому, Кто имеет власть это прощение даровать. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои <…> Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой

(Мк.2:5,10–11).

Это поистине “слово благое, слово утешительное” для всех подавленных и удрученных грешников – Иисус Христос имеет власть прощать грехи. Именно эту власть и отрицает за Ним вера в карму. Как уже было процитировано выше, «оно [учение о карме] заставляет его оставить всякий расчет на “прощение”, “искупление”, “высшее милосердие”».

Священное Писание говорит о Христе как о нашем Ходатае: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин.2:1:2).

Как-то в ходе одной из дискуссий в интернете я заметил, что самый плохонький христианин отличается от самого продвинутого эзотерика тем, что у христианина есть Ходатай, а вот эзотерик Его отверг. Мой собеседник, верящий в карму, обиженно сказал, что он не отвергает Ходатая. Тогда я спросил, перед кем, по его мнению, ходатайствует Христос? Ни он, ни кто-либо еще из моих собеседников, держащихся “кармических” представлений, не смог ответить на этот вопрос. И в самом деле, бессмысленно ходатайствовать перед кармой. Падая с десятого этажа, нелепо надеяться на то, что Ваш друг исходатайствует Вам прощение у закона всемирного тяготения. Действие закона кармы не может быть изменено никаким ходатайством; ходатайствовать можно только перед личностным Судией.

Подведем некоторые итоги. Вера в карму несовместима с верой в личностного Бога, в искупительную Жертву Христа, в Его ходатайство перед Отцом, в прощение грехов. Представление о карме является неотъемлемой частью мировоззрения, диаметрально противоположного христианскому, мировоззрения, никакие элементы которого не могут быть согласованы с библейским теизмом. Чтобы принять представление о карме, нужно последовательно отвергнуть все, что составляет Благую Весть, более того, как ни страшно это звучит, отвергнуть Христа как нашего Искупителя и Ходатая, как Того, Кто имеет власть прощать грехи. А поверить во Христа – значит отвергнуть веру в карму.

Нередко люди расстраиваются и обижаются, когда им говорят об этом выборе – или-или: или со Христом, или с языческими представлениями о карме, переселении душ и тому подобном. Конечно, мы должны быть предельно мягкими, кроткими и снисходительными, беседуя с людьми, которые пытаются говорить и о своей вере во Христа, и о своей вере в карму. Но мы не должны и не можем делать одного – лгать. Не мы, а Христос ставит людей перед выбором. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16:16).

Об этом выборе прекрасно сказал Джон Толкин – известный как автор “Властелина колец” и менее известный как ревностный христианин-католик, друг К. С. Льюиса, повлиявший на его обращение.

«Нужна фантастическая воля к неверию, – пишет он, – чтобы предполагать, что Иисуса никогда “не случалось” в действительности, и еще более фантастическая – чтобы считать, будто Он никогда не говорил того, что за Ним записано, то есть таких слов, каких никто из живших тогда в мире людей даже и выдумать не смог бы – например, таких: Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин.8:58) или таких: Видящий Меня видит Пославшего Меня (Ин.12:45), или о Святых Таинах у Иоанна (см. 6:56): Тот, кто ест Мою Плоть и Кровь Мою пиет, будет иметь жизнь вечную. Поэтому мы должны либо поверить в Него и в то, что Он говорил, и принять на себя все последствия этой веры, либо же отвергнуть Его и Его слова – и принять на себя все последствия такого шага».

Евангелие призывает нас поверить во Христа и в то, что Он говорил – в то, что Он говорил о Своем Божестве, в то, что Он говорил о Своем искупительном служении, в то, что Он говорил о Своей власти прощать грехи. А это значит – отказаться от веры в карму.

Христос пришел освободить несчастных, порабощенных суевериями язычников – и тех, кто страшится бога грома, и тех, кто боится болотных духов, и тех, кто живет в страхе сглаза и порчи, и тех, кто озабочен “диагностикой кармы”. Так же, как и в апостольские времена, провозглашается Благая Весть: Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян.13:38–39).

Нет нужды задабривать злых духов; нет нужды искать покровительства у деревянных идолов; нет нужды беспокоиться о карме. Христос говорит: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18).

Евангелие призывает нас довериться Тому, Кто искупил нас Своей кровью, Тому, Кто дарует нам прощение, которого ни закон кармы, ни какие-либо иные языческие вымыслы не могут нас лишить, и вечную жизнь.

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр.1:5–6).


Источник: Худиев С.Л. Апологетические заметки // Альфа и Омега. 2005. № 1 (42) - 2009. № 2 (55).

Комментарии для сайта Cackle