Источник

Государственные печати

Как было видно выше, начальники Посольского приказа, А. Л. Ордин-Нащокин и кн. В. В. Голицын, именовались между прочим «оберегателями царственной большой печати», а при А. С. Матвееве и В. С. Волынском Посольский приказ назывался «государственным приказом Посольской печати».

В древней Руси удостоверением подлинности грамоты служило привешение к ней печати, что было последним моментом изготовления грамоты. Печать считалась существенной необходимостью не только для грамот в иноземные государства, но и для грамот, вращавшихся внутри самого государства, выдававшихся «на поместья и на вотчины всяких чинов людем и на гостинство гостем (купцам)». В виду такого важного значения печати, в древней Руси существовали особые лица, в ведении коих находилась государственная печать, наиболее доверенные великого князя или царя. Судя по некоторым указаниям, можно думать, что они вместе с казначеями находились на Казенном дворе – государственной канцелярии XV–XVI в., входили в состав этого правительственного учреждения и носили звание «печатников»54. Звание это считалось очень почетным, судя по тому, что его удостоивались посольские и думные дьяки не сразу, а после продолжительной служебной деятельности. Первый Посольский дьяк пожалован был в это звание в 1561 г., после 12-летней службы в Посольской избе и нескольких лет на Казенном дворе. Один из наиболее влиятельных Дьяковь ХVI в. Василий Щелкалов получил это звание в 1595 г., хотя с 1571 г. был Посольским дьяком, а с 1577 г. думным Разрядным. Одни из печатников, как напр. Bисковатый, на занимали никаких других правительственных должностей, другие соединяли звание печатника с иными обязанностями, как Василий Щелкалов. В ХVII в. нередко думные Посольские дьяки были и печатниками; а некоторое время Посольскому приказу подчинен был и особый Печатный приказ, упоминания о коем встречаются с 20-х годов ХVII столетия. Заведывание государственною печать и дало повод к возникновению во второй половине XVII в. титула «царственной большой печати оберегателя».

Государственных печатей в древней Руси было несколько: 1) большая и малая, которые привешивались к грамотам, посылавшимся во все окрестные государства, за исключением Крыма, и 2) «кормленая», которая прикладывалась к грамотам в Крым и к жалованным на «поместья, вотчины и гостинство»55. Кроме этих печатей, была еще одна, которою «печатают грамоты и памяти, посылаемыя всего Московскаго государства в городы по указу царскому, также и по челобитью всяких чинов людей». Эта последняя печать бывает у думного дьяка беспрестанно повешена на вороту и в дому Отчего она и называлась «воротной», орловскою (с изображением орла. «А вырезано на этой печати орел двоеглаво, в середи царь на коне победил змия, около подпись царская, титла самая короткая; а величиной та печать будет немного больше ефимка любского кругом»). До Андрусовского перемирия к грамотам «в окрестные государства» привешивалась большая печать «с большими новоприбылыми титлами»; после этого договора, в 1667 г. при А. Л. Ордин-Нащокине сделана была новая печать с короткими титлами, как постановлено было в договоре, и она стала привешиваться к грамотам во все государства, В ноябре 1677 г. бояре приговорили к грамотам к польскому королю продолжать привешивать печать 1667 г. с короткими титлами, а в остальные государства новую с титлами тогда употреблявшимися. Кроме этих печатей, была еще особая печать малороссийская, которая привешивалась к грамотам, посылавшимся в Малороссию.

Для сохранности печать помещалась в особую «кустодию» – металлический футляр, имевший различный внешний вид в зависимости от значения того государства, к которому отправлялась грамота; к цесарю римскому «кустодия с фигурами», королю французскому – «кустодия большая», курфирсту бранденбургскому, молдавским владетелям, крымским ханам и грузинским царям – «кустодия гладкая», а калмыцким тайшам и крымскому нурaдину – совсем без кустодии56.

* * *

54

Официальные, встреченные мной, записи указывают следующих печатников: 1) у вел. князя Дмитрия Донского – его духовник священник Дмитрий Митяй, впоследствии нареченный митрополитом, 2) Юрий Дм. Траханиотов в 1506 г., 3) Микула Ив. Ангилов в 1509 и 7018 гг., 4) Ив. Ив. Третьяков в 1523 г., 5) Никита Фуников-Курцев в 1549–1553 гг., 6) Ив. Мих. Висковатый в 1561–1570 гг., 7) Борис Сукин в 1570 г., 8) Р. В. Олферьев в 1571, 1572 и 1586 гг., 9) Петр Ив. Шетнев в 1577г., 10) В. Я. Щелкалов в 1596–1601 гг., 11) Богдан Иванов Судаков в 7113 г., 12) И. Т. Грамотин в 1610–1611 гг., 13) Еф. Телепнев в 1612 г. – В pкп. библиотеки Московского Главного Архива М. И. Д., содержащей перечни бояр, окольничих и др. государственных мужей древней Руси, указываются след. печатники: 1) Вас. Ив. Сатин 7003 г. (год пожалования?), 2) Мануил Ив. Ангелов 7009 г., 3) Андрей Ив. Кертмазов (Перназов) 7018 г., 4) Ив. Дм. Бобров 7018 г., 5) Як. Ив. Мансуров 7021 г., 6) Фед. Вас. Кучинский 7021 г., 7) Юp. Дм. Траханиотов 7043 г., 8) Ник. Фед. Курцов 7047 г., 9) Бор. Ив. Сукин 7050 г., 10) Ром. Вас. Олферьев 7061 г., 11) Ив. Мих. Висковатый 7074 г., 12) Истома (Вас. Осип.) Безобразов 7092 г., 13) Вас. Як. Щелкалов 7101 г. и 14) Игн. Мих. Татищев 7106 г. Но сведения этой рукописи не вполне достоверны, как видно из сравнения с официальными данными, сейчас приведенными.

55

«Вырезано царь на коне победил змия, около подпись царская, титла самая малая по «и иных»; то есть самая истинная Московскаго княжения печать. Она же вырезана и на самой большой печати, которою печатаетца, в окрестные государства в среди самаго орла».

56

См. А. Лакиера Русскую Геральдику. Спб, 1855 г. – 3 февраля 1561 года царь Иван IV «печать старую меньшую, что была при отце его, переменил, а учинил печать новую складную: орел двое главной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инерог». А. Лебедев, Московская Летопись. – Для «великаго посольства» в 1697 году сделаны две печати государственные: одна большая против прежней в иностранные государства, другая величиною против малороссийской, но без предстоящих лиц, стола и булавы. – На цвете воска для печати обращалось также особенное внимание. В 1570 году наши бояре не согласились, чтобы печати польских послов, бывших в Москве, были из красного воска; послы должны были уступить и привесить печати из зеленого воска.


Источник: О Посольском приказе / С. А. Белокуров. - Москва : Имп. О-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1906. - [4], 170 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle