Источник

Думные и недумные дьяки Посольского приказа

Во главе Посольского приказа все время, с самого начала его существования, стоят думные дьяки, из числа коих Посольский дьяк «хотя породою бывает меньше, но по приказу и делам выше всех». Первоначально значение дьяков едва ли было велико: в первой половине XVI в. мы встречаем их с поручениями, которые не особенно высоко ценились: они были посылаемы в послам на подворье потчивать их, встречали их, когда они шли к царю на аудиенцию и т. п.; с течением времени значение дьяков весьма поднялось, и они стали важными государственными деятелями. На заседаниях Боярской Думы они не были только простыми секретарями, записывавшими ее решения: они подсказывали ей решение своими докладными выписками, которые они вносили в думу; кроме того, при изложении приговора дьяки могли дать ему тот или другой оттенок. Прямые обязанности Посольского дьяка касались, конечно, переписки по внешним сношениям. «А случится писати о чем, говорит один подьячий Посольского приказа в XVII в., грамоты в окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить Посольскому думному дьяку, а думный дьяк приказывает подъячему, а сам не готовит, только чернит и прибавливает что надобно и не надобно. А как изготовят, и тех грамот слушают наперед бояре, и потом они ж бояре слушают вдругорядь с царем все вместе»... Дьяки должны были утверждать своею подписью правильность известного акта. «А на всяких делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам кроме того, что послы прикладывают руки к договорным записям, руки своей не прикладывают, для того устроены они думные дьяки; а к меньшим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки и приписывают подьячие своих имена»36.

Со временем увеличившаяся переписка с одной стороны, а с другой – обязанность для думного Посольского дьяка присутствовать на заседаниях Боярской думы, бывавших ежедневно, и возлагаемые одновременно с сим на думного Посольского дьяка иные поручения были причиною появления в Посольском приказе второго дьяка, не думного, который ближайшим образом должен быть следить за канцелярской перепиской, был товарищем начальника Посольского приказа. Первоначально эти вторые Посольские дьяки (не думные), назначавшиеся обыкновенно из «старых» подъячих Посольского приказа, не были постоянными и появлялись временно, вследствие тех или других причин, и только начиная с царствования Михаила Феодоровича (1613 г.) они уже беспрерывно встречаются37.

Таким образом в XVI в. оба начальствующие лица Посольского приказа не были тогдашними государственными сановниками, ни боярами, ни окольничими, ни думными дворянами, а дьяками, на обязанности коих, главнейшим образом, лежала письменная часть; это еще раз подтверждает сказанное выше, что управление внешней политикой не принадлежало им, что Посольский приказ был, главным образом, канцелярией по внешним сношениям, исполнявшей решения царя с Боярской думою.

* * *

36

Изготовление договорных записей лежало также на обязанности дьяков. 1 сентября 1520 г. вел. князь послал к литовским послам на подворье двух дьяков своих М. Путятина и Тр. Ильина, «а велел им грамоту свою прочесть, какове грамоте вел. князя опасной быть у них на королевы послы». В 1523 г. вел. князь приказал писать «списки каковым перемирным грамотам быти» и по их изготовлении посылает тех же дьяков к послам прочесть им. 4 ноября 1526 г. литовский посол приехал на двор писать грамоты; вел. князь велел «у грамот сидети диаком своим Меншому Путятину да Труфану» 2 июля 1582 г. литовский посол приехал в Ответную полату к дьякам А. Щелкалову и Ив. Андрееву для написания перемирных грамот.

37

См. их перечень в «Приложениях».


Источник: О Посольском приказе / С. А. Белокуров. - Москва : Имп. О-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1906. - [4], 170 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle