О памятнике в Москве императору Александру III

Источник

Вскоре после смерти благочестивейшего Государя Императора Александра III в печати стали появ­ляться различные проекты увековечения Его памяти тем или другим образом. Кажется, все они держались одной общей мысли, что памятник этот должен быть поставлен не в каком-либо ином месте Москвы, а в средоточии её Святыни, – в её златоглавом Кремле, свидетеле многовековой исторической жизни древней Руси. Нельзя не сознаться, что эта основная идея – совершенно верна: памятник Императору Александру III в Московском Кремле непременно должен быть.

Почивший Государь назвал Москву сердцем России, а Кремль – Святая Святых её. Государя так относившегося к Москве и её Кремлю – неудобно удалять из Святая Святых. Он искренно любил Московскую старину и желал провести в Кремлевских стенах более продолжительное время. Ему не суждено было привести свое намерение в исполнение; нужно, что бы это Его желание свершилось хотя после Его смерти, чтобы он жил в Кремле постоянно, чтобы здесь что-либо постоянно напоминало нам Его. Если найдено было возможным поставить памятник в Московском Кремле Императору Александру II, то тем более уместно подобное же увековечение памяти Его благочестивейшего Преемника, в своем лице наглядно изобразившего нам образ Московского царя XVII века.

Проекты, сходясь в выборе места для памятника (Кремль), расходились в дальнейшем – каким внешним образом должно быть увековечено имя в Бозе Почившего. Одни предлагали поставить статую Его, подобную статуе Императора Александра II, другие – построить церковь – собор во имя св. Александра Невского, третьи – устроить богадельню и т. п. Проекты эти не приобрели многих сторонников и остались неосуществленными...

При выборе памятника, конечно, нужно руководиться симпатиями Почившего. Император Александр III, как известно, любил старую Русь и её древности, особенно церковные, которые Он приобретал для Своего собрания. Это обстоятельство, и можно положить в основу при выборе памятника Ему. Древняя Русь почти не знала статуй, не любила их и звала их болванами. Неудобно поэтому ставить в Кремле памятник Преемнику Московских царей, Императору Александру III, в виде статуи. В построении церкви – собора при существующих уже в Кремле, кажется, не ощущается особенной надобности. Там есть нужда в другом здании, постройка которого, кажется, была бы приятна почившему Императору, была бы Ему по сердцу.

В Московском Кремле имеется замечательнейшее собрание русских церковных древностей – св. икон, св. сосудов, риз, разнообразной церковной утвари и домашнего обихода Московских митрополитов и патриархов, редчайших рукописей и пр., известное под именем Московских Патриарших, ныне Синодальных, Ризницы и Библиотеки. Это драгоценнейшее и единственное собрание, подобного которому нигде нет на Руси, наглядно представляющее нам почти всю её многострадальную жизнь, находилось до самого последнего времени в тесном помещении, где было весьма неудобно расположено для обозрения, и только недавно перенесено в немного лучшее. Прежде всем этим русским святыням угрожала опасность пожара, а теперь над ними висит постоянно Дамоклов меч, в виде колоколов Ивановской колокольни (где это собрание теперь находится), которые при падении (как-то было, напр., при коронации Императора Александра II) могут уничтожить все наши сокровища. Новое помещение, бесспорно более обширное, чем прежнее, не обладает в то же время достаточным количеством света, вследствие чего многие предметы с трудом могут быть рассматриваемы. И такие наши русские Святыни, с коими связана непосредственно вся жизнь древней Руси, помещаются в столь убогом хранилище в то время, как какие-либо ничтожные осколки сосудов, малозначащие черепки, камни или обломки железа и др. металла и т. п., находимые в достаточном количестве и почти ежегодно, наполняют величественные, специально для того построенные здания, – целые дворцы...

В подобном специально для того выстроенном здании нуждаются и наши древности, хранимые в Московских Патриарших Ризни­це и Библиотеке... Если бы оно бы­ло возведено при жизни Импера­тора Александра III, оно достави­ло бы Ему истинное удовольствие. Построение этого здания в Крем­ле (напр. вблизи памятника Импер. Александра II, на плац – параде, начиная от Спасских ворот) и можно бы было увековечить память благочестивейшего Государя. В здание это могли бы быть перемещены все древности, которые ныне наполняют Синодальные Ризницу и Библиотеку; здесь могли бы найти место и все те вещественные памятники нашей старины, которые хранятся в Московских монастырях и церквах, выйдя уже из употребления. Собранные здесь в одном месте они были бы более известны нам, вернее сохранились бы для потомства и сняли бы тягость хранения с многих мест.

Такой Музей Церковных Древностей, или Церковное Древнехранилище, и необходимо выстроить и устроить в Московском Кремле в память Императора Александра III. Его дух будет витать здесь и мы, глядя на здание, будет постоянно вспоминать Того Великого Монарха, которого лишились так рано...


Источник: О памятнике в Москве императору Александру III / Сергей Белокуров. - Москва : Унив. тип., 1901. - 11 с.

Комментарии для сайта Cackle