Слово в день праздника преподобного Иоанна Рыльского Чудотворца
(к тысячелетию со дня его успения)
Будем свято хранить заветы прп. Иоанна Рыльского.
Ныне св. Церковь празднует память прп. Иоанна Рыльского Чудотворца. Сей великий угодник Божий является одним из самых драгоценных духовных сокровищ Болгарии. Прп. Иоанн есть слава и красота Болгарской Церкви.
Его свет благодатный льется далеко за пределы Болгарского государства. Он чтится, помимо Болгарской, всеми Православными Церквами, и в особенности Церковью Русскою. В России есть город Рыльск, который основан в честь прп. Иоанна Рыльского. По окончании освободительной войны церковные и гражданские власти Болгарии подарили Русской Церкви десницу своего великого Рыльского Чудотворца, которая до сих пор находится в России.
Но особенно прп. Иоанн стал почитаться в русской земле с появлением у нас великого светильника Церкви о. Иоанна Кронштадтского, носившего его имя. Благодатная слава великого нашего пастыря в значительной мере обязана его небесному покровителю прп. Иоанну Рыльскому. О. Иоанн Кронштадтский очень любил его, подражал его равноангельской жизни и в знак своего глубокого благоговения к нему созидал в честь прп. Иоанна храмы и престолы в церквах.
Нельзя не обратить внимания, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, на то поразительное сходство, которое наблюдается в жизни этих великих праведников. Так, св. Иоанна Рыльского весьма почитали и чтут не только чада Болгарской Церкви, но и инославные. Из его жизнеописания известно, какое дивное исцеление получил некогда от мощей прп. Иоанна Острогомский архиепископ. К этим св. мощам с верою прибегали в своих недугах даже магометяне и получали исцеление. До сих пор в музее Рыльской обители хранятся огромные свечи от пола до потолка – дар турецких султанов за чудесную помощь, оказанную им прп. Иоанном.
То же самое наблюдалось и в жизни о. Иоанна Кронштадтского. Его свято чтили не только русские православные люди, но и инославные. К о. Иоанну обращались и татары, во множестве живущие в нашей России. Он возносил о них свои молитвы, и Господь ради этих чудодейственных молитв исцелял их.
Есть в жизни этих великих праведников еще одно замечательное сходство. Когда бесы наносили прп. Иоанну побои, а люди оскорбляли его, то он все это претерпевал с кротостью и смирением. Когда прп. Иоанн был уже наделен от Бога великими дарованиями Св. Духа, к нему привели однажды бесноватого и стали просить помолиться об исцелении больного. Но св. Иоанн сказал: «Кто я такой, чтобы дерзнуть на дело, которое превышает мои силы? Я так грешен, что недостоин даже взирать на небо». Но его продолжали просить. Преподобный согласился, но с тем, чтобы вместе с ним молились и другие. И как только прп. Иоанн воздел свои руки к Богу, злой дух вышел из бесноватого.
Точно так же и о. Иоанн Кронштадтский, подражая Рыльскому Чудотворцу и по чувству своего глубокого смирения, просил и других молиться о недужных вместе с ним.
Однажды его сильно поносил своим злословием псаломщик Андреевского собора, где о. Иоанн был настоятелем. Кронштадтский пастырь, вместо того чтобы этого дерзкого псаломщика выгнать вон, стал просить его успокоиться, сесть, в любви и мире побеседовать. Но псаломщик так ругался, что дивное смирение и ангельская кротость о. Иоанна совсем на него не действовали, пока не вошел к о. Иоанну другой псаломщик, воспитанный и образованный, который сразу остановил грубого сослуживца криком: «Ах ты, мужик, как ты смеешь оскорблять своего настоятеля?»
Долгие годы о. Иоанн смиренно переносил страшные хуления и клеветы от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского собора. Он мог бы попросить св. Синод, членом которого к тому же был, перевести ключаря на другое место. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил то посадить его в кресле, то положить на постель. О. ключарь почувствовал раскаяние, совесть сильно заговорила в нем. Он пошел просить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытьи. Когда ему сказали, что пришел о. ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами и бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедовать, что о. Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.
Какое же из всего сказанного нами мы должны, возлюбленные, извлечь для себя спасительное назидание? Если такой светильник, как о. Иоанн Кронштадтский, подражал прп. Иоанну Рыльскому и учился у него ангельской жизни, то как же мы, грешные люди, не должны подражать ему, не должны учиться у него христианским его добродетелям? К этому призывает нас св. ап. Павел, говоря: «Поминайте наставники ваша... подражайте вере их» (Евр. 13:7). Чему же, в частности, мы должны подражать, чему в особенности мы должны учиться у прп. Иоанна Рыльского? Он был весь воплощением смирения. Недаром в начальных словах тропаря в честь прп. Иоанна он именуется «основанием покаяния». А что же может быть этим основанием, как не смирение? Смирение угодно было Господу положить в основу всей нашей христианской жизни, почему Он и сказал: «Блажени нищий духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф 5:3). Вот почему Господь для нашего единения с Ним требует от нас того же смирения, когда говорит: «Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11,28–29).
К стяжанию этого смирения, и в особенности перед св. Православною Церковью, прп. Иоанн призывает нас не только своею жизнью, но и дошедшими до нашего времени своими писаниями. В своем посмертном завещании прп. Иоанн умоляет нас свято хранить учение Церкви и ни на йоту от него не отступать. А в послании к болгарскому царю Петру он увещевает его, а через него и всех нас, валяться в ногах Матери нашей Церкви с покаянием. Вот какого смирения перед Церковью требует от нас прп. Иоанн.
Увы! Как редко среди нас можно встретить такое смирение. Как много людей православных вместо смирения имеют гордость в отношении к Матери нашей Церкви и к ее учению. В последнее время, как никогда, отличительным признаком нашей жизни является вера не православная, а еретическая. Мы имеем в виду множество ересей, которые волнуют Православную Церковь повсюду.
Есть, например, много таких православных людей, которые во Христа веруют, а бытие диавола отрицают. Но если диавол не существует со своими злыми духами, то почему же в Евангелии так много повествуется об изгнании Христом бесов от людей, об исцелении Им бесноватых? Кроме того, св. Иоанн Богослов в своем первом послании говорит: «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» (1Ин. 3:8). Таким образом, отрицанием бытия диавола мы отрицаем основной догмат нашей веры – о пришествии в мир Сына Божия для искупления и спасения нас от диавола, ибо появление в мире Христа тогда становится излишним.
В Символе веры мы исповедуем догматическую истину о Церкви, говоря: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», но многие из православных христиан ниспровергают этот догмат, говоря, что не в одной только православной Церкви можно спастись, но и в католической, и в лютеранской, и во всяком сектантском обществе. Эти так называемые «православные христиане» не хотят знать, что возрождающая благодать Св. Духа, которую мы получаем во время крещения в таинстве св. миропомазания, действует и спасает нас только и единственно в Православной Церкви. Как в Ноевом ковчеге спаслись от потопа только те, которые находились в нем, в этом прообразе св. нашей Церкви, так и ныне только здесь, в Православной Церкви и нигде более, мы получаем спасение. В католичестве, хотя и есть внутренняя крещенская благодать, но она в силу бесчисленных здесь ересей не действует, не возрождает и не спасает людей. А в лютеранстве совсем нет сей благодати, ибо здесь нет таинства миропомазания, в котором мы получаем эту благодать или дары Св. Духа. Нечего говорить о сектах, которые представляют собою те или другие виды безблагодатного лютеранства.
В Русской Церкви, к несчастию, встречаются такие «богословы», которые утверждают, что догматы Православной Церкви, как и всякая наука, подлежат развитию, изменению, уничтожению и замене новыми формулировками. Но ведь в своей сущности наши догматы являются словами Христа, они, как свидетельствует Послание Восточных Патриархов, взяты из Евангелия. Следовательно, говорить, что наши догматы подлежат развитию, это значит утверждать, что слова Христа, слова евангельские, подлежат изменению. Таким образом, здесь налицо не только устремление к уничтожению всех догматов Православной Церкви, но и кощунство с мыслью, что можно изменять слова Самого Бога как нечто несовершенное, подлежащее развитию, в то время как Господь сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35).
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм, с его стремлением созвать VIII Вселенский Собор. Спрашивается, для чего модернисты хотят созвать этот Собор? Для того, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений. Эти модернисты под именем обновленцев и живоцерковцев страшно колебали и так еще недавно Русскую Церковь. И те и другие были виновниками великих смут церковных и всяких бедствий в России. Какую гибель они готовили Русской Церкви, это видно из того, что обновленцы подрывали самую главную основу бытия Православной Церкви – св. каноны, ибо допускали женатый епископат, двубрачие священников и вводили другие противоканонические новшества. Ясно, что как те, так и другие хотели уничтожить то, что было установлено на семи Вселенских Соборах не только св. отцами Церкви, но и Самим Богом – Духом Святым, ибо установления этих Соборов произошли во исполнение слов апостольских: «Изволися бо Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).
Хранение нами православной веры, или церковного учения, чуждого всякой ереси и всякого модернизма, есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих. А что значит хранить сие учение и сию веру? Это значит блюсти завет прп. Иоанна Рыльского, т.е. иметь смирение перед нашею Православною Церковью, которое есть средство нашего спасения и приобретения от Бога всех благ, и временных, и вечных.
Поэтому будем, возлюбленные, всеми своими силами стремиться к стяжанию сего смирения, к которому так призывает нас великий угодник Божий и которого так желает он.
Впрочем, прп. Иоанн призывает нас не только к смирению пред Церковью. Он зовет нас к смирению и перед нашими ближними. Примером своей личной жизни прп. Иоанн показывает, с каким смирением мы должны относиться к недостаткам и даже злобе ближних против нас. О, если бы мы всегда помнили и свято хранили это смирение прп. Иоанна! Тогда не было бы ссор между нами, не было бы и тех несчастий в нашей жизни, которые так часто возникают от нашей гордости. Вот почему св. отцы Церкви свидетельствуют, что все наши несчастья и всякое зло попускаются нам Промыслом Божиим за нашу гордость, за наше возношение и пред Богом, и пред людьми; ибо все Божественное промышление направляется к тому, чтобы смирить нас.
Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, всячески отметать свою гордость, этот главный источник всех наших пороков и всех наших бедствий. Будем всеми силами стремиться к тому, чтобы всегда подражать смирению прп. Иоанна, великого Рыльского чудотворца, коего тысячелетие со дня кончины в этом году вспоминаем.
Ради смирения Господь дарует нам как побеждающую силу над всяким злом благодать Свою, во исполнение слов Свящ. Писания: «Бог... смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Тогда Господь не только устранит от нас все наши несчастья, но и прославит и вознесет нас Своею мышцею, крепкою и высокою, для осуществления над нами слов ап. Петра, сказавшего: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Петр. 5:6). А также ради нашего смирения Господь дарует нам спасение и здесь, и в будущей жизни, и вполне применит к нам слова Свои, сказанные Им чрез Божественного псалмопевца: «Смиренные духом спасет» (Пс. 33:19). Аминь.