Слово на второй день Св. Пасхи
«Небеса убо достойно да веселятся, земля оке да радуется: да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное»
Что это за веселие вечное, ради которого св. Церковь словами прп. Иоанна Дамаскина, составителя пасхального канона, призывает праздновать и ликовать весь мир, видимый и невидимый. Это веселие есть наше будущее вечное райское блаженство Небесного Царства Христова, наследниками коего являются все истинно верующие христиане. Оно есть самая высшая и последняя цель всех наших трудов, всей нашей жизни.
Это вечное небесное веселие началось на земле со времени воскресения Христа в жизни самых близких к Нему лиц. Первая из всех людей испытала это веселие как небывалую, несказанную и бесподобную божественную радость Пречистая Божия Матерь, и притом – в самый момент этого воскресения. Не раз Господь говорил ученикам и даже прочим лицам, что Он после своей смерти в третий день воскреснет. Мог ли Господь не сказать этого Своей возлюбленной Пречистой Матери и оставить ее без утешения в Ее величайших сердечных муках, когда Она более всех других страдала у креста, взирая на Него, распятого и истекавшего кровью? По свидетельству церковного предания, Божия Матерь, зная, что Божественный сын Ее воскреснет в третий день, не отходила от Его гроба и потому была свидетельницей самого воскресения Христа. «Надлежало, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Той, которая больше всех любила Господа и больше всех страдала от Его распятия, первой быть обрадованной от лицезрения Христа воскресшего».
После Нее это вечное веселие, или небесное блаженство, испытали жены мироносицы, апостолы и все прочие ученики Христовы, причем и им Господь являлся в течение сорока дней после своего Воскресения, исполняя их божественною радостью.
Трудно и даже невозможно нам представить всего блаженства от этих дивных явлений. Из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа двум эмаусским спутникам, Луке и Клеопе, видно, что их сердца горели, таяли от этого блаженства даже тогда, когда явившийся им Христос не был еще узнан ими, а только передавал им свидетельства Свящ. Писания о том, что Ему надлежало пострадать, умереть и в третий день воскреснуть. Какое же блаженство эмаусские спутники в себе почувствовали, когда Господь, приглашенный к ним на вечерню, был узнан ими в преломлении хлеба, а затем стал невидим. От небесной радости они позабыли о своей усталости и, несмотря на поздний час, тут же бросились бежать обратно в Иерусалим к апостолам, чтобы возвестить им сию великую радость. Войдя к апостолам с этой вестью, они услышали из их уст восклицание: «...воистину воста Господь иявися Симону» (Лк. 24,34– 35). Когда эмаусские спутники передавали апостолам о случившемся с ними, то вдруг всем им предстал Господь Воскресший, исполнив их Своею божественною радостью.
Конечно, эти чрезвычайные явления воскресшего Христа были вызваны необходимостью укрепить раз и навсегда веру только что зарождавшейся на земле Его Церкви в основной ее догмат воскресения Христова.
После в таких частых явлениях Воскресшего Господа не было особенной нужды. Однако Господь Спаситель наш не оставил Своих последователей без приобщения к этому вечному веселию еще в земной их жизни. Он послал ученикам от Своего Божественного Отца Другого Утешителя, благодать которого стала потом изливаться на нас в Православной Церкви, в ее таинствах.
Эта благодать в своих разнообразных и дивных проявлениях стала источником великих небесных радостей, источником того же «вечного веселия» в жизни святых людей. Как мог, например, св. Марк Фраческий не испытывать этого веселия, когда от действия его великой благодати однажды сдвинулась гора с места, хотя он этого чуда не просил у Бога, но лишь беседовал с другим праведником о том, что Господь всегда был, есть и будет с нами Своею божественною всемогущею силою?! Могла ли быть непричастной этому вечному веселию Мария Египетская, которая неоднократно переходила Иордан, как по сухому пути, а когда по просьбе отца Зосимы стала молиться за весь мир, то поднялась на воздух?!
Разве менее апостолов ощущали в себе божественную радость святые люди, когда они воскрешали мертвых и творили силою своею благодати многие великие знамения и чудеса, когда Господь удостаивал их чрезвычайных небесных видений и откровений, как это было, например, в жизни прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского. Прп. Сергий сподобился видения Божией Матери в такой великой ее славе, что свидетель сего видения ученик св. Сергия инок Михей не мог вынести этой славы от божественного света и упал на землю, как мертвый. После видения прп. Сергий говорил ему: «И во мне душа трепещет от небесного восторга». Такого же видения Божией Матери удостоился в день праздника св. Благовещения незадолго до своей смерти и прп. Серафим вместе с праведной инокиней Дивеевской обители Евпраксией. Последняя также не могла вынести небесного света, среди коего явилась во всей Своей славе Пречистая Матерь, окруженная ангелами, апостолами Иоанном Богословом и Петром и двенадцатью мученицами. Она упала, и Божия Матерь подняла ее Своими пречистыми руками. По окончании сего видения, которое длилось более двух часов, прп. Серафим говорил инокине Евпраксии: «Есть нам почему иметь веру во Христа».
В другой раз удостоенный, подобно ап. Павлу, быть вознесенным до третьего неба прп. Серафим пережил такое блаженства от созерцания райских обителей и всей славы небожителей, что после не мог об этом дивном откровении передать ни одним словом. Но желая показать нам, какое великое и несказанное блаженство нас ожидает в будущем веке, прп. Серафим мог только сказать: «Если бы черви разъедали плоть нашу в течение всей нашей жизни, то надобно согласиться со всякою готовностью терпеть это и всякие другие тяжкие страдания, лишь бы не лишиться той небесной радости и славы, которые уготовал Господь всем любящим Его и соблюдающим Его заповеди».
Эта бдагодать перерождала и делала св. людей еще здесь небожителями и земными ангелами. Ее силою они достигали совершенной любви ко Христу, и день и ночь от нее преисполнялись радостью, которую испытывают уже находящиеся в небесном царстве Христовом. Вот почему св. Исаак Сирин говорил, что совершенная любовь ко Христу есть рай на земле со всеми райскими блаженствами. Недаром св. ап. Павел сказал, что благодать Св. Духа (принятая нами от св. Церкви) есть залог нашего будущего наследия, т.е. того же вечного веселия, которое во всей полноте раскроется для нас в будущей жизни, В особенности после страшного суда Христова.
Впрочем, не были оставлены святые в своей земной жизни и без того вечного веселия, которое некогда испытывали Пречистая Божия Матерь, св. жены мироносицы и апостолы от явления им Воскресшего Христа. Господь исполнял над св. людьми Свои непреложные слова: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцом Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14:21). «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» (Ин. 15,10–11), т.е. будет совершенна. И многие из великих угодников Божиих сподобились от Бога явления им Господа во славе, чего удостоился тот же прп. Серафим в Великий четверг за литургией, в которой он участвовал в качестве иеродиакона. Преподобный после малого входа увидел в воздухе Христа Спасителя в неизреченном свете, окруженного бесчисленным множеством ангелов. Объятый небесным восторгом, прп. Серафим не мог сойти с места и, уведенный с амвона иеродиаконами в алтарь, он два часа простоял недвижным, созерцая божественное видение и услаждаясь его небесным веселием.
Дивное явление наблюдалось в жизни святых. Господь не только преисполнял их неземным блаженством, этим вечным веселием Своего небесного Царствия от благодати Св. Духа, от небесных видений и откровений, но и самые скорби, которых так много было в их жизни, обращал в источник божественных для них радостей. Во время этих скорбей Господь изливал на Своих истинных и великих рабов особенные Свои милости, особенную Свою любовь и Свои утешения. Он осуществлял тогда над ними слова ап. Павла: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5).
Самая даже смерть, которая так нас устрашает и является для нас верхом несчастий, для святых была великою радостью и потому весьма была им вожделенна. За два часа до смерти весьма близкий по духу прп. Серафиму Антоний архиепископ Воронежский подозвал к себе своего викарного епископа Елпидиофора и сказал ему: «Никакого не чувствую страха, хочу разрешиться и быть со Христом». И это понятно: души святых с момента разлучения от тела осиявались божественным светом и в сопровождении ангелов, при их ликовании, возносились к престолу Св. Троицы для бесконечной небесной радости для вечного веселия в небесном Царстве Христовом.
К этому вечному веселию призваны и мы с вами, мои возлюбленные о Христе чада. И ничего так Богу не угодно, как наше стремление к сему вечному веселию. Но это стремление мы только тогда можем осуществить, когда свято и неуклонно будем исполнять все божественные заповеди.
Поэтому будем умолять Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа о ниспослании нам помощи всегда творить Его святую, спасительную для нас волю и никогда не делать того, что Ему и Его св. Церкви не угодно.
За это Господь в той или иной мере и нас приобщит к вечному веселию Его небесного царства еще в земной нашей жизни, а после нашей смерти Он осуществит над нами слова церковной молитвы, которую так часто мы слышим после св. Причащения и где выражается такое упование: «Итако сего жития исшед, о надежде живота вечного, в присносущный достигнем покой, идеже празднующих глас непрестанный и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную». Аминь.