Слово на день праздника Введения во храм Пресвятыя Девы Марии
Матерь Божия как пример смиренного и безропотного несения скорбей
Пречистая Божия Матерь ублажается Церковью земною и небесною славнейшею всех серафимов и честнейшею всех херувимов. Так почитается она потому, что получила от Бога великую и бесподобную сравнительно со всеми разумными тварями благодать быть Матерью Самого Бога, Второй Божественной Ипостаси.
Но вот на что в данный момент мне хотелось бы обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Слово Божие и св. отцы Церкви свидетельствуют, что не даром Пречистая Дева Мария получила от Бога эту благодать, а за Свои великие духовные подвиги. Самым первым из них и было введение Ее во храм трехлетнею Отроковицею, что ныне празднуется св. Церковью.
Некогда ко Христу подошел один юноша и спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди...» Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, ...и приходи и следуй за Мною». Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19,16–17. 20–22). На этот путь совершенства стали ученики Христа. Ради Него они отреклись от мира и всецело отдались Господу, чтобы Одному Ему принадлежать и ради Него только жить на земле. Но они это сделали в зрелом возрасте. Дева же Мария отреклась от мира и всех его радостей в трехлетнем возрасте. Этот подвиг Ее был не чем иным, как иночеством, явлением изумительным не только для людей, но и для ангелов и которого среди женского пола совсем не существовало в Ветхом Завете. Вот почему в ответ на размышления известного в России великого подвижника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения, кто была первою инокиней, ему явилась Пречистая Божия Матерь и сказала: «Я была первой монахиней».
Как свидетельствует слово Божие и церковное предание, Пречистой Деве Марии был присущ и другой великий подвиг – христианского несения скорбей. Как много их было в Ее жизни и как рано они у Нея начались! Еще не родился Господь, а сердце Пречистой Девы Марии было поражено страшной скорбью, когда Она зачала нашего Спасителя от Св. Духа. Праведный Иосиф стал помышлять, что Дева Мария непраздна от соединения с кем-либо из людей, и, не желая причинять Ей какое бы то ни было зло, хотел тайно удалить Ее из своего дома. Трудно было самой Пречистой Деве Марии свидетельствовать о Своей невинности и Своей ангельской божественной чистоте. И Она несомненно тяжко страдала от этого подозрения своего обручника. Потребовалось особое божественное вмешательство, чтобы освободить Пречистую Деву от этого весьма тяжкого скорбного бремени. Ангел Божий явился во сне Иосифу и сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь имя Ему Исисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1,20–21).
Как только родился Господь, у Пречистой Девы Марии появилась новая тяжкая скорбь. Ирод послал в Вифлеем убийц, чтобы погубить родившегося Христа. Деве Марии с Божественным Младенцем и праведным Иосифом пришлось бежать в Египет. Как свидетельствует церковное предание, во время этого бегства на святую семью напали разбойники и она чуть не погибла.
Скорбна была жизнь Пречистой Девы Марии при воспитании Христа, ибо Ей приходилось все Самой делать по домашнему хозяйству и даже зарабатывать Себе насущный хлеб для пропитания и Себя и Своего Божественного Младенца. Церковное предание говорит, что Она весьма искусно ткала золотом по шерстяной материи и шила церковные одежды. (При распятии Христа воины не разодрали Его верхней одежды, слишком художественно она была выткана пречистыми руками Девы Марии.)
Но особенно тяжелые скорби начались для Нее, когда Господь выступил на общественное служение, когда книжники и фарисеи не раз пытались в своей ужасной злобе убить его. Эти скорби Божией Матери дошли до самых крайних пределов на Голгофе у подножия Креста Господня, когда исполнилось во всей силе над Нею пророчество праведного Симеона о прохождении оружия через Ее сердце. Удивительно, что и после Своей кончины, воспринявшая блаженство и бесподобную славу на небесах, Пречистая Божия Матерь не может освободиться от скорби: Она скорбит о нас, о наших грехах, почему св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Ее в Константинопольском Влахернском храме, как Она обливалась слезами, осеняя молящихся своим омофором.
Но больше всех подвигов, давших Пречистой Деве Марии благодать быть матерью самого Бога, был подвиг Ее изумительного смирения. Она Сама об этом засвидетельствовала в словах Своих при свидании с праведною Елизаветою: «Яко призренна смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя вся роди» (Лк. 1:48). В силу этого смирения, как свидетельствует церковное предание, Она просила апостолов не восхвалять Ея и как можно меньше говорить о Ней. Поэтому так мало сообщается о Божией Матери в Евангелии. В этом дивном смирении Пречистая Божия Матерь пребывает и ныне, несмотря на то что Она стала выше всех ангелов. В жизнеописании св. Григория Чудотворца епископа Неокесарийского повествуется о Ее видении вместе со св. Иоанном Богословом сему великому угоднику Божию. В ответ на усердную молитву научить его истинам православной веры Она по своему смирению не Сама это сделала, а предложила великому ап. Иоанну Богослову научить св. Григория истинам православной веры. И св. Иоанн Богослов преподал ему это учение, которое по окончании видения дословно было записано св. Григорием и стало потом известно Церкви под названием «Григорио-неокесарийского символа». По этому символу учились православной вере святители Василий Великий. Григорий Богослов и многие другие святые иерархи нашей Церкви.
Спрашивается, какой же из всего сказанного следует для нас спасительный вывод, мои возлюбленные о Христе чада?
Пречистая Дева Мария была достойна благодати сделаться Матерью Бога благодаря Своим великим духовным подвигам. Войдем и мы в той или иной мере в эти подвиги, чтобы нам быть достойными той возрождающей спасительной благодати, которая делает нас истинными сынами Божиими и наследниками великого райского блаженства.
Поэтому, подражая Пречистой Деве Марии, будем и мы отрекаться от мира и всех его призрачных радостей, по крайней мере настолько, чтобы сердце наше по преимуществу устремлялось к небу и небесному царству с его нетленным и вечным блаженством. Пусть руководящими в нашей жизни будут слова Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33), а также слова ап. Павла: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит...» (Кол. 3:1); «Горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3:2). Нам нужно, по совету великого старца о. Амвросия Оптинского, жить так, как вертится колесо. Во всем своем вращении оно всеми своими частями устремляется вверх и только одною своею точкою и на мгновение касается земли.
Подобно Пречистой Деве Марии, будем безропотно и с христианским терпением нести крест своих скорбей, всегда памятуя слова Христовы: «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21:19). Будем всегда сознавать, что скорби посылаются нам от Бога не для нашей гибели, а для очищения нас от грехов, от всех наших страстей, для благодатного и блаженного соединения нас навеки со Христом, в чем и должно состоять все дело нашего спасения.
И, наконец, будем подражать Пречистой Владычице и в стяжании христианского смирения. Оно есть самое главное средство, ради коего была дарована благодать Пречистой Деве Марии для воплощения от Нее Бога Слова. Оно есть средство, коим Господь совершил наше искупление, почему ап. Павел и сказал: «Себе умалил, зрак раба приим... Смирил Себе, послушлив быв, даже до смерти, смерти же крестныя. Также и Бог Его превознесе... Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2,7– 11).
Смирение является самым главным средством, при помощи коего и мы можем совершить дело своего спасения. Вот почему в слове Божием сказано: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3,34; Иак. 4:6). Как велико значение смирения в деле нашего спасения, об этом свидетельствуют св. отцы Церкви, которые говорят, что ни одна из добродетелей без смирения не имеет никакой спасительной для нас силы.
Только при смирении возможно для нас и земное наше благоденствие, земное наше счастье. «Если бы мы, – учит великий св. отец Марк Подвижник, – старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас; ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше».
Тем более без смирения мы никогда не достигнем небесного счастья, самого истинного нашего блаженства, почему Господь и призывает всех нас к смирению, когда говорит нам: «Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11,28– 29). А что такое покой, о котором говорит здесь Господь? Это есть мир Христов, чуждый всех страстей, всяких грехов, есть Его божественная чистота и святость. Это есть тот покой, который так усердно испрашивает св. Церковь всем усопшим в православной вере и который является не чем иным, как блаженством небесного Царства Христова.
Да поможет нам Пречистая Дева Мария участвовать самым деятельным образом в Ее духовных подвигах в исполнении всех божественных заповедей, а наипаче в Ее смирении, чтобы быть нам достойными ниспосылаемой от Бога возрождающей и спасающей благодати, и чтобы в земной еще жизни сей мы могли, хотя бы отчасти, вкусить блаженство Небесного Царства Христова, и чего всесильными молитвами Девы Марии да сподобит нас всех Господь в полной мере достигнуть после нашей смерти в будущей вечной и блаженной жизни. Аминь.