Слово на праздник Рождества Христова. Изъяснение слов рождественского тропаря: «Возсия мирови свет разума»113
Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с великим праздником Рождества Христова. Сущность и спасительное значение для нас сего праздника св. Церковь выразила в начальных словах тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Знаменательно, что когда Ангел Господень при рождении Христа явился вифлеемским пастырям, то Божественная слава осияла их (Лк. 2:9). Весьма поучительна для нас и та звезда, необычайный свет которой привел ученых волхвов к яслям Богомладенца (Мф. 2:2). О появлении в мире света с рождением Христа говорят нам и слова рождественского тропаря. Спасительно нам, возлюбленные, знать, что́ надо разуметь под этим светом.
Еще пророк Исаия, предвозвещая о появлении на земле Спасителя, говорил: «Людие ходящии во тме видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы» (Ис. 9:2). Эти пророческие слова приводит Евангелист Матфей, повествуя о начале мессианской деятельности нашего Господа (Мф. 4:16). Он относит эти слова пророка Исаии о свете к Самому Христу. Так и св. Иоанн Богослов под светом разумеет Господа, когда говорит: «И Свет во тме светится, и тма Его не объят» (Ин. 1:5)... «Бе Свет истинный, Иже просвещает всякого человека» (Ин. 1:9). В своем первом послании св. Иоанн Богослов также называет Бога Светом, говоря: «Бог Свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя» (1Ин. 1:5). Впрочем, и Сам Господь Спаситель наш назвал Себя Светом, ибо Он сказал о Себе: «Аз есмь Свет миру» (Ин. 8:12).
Ему угодно, чтобы мы приобщались к сему Божественному Свету, почему Он и говорит: «Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете» (Ин. 12:36). Разумеется, мы не можем быть сынами света, или сынами Божиими по естеству. Для нас возможно быть сынами этого божественного света только по благодати. Мы можем быть только отраженным благодатным светом. В этом смысле и надо понимать слова Христа: «Вы есте свет мира... Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:14:16). Господь хочет, чтобы мы всегда находились в этом благодатном свете и чтобы он был источником вечного для нас райского блаженства в небесном Царстве Христовом. Поэтому Ему угодно было сказать: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их» (Мф. 13:43).
В этом просвещении благодатным светом заключается наше предназначение, для осуществления которого Господь родился на земле. На это предназначение наше и указывают слова тропаря: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».
Таким образом, здесь под светом надо разуметь Самого Христа, Который с момента Своего рождения на земле воcсиял в человеческом разуме Своею благодатию, или Своим благодатным светом.
До Рождества Христова, после падения гордостию наших прародителей, человеческий разум был омрачен, внутренняя благодать Святого Духа оставила его, а вместе с нею отошел от нашего разума и благодатный свет. И чем дальше шло время, тем более человеческий разум омрачался. Перед Рождеством Христовым это помрачение дошло до такой степени, что люди, как говорит Апостол Павел, уподобились бессловесным тварям и стали совершать безнравственные и противоестественные деяния (Рим. 1:21–32). Впервые после падения прародителей благодатный свет воссиял в людях, когда Господь родился на земле. В человеческом разуме опять воссияла благодать, а вместе с нею и ее божественный свет. Этот свет настолько просветил наш разум, что Ап. Павел от лица всех Апостолов говорил: «Мы же ум Христов имамы» (1Кор. 2:16). «Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную... юже никтоже от князей века сего разуме... нам же Бог открыл есть Духом Своим» (1Кор. 2:7–8:10). Этот внутренний благодатный свет, озарял и всех святых угодников Божиих. Их разум также исполнялся благодатною премудростию до проникновения в самые глубины божественного ведения. К ним во всей полноте относятся слова св. Иоанна Богослова: «Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум... да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе» (1Ин. 5:20).
Какой же следует для нас, возлюбленные, спасительный урок из слов праздничного тропаря и из всего нами сказанного? Если Рождество Христово имело своею целью даровать свет нашему разуму, то будем всем своим существом стремиться к тому, чтобы сделаться обладателями сего света. А так как человеческий разум омрачился через гордость наших прародителей, то будем всеми силами своей души стремиться к смирению. Будем помнить, что Божественный Свет воссиял в мире ради смирения Пречистой Девы Марии, почему Она праведной Елисавете и сказала: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). И самый Свет Божественный воссиял в нищете и смирении. «Что бо худшее вертепа, – говорится в рождественском каноне, – что же смиреншее пелен, в нихже просия Божества Твоего богатство»114.
Увы, мы переживаем время, близкое ко второму пришествию Господа, когда в человечестве и даже в жизни православных христиан царствует диавольская гордость, эта главная причина всех бедствий на земле. Отсюда беcчисленные заблуждения во всех областях человеческой жизни, вплоть до всевозможных ересей, ставших отличительным свойством христиан, не исключая и православных. Отсюда небывалый плотской разврат. Отсюда небывалая злоба, которая так жаждет человеческой крови и находит себе удовлетворение во взаимном истреблении людей.
Да не будет с нами такого омрачения разума. Будем всячески избегать гордости. Пусть смирение Христово станет для нас путеводною звездою в жизни. Тогда благодатный свет воссияет в нашем разуме, и мы в этом свете пребудем в течение всей своей жизни. Он перейдет с нами и в будущую загробную жизнь и станет навеки источником всех наших радостей в небесном Царстве Христовом. Этого неизречениого блага, дарованного нам Рождеством Христовым, да сподобит нас всех Господь, ради молитв и заступления родившей Его Пречистой Девы Марии. Аминь.
* * *
Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 25 декабря 1943 г.
По 3-й песне, ипакои.