Источник

Слово на св. Пятидесятницу. О благодати Святого Духа, как средстве дивного изменения нашей души100

«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса...»

Вот слова великого прокимна, которые мы услышим сейчас за Троицкой вечерней. Мы этот великий прокимен слышали, возлюбленные о Христе братия и сестры, за вечерней в первый день св. Пасхи. Тогда его словами св. Церковь ублажала Господа, как совершителя великого чуда воскресения Своего, а вместе с тем, и нашего тела. А на праздник Святой Троицы в этом песнопении прославляется Божественное чудо воскресения нашей души. Это воскресение совершилось Духом Святым, Его благодатию в душах Апостолов в день св. Пятидесятницы.

В чем же это чудо состояло? На заданный вопрос мы находим ответ в следующих словах священнослужителя, которые произносятся во время пения этого прокимна: «Сия есть измена десницы Вышняго» (Пс. 76:11).

Слеловательно, происшедшее силою Святого Духа в день Пятидесятницы чудо воскресения души состояло в ее изменении, о котором еще ветхозаветный пророк сказал: «И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно» (Иез. 11:19). Это изменение имел в виду Ап. Павел, когда сказал: «Аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор. 5:17).

Но ярче всяких слов о сем дивном изменении души свидетельствует та перемена, которая произошла с Апостолами при сошествии на них Святого Духа. Его благодатию они из греховных сделались святыми; из объятых страхом от иудеев, они сделались мужественными всенародными их обличителями; из неведущих Писание превратились в бесподобных богословов, обогатившись всею высотою и глубиною божественного ведения и премудрости; из печальных они сделались радостными, восприявши в сердца свои нескончаемое блаженство небесного Царства Христова. Наконец, тою же благодатию Святого Духа они получили такую веру, которая своими великими чудесными знамениями сломила языческий и иудейский мир и сделалась основою для новой христианской жизни на земле.

Это дивное изменение из ветхого человека в нового, это великое чудо воскресения нашей души после Апостолов стало проявляться так же поразительно и в жизни всех истинных последователей Христа. Об этом свидетельствует жизнь святых угодников Божиих, их разнообразные дарования Святого Духа, которыми они так уподоблялись Апостолам.

Это дивное, благодатное изменение в особенности было поразительным в жизни тех из них, которые обращались к Богу от великих и тяжких пороков, а затем достигали высших благодатных дарований. Ярко свидетельствуют об этом святые: Мария Египетская, Моисей Мурин и Варвар Разбойник.

Это чудесное изменение от Духа Святого совершается через Православную нашу Церковь – ее таинствами, богослужениями и молитвами. Здесь подается нам оживотворяющая спасительная благодать Святого Духа. И мы счастливы с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, что являемся чадами Церкви, которая, по словам о. Иоанна Кронштадтского, «есть истинная мать право-верующих во Христа, самый верный друг христиан, ибо она отвечает всем существенным потребностям души христианина подаянием помощи, силою Господа Иисуса Христа и Духом Святым, Которым всякая душа живится101.

Это изменение нашей души, как действие и проявление Духа Святого, есть Царство Божие, о котором Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Оно и есть то сокровище, сокрытое на селе (Мф. 13:44), тот бисер многоценный (Мф. 13:46), о котором говорил Господь, желая показать всю ценность для нас Царства Божиего, или нашего благодатного нравственного изменения.

Кто стремится к сему изменению, для тех Господь изменяет и всю внешнюю жизнь: превращает все их печали в радости, делает их обладателями и всех земных благ, всякого земного счастья, почему и сказал: «Ищи́те же прежде Царствия Божия и правды Его, а сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33).

Очень хорошо знает всю ценность этого изменения человеческой души от благодати Святого Духа и диавол. А также знает он хорошо и то, что оно совершается через Церковь. Поэтому вот уже около двух тысяч лет диавол неистово стремится уничтожить Православную Церковь на земле. Он старается этого достигнуть, возбуждая против Церкви всевозможные бури неверия со стороны безбожников и еретиков. Как никогда, это неверие стало угрожать церковному кораблю ныне. Настоящее положение Православной Церкви можно уподобить тому состоянию, которое некогда переживали Апостолы во время страшной бури на море, когда утомленный Господь спал на корме лодки (Мф. 8:23–27). Когда волны заливали ее и не было уже надежды на спасение, ученики разбудили Иисуса Христа и сказали Ему: «Господи, спаси ны, погибаем!» (Мф. 8:25). Господь в одно мгновение укротил бурю и первоначальная Церковь Христова, в лице Спасителя и Апостолов, была спасена от гибели.

Будем верить, возлюбленные, что и в переживаемое Церковию страшное для нее время, когда кажется, что она совсем погибает от вражьих сил, Господь дарует ей Свою помощь, спасет ее от гибели. Как же может быть иначе, когда Он дал ей такое отрадное и непреложное обетование в словах: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:13), и когда Он обещал пребывать с нею навсегда, сказавши: «Се, Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Мф. 28:20). А Господь Спаситель наш, по учению Ап. Павла, есть Глава Церкви. Церковь же есть Его тело. И если Глава не может погибнуть от диавола, то не может погибнуть и тело.

Но если Церковь не погибнет никогда в целом, то члены ее в отдельности погибают, и притом во множестве от того же неверия. Спасительно отметить, что когда Господь был разбужен на лодке учениками, то Он не только Сам не устрашился бури, но сделал упрек ученикам, зачем они так маловерны, что устрашились ее (Мк. 4:35–41; Мф. 8:23–27; Лк. 8:22–25). Таким образом, как на причину страха и смертельного ужаса Апостолов, Он указал на их неверие, которого им надо было бояться, как самого ужасного бедствия, ибо оно есть источник всех наших несчастий и причина временной и вечной нашей гибели.

Поэтому не будем, возлюбленные о Христе чада мои, страшиться бедствий, хотя бы и небывалых, в которые диавол повергает сейчас, по допущению Божиему, Православную Церковь и даже весь мир, заливая его кровью. Будем больше всего бояться, как бы нам не впасть в неверие и через него не погибнуть. Будем неуклонно держаться истинной православной веры, как источника неизреченных к нам милостей Божиих. Из Евангелия мы знаем, что Господь не изливал на людей Своей милости и не совершал чудес Своих там, где встречал неверие.

Дай Бог нам быть истинно-верующими людьми. Тогда Господь благодатию Святого Духа совершит и с нами дивное чудо изменения наших душ, а вместе с тем Он изменит все скорбные внешние обстоятельства нашей жизни на радостные, и мы во всей полноте будем испытывать на себе силу слов великого прокимна: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса...» Аминь.

* * *

100

Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая 3 июня 1940 г.

101

«Моя жизнь во Христе».


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle