Слово на праздник Сретения Господня. О призвании всех людей ко спасению. Спасительное значение исполнения нами законов Православной Церкви59
Всякий раз за вечерним богослужением мы слышим богодухновенную предсмертную песнь праведного Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Эта дивная песнь взята нашею Церковью из евангельского повествования о сретении Господнем, которое мы, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, слышали ныне за литургией. В особенности замечательны здесь дальнейшие слова: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лк. 2:30–31). В этих словах возвещается великая истина о призвании Богом всех людей ко спасению. Нам полезно вспомнить эту истину, ибо нередко некоторые из нас смущаются помыслами: почему так мало спасающихся и так много погибающих для вечной блаженной жизни. А эти помыслы влекут нас к великому греху ропота против Бога, будто Господь может быть виновником нашей погибели. Настоящие евангельские слова изобличают этот грех, ибо Господь всех людей зовет ко спасению, что явствует и из других слов Божественного Писания.
Напутствуя учеников после Своего воскресения на евангельскую проповедь, Господь говорил им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Вот почему Ап. Павел в первом послании к Тимофею говорит: Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1Тим. 2:4; ср.: 1Тим. 4:10).
Впрочем, Господь не только желает спасения всем людям и даже тяжким грешникам, но и влечет их ко спасению действиями Своего всеблагого Промысла. Эти действия спасительного о нас божественного промышления выражаются прежде всего в том, что Господь часто не карает тяжкие грехи отступления от Него и даже кощунства против Него, в ожидании покаяния грешников. Господь, говорит Ап. Петр, долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Пет. 3:9). Этим объясняется, почему иногда так долго живут самые великие грешники.
Мало того, Господь даже непосредственно вразумляет тяжких грешников, склоняя их к покаянию, или же делает это через истинных рабов Своих. Из Евангелия видно, как Господь отвлекал Иуду от величайшего преступления. Он умыл ноги ему. Он обличал его предательство и на тайной вечере даже сказал в присутствии самого Иуды ученикам, что лучше бы такому человеку и не родиться (Мф. 26:24).
Вразумлял Господь и великого богоотступника Льва Толстого. Последний в своей печатной исповеди говорит о своем дивном сновидении, в котором Господь ясно показал ему, хотя Толстой этого и не понял, что неверие сведет его в преисподнюю и что только устремление к небу и вера в Бога даруют ему спасение. Вразумлял его Господь и через истинных рабов Своих и, в частности, через оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия и о. Иоанна Кронштадтского. Последний сам просил разрешения у Толстого приехать к нему. Толстой обещал принять о. Иоанна, но так и не принял. Перед смертью Толстого всеблагий промысл Божий увлек его в Оптину пустынь к ученику о. Амвросия, старцу иеросхимонаху о. Иосифу. Подойдя к келлии старца, Толстой остановился. Три раза он поднимал руку, чтобы отворить дверь, но так и не решился войти к о. Иосифу. Толстой так сильно отдался уже сатане, что диавольская сила не допустила его к старцу, и он погиб навеки.
Можно привести много и других примеров, из коих видно, как Господь дивно вразумляет тяжких грешников и влечет их ко спасению.
Таким образом, нельзя винить Господа в том, что так много людей погибает для вечного спасения. Господь всех зовет в Свое Царство. Но не все люди слушают этот божественный призыв и подчиняются спасительной воле Божией. Большинство из нас продолжает слушать только самих себя и следовать указаниям только своей самолюбивой и греховной воли на свою вечную погибель. Поэтому, слыша слова св. Симеона Богоприимца о призвании Богом всех людей ко спасению, не будем, возлюбленные, невнимательными к сему божественному призыву.
Что же мы должны делать? На этот вопрос отвечает нам то же самое нынешнее литургийное евангельское чтение, в котором говорится, что Господь с самых младенческих лет Своей земной жизни исполнял закон Моисеев, т.е. закон ветхозаветной Церкви. Он не имел в сем никакой нужды, как Божественный Праведник, но поступал так для того, чтобы заставить нас грешников исполнять закон Своей новозаветной Церкви для нашего собственного блага. В этом законе, или установлениях нашей Церкви, выражены все заповеди Божии. А какое великое спасительное значение они имеют для нас, об этом так говорит божественный Псалмопевец: во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс. 118:93, 127:103). Какое значение имеют для нас заповеди Божии, об этом говорит нам и св. Евангелие. Кто исполняет заповеди, тот, по учению Христа Спасителя, похож на человека, который построил дом свой на камне. Сего дома не уничтожат никакия бури и дожди (Мф. 7:24–25). Кто исполняет заповеди Христа, тот имеет радость Самого Бога (Ин. 16:10–11).
Поэтому будем, возлюбленные, следуя примеру Христа Спасителя, свято блюсти все божественные заповеди, или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатию Божиею от всех козней диавола и еще до смерти увидеть, подобно Симеону Богоприимцу, свое спасение и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за все Его дивные дела в нашей жизни, для вечного и радостного единения со Христом в будущем нескончаемом веке. Аминь.
* * *
Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии, 2 февраля 1932 года.