Источник

Речь, произнесенная Ректором Симферопольской Духовной Семинарии Архимандритом Серафимом (Соболевым) при наречении его во Епископа Лубенскаго1

Волею Божиею, соизволением Вашего Высокопреосвященства, возлюбленный духовный отец мой, и определением Высшей Церковной власти я призываюсь к епископскому служению. С трепетом и радостью готов принять от вас, богомудрые отцы и архипастыри, благодать архиерейства и вопреки ничтоже глаголю.

Об одном только сейчас скорбит мое сердце. И в обычное, так недавнее еще время, служение епископское было служением мученическим. А в настоящее время лютых гонений на Православную Церковь оно является таким по преимуществу. Не без основания можно полагать, что ныне сбывается то видение, которое показано было Иоанну Богослову в откровении после снятия Агнцем с таинственной книги шестой печати, когда произошло великое землетрясение... и звезды небесные пали на землю... и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Апок. 6:12–14).

Может быть, в этом апокалиптическом образе Господь открыл Своему возлюбленному ученику, что в последнее время перед пришествием антихриста жизнь Православной Церкви Христовой будет протекать в таких тягостных условиях, что даже архипастыри, предназначенные быть благодатным светом для мира и твердым оплотом для всех православных христиан, не вынесут тяготы своего высокого положения и будут изменять Христу. И время это наступает, если уже не наступило.

Естественно отсюда возникнуть в душе моей опасению, смогу ли я подъять на свои рамена столь тяжелый теперь омофор архиерейский? Правда, я получу завтра, если допустит Господь благодать архиерейства. Я знаю, что благодатию мы спасаемся и с нею мы можем препобедить все непреодолимые преграды в достижении благих своих намерений. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4:13), сказал Ап. Павел.

Но знаю я и то, что благодать Божия только тогда в нас действует, обновляет, спасает нас, когда и с нашей стороны обнаруживается спасительная ревность, без которой благодатный огонь не возгорится в нас своим возрождающим действием. Ведь божественный дар благодати одинаково имелся как у разумных дев, так и у неразумных. Но у последних вместо ревности было нерадение и огонь их светильников погас, а вместе с этим они лишились наследия в небесном Царствии Христовом. Вот почему Ап. Павел в первом послании к Тимофею предостерегает его от нерадения, говоря: Не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества (1Тим. 4:14). А в другом своем послании к нему же он говорит: Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2Тим. 1:6). Сам св. Павел был величайшим среди Апостолов. Но таким он был по своей особенной ревности о Христе, о чем свидетельствуют его апостольские труды и страдания, а лучше сказать – его пламенная любовь ко Христу, которая побуждала его совершать поразительные подвиги в благовестии Христовом. Ведь это он говорил: Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда или мечь? якоже есть писано: яко Тебе ради умерщляеми есмы весь день; вменихомся якоже овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшого ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, на настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35–39). Вот какая ревность сделала Павла величайшим Апостолом в его служении Церкви Христовой.

Этой-то ревности, я и боюсь, не будет во мне совсем или в желательной для меня степени. Через вас, богомудрые отцы и архипастыри, я слышу голос Спасителя, Который призывает меня к архиерейскому служению и говорит мне: паси овцы Моя (Ин. 21:17). Эти слова некогда были сказаны воскресшим Господом Ап. Петру после его отречения, когда он на троекратный вопрос Христа: Симоне Ионин, любиши ли Мя, троекратно засвидетельствовал о своей любви к Нему, говоря: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21:15–17), после чего Петр опять был призван в число божественных учеников.

И вот на обращенный ко мне ныне призыв Христов мне хотелось бы вместе с Ап. Петром сказать: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. С получением от Господа архиерейской благодати мне хотелось бы так полюбить нашего Спасителя, благодетеля со дня моего рождения, истинное счастье и радость всей моей жизни, чтобы всего себя отдать на служение Ему и быть в таком неразрывном с Ним единении, о котором говорил Господь Своим ученикам, Себя сравнивая с лозою, а их с ветвями этой лозы (Ин. 15:1–6), и чтобы никто и ничто уже в мире не могло меня отторгнуть от Христа.

Есть у меня и другое желание. Я сознаю, что без любви ко Христу нельзя быть пастырем, а тем более архипастырем Церкви. Но то же надо сказать и о любви к нашим ближним, которая, по свидетельству Самого Господа, является отличительным признаком истинного пастырского служения (Ин. 10:11). И как бы я хотел, чтобы вместе с любовию ко Христу сердце мое было исполнено любовию и к ближним моим, и я мог бы дерзновенно всегда молиться о них, целить их душевные раны, быть утешителем в скорбях их, служить им в качестве последнего раба и вести их словом и жизнию своею к одному только Богу, Спасителю нашему в Его несказанное блаженством Царство благодати и славы.

Вот мои желания, к осуществлению которых стремится мое сердце. Опасение, что они не будут мною исполнены в предстоящем моем служении, устрашает меня сейчас. Будет ли во мне достаточно ревности осуществить желания моего сердца, я не знаю. Хорошо только знаю свои немощи и грехи, которые всегда передо мною. Поэтому прошу и молю вас, богомудрые отцы и архипастыри, помолиться за меня Богу, в особенности завтра во время моей хиротонии, чтобы благодать архиерейства не вотще была воспринята мною, но к действительному спасению моему и спасению паствы, через вас вверяемой моему духовному водительству от общего нашего Пастыреначальника, Господа Иисуса Христа. В Нем источник всего доброго. От Него исходят все наши добрые хотения и в Его помощи благодатной залог их успешного осуществления. Бог бо есть действуяй в вас, сказал Апостол, и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2:13).

И пусть ваша архипастырская молитва к Богу обо мне недостойном соединится с молитвою моею, которая по преимуществу в данный момент моей жизни должна быть такою: не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся (Пс. 50:12–15). Аминь.

* * *

1

Произнесена 30 сентября 1920 г. в Александро-Невском соборе г. Симферополя.


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle