Источник

Заключение

Митрополит Елевферий в своих письмах к М. Антонию, в которых он основательно изобличает догматические заблуждения его катехизиса и статьи: «Догмат искупления», хорошо вскрыл и заблуждения рассмотренного нами сочинения о. Тарасия. В заключении своего критического исследования сочинения о. Тарасия М. Елевферий пишет: «Недоумеваю, как могло это сочинение быть пропущено советом Академии, как кандидатское... Я не знал, что иером. Тарасий происходил из старообрядческой семьи и, быть может безпоповчинской. Еще могу допустить, что в нем самом еще сохранились, к сожалению, остатки традиционного воспитания в оторванности от Церкви, без приобщения Свв. Таин Христовых, Голгофской жертвы и отобразились в совершенно безосновательном взгляде в сочинении. Но зачем же теперь было перепечатывать эту неправославную книжицу и питать сю для духовной смерти «малых сих», не могущих разобраться в догматике – где правда и заблуждение?»

Мы вполне присоединяемся к этим недоумениям М. Елевферия, обращая внимание наших читателей, как и Высшей Власти Русской Православной Церкви на тяжкие заблуждения и сочинения о. Тарасия, в особенности – на первое и последнее из отмеченных нами, которые являются прямо еретическими.

Если Господь дарует нам великую Свою милость и настанет время возрождении России, то необходимо учредить при св. Синоде Русской церкви цензурный комитет, в состав коего должны войти те из ученых богословов, которые отличаются церковной жизнью и особенною преданностию православной вере. цель этого комитета должна будет состоять в том, чтобы он, а не совет профессоров высших духовных школ, выносил свое решение о присуждении ученых богословских степеней, начиная с кандидатской.

Нужно всегда помнить, что за неверия Господь так тяжко наказал Россию. Но распространению этого неверия, к сожалению, не мало содействовала и Высшая Власть Русской Церкви тем, что не имела надлежащего контроля над богословскими трудами. В силу этого, сочинения, подобные рассмотренному нами, печатались без особых цензурных препятствий и даже с присвоением их авторам ученых богословских степеней, на соблазн верующим и на погибель нашей Родины. Не будем же повторять прежних роковых ошибок.


Источник: Искажение православной истины в русской богословской мысли / Архиепископ Серафим (Соболев). - София, 1943. - 348 с.

Комментарии для сайта Cackle