Источник

Обличение Спасителем фарисеев в грехе – хулы на Духа Святого и прославление Им Божией Матери

Враги Христовы – фарисеи, имели совещание между собою, как бы погубить Иисуса Христа. Но Спаситель, узнав об этом, удалился оттуда. За Ним последовало великое множество народа, и Он, по милосердию Своему, исцелил всех больных.

Когда Спаситель и ученики Его вошли в один дом, то там собралось столько народу, что им невозможно было даже подкрепить себя пищею.

В это время привели к Спасителю бесноватого – слепого и немого. Господь исцелил его так, что слепой и немой стал говорить и видеть.

Весь народ дивился и говорил: «Не это ли Христос, сын Давидов?»

Услышав такие слова в народе, фарисеи ожесточенно стали говорить: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула (диавола, сатаны), князя бесовского».

Тогда Иисус Христос сказал: «Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, то не может устоять. Если дом разделится сам в себе, то не может устоять; или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитить дом его. И если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел его конец. Если же (вы скажете) Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие».

«Поэтому истинно говорю вам: «Всякий грех и хула (осуждение, клевета) простятся человекам; а хула на Духа Святого не простится человеком ни в сем веке ни в будущем».

Милосердие Божие бесконечно и если человек сознает свой грех и кается, то нет такого греха, который бы победил милосердие Божие. Часто бывают грехи и хула от заблуждения, которые легко омываются покаянием.

Но кто сознательно, упорно отвергает самое спасающее милосердие Божие (которое есть благодать Святого Духа), тот сознательно дела всемогущества Божия называет делами диавола, у того неоткуда взяться покаянию, а без покаяния нет и не может быть спасения.

Св. Церковь так и определяет: хула на Духа Святого есть сознательное, ожесточенное противление истине «Дух же Святый наставляет на всякую истину» (Ин.16:13; 14, 26; 15, 26), Он есть «Дух Истины» (Ин.14:17) – так именует Его Сам Господь.

Во время этой беседы пришли к Спасителю Матерь и братья Его и стояли вне дома, так как не могли подойти к Нему по причине народа. («Братьями» в то время, как по-еврейски, так и вообще по восточному обычаю, назывались все близкие родственники).

Фарисеи воспользовались этим случаем, чтобы помешать продолжению Его проповеди и возбудить недоверие в народе к Его небесному происхождению, сказали: «Вот Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои стоят вне дома, и хотят говорить с Тобою».

Тогда Иисус Христос пожелал еще раз напомнить людям, что Он Сын Пресвятой Марии только по человечеству, но в то же время Он, от вечности, есть Сын Божий и пришел в мир для того, чтобы спасти грешный род человеческий, – исполнить волю Отца Своего Небесного. Поэтому, как Ему Самому, так и Его Пречистой Матери и всем верующим надлежит прежде всего творить волю Отца Небесного. Для этого необходимы высшие вечные духовные обязанности поставить выше временных, земных.

Господь знал, что Матерь Его сохраняет в сердце Своем все Его слова. Она самая внимательная слушательница и исполнительница Его Божественного учения, и ставя Ее всем в пример, Он сказал: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» И указав рукою на учеников Своих сказал: «Вот Матерь Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного (как исполняет ее Матерь Моя), тот Мне брат, и сестра и Матерь».

Так Господь возвысил достоинства Своей Пречистой Матери, Которая блаженна не только потому, что Она родила Бого-человека, но еще более блаженна потому что Она стала первой и совершенной исполнительницей Его Божественной воли.

Он, как Сын Божий, знал, что Матерь Его, и сейчас, пришла к Нему не для того, чтобы помешать Ему проповедовать Евангелие Царства Божия, но для того, чтобы вместе с Ним сострадать. Поистине, жестокая внутренняя боль пронзала Ее сердце: по любви к Божественному Сыну Своему, Она страшилась видеть Его страдания; но повиновение воле Божией, любовь к грешникам, для искупления которых от вечной смерти приносил Себя Ее Сын и Бог в жертву умилостивления, побуждали Ее принимать безропотно все, что предопределено было Троическим Советом Божиим от создания мира.

Иисус Христос, как Сын Человеческий, скорбел скорбью Своей Матери, а как Бог, дал Ей силу для перенесения этого тяжкого испытания. Страдала Мать о возлюбленном Сыне Своем, окруженном поруганиями и бесчестием, но, как Мать Богочеловека, желала Ему сподобиться перенести эти вышеестественные страдания и, во всем положившись на Него, Она с твердостью ожидала этого часа.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.12:22–37,46–50); от Марка (Мк.3:20–35); от Луки (Лк.11:14–23; Лк.8:19–21).

Пресвятая Богородица совершила высочайший подвиг на земле – подвиг совершеннейшего смирения, который есть любовь. Она или говорила слова Божии, или молчала. «И при жизни Сына Она была в глубокой тени», – пишет автор «Смирение во Христе», – «и по вознесении Его осталась в незаметности. Однако, имеющие теперь Единую Заступницу в Пресвятой Богородице, мы знаем, что жизнь Ее была лучшая из всех, какие были только на земле». Она, по успении Своем, превознесена Богом не только выше всех святых угодников Божиих, но и выше всех сил небесных: «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

Так в лице Пречистой Божией Матери осуществлены непреложные слова Господа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф.6:33; Лк.12:31).


Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7

Комментарии для сайта Cackle