Азбука веры Православная библиотека преподобный Серафим Саровский (Мошнин) Ранние житийные повествования о преподобном Серафиме Саровском

Ранние житийные повествования о преподобном Серафиме Саровском: источниковедческий аспект

Источник

Содержание

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием Жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Георгием Жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Авелем Сказания о событиях жизни преподобного Серафима Саровского, собранные иеромонахом Иоасафом Источники

 

 

Почитание святых в Православной Церкви является неотъемлемой составляющей церковного бытия. Православные христиане находятся в живом молитвенном общении со светлым сонмом святых, чья жизнь служит примером для подражания и указывает путь желающим спастись. Жития святых угодников Божиих на протяжении столетий были и до настоящего времени остаются излюбленным чтением православных христиан.

Велик и разнообразен сонм святых, просиявших в русской земле. Среди этого множества светильников Божиих особым светом сияет имя преподобного Серафима Саровского, воплотившего в себе евангельский образ подлинного христианства в духе и истине (Ин. 4, 24). Преподобный Серафим Саровский не только достиг личного спасения и святости, не только научил спасению окружавших его людей, но и напомнил миру о самой цели человеческой жизни.

Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского произошло в 1903 году по инициативе императора Николая II и стало исключительным событием не только в жизни Церкви, но и всей страны.

Преподобный Серафим Саровский оказал огромное влияние на духовную жизнь России XIX века. По словам приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «поучая и наставляя, предостерегая и обличая, Преподобный напутствовал Россию перед бедами, которые ему Духом Божиим дано было предвидеть. Эти беды стали страшной реальностью в XX веке, начавшемся прославлением саровского подвижника и продолжившемся скорбью – скорбью столь великой, что подобной ей, по пророческим словам святого, „от начала мира не было“»1.

По мере того, как растёт почитание преподобного Серафима Саровского, растёт и интерес к личности святого, его житийным повествованиям и духовному наследию. Встаёт вопрос о том, на какие источники опираются житийные сказания и сборники наставлений преподобного. В настоящей статье мы рассмотрим самые первые житийные повествования о Серафиме Саровском, их особенности, источники и степень достоверности.

Первые жизнеописания преподобного Серафима Саровского появились задолго до его прославления. Они были составлены свидетелями и очевидцами его подвигов. Это были монашествующие, начинавшие свой иноческий путь в Саровской пустыни и лично знавшие преподобного в последний период его жизни. На сегодняшний день известны четыре таких житийных повествования.

В 1841 году вышло в свет первое жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием, который подвизался в Саровской обители под руководством святого около 15 лет.

Через три года, в 1844 году, в санкт-петербургском журнале «Маяк» было опубликовано жизнеописание преподобного Серафима, составленное отцом Георгием, бывшим саровским гостинником Гурием, который знал старца 5 лет.

Затем, в 1848 году, увидела свет книга «Краткая духовная лествица, возводящая христианина к любви Божией», в которой рассказывалось о старцах Саровской пустыни, в том числе и о преподобном Серафиме. Автором книги был иеромонах Авель, знавший преподобного три года и впоследствии опубликовавший отдельное житие саровского подвижника.

В 1849 году было издано жизнеописание преподобного Серафима, составленное по рассказам иеромонаха Иоасафа, бывшего послушника Иоанна, который более 12 лет прожил рядом с Преподобным.

Все названные составители житийных повествований о преподобном Серафиме после кончины старца по тем или иным причинам покинули Саровскую обитель и публиковали свои произведения, когда подвизались уже в других монастырях. Трое составителей издавали жизнеописания преподобного Серафима Саровского, находясь под кровом Троице-Сергиевой Лавры, которая имела особенную связь с преподобным Серафимом. Её наместнику, преподобному Антонию (Медведеву), впоследствии другу и духовнику святителя Филарета Московского (Дроздова), саровский старец в 1831 году предсказал перевод в Лавру и дал заповедь принимать к себе саровских монахов и не забывать дивеевских сирот. Преподобный Антоний, который сам начинал свой иноческий путь в Саровской обители, исполнил этот наказ великого подвижника.

Историю создания и публикации названных жизнеописаний святого, а также сведения об их составителях рассмотрим ниже, но прежде нужно сказать ещё об одном исследователе жития преподобного Серафима.

Это симбирский и арзамасский помещик, совестный судья2 Николай Александрович Мотовилов (1809–1879). Имя Мотовилова нераздельно связано с именем преподобного Серафима Саровского. В 1831 году Преподобный исцелил Н.А.Мотовилова от неизлечимой болезни, и тот впоследствии стал собеседником и сотаинником саровского подвижника, записавшим беседу «О цели христианской жизни», а после кончины старца – многолетним попечителем Серафимо-Дивеевского монастыря. Мотовилов приобрёл и пожертвовал Дивеевской общине основные земли, на которых она устроилась. Погребён Мотовилов в Дивееве, у алтаря Казанской церкви.

В 2003 году в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки была обнаружена «Докладная записка» Н.А.Мотовилова митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору за 1861 год, из которой явствует, что Н.А.Мотовилов также предпринимал попытки к составлению жизнеописания Серафима Саровского. Осенью 1834 года он ездил «в Курск, на родину батюшки отца Серафима, как для сбора сведений у родных его и близких знакомых, ещё в живых находящихся, о первых летах его жизни, так и для покупки двух тысяч дерев яблоней для насаждения в его Мельничной Девической Дивеевской общине сада»3. Вполне вероятно, что все сведения о курском периоде жизни преподобного Серафима известны из рассказов Н.А.Мотовилова. В этой же рукописи, которая имеет автобиографический характер, Мотовилов говорит о том, что уже в 1835–1836 годах составил свои записки «о жизни сего Великаго Старца Серафима»4.

Позже, по информации иерея Георгия Павловича, «вероятно в середине 1840-х годов, он же предполагал издать подробные жизнеописания преподобного Серафима и архиепископа Антония (Смирницкого) в журнале „Маяк“ (проект этого труда сохранился в бумагах издателя журнала С.А.Бурачка в рукописном отделе Института русской литературы) и упоминается в письме от 2 мая 1845 года игумена Саровской пустыни Исаии (Путилова) к брату, преподобному Антонию (Путилову)»5. Затем, в августе 1861 года, Н.А.Мотовилов передал Н.В.Елагину рукопись с краткими сведениями «о жизни и беседах личных со мною батюшки отца Серафима для приобщения к новому и прекрасному жизнеописанию его»6.

Таким образом, как сказал иерей Георгий Павлович, «Н.А.Мотовилов был и остаётся важнейшим свидетелем, „самовидцем“ батюшки Серафима, одним из его биографов»7.

В настоящее время существует жизнеописание под названием «Жизнь, подвиги и кончина Саровской пустыни иеромонаха и пустынно–жителя отца Серафима», приписываемое Н.А.Мотовилову. Мотовилова назвал автором этой рукописи А.Н.Стрижёв, подготовивший в 1993 году её публикацию в сборнике «Угодник Божий Серафим», хотя когда он впервые опубликовал ту же рукопись в 1990 году в журнале «Литературная учёба», то обозначил её как «рукопись безымянного Саровского инока»8. Современными исследователями убедительно доказана ошибочность атрибуции этого текста Мотовилову9.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о существовании жизнеописания преподобного Серафима Саровского, составленного Н.А.Мотовиловым, остаётся открытым.

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием

Первое жизнеописание преподобного Серафима Саровского написал иеромонах Сергий, который в предисловии так объяснил причину его составления: «Апостол Павел говорит: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Посему, благоговея к почившему в Бозе Старцу за его примерные добродетели, я вознамерился кратким писанием предать памяти его жизнь и подвиги»10.

Отец Сергий (в миру Степан Васильев; 1795–1861), отставной губернский секретарь, поступил в Саровскую пустынь в 1818 году, где подвизался в иночестве под руководством старцев-подвижников Марка (1739–1817) и Серафима. В 1827 году послушник Степан был пострижен в монашество с именем Сергий, в 1830 году рукоположен в сан иеродиакона, в 1834 году – в сан иеромонаха и в этом же году принят на должность казначея Спасо–Вифанского монастыря, находившегося под управлением Лавры. В октябре 1852 года отец Сергий возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря. В июле 1861 года архимандрит Сергий уволен на покой в Троице–Сергиеву Лавру, где в ноябре этого же года мирно скончался.

Архимандрит Сергий обладал литературным даром. Кроме составленных им жизнеописаний преподобного Серафима Саровского и саровского старца-подвижника Марка, отцом Сергием впоследствии была подготовлена и издана книга «Слава Пресвятыя Владычицы нашея, Богородицы и Приснодевы Марии», в которой собраны исторические сведения о чудесах и знамениях, явленных Пресвятой Богородицей в Православной Церкви и обо всех Её чудотворных иконах.

С момента поступления своего в Саровский монастырь отец Сергий собирал и записывал сведения о жизни и духовных подвигах двух подвижников этой обители, а также их наставления, поучения и проявления присущего им дара прозорливости и чудотворений. Живя уже в Лавре, отец Сергий привёл в порядок свои записи и уже в 1837 году составил жизнеописания обоих старцев.

Однако издательская история жизнеописания преподобного Серафима Саровского оказалась очень трудной и длинной, несмотря на поддержку известных иерархов – преподобного Антония и святителя Филарета.

В сентябре 1838 года иеромонахом Сергием в Московский комитет духовной цензуры было подано три прошения о разрешения к печати: «Сказания о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника», «Краткого начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» и «Духовных наставлений отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника».

В своём прошении о жизнеописании преподобного Серафима отец Сергий написал об источниках своего труда: «Из уважения к памяти добродетелям Саровской пустыни Старца Серафима собрал я некоторые черты из его жизни частию из уст самого Старца, частию из сказаний благочестивых и достойных доверия иноков Саровской пустыни, знавших его лично, частию из собственных наблюдений, так как, живши в Саровской пустыни и пользовавшись в продолжение 15 лет его наставлениями, я сам многое, относящееся к его жизни, видел и слышал»11.

В прошении ничего не говорится об использовании данных монастырского архива, но при этом в житийном повествовании приводятся конкретные даты, большинство из которых находят своё подтверждение, но есть и неточности. Например, неверно указан год рождения преподобного Серафима, годы рукоположения его во иеродиакона и возвращения в монастырь из пустыни.

В комитете духовной цензуры рукописи с жизнеописаниями саровских подвижников были рассмотрены и одобрены к напечатанию, но для окончательного решения вопроса направлялись в Синод, так как «в сих рукописях не просто описываются жизни и подвиги добродетельных людей, но представляются в благочестивых подвижниках особенные дары Благодати Божией, как-то: видения, прозрения в будущность и предсказания и дары исцелний»12. В Синоде дело об издании жизнеописаний приостановилось: первенствующий член Священного Синода митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), с большим недоверием относившийся к сверхъестественным и чудесным явлениям, не дал согласие на издание жизнеописаний старцев, так как они изобиловали этими явлениями. Святитель Филарет твёрдо защищал изложенное в житиях и добился того, чтобы, по крайней мере, дано было согласие напечатать сказание о жизни схимонаха Марка «с исключением некоторых мест»13.

«Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» вышло в свет в 1839 году. В этом же издании были опубликованы «Духовные наставления отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника», причём жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления Преподобного. Эта публикация стала первой из известных на сегодняшний день работ, посвящённых преподобному Серафиму.

Рукописи житийного повествования о преподобном Серафиме Саровском пришлось пройти через руки нескольких иерархов, прежде чем она появилась в печати.

Вначале она посылалась на рассмотрение митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету (Амфитеатрову). Он её одобрил, но предложил заручиться свидетельством тамбовского архиерея. После этого Синод счёл нужным провести исследование о старце Серафиме на месте его подвигов и указом от 21 мая 1840 года потребовал от тогдашнего тамбовского епископа Арсения (Москвина) справок относительно содержащихся в житии чудесных событий. Владыка, лично знавший старца Серафима, одобрил рукопись и в октябре 1840 года предоставил подробный отзыв о достоверности сказаний. В частности, он написал о своём опыте общения с Преподобным: «Я нахожу помянутую рукопись во всех её подробностях совершенно согласною с истиною… Что же касается до дара прозорливости, то свидетелей на это из всех сословий может быть очень много, в число коих я могу почти включить и самого себя. Ибо в первый год моего пребыванья в Тамбовской епархии я был в Саровской пустыни и в пустынной келье отца Серафима, и в его даже особой молитвенной клети, которая могла только поместить человека в стоячем положении, видел его самого, долго беседовал с ним и получил от него на память некоторые вещи, в которых, а ещё более в его словах и действиях, последствия довольно ясно указали мне и, вероятно, ещё укажут его прозрение в будущее. Это был последний год его жизни, и мне уже не суждено было более видеть его»14.

Но даже после этого дело с рукописью не сдвинулось с места, хотя и святитель Филарет, и преподобный Антоний надеялись уже на завершение его. В письме от 6 декабря 1840 года святитель Филарет писал: «Чтобы к житию о. Серафима припечатать бывшее исследование о его житии, о сём нельзя думать. Я думал было предложить, чтобы напечатать вместо предисловия донесение Преосвященнаго Тамбовского, но и сие сделать не оказалось возможным: владыка Новгородский опять восстал с своими недоумениями о чудесных событиях, а митрополит Иона15 жаловался, что Преосвященный Тамбовский не назвал по имени свидетелей, и даже сказал, что больше было свидетелей противного мнения и что Преосвященный утаил сие. Видно, согрешил Саровский игумен16, написал к митрополиту Ионе свои несветлые помыслы. Мне удалось ослабить сомнения Ионы, а с Владыкою помириться на том, что если и Преосвященный Подольский17, который не читал книги, прочтёт её и не усомнится, то голосов в её пользу будет достаточно. На сём остановилось дело»18. Архиепископ Подольский Кирилл (Богословский-Платонов), ознакомившись с рукописью, в своём отзыве, представленном в Синод в феврале 1841 года, написал: «По внимательном прочтении сей рукописи, не нашёл я ничего сомнительного к напечатанию оной, по назидательности сказания для любителей жизни монашеской. Каковое издание в свете оного признаю с своей стороны приличным и потому, что духовные наставления о. Серафима, затворника Саровской обители, исполненные глубокой евангельской мудрости, напечатаны уже»19.

В итоге 30 сентября 1841 года на заседании Московского комитета духовной цензуры было принято решение позволить напечатать рукопись, и в декабре 1841 года жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием, было отпечатано в типографии Московского университета.

До сих пор неизвестно, какому редактированию за свою многострадальную историю это жизнеописание было подвергнуто, так как рукопись-первоисточник не найдена, а в письме преподобному Антонию от 10 января 1855 года святитель Филарет вспоминает: «Думаю, я Вам сказывал, какие в Синоде были затруднения при рассмотрении жития о. Серафима и как даже после дознания и подтверждения написанного некоторые места были исключены»20.

В конце 20-го столетия петербургская исследовательница Т.Р. Руди обнаружила в библиотеке Академии наук, в собрании Тихвинского Большого Успенского монастыря, рукопись жизнеописания преподобного Серафима. В результате проведённых исследований Руди пришла к выводу, что Тихвинская рукопись «представляет собой список с первоначального, пространного, варианта жизнеописания Серафима Саровского, написанного иеромонахом Сергием и изданного им в 1841 г. в несколько сокращённом виде»21. Однако на сегодняшний день существуют сведения, которые входят в противоречие с этим утверждением. Более подробно сведения о Тихвинской рукописи будут рассмотрены ниже, так как на основе этой рукописи было подготовлено новое, более полное житийное повествование о преподобном Серафиме.

В 1844 году вышло второе издание жизнеописаний саровских подвижников, составленных иеромонахом Сергием, в полном составе: «Сказания о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений и начертания жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка». Затем, в 1851 году, эта книга была переиздана с дополнением к житию старца Серафима «Слов» святых отцов о смирении и внутренней молитве. В 1858 году появилось новое издание, отличающееся от предшествующего уточнённым названием и подписью предисловия «Архимандрит Сергий» вместо «I.C.» (иеромонах Сергий) в изданиях 1841, 1844 и 1851 годов.

Краткое жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием, стало основой для всех последующих жизнеописаний преподобного. А его трудный и длительный путь к публикации привлёк внимание к житийному повествованию о преподобном Серафиме большого числа иерархов церкви, которые удостоверили его истинность.

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Георгием

Через три года после выхода в свет жизнеописания отца Серафима, составленного иеромонахом Сергием, в Санкт-Петербургском журнале «Маяк» были опубликованы «Сказания о жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлечённые из записок ученика его».

Жизнеописание это было допущено к печати в июле 1844 года. Автор этого житийного повествования указан не был, и последняя фраза в заглавии текста говорила как бы о том, что издатель не является его автором, а лишь опубликовал записки некоего ученика великого подвижника. Об этом же и о причине опубликования говорится в предисловии жития: «Именно в наше время должно со всею возможною заботливостию собирать, сохранять и передавать во всеобщее сведение и малейшие черты благочестивой жизни таких подвижников добродетели, каковы были современники наши Марк, Серапион, Георгий Машурин и Серафим, – мужи, святостию известные, можно сказать, всей благочестивой России. Чудные подвиги и деяния их передаются из уст в уста многочисленными очевидцами, слышателями, учениками и всеми, которых при жизни они назидали, просвещали, утешали, врачевали чудным своим словом, делом, примером и молитвой. Теперь, когда ещё живы и рассеяны по всей России все эти свидетели, теперь-то и обнародовать, поверять и пополнять все сказания, подобные тем, которые здесь предлагаются вниманию наших сородичей, о Старце Серафиме, одним из близких учеников его»22.

Имя автора этого жизнеописания преподобного стало известно только после того, как были опубликованы письма святителя Филарета к преподобному Антонию (в 1877–1884 годах). В письме от 14 сентября 1844 года святитель Филарет писал: «Что касается до жизнеописания О. Серафима, напечатанного в „Маяке“: Георгий, я думаю, не много в сем виноват. Он дал кому-нибудь списать своё творение: а не думаю, чтобы домогался напечатания. Спросите его о сем и скажите мне. Напечатание же книги не так, как решено С. Синодом, в нынешнее время, говорят, не диво»23. Таким образом, из письма следует, что автор жизнеописания преподобного Серафима Саровского, опубликованного в журнале «Маяк», проживал в Троице–Сергиевой Лавре. Им был ещё один бывший насельник Саровской пустыни, иеромонах Георгий (в миру Гурий Иванов; 1797–1866), из вольноотпущенных крестьян графа Шереметева. В Саровскую обитель он пришёл в 1827 году, вначале проходил послушание келаря, затем гостинника монастыря. Гостинник Гурий, знавший преподобного Серафима в течение пяти лет, неоднократно упоминается в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священномучеником Серафимом (Чичаговым) и в «Докладной записке» Н.А.Мотовилова, последний даже называет его своим другом.

Ещё одним подтверждением авторства отца Георгия стала Тихвинская рукопись жизнеописания преподобного Серафима, найденная Т.Р. Руди. Рукопись представляет собой тетрадь (42 листа), на первом листе которой есть две записи: из одной следует, что рукопись принадлежала иеромонаху Новгородского Юрьева монастыря Владимиру, а другая запись сообщает: «Получено в день Пасхи 1842-го года от сочинителя Вифаниевскаго монастыря24 иеромонаха Георгия25».

«На протяжении всей рукописи, – отмечает Руди, – поверх основного текста и на полях присутствует обширная правка: простым карандашом (стилистическая) и чёрными чернилами (добавления к тексту), причём почерк правки отличен от почерка рукописи»26. Изучив Тихвинскую рукопись, Т.Р. Руди обнаружила, что текст рукописи с учётом правки почти полностью, за исключением мелких фрагментов, соответствует жизнеописанию преподобного Серафима Саровского, опубликованному в журнале «Маяк», они даже содержат одинаковую ошибку: неправильно написана фамилия отца преподобного Серафима – «Мошкин» вместо «Мошнин».

Кроме этого, по словам Руди, «при сопоставлении текста с текстами печатных жизнеописаний Серафима Саровского оказалось, что текст основного почерка рукописи совпадает с изданным житием Сергия… Однако при этом основной текст рукописи гораздо объёмнее изданного Сергием „Сказания“ и представляет собой как бы пространный и, по всей видимости, первоначальный его вариант»27.

Название рукописи «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтеннаго и светлаго старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника» Т.Р. Руди посчитала также косвенным подтверждением предположения, что жизнеописание Преподобного, составленное отцом Георгием, является списком текста жития, принадлежащего иеромонаху Сергию. Потому что такое начало – «Краткое начертание жизни» – не встречается больше ни в одном из известных жизнеописаний преподобного Серафима Саровского, но зато так начинается житие отца Марка, написанное отцом Сергием.

Ошибка в фамилии, по мнению Руди, говорит о том, что Тихвинская рукопись не может быть оригиналом, написанным отцом Сергием.

В результате проведённого исследования Т.Р. Руди пришла к выводу: «Житие Серафима Саровского, изданное в 1844 г. в журнале „Маяк“ игуменом Георгием, является не самостоятельным текстом, а особой, „георгиевской“, редакцией первоначального, полного варианта Жития, составленного иеромонахом Сергием, на что и указывает его подзаголовок. Полный же текст Жития, составленного игуменом Сергием, сохранился в одном из списков в рукописи БАН из собрания Тихвинского Большого Успенского монастыря, №15»28.

Точка зрения Т.Р. Руди на историю создания иеромонахом Георгием жизнеописания преподобного Серафима в настоящее время присутствует в литературе о житии Преподобного, например, в работе ведущего научного сотрудника музея «Московский Кремль», кандидата искусствоведения Л.А.Щенниковой «Жизнеописания преподобного Серафима Саровского, составленные в XIX–XX веках».

Однако возникают сомнения относительно основательности утверждения Т.Р. Руди о том, что «Краткое начертание жизни» преподобного Серафима Саровского составлено иеромонахом Сергием. Основная проблема состоит в том, что вывод Руди входит в противоречие со свидетельством святителя Филарета о том, что жизнеописание, опубликованное в журнале «Маяк», принадлежит отцу Георгию. Думаю, что осведомлённость святителя Филарета в этом вопросе неоспорима, учитывая его непосредственное участие в редактировании и процессе опубликования жизнеописания, составленного отцом Сергием. К тому же «Сказание», составленное отцом Сергием, переиздавалось впоследствии трижды, и, таким образом, у отца Сергия была возможность дополнить и исправить свой труд, однако текст жития оставался «почти без изменений»29. Кроме того, жизнеописания преподобного Серафима Саровского, составленные отцом Георгием и отцом Сергием, хотя и имеют общую основу (иначе и не может быть, ведь они описывают жизнь одного святого, к тому же составители какое-то время проживали рядом), но всё-таки имеют свои особенности.

А вот предположение святителя Филарета, высказанное в этом же письме от 14 сентября 1844 года относительно того, что отец Георгий сам не «домогался напечатания», а дал кому-то «своё творение», по-моему, в Тихвинской рукописи находит своё подтверждение. Т.Р. Руди утверждает относительно жизнеописания, напечатанного в 1844 года в журнале «Маяк», что «издание осуществлялось именно по этой рукописи»30, в то же время, согласно записи на рукописи, Тихвинская рукопись не принадлежала отцу Георгию с 1842 года, так как была им подарена. Кроме того, последняя фраза в заглавии – «извлечённые из записок ученика его» – и некоторые комментарии к тексту жития тоже говорят о том, что текст к публикации подготовил не автор жизнеописания.

Здесь нужно сказать о том, что существует ещё один список рукописи жизнеописания преподобного Серафима Саровского, составленного отцом Георгием, который тоже подтверждает эту версию. Рукопись хранится в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки (имеется в электронном виде31, добавлена 13.02.2013).

Датируется рукопись XIX веком. На переплёте стоит экслибрис главной библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. При этом особенно ценной для нас её делает владельческая запись на первом листе рукописи: «Из книг наместника Т.С. Лавры Архим. Антония»32. Название рукописи в ОР РГБ «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтенаго старца Серафима иеромонаха Саровския пустыни и затворника» практически полностью соответствует названию Тихвинской рукописи: «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтеннаго и светлаго старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни и затворника». Правда, по объёму рукопись, хранящаяся в ОР РГБ, немного больше, в ней 47 листов, а объём Тихвинской рукописи – 42 листа.

При сравнении содержания рукописи, принадлежавшей преподобному Антонию, с содержанием Тихвинской рукописи, которое недоступно, но которое, как утверждает Т.Р. Руди, соответствует жизнеописанию преподобного Серафима, опубликованному в журнале «Маяк», выясняется, что тексты жития в рукописях в целом практически абсолютно идентичны, включая, как уже отмечалось, и ошибку в фамилии отца преподобного Серафима Саровского. Но всё-таки некоторые различия в содержаниях рукописей присутствуют.

Во-первых, рукопись, принадлежавшая преподобному Антонию, в отличие от жизнеописания, опубликованного в журнале «Маяк», написана от первого лица. В качестве примера можно привести рассказ преподобного Серафима Саровского о его состоянии после Божественных видений, которых он удостаивался во время служения иеродиаконом. В рукописи написано: «От таковыя не изреченныя радости Божия мне, продолжал старец, радость моя не могу тебе сказать, что я был в теле или кроме тела не вем, Бог весть; но только упомнить могу, что я выхожу из церкви и притом вспомню что входил в ню»33. В житии из журнала «Маяк», читаем: «От таких видений изменяясь в лице, Серафим объят был Божественною любовию. „Бысть сердце мое, яко воск тая от неизреченные радости, – говорил он некогда своему ученику. – Не могу сказать тебе, что я был, в теле, или кроме тела, не вем; Бог весть; но только упомнить мог, что выхожу из Церкви, да ещё помнил, что я входил в неё“»34. Таким образом, подтверждается гипотеза о публикации текста не самим составителем жизнеописания преподобного Серафима Саровского.

Во-вторых, рукопись, принадлежавшая преподобному Антонию, содержит больше сведений о жизни преподобного Серафима. Здесь, в частности, говорится об испытании, которое претерпел преподобный во время своего «исхождения» в пустынножительство: «Настоятель велел одному отставному воину настичь его на пути и ударить в щёку, что и было: настиг и ударил в ланиту так крепко, что он упал на землю, потом встал и по заповеди Божией и другую обратил на заушение; той ещё не дерзнул ударить, а старец с молчанием остался и потек скорыми стопами и удалился в пустынную свою келлию в [1794] году, осенним временем»35. Больше нигде в жизнеописаниях преподобного Серафима Саровского об этом не сообщается. Кроме этого, рукопись содержит пророчества о России, слова преподобного Серафима о Дивеевских сиротах и поучение о супружестве. В жизнеописании, опубликованном в журнале «Маяк», этих сведений нет.

В-третьих, в рукописях, которые являются списками одного и того же жизнеописания, составленного отцом Георгием, есть несоответствия в датах. Для примера возьмём время ухода Преподобного из дома. В жизнеописании, опубликованном в журнале «Маяк», сказано так: «На 18 году от рождения он получил увольнение от Курского градского общества для поступления в монашество»36, а в рукописи об этом говорится: «на пятнадцатом году от рождения»37, при этом дата поступления в монастырь указана тоже неверно – 1777 год. Дата рождения преподобного Серафима в рукописи, по-видимому, указана просто ошибочно, как 19 июня 1789 года. Очевидно, что перед опубликованием текст жития был отредактирован.

Вообще нужно сказать, что неточности в датах и их несоответствие указанным в тексте временным периодам – это отличительная особенность жизнеописания, составленного отцом Георгием, так же как и художественное несовершенство текста в целом. Можно объяснить это тем, что отец Георгий, будучи в Саровской обители послушником, не имел, по-видимому, доступа к архивам монастыря, да и Саровскую обитель он покинул уже в июле 1833 года, через полгода после кончины святого. Кроме того, сказалось, видимо, отсутствие литературного опыта у отца Георгия и недостаток времени на составление жития. В Спасо–Вифанском монастыре отец Георгий оказался в апреле 1841 года, как раз в то время, когда заканчивалась эпопея с опубликованием жизнеописания Серафима Саровского, составленного отцом Сергием, а к Пасхе 1842 года уже существовал вариант составленного им жизнеописания Преподобного. Хотя, конечно, не исключается такой вариант, что составлять свой труд отец Георгий начал до того, как пришёл в Лавру. Вполне возможно, что это был «рабочий» вариант жития, который и был, как предполагал святитель Филарет, опубликован без ведома отца Георгия.

История прохождения рукописи жизнеописания преподобного Серафима Саровского, составленного отцом Георгием, через цензуру также была непростой.

Впервые рукопись «Краткое начертание жизни и подвигов старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника» рассматривалась в комитете духовной цензуры в октябре 1843 года38. Цензор, отец Андрей Окунев, счёл её тогда недостойной печати из-за небрежности исполнения. Л.И.Алёхина, сотрудница Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, так сообщает об этом в своей работе: «Отцу Андрею было хорошо известно первое московское издание „Сказания о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима“. Главной претензией к составителю новой редакции являлись „важныя несообразности, противоречия и разногласия“ именно с этим изданием, „которое сочинитель сего начертания то переписывает слово в слово, то отступает от него, не держась уже ни здравой критики, ни единства в повествуемых происшествиях, от чего, в подрыв истине, выходит об одном и том же лице две совершенно разныя, даже в существенных фактах, биографии“. Цензор не перечислил эти несообразности, так как в „сочинении нет вовсе номерации страниц“ и, соответственно, невозможно сделать ссылки. Возмущали цензора „помарки и поправки… а ещё более отсутствие чистоты и правильности языка“»39.

Менее чем через год, в июле 1844 года, жизнеописание преподобного Серафима Саровского, в редакции отца Георгия, было одобрено к печати в журнале «Маяк». Однако увидело оно свет уже под названием «Сказание о жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлечённое из записок ученика» и в отредактированном виде. Это ясно из записки от 1 июня 1845 года цензора отца Андрея Окунева, к которому снова попала рукопись со «Сказанием»: «Книжка: Сказание о жизни и подвигах старца Серафима с приложением при ней а) картинки, изображающей его в пустынном его жительстве и б) рукописного дополнения, состоящего в нескольких духовных изречениях старца Серафима, напечатана быть может; все несообразности оной с прежним изданием, чрез исправление по указаниям цензуры, достаточно устранены»40. Правда, затем цензор написал новую записку о том, что «книжку: Сказания о жизни и подвигах старца Серафима можно выпустить из типографии не прежде, как разве припечатав к ней листок погрешностей»41 и приложил перечень тех погрешностей, которые встречаются в тексте.

В результате в 1845 году «Сказания» в отредактированном и исправленном виде (в том числе была исправлена ошибка в фамилии отца преподобного Серафима Саровского) с некоторыми дополнениями были изданы отдельной книгой.

Несмотря на всё вышесказанное, нужно отметить большую значимость появившегося в печати нового жития Преподобного. Жизнеописание преподобного Серафима, составленное отцом Георгием, значительно превышало по объёму опубликованное жизнеописание, составленное отцом Сергием. В нём содержалось больше сведений о некоторых известных уже событиях из жизни преподобного Серафима Саровского, например, к рассказу о посещении преподобным Киево–Печерской Лавры добавлены сведения о благословении старца Досифея. Кроме того, сообщалось много новых сведений, о которых не было сказано в жизнеописании, составленном отцом Сергием. Например: о назывании преподобным Серафимом уединённых мест в лесу «священными именами святаго града Иерусалима, Назарета, Вифлеема, Голгофы и проч. в память рождения, страдания и воскресения Господня»42; о саровских отшельниках, схимонахе Марке и иеродиаконе Александре, посещавших Преподобного; о кормлении саровским подвижником лесных зверей, о беседе отца Серафима с четырьмя пришедшими к нему старообрядцами и др.

Во всех случаях, когда отец Сергий говорил о божественных посещениях или духовных видениях Преподобного, отец Георгий описывал их более конкретно. Например, рассказывая о тяжёлой болезни преподобного Серафима в 1780 году, когда он отказался от помощи врачей, отдавая себя в руки Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, отец Сергий написал: «В следующую ночь сподобился он Божественнаго некоего посещения, и получив облегчение от болезни, в скором времени совершенно выздоровел»43. А отец Георгий сообщил об этом так: «Вскоре после сего, в видении посетила его Божия Матерь и возложила на главу его руки; он получил совершенное исцеление»44. В другом случае, когда речь идёт о Божественных видениях во время церковных служб, которых преподобный Серафим Саровский удостаивался, когда служил в сане иеродиакона, отец Сергий ограничился одной фразой: «Имея ум, очищенный от страстей, он неоднократно удостаивался духовных видений»45. Отец же Георгий изобразил эти видения подробно: рассказал о святых ангелах, сослужащих с братией, описал их внешний вид и состояние Преподобного в это время. В итоге он привёл рассказ от лица самого преподобного Серафима о славном видении Господа Иисуса Христа в окружении небесных сил на Литургии в Великий Четверг.

Все основные даты в житийном повествовании о преподобном Серафиме, составленном отцом Георгием, совпадают с датами из жития, опубликованного отцом Сергием. Встречаются лишь небольшие расхождения и неточности, когда указываются временные периоды.

В целом, жизнеописание, составленное отцом Георгием, дополнило житие преподобного Серафима Саровского рассказами о божественных видениях и чудесах, подробностями событий, а также поучениями.

В дальнейшем жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное отцом Георгием, переиздавалось в 1874, 1898 и в 1900 годах, уже после его кончины.

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского,составленное иеромонахом Авелем

Третьим (по времени опубликования) автором жизнеописания преподобного Серафима Саровского можно назвать иеромонаха Авеля. Он, как и два предыдущих составителя, начинал свой иноческий путь в Саровской обители, около трёх лет прожил там при преподобном Серафиме, а затем перешёл в Троице–Сергиеву Лавру, где и создавал свои сочинения: несколько книг, посвящённых Саровской пустыни и её подвижникам, а также книжку о Гефсиманском ските Троице–Сергиевой Лавры.

Живя в Лавре, отец Авель совершал поездки в Саровскую обитель для работы с архивом монастыря и сбора материала для своих книг. В.А.Степашкин, изучив архив Саровской пустыни, сообщил, что когда в 1854 году отец Авель прибыл в обитель, то «на обустройство архива и библиотеки монастыря… пожертвовал 100 руб. серебром и сразу приступил к изучению архивных материалов, в чём очень преуспел. В архиве Саровской пустыни, хранящемся в Саранске, можно познакомиться с работой о. Авеля, состоящей из трёх томов»46.

В 1848 году увидела свет первая книга отца Авеля «Краткая духовная лествица, возводящая христианина к любви Божией», в которой рассказывалось о старцах Саровской пустыни, в том числе и о преподобном Серафиме.

К 1853 году отец Авель подготовил к изданию рукопись под названием «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся». В докладной записке цензора об этой рукописи сообщалось: «В состав сей рукописи вошла изданная прежде иеромонахом Авелем книжица „Духовная лествица“, содержащая краткое воспоминание о некоторых подвижниках, в Саровской пустыни скончавшихся, и духовные их наставления. Теперь сочинитель предлагает о каждом из них, исключая Серафима и Марка, более подробные сведения»47.

Таким образом, в свою новую книгу отец Авель не поместил жизнеописание преподобного Серафима Саровского. Возникает несколько предположений по этому поводу, но наиболее основательно звучит версия о том, что у отца Авеля существовал замысел издать житие Преподобного отдельной книгой. Ему удалось это осуществить, однако пока точно неизвестно, когда именно.

На сегодняшний день существует «Сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений. Второе издание, исправленное и дополненное, – иеромонаха Авеля», изданное в 1862 году в московской типографии «Семена». В делах Московского комитета духовной цензуры сохранилось прошение от декабря 1862 года о разрешении к печати этой книги, составленное игуменом Саровской обители Серафимом (Пестовым): «Представляя при сем в оный Цензурный Комитет книгу под заглавием: Жизнь старца Серафима, учиненною на книге автором ея Сергиевой Лавры иеромонахом Авелем надписью, ступленную с правом вновь напечатать ту книгу в пользу вверенной моему управлению Саровской Пустыни, всепокорнейше прошу Цензурный Комитет разрешить вновь отпечатать жизнеописание старца Серафима»48.

Отдельного первого издания этого жизнеописания преподобного Серафима Саровского пока не обнаружено, но нужно сказать, что во втором издании книги «Общежительная Саровская пустынь», вышедшем в 1860 году, отец Авель поместил дополнительную главу «Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений». Возможно, с этого «Краткого сказания» и печаталось жизнеописание преподобного Серафима в 1862 году.

Конечно, в основе жизнеописания преподобного Серафима, составленного иеромонахом Авелем, также как и в основе творения отца Георгия, лежит «Сказание», составленное иеромонахом Сергием. Но отец Авель, зная преподобного Серафима лично и опираясь на данные монастырского архива, внёс свои дополнения и уточнения в жизнеописание саровского старца. Например, им были уточнены даты: посвящения Преподобного в сан иеродиакона (декабрь 1786 года, ранее назывался 1785 год) и возвращения подвижника из пустыни в Саровскую обитель (1810 год, ранее 1809). По словам В.А.Степашкина49, в архиве Саровского монастыря, в деле «Записки иеромонаха Авеля и собранные им материалы по истории монастыря» есть конкретное подтверждение того, что 19 марта 1875 года преподобный Серафим был пострижен в рясофор.

Важным вкладом отца Авеля в дело прославления преподобного Серафима Саровского является то, что он в октябре 1843 года на свои средства издал впервые литографическое изображение саровского старца.

Сказания о событиях жизни преподобного Серафима Саровского, собранные иеромонахом Иоасафом

В 1849 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафии Симеоновны Мельгуновой. Переданы иеромонахом Иоасафом».

В отличие от имён предыдущих составителей жизнеописания преподобного Серафима Саровского, это имя хорошо известно почитателям преподобного. В литературе отец Иоасаф ещё часто упоминается как послушник Иоанн или Иван Тихонов (Иван Тихонович Толстошеев, в схиме – Серафим; 1802–1884).

Послушник Иоанн, проживший в Саровской пустыни в одно время с преподобным Серафимом больше 12 лет, после его кончины объявил себя учеником преподобного и единственным им уполномоченным попечителем Дивеевской общины. Однако, согласно свидетельствам других очевидцев, это не соответствовало истине, даже наоборот, преподобный Серафим, предвидя все возникшие впоследствии бедствия в общине, неоднократно предупреждал об этом дивеевских сестёр и обличал самого послушника, который ещё при жизни старца пытался влиять на Дивеевскую общину.

Получив в Сарове отказ в постриге, Иоанн Толстошеев в ноябре 1847 года перешёл в Нижегородский Печерский монастырь, где через год был пострижен в монашество с именем Иоасаф.

В 1849 году, когда отец Иоасаф подвизался в Нижегородском Печерском монастыре, вышла в свет книга о преподобном Серафиме Саровском, составленная по его рассказам. В составлении жизнеописания Преподобного отцу Иоасафу помогал преподаватель Санкт–Петербургской гимназии Н.Е.Андреевский. Он же написал предисловие к книге, в котором в том числе указывались источники публикуемых сведений: «В предлагаемой книжке… отец Иоасаф (прежде бывший монах Саровской пустыни Иоанн Тихонов), пользовавшийся, по особенному Промыслу Божию, с самого своего поступления в монашество наставлениями и любовью в Бозе почившего старца Саровского отца Серафима, сообщает благочестивым читателям из его жизни только то, чего он сам был очевидцем и свидетелем и что касалось собственно только до того послушания, которое отец Серафим возложил на него, именно что касалось до устройства Дивеевской женской обители, важнейшего из подвигов жизни отца Серафима; отчасти же и то, что было сообщено ему очевидцами»50.

Существует свидетельство самого Н.А.Мотовилова, и об этом же сообщается в «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря», что: «Мотовилов все добытые сведения о родителях о. Серафима в г. Курске и о самом великом старце передал по возвращении из путешествия Ивану Тихонову, который и воспользовался этим при издании сказаний»51.

Из прежде опубликованных жизнеописаний преподобного Серафима Саровского в предисловии книги упоминаются издания жизнеописания, составленного отцом Георгием, который назван «одним из близких учеников» Преподобного, и кратко перечислены 15 событий из него, «которые не вошли в наше издание, чтобы не повторять уже известного»52.

Называются в предисловии и причины составления книги: «Кроме удовлетворения спасительному желанию многих, отца Иоасафа побудила в настоящее время к сообщению главнейших сведений об отце Серафиме ещё и другая причина. Она относится также к послушанию, возложенному на него старцем, касательно устройства Дивеевской обители как со стороны духовной, так и со стороны внешней. Во-первых, многие из стариц дивеевских, или сирот, по выражению отца Серафима, свидетельницы жизни его, уже окончили земное своё странствование, оставшихся современниц его очень немного, все остальные знают о нём только из рассказов и из того, что видят дивного в обители. Напитать их жаждущую душу подробным и истинным рассказом о жизни этого примерного отца было также одною из побудительных причин настоящего издания. Во-вторых, в этом издании отец Иоасаф видит ту же постоянную заботливость отца Серафима о своих сиротах, какую он имел о них ещё при жизни своей… Как прежде жизнь его была примером и утешением их, так и теперь Сказания о жизни послужат одним из важнейших источников существования и благоустройства их обители»53.

Здесь отец Иоасаф сообщает неверные сведения относительно насельниц Дивеевской обители, объявляя тех из них, которые знали Преподобного, к 1849 году в основном умершими. Известно, что ещё к 1892 году «в живых оставались 9 стариц, помнивших преподобного Серафима»54. Кроме того, святитель Филарет в донесении Священному Синоду от 27 декабря 1861 года сообщал, что «Иоасаф книги и деньги за них объявил своей собственностию»55. Сохранилось также письмо игумена Саровской пустыни Исайи к отцу Авелю (Ванюкову) от 7 декабря 1849 года, в котором он пишет: «Дивиться надобно, как публика слепо верит новому Магомету. Описываемыя чудеса по произволу Ивана мало заслуживают имоверности или, точнее сказать, совсем несогласны с истиною, которая нам известна»56. И далее отец Исайя по-иному объясняет некоторые события, приведённые в жизнеописании преподобного Серафима.

В рукописном отделе РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровского 1849 года (рассказ монахини, как она выдумала чудо Серафима Саровского)», в котором сообщается: «Сей рассказ вымышлен иеромонахом Иоасафом, как объявила сама Плещеева пред смертию. Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что Господь не посылает ей смерть, ожидая ея раскаяния во лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и монастырского духовника, священника Василия Садовского и при них объявляет, что она научена Иоасафом и согласилась принять на себя и, в случае посещения обители членами царской фамилии, рассказать, якобы видела она, как батюшка о. Серафим кормил медведя и как сама она кормила, чего вовсе не видала… Сделав это признание, Матрона вскоре скончалась»57.

Святитель Филарет в письме к преподобному Антонию от 2 февраля 1851 года пишет: «О Иоасафе жаль мне было услышать… что в книге об о. Серафиме допущены обстоятельства совсем несправедливые, как то, что икона, в которой о. Серафим видел видение, неизвестно где, а она существует; что на месте кончины о. Серафима построена церковь, а она построена прежде»58.

Несмотря на все фактические огрехи сочинения, «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима», составленные иеромонахом Иоасафом, имели большой успех у петербургской публики. После их опубликования отец Иоасаф стал известен в высших кругах общества, вплоть до царской семьи.

В предисловии к 1-му изданию книги было написано обращение ко всем посещавшим преподобного Серафима Саровского с просьбой сообщать «отцу Иоасафу то, что известно каждому об отце Серафиме истинного и засвидетельствованного чем-нибудь вполне достоверным, тогда тем скорее могли бы все боголюбивые читатели утешиться и воспользоваться полною жизнью дивного старца»59.

Всю свою жизнь иеромонах Иоасаф собирал воспоминания и свидетельства лиц, помнивших старца Серафима, и публиковал их с помощью литературно образованных людей. Каждое последующее издание отличалось от предшествующего своим составом и количеством рассказов, достоверность которых определялась им самим. При этом отец Иоасаф и сам преуспел по части вымысла. Так, священномученик Серафим (Чичагов) пишет о том, что саровские иноки, составляя жизнеописание Преподобного, «если поместили выдержки из изданных этим послушником книг в 1849 и 1856 годах под названием „Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима“, то потому, что рассказы эти сообщены Ивану Тихонову разными людьми, хорошо известными Саровской обители, в особенности Н.А.Мотовиловым, и они достоверны, а что касается его лично, то пропущено саровскими авторами, так как он приписывал в этих повествованиях себе то, что было сказано другим в его присутствии»60.

Второе издание «Сказаний», составленное также Андреевским, вышло в 1856 году. В книге был добавлен раздел «Новые сказания о благодатных дарах старца Серафима Саровского», который содержал 38 пунктов.

Прохождение цензуры в этот раз не было беспрепятственным, как в случае с 1-м изданием, хотя поданное в комитет в 1854 году прошение было от имени великой княгини Марии Николаевны. На представленные материалы, печатную книгу «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни» и рукопись «Продолжение сказаний о благодатных дарах того же старца Серафима» цензором архимандритом Иоанном (Соколовым) был дан развёрнутый критический отзыв. Вначале цензор подверг разбору уже напечатанную ранее книгу: «…все содержащиеся в книге сведения основываются на удостоверении одного лица, которое передаёт и от себя, и от других только ему сообщавшиеся сведения. Но как это лицо – частное, не общеизвестное… то, по справедливости, сказания его не могут быть принимаемы безусловно и вполне, в особенности там, где оно рассказывает о событиях чрезвычайных и даже вышеестественных»61. В результате, перечислив все замечания, архимандрит Иоанн заключил, что книга может быть напечатана вторым изданием только с разрешения Священного Синода. Далее, рассмотрев рукописное приложение к книге, повествующее о благодатных дарах старца, проявляющихся после его кончины, цензор предложил внести исправления или даже исключить отдельные эпизоды из 22 рассказов. В итоге указом Синода от 19 сентября 1854 года книга и дополнение к ней были разрешены к печати с учётом сделанных архимандритом Иоанном замечаний. Издана книга была только в 1856 году.

Третье издание «Сказаний», которое значительно отличается от первых двух и объёмом, и содержанием, было составлено с помощью отставного чиновника Н.И.Синьковского.

История прохождения этого издания в комитете духовной цензуры интересна. В июне 1877 года князь Оболенский подал прошение в Санкт–Петербургский комитет духовной цензуры на издание рукописи, но сочинение не было одобрено к печати. В январе 1878 года князь Оболенский обратился с жалобой в Священный Синод на комитет. Синод, проведя расследование по этому вопросу, указом от 28 февраля 1878 года вынес определение: «Просьбу Князя Оболенского о дозволении напечатать эту рукопись оставить без удовлетворения»62. Таким образом, судя по документам, третье издание «Сказаний» не состоялось. Однако экземпляры этого издания «Сказаний», опубликованного в 1877 году схиигуменом Серафимом (Тихоновым), по непонятным причинам существуют.

После смерти схиигумена Серафима в 1885 году Серафимо–Понетаевским монастырём было подготовлено четвёртое издание «Сказаний» с иным названием – «Сказания о жизни старца Божия, иеромонаха Серафима пустынника и затворника Саровской обители» – и совершенно другим распределением материала по частям и главам, кроме того был добавлен новый раздел «Загробные деяния и предстательство приснопамятного старца иеромонаха Серафима».

Следует отметить, что житийные повествования о преподобном Серафиме, составленные по рассказам иеромонаха Иоасафа, имели большую популярность среди разных сословий русского народа.

* * *

Ранние жизнеописания преподобного Серафима стали краткой основой для всех последующих житийных повествований о нём и внесли свой весомый вклад в дело прославления саровского подвижника.

Саровский период земной жизни подвижника первоначально, вскоре после его блаженной кончины, стал достоверно известен благодаря монашествующим Саровского монастыря. Сразу четыре иеромонаха обители, лично знавшие преподобного Серафима и подвизавшиеся рядом с ним продолжительное время (от 3 до 15 лет), составили свои житийные повествования о нём. События курского периода жизни саровского подвижника составителям его ранних жизнеописаний были известны со слов самого старца и из рассказов очевидцев, которых опрашивал Н.А.Мотовилов во время своей поездки в Курск осенью 1834 года.

Содержания ранних жизнеописаний Преподобного имеют свои индивидуальные особенности, различаются подробностями сведений о событиях его жизни, некоторыми событиями, порой временными периодами, иногда имеют неточности в датах, но в целом и главном они подтверждают друг друга и таким образом подтверждают истинность житийного повествования о саровском подвижнике.

Все ранние жизнеописания святого старца перед публикацией в печати прошли через комитеты духовной цензуры в Москве или в Санкт-Петербурге. Особенно строгой цензуре подверглось первое жизнеописание преподобного Серафима Саровского, составленное иеромонахом Сергием в 1837 году. Из-за обилия чудесных явлений житийное повествование о святом старце около трёх лет проходило тщательную проверку в Синоде, во время которой проводилось исследование на месте подвигов Преподобного. За время проверки жизнеописание подвижника прошло через руки нескольких иерархов Церкви, некоторые из которых сами удостоверили истинность сказаний о жизни и подвигах преподобного Серафима, так как знали его лично.

Однако следует отметить проблему ранних жизнеописаний Преподобного: они не опирались в достаточной мере на документальные источники, так как авторы готовили свои работы к публикации, находясь вне стен Саровского монастыря. В дальнейшем сведения о саровском периоде жизни преподобного Серафима были уточнены и дополнены на основе архивных документов.

Во 2-й половине XIX – 1-й половине XX века издали свои житийные повествования о преподобном Серафиме Саровская обитель и Серафимо–Дивеевский монастырь. Это были уже фундаментальные и содержательные труды, основанные на различных источниках, в том числе на архивных материалах монастырей, свидетельствах очевидцев и на записях в сборниках благодатных даров, чудес и исцелений по молитвам преподобного Серафима. Жизнеописания Преподобного, созданные в конце XIX века, были нацелены в основном на подготовку к канонизации Божиего угодника.

Жития, составленные в начале XX века, были дополнены материалами о прославления преподобного Серафима Саровского и содержали сведения о многочисленных случаях благодатной помощи по молитвам святого. В этот период появляются жизнеописания с попыткой богословского осмысления духовных явлений в жизни саровского подвижника и его наставлений.

С началом возрождения православия в нашей стране, после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, с появлением доступа ко всевозможным архивам начался новый этап в изучении житийных повествований о преподобном Серафиме Саровском. Огромный интерес к его жизнеописанию появился после второго чудесного обретения святых мощей великого подвижника Русской земли в 1991 году и торжественного перенесения их в воссозданный Дивеевский монастырь. К настоящему времени появился уже целый ряд агиографов, которые собирают свидетельства святости преподобного Серафима Саровского. Современные исследователи продолжают уточнять отдельные сведения из биографии преподобного Серафима, обнаруживают новые факты и почти все сходятся во мнении, что критически выверенного подробного жизнеописания саровского подвижника у нас до сих пор нет. Это связано в основном с трудностями архивных изысканий, утратой многих материалов во время революции и последующих событий начала XX века. Требуется провести значительную источниковедческую работу, чтобы наконец было создано полное жизнеописание преподобного Серафима Саровского. Этот фундаментальный труд ещё ждёт своего автора.

Источники

1. Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. (Изд. Саровской пустыни). 4-е изд. М., Тип. И.Ефремова, 1884. 211 с.

2. Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. (ПСТБИ). М.: «Паломник», 1996. 342 с.

3. «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца» / Сост. Л.И. Денисов. 3-е репринт. изд. М.:Изд. Совет РПЦ, 2003. 704 с.

4. «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского иеромонаха, пустынножителя и затворника» / Сост. Н.В.Елагин. Репринт. воспр. изд. 1904. (Изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия Павла Флоренского). СПб.: ИПК «Вести», 1998. 368 с.

5. «Житие Преподобного Серафима Саровского» / Публ. А.Н.Стрижёва // «Литературная учёба». 1990. № 5. С. 126–153.

6. «Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца» / Сост. автор «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря» сщмч. Серафим (Чичагов). Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь, 2004. 84 с.

7. «Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима». М.: «Отчий дом», 2005. 416 с.

8. «И именем и духом Серафим»: К 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского // Альманах «К Свету». Вып. 21.М., 2003.

9. Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. М.: Лента–Пресс,2003. 192 с.

10. «Краткое начертание жизни и подвигов достопочтенаго старца Серафима иеромонаха Саровския пустыни и затворника» [Электронный ресурс]. Отдел рукописей Российской государственной

библиотеки (ОР РГБ). Ф. 304.2 №198. Житие Серафима Саровского [рукопись]. [Б.м.], XIX в. [web-сайт], http://www.rsl.ru.

11. «Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей её: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А.С.Мельгуновой» / Сост. Архимандрит Серафим (Чичагов). Свято-Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь. Нижний Новгород: Изд. Братства св. Александ ра Невского, 2004. 728 с.

12. Мельник В.И. Преподобный Серафим Саровский: хроника жизни (документы и даты). М.: Изд-во ГАСК, 2012. 320 с.

13. «Новые чудеса преподобного Серафима Саровского: свидетельства и размышления». (Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет). Нижний Новгород: Изд. НП ПЦ «Глагол», 2006. 376 с.

14. «Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников». М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 2000. 416 с.

15. «Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель» / Сост. иерей Георгий Павлович. М.: «Отчий дом», 2011. 560 с.

16. «Радость моя…». Книга о преподобном Серафиме, Саровском чудотворце. Житие, чудеса, духовные наставления. М.: «Ковчег», 2002.656 с.

17. «Россия в духовных поисках современного мира»: Материалы Второй Всероссийской научноисследовательской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» (Москва – Дивеево, 29 сентября – 1 октября 2005 г.). Нижний Новгород: НП ПЦ «Глагол», 2006. С. 368.

18. Руди Т.Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной истории // «Труды Отдела древнерусской литературы» / РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред.

Д.С. Лихачёв. СПб.: Дмитрий Булавин, 1999. Т. 51. С. 427–434.

19. Сергий, иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. М.: Университетская тип., 1839. 79 с. [Электронный ресурс] / ЭК РГБ [web-сайт], http://www.rsl.ru.

20. Сергий, иером. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М.: Университетская тип., 1841. 31 с. [Электронный ресурс] / ЭК РГБ [web-сайт], http://www.rsl.ru.

21. «Сказание о жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлеченное из записок ученика его». СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. 224 с.

22. «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни». М.: Интэкт, 2006.291 с.

23. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. Саров: ТПК, 2002. 148 с.

24. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. 3-е изд., испр. и доп. Саров: ЗАО «ИНФО», 2008. 264 с.

25. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: История рода. Курск: ООО «Мечта», 2007. 108 с.

26. Филарет (Дроздов), свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. 1831–1867: В 3-х ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007.

27. «Чудеса преподобного Серафима в записях монахов Саровской пустыни». (Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь).М.: «Отчий дом», 2006. 233 с.

* * *

1

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Послание к 100–летию прославления преподобного Серафима Саровского // «Новые чудеса преподобного Серафима Саровского: свидетельства и размышления». Нижний Новгород: Изд. НП ПЦ «Глагол», 2006. С. 209.

2

Совестный суд – губернский суд России в 1775–1862 годах. Рассматривал гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные (малолетних, невменяемых и т.п.).

3

«Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима». М., 2005. С. 51–52.

4

Там же. С. 358.

5

Георгий Павлович, иерей. Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря: история создания и источники / «Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель» / Сост. иерей Георгий Павлович. М.: «Отчий дом», 2011. С. 305.

6

«Записки Николая Александровича Мотовилова»… С. 256.

7

Там же. С. 7.

8

Житие Преподобного Серафима Саровского» / Публ. А.Н Стрижёва // «Литературная учёба». 1990. №5. С. 129.

9

Георгий Павлович, иерей. Клевета на святых и искажение церковной истории // Информационно–аналитическая служба «Русская народная линия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2006/01/25/ Дата обращения 05.06.2013.

10

Сергий, иером. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М.: Университетская тип., 1841. С. 3.

11

Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. 3-е изд., испр. и доп. Саров: ЗАО «ИНФО», 2008. С. 128.

12

Алёхина Л.И. К истории публикации первых жизнеописаний преподобного Серафима Саровского // «Россия в духовных поисках современного мира»: Материалы Второй всерос. науч.–исслед. конф. «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Нижний Новгород, 2006. С. 17.

13

Филарет (Дроздов), свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято–Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1. Свято–-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. С. 185.

14

Субботин Н.И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима // «Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель»… С. 89.

15

Митрополит Иона (Василевский).

16

Игумен Нифонт (Черницын).

17

Архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов), член Священного Синода.

18

Филарет (Дроздов), свт. Письма… Ч. 1. С. 227.

19

Субботин Н.И. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний… С. 90.

20

Филарет (Дроздов), свт. Письма… Ч. 2. С. 302.

21

Руди Т.Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной истории // «Труды Отдела древнерус. литературы» / РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Отв. ред. Д.С.Лихачёв. СПб.: Дмитрий Булавин, 1999. Т. 51. С. 432.

22

«Сказание о жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлечённое из записок ученика его». СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. С. 3–4.

23

Филарет (Дроздов), свт. Письма… Ч. 1. С. 337.

24

В апреле 1841 года иеромонах Георгий был переведён в Спасо–Вифанский монастырь.

25

Руди Т.Р. Ранние жития Серафима Саровского… С. 433.

26

Там же. С. 432.

27

Там же.

28

Там же. С. 434.

29

Там же. С. 428.

30

Там же. С. 433

31

«Краткое начертание жизни и подвигов достопочтенаго старца Серафима иеромонаха Саровския пустыни и затворника» [Электронный ресурс] / Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 304.2 № 198. Житие Серафима Саровского. [Б.м.], XIX в. [web-сайт], http://www.rsl.ru.

32

«Краткое начертание жизни и подвигов…». С. 1.

33

Там же. С. 9.

34

«Сказание о жизни и подвигах старца Серафима…». С. 14.

35

«Краткое начертание жизни и подвигов…». С. 11–12.

36

«Сказание о жизни и подвигах старца Серафима…». С. 6.

37

«Краткое начертание жизни и подвигов…». С. 2.

38

Алёхина Л.И. К истории публикации… С. 19.

39

Там же.

40

Там же. С. 20.

41

Там же.

42

«Сказание о жизни и подвигах старца Серафима…». С. 20.

43

Сергий, иером. Сказание… С. 9.

44

«Сказание о жизни и подвигах старца Серафима…». С. 12.

45

Сергий, иером. Сказание… С. 10.

46

Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский… С. 133.

47

Там же. С. 132.

48

Алёхина Л.И. К истории публикации… С. 20–21.

49

Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский… С. 66.

50

«Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни». М.: Интэкт. 2006. С. 7.

51

«Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей её: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А.С.Мельгуновой» / Сост. Архимандрит Серафим (Чичагов). Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь. Нижний Новгород: Изд. Братства св. Александра Невского, 2004. С. 441–442.

52

«Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима…». С. 10.

53

«Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима…». С. 8–9.

54

Георгий Павлович, иерей. Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря… С. 318.

55

Филарет (Дроздов), свт. Письма… Ч. 1. С. 247.

56

Там же. С. 161.

57

Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский… С. 107–108.

58

Филарет (Дроздов), свт. Письма… Ч. 2. С. 164.

59

«Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима…». С. 8.

60

«Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря Нижегородской губернии»… С. 417.

61

Алёхина Л.И. К истории публикации... С. 22.

62

Там же. С. 26.


Источник: Бекасова Н.И. Ранние житийные повествования о преподобном Серафиме Саровском: источниковедческий аспект // Богословский сборник новосибирской православной духовной семинарии. 2014. № 1 (9). С. 142-172.

Комментарии для сайта Cackle