Грешники
Люди, омраченные грехом, весьма часто теряют сознание и чувство вездеприсутствия Божия и думают, что, скрываясь от взоров человеческих, они избегают и взора Божия. Вор, прелюбодей, пьяница, удовлетворяя свои страсти тайком, вовсе не помышляют, что они согрешают на глазах всех небожителей. Не доказывает ли это духовную слепоту грешника?
В евангельской притче повествуется, что блудный сын... «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13). Не иначе поступают и люди, потерявшие веру и не признающие ничего святого. Они тоже удаляются в такие места, где бы ничто не напоминало им о религии, о Боге, о правилах нравственности и где не укоряла бы их насильно задавленная совесть.
На этой свободе от Бога, от всего чистого и доброго, они предаются своим страстям, расточают достояние, полученное от Отца Небесного, теряют в разврате свои дарования, способности, возвышенные чувства, а затем – даже понятия о сердечной, душевной чистоте, о порядочности, о чести, о правде, о добре и о чистой любви.
Потеря благодатных даров влечет за собой и потерю естественных человеческих преимуществ – исчезают природные свойства сердца, которое становится сухим, жестким, упорным, бесчувственным и завистливым, изменяются умственные способности, ибо мозг делается вялым, тупым и при этом раздражительным, злобным, гневным и лишенным памяти; пропадет здоровье, потому что расстраивается вся нервная система.
Сладость греха предательски лишает людей всех дарований и талантов.
Нераскаянные грешники, преданные одной животной жизни и своим страстям, ожесточенные в своем уме и безбожники, отпадают от Господа и становятся достоянием падших духов. Тогда они начинают заболевать беснованием: страсти доводят их до всех пороков, до омрачения умственных способностей, до извращения человеческих чувств. В безумном стремлении к одной чувственности они убивают свое здоровье и истощают нервную систему. Их начинает мучить и преследовать жестокая тоска, которая возбуждает зависть ко всему радостному и чистому, и ненависть ко всему доброму и нравственному. Постепенно усиливаясь, эта ненависть переходит в злобу, в потребность зла, вражды ко всему, что говорит о Боге, напоминает о святости, о правде жизни, и доходит до преступлений.