П.С.Казанский

Жизнь святаго Саввы, первого архиепископа Сербского

Источник

Жизнь святаго Саввы1, перваго Архиепископа сербскаго, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы Афонской – хранилища и разсадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви Сербской в XII и XIII веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г.2

Святый Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твердым и мудрым правлением его отца Великаго Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведенный на престол своего отца Теши, сверженнаго императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих Греков некоторые области3. Утверждая свое политическое могущество СтеФан старался вместе о распространении и утверждении в своем отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольскии капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенною ревностию противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большем числе в Болгарии и Боснии4. СтеФан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна5 не уступала мужу в добродетелях. Сначала супружества они имели детей, но после Бог заключил утробу Анны. Желая иметь еще сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимаго сына отлучиться навсегда от ложа супружескаго. Молитва была услышана и благословенным ея плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.)6.

Отличаясь красотою телесною и возрастая с годами в разум, Растко составлял утешение своих родителей. С первых лет детства полюбил он Священное Писание, с котораго начали его учение. Когда достиг он пятнадцатилетнего возраста, отец отправил его в особый удел, где с благородными юношами он мог предаваться невинным забавам своего возраста и приучаться к воинским занятиям. Но узнавши сладость Священнаго Писания, Растко преимущественно упражнялся в чтении божестненных книг. Душеспасительное чтение утверждало в нем страх Господень, и день ото дня возгревало в нем огонь божественной любви. Он ходил в храмы Божии, постился, избегал празднословия, был кроток, нищелюбив, и особенно почитал иноческий чин.

На восемнадцатом году возраста родители хотели заставить Растко вступить в брак, но в сердце благочестиваго юноши была одна только любовь к Богу, одно желание служить Ему; в нем созревало уже намерение отречься мира. Он слышал о святой горе Афонской, о постниках, живущих в ней и в других монастырях; потому что к отцу его приходили иноки за милостынею отовсюду , и сам Стефан посылал милостыни в святые обители. Однажды, когда Растко пришел из своего удела к отцу, нашел у него иноков горы Афонской; в числе их был один монах, родом русский. Растко призвал его к себе и тайно распрашивал об образе жизни иноков на святой горе. Картина безмятежной, свободной от мирских забот, посвященной единственно молитве, благочестивому созерцанию и подвигам самоумерщвления , жизни иноков Афонских восхитила благочестиваго юношу. «Вижу, говорил он, обливаясь слезами, что Бог зная болезнь сердца моего послал твою святость утешить меня. Теперь я понял, чего я так сильно желал. Блаженны те, которые сподобились проводить такую безмятежную жизнь! Что мне делать? Как избавиться этой суетной жизни? Я не хотел бы оставаться ни одного дня, убежал бы в святую гору, если бы не боялся препятствий со стороны родителей». Видя в Растко искреннее желание иноческой жизни, старец взялся довести его до Афона.

Под предлогом охоты за оленями, Растко оставил дом отца своего, и, отделившись со старцем от свиты, устремился к Афону. Родителям Растко, знавшим склонность своего сына к иноческой жизни, при вести о том, что он скрылся, не трудно было догадаться, что русский монах увел его в Афонскую гору. Тотчас же Стефан послал одного из главных своих сановников отыскать сына, дал ему письмо к начальнику Солунской области , чтобы он возвратил его сына, даже с самаго Афона. Начальник со своей стороны писал к Ироту святой горы, чтобы отпустили от себя сына Сербскаго Государя.

Пришедши в Афон, посланные узнали, что Растко в русском монастыре7, и еще не пострижен.

Опасаясь, что-бы он не ушел от них, они приставили стражу стеречь его, пока не отдохнут. Тщетно умолял Растко оставить его на Афоне, обещая выпросить у отца согласие; ему отвечали, что тогда бы только оставить его могли, когда бы нашли постриженным. Эти слова ука- зали Растко средство избавиться от возвращения к отцу. Воля Господня да будет! сказал он; стал весел, показывал посланным отца вид, что хочет с ними возвратиться. Между тем просил игумена приготовить трапезу для путников, и вместе открыл ему свою тайную мысль скорее принять пострижение. Приготовлена была трапеза, и когда гости насытились, игумен повелевает ударить в било, потому что следующий день был недельный. Игумен встает и с ним Растко, и идут в церковь. Встали и посланные, боясь выпустнть его из глаз своих. Когда после продолжительнаго пения, по уставу святой горы, началось чтение, и все сели, посланные за Растко, утомленные долгим путем, заснули. Тогда Растко встал, и произнесши обет иночества пред алтарем, взошел на высокий столб, где совершен был над ним обряд пострижения. Посланных Сербских, когда они проснулись, и не находя подле себя Растко, с угрозами и по- боями требовали его у монахов, юный инок Савва подозвал к столпу и явился им в иноческой одежде. Для уверения родителей, что он жив и уже инок, сбросил со столпа свою мирскую одежду и власы, отъятые при пострижении, которые просил доставить родителям вместе с письмом. В письме он просил не скорбить об нем и не считать его погибшим, а лучше молить Бога, чтобы ради их молитв даровал ему благополучно совершить путь, на который он вступил8.

Вскоре по всей горе разнесся слух, что сын Сербскаго самодержца, оставив своего отца, поселился на Афоне. Все желали видеть его. Когда наступил праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы, настоятель Ватопедскаго монастыря, тогда одного из знаменитейших на Афоне, прий66гласил Савву к себе , и по совету Прота упросил его остаться в своем монастыре.

Пробыв в Ватопеде несколько времени, Савва испросил у игумена благословение осмотреть монастыри Афонские и посетить отшельников, живущих отдельно, дабы принять от них благословение и советы. Игумен дал ему в сопутники некоторых из братий опытных в духовной жизни.

Из монастырей святой горы, которых в XII в. было не менее 60-ти, особенное внимание Саввы обратила на себя Лавра св. Афанасия, знаменитая своим основателем и уставом, в ней сохраняемым. Посетив сию Лавру и другие монастыри, Савва взошел на вершину горы Афонской ; несколько дней и ночей провел здесь в молитве; отсюда он увидел жилища отшельников, поселившихся в боках и у подножия святой горы. Хотя устав общежития и введен был на Афоне св. Афанасием, и усердно поддерживаем был императорами9, но отшельническая жизнь имела многих ревнителей. Одни из отшельников жили совершенно отдельно , другие имели при себе нескольких учеников и назывались игуменами. Посещая сих отшельников, Савва старался изведать их образ жизни, дивился их высоким подвигам, и благодарил Бога, что Он сподобил его видеть таких подвижников. «Хотя, говорит списатель жития св. Саввы, и нельзя сих отцев звать Ангелами, потому что они имеют плоть; но они истинно были человеки Божии. Они свободны были от всего; не занимались ни земледелием, ни виноградниками, ни торговлею ; не имели ни дел, ни забот житейских, но единственным их занятием были молитвы, слезы, всегдашнее прилепление ума к Богу. Иные поселились на высотах вместе с еленями. Открытое небо было для них храмом; Христа зрели в душах своих. Их тесныя кельи были украшены только травою; слух их оглашался шумом дерев и пением птиц; они насыщались чистым и благоуханным воздухом, и всегда веселились божественным желанием. Возвышаясь выше земли и земных попечений, они казались богатее самых великих богачей. Иные скрывались в разщелинах камней и в пропастях земных; иные подобно птицам гнездились на камняхъ морских, терпя дождь и ветры, летом опаляемые зноем, зимою перенося холод. Они были убоги и нищи, дым не подымался от их жилищ; татям нечего было похитить у них, кроме разве власяных рубищ, и те имели они не для покоя тела, а только для прикрытия наготы. Пища их была самая скудная ; иные мало и редко принимали хлеб, другие довольствовались древесными плодами и дикими растениями ; питие их была чистая вола, текущая из горы ».

Зрелище высоких подвигов отшельников, их свободной от всяких земных попечений, и одному Богу посвященной жизни, возбудило в душе Саввы желание для спасения своего избрать этот род иноческой жизни. Жизнь в монастыре, казалось, еще не могла вполне удовлетворить его пламенному стремлению – всецело предаться на служение Господу. Возвратясь в Ватопед, он стал просить у игумена благословения вести жизнь отшельническую. «Чадо! сказал ему опытный в духовной жизни игумен; нельзя не утвердившемуся в первых степенях общего жития послушанием касаться самого верха иночества-молчания и уединенной жизни ; рано тебе жить самому по себе; ни по времени, ни по возрасту тебе не должно искать сего. Все хорошо в свое время». Савва умел подчинить свое желание воле и разсуждению настоятеля и остался в Ватопеде. Здесь он был образцом послушания, готовый служить каждому. Днем служил он телесным нуждам братии ; ночи проводил в молитве; питался только хлебом и водою, и того вкушал мало. Носил одну власяницу только для прикрытия наготы, перенося зимою холод. Ходил всегда босой, и так приучил себя, что не боялся ходить по острым камням. Иногда развозил хлебы пустынникам. Игумен и братия дивились его рвению к подвижнической жизни.

Савва вскоре имел утешение видеть и своего отца на Афоне и разделять с ним труды иночества. Получив весть о пострижении своего сына, родители Саввы сначала неутешно скорбели о нем. Но когда прошли первые порывы скорби, они с умилением размышляли о горячей любви к Господу юного их сына. Двукратно просили они его посетить их, и присылали ему золото. Савва, принимая золото, употреблял его частию на раздачу монастырям св. горы и бедной братии, а особенно на устроение и украшение монастыря Ватопедскаго. Он построил в нем много келлий, также церкви, одну в честь и память Рождества Богородицы, другую во имя св. Иоанна Златоустого, третью на высокой башне во славу Преображения Господня, и исправил многия другия здания, так что назван ктитором обители. Но никак не хотел Савва оставить Афон и на время, напротив самого отца своего убедительно просил, оставив престол жить вместе с ним на Афоне. « Молю тебя, писал Савва к отцу своему, в земном царстве движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы, и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе довершить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Прийми мой добрый совет, и оставив земное царство и богатство, иди путем смирения и вселись со мною в пустыни. Здесь, упразднившись от всего молитвою и постом, ясно уразумеешь Бога. А если не приймешь моего совета, то не надейся более видеть меня в сей жизни ».

Стефан, собравши вельмож и выборных из всего народа, объявил им письмо сына и свое желание последовать ему. Не смотря на все моления и слезы подданных, он марта 25 дня 1195 г. сложил с себя достоинство Великого Жупана, передав его сыну своему Стефану, и вступил в монастырь св. Богородицы Студеница, им основанный. Здесь он был пострижен и назван Симеоном. Супруга его Анна также прнняла иноческий образ с именем Анастасии, и собравши лик черноризиц, упражнялась в посте и молитвах к Богу. Два года пробыл Симеон в монастыре Студеница, потом отправился в Афон; многие из знатных Сербов последовали тудаже за своим царем. Ноября 2 дня 1197 г. прибыл Симеон на Афон, где мог видеть и облобызать своего сына10.

Посетив вместе с Саввою все святогорские монастыри, насладившись беседою с отшельниками и наделив убогих милостынею, Симеон поселился в келлии, выстроенной его сыном. Вместе начали они проходить подвиг иночества, помогая друг другу. « Сын, пишет жизнеописатель Саввы, научал трудам отца, и сам восполнял лишение подвигов престарелого отца, трудясь и постясь и за себя и за отца. Старец, не имея сил сам много трудиться, разделял в душе его подвиги – частыя коленопреклонения и всенощныя бдения. Юноша усугублял труды и пощения за себя и за старца, усугублял и старец слезы и воздыхания за себя и за юношу. Все у них было общее; отець ничего не почитал своим, а все называл сыновним. Когда сын хотел послужить старости своего отца, то Симеон стыдился и отрицался принять его служение. Но блаженный Савва никому не позволял служить отцу своему, кроме себя ». Упражняясь в подвигах благочестия святые подвижники прилагали попечение и о устроении обителей, возстановляли разрушенныя, населяли опустевшия. При входе в святую гору на месте, называемом: Просфора, был прежде монастырь с храмом во имя святаго Сумеона Богоприимца. Сей монастырь был раззорен морскими разбойниками и находился в запустении. Симеон с Саввою, по предложению Ватопедскаго игумена, возобновили монастырь и храм, выстроили высокий пирг и новые келлии, обнесли оградою, насадили виноградники и выпросили у царствовавшаго тогда в Греции императора Алексея Ангела (1195 – 1203 г.), что-бы сей монастырь принадлежал Ватопеду. Много они заботились о украшении сей обители, думая окончить в ней свою жизнь11. Но Господу угодно было, чтобы Симеон и Савва собрали около себя чад духовных в иной обители.

Приходит к Савве один благочестивый старец и советует ему выстроить новый, или возобновить какой нибудь запустевший монастырь с тем, что-бы он уже навсегда принадлежал их отечеству, дабы приходящие на Афон для иноческой жизни Сербы находили себе тут пристанище. Савва и Симеон приняли сию мысль за внушение Божие, и предложили ее Проту и всему собору святой горы, и получив согласие стали избирать место. Ни одно место так не понравилось им, как запустевший монастырь Хиландарь. Савва выпросил этот монастырь у родственника своего императора Алексея Ангела в собственность Сербии12. Щедрыя приношения Стефана Первовенчанного дали возможность скоро устроить сей монастырь. Главная церковь посвящена была воспоминанию Введения во храм Пресвятой Богородицы. Симеон выпросил у сына своего Стефана несколько сел13 в Сербии для содержания Хиландаря. Император Алексей отдал Савве запустевший монастырь Изыг со всеми угодьями, и Хризовулом предоставил Хиландарю право именоваться царским, и ни в избирании игумена, ни в унравлении не зависеть от Прота. Возстановив Хиландарь преподобные Симеон и Савва перешли в него из Ватопеда, но в память, пребывания своего в Ватопеде положили, чтобы Ватопед и Хиландарь по любви составляли как бы один монастырь14.

Преподобный Симеон только восемь месяцев жил в Хиландаре. Чувствуя приближение своей кончины он спешил сделать последния распоряжения, просил сына своего усугубить молитвы за него, по смерти перенесть тело его в Сербию и не забывать Церкви сербской, нуждающейся в попечении. Накануне дня смерти он простился со всею братиею, и отпустил всех кроме сына, прося, что-бы не приходили к нему до утра. Во время ночи, старец, не смотря на слабость, встал с одра, радостно облекся в полное иноческое одеяние, и причастившись св. таин сказал: «слава Богу о всем,» и снова впал в смертный недуг. Савва всю ночь читал в слух его псалтирь. Поутру он вынес своего отца в притвор церковный, и положил на простой рогозине. Братия, окруживши его, рыдали о вечной разлуке с своим Отцем. С трудом поднявши руку, преподобный дал им знак, что-бы они успокоились, и взирая веселым лецем на образ Спасителя и Его Пречистой Матери, он как бы беседовал с кем. Наконец услышали, что он ясно произнес: «всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была последним его словом. Вдруг воздух наполнился благоуханием-это была минута смерти преподобного15. Так мирно о Госноде почил старец, предав душу свою Христу, Которого он возлюбил более всего. Симеон погребен был в монастыре Хиландаре в церкви Пресвятыя Богородицы и положен в мраморном гробе.

Савва, как сам он говорит в своем уставе, с великой скорбию и боязнию принял на себя Хиландарь, оставленный на его попечение заветом отца; потому что братии было очень мало, даже игумен Мефодий с девятью братиями оставил монастырь. Но попечением Саввы монастырь вскоре сравнялся числом иноков с первыми монастырями Афона. Савва перестроил Хиландарь до основания, снабдил книгами, сосудами, иконами, ризами и прочею утварию церковною; обезпечил внешнее содержание братии вкладами, и дал свой устав 16 монастырю.

В сем уставе Савва высказал и свою горячую любовь к Господу и свой взгляд на иноческую жизнь. «Преподобные и богоносные отцы наши, светила всего мира, пишет Савва о начале своего устава, оставили мир, последуя словам Господа, глаголющаго в Евангелии: иже хощет итти по Мне, да отвержется себе и возьмет крест свой и в след Мене да грядет; иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин,– поучающаго презирать плоть, прилежати же о души, вещи безсмертней, и призывающаго к Себе труждающихся и обремененных, и обещающаго им упокоение, нищим духом царство небесное и плачущим утешение безконечное. Слыша такия слова, они оставили мир и все, что в нем, пошли в след Господа и восприяли в свои души начало премудрости страх Господень, и подвизаясь в исполнении заповедей Божиих, плакали день и ночь о душах своих, с радостию претерпевали всякое злострадание и муки ради любви к Нему, распинали и умерщвляли себя ежедневно послушанием и отсечением своей воли и разсуждения. Очистивши всем этим свой ум, душу и сердце, просветились внутри благодатию паче солнца и вселили Христа в свои прекрасныя души, попрали все козни диавола, и как быстрокрылые орлы, возлетели на небо, оставивши нам образ своей добродетельной жизни, дабы все хотящие иночествовать по Боге последовали стопам их. И я грешный, и ленивый, и последний из всех, монах Савва, молю вас, возлюбленные о Христе и духовные братие мои и отцы, уподобимся тем мудрым купцам, которые временное променяли на вечное, отдали все свое имение, вместе с телами и души свои , и за это стяжали безценный бисер-Христа. Поревнуйте мудрым девам, которые наполнили елеем светильники свои и готовые вошли с женихом своим в чертог и радость вечную. Боюсь и трепещу, возлюбленные, что-бы кто из вас не остался за дверьми, как пять других дев, и не услышал онаго страшнаго и грознаго определения : отъидите от Мене, не вем вас. Страшась сего определения и желая услышать вожделенный глас: приидите благословеннии Отца Моего, внидите в радость Господа своего,-смирим себя здесь, братие, да вознесемся там, восплачем здесь, да утешимся там; будем алкать и жаждать здесь, да насытимся там; помилуем здесь, да обретем милостивым Бога там ». Словами Писания показав необходимость терпения (Иак. 1, 2–4. 12. ), добрых дел (2, 19 – 24) и любви к ближним (I Иоан. 1, 4 – 7. 4, 16 – 21, 5, 1 – 3), Савва продолжает: « Сия есть победа, побеждающая 21

мир-вера, надежда, кротость, терпение, горячая молитва со слезами, а паче украшение ангельское, т. е., чистота и целомудрие, послушание с самоукорением, и любовь, по которой сошел к нам Сын Божий. К этому приложите незлобие, не дети бывая умом, но злобою младенчествуя, и, верую в Сына Божия, что вы обрящете милость и живот вечный и здесь неоскудеваемую пищу... Если же кто из вас, братие, ленив, как я окаянный, ленивый, сонливый, немощный, воспряни, возлюбленный, и покайся и помысли о благах, которыя обещал Господь. Вы знаете, возлюбленные, что претерпевшим злострадание уготована от Господа слава и честь , а ленивым, нерадивым и любящим покой телесный-вечная мука. Но как слава мира сего ничто пред славою будущего века, так и мука мира сего ничто пред вечными муками, которых трепещет сам сатана. Помыслив о сем и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, и, отвергши всякую гордость, с кротостию приимите сие истинное слово, могущее спасти души ваши; будьте творцы слова, а не слышатели только. Я написал вам, как должно поступать. Положите это писание, как некое мерило, не только для вас, но и для тех, которые будут после вас в обители ; здесь показано нужное для души и для тела, дабы взирая сюда и исполняя , вы могли проводить непорочно житие ваше, имея помощником Бога и Его Пречестную Матерь нашу Владычицу и Благодетельницу, ходатайствующую о душах наших к Сыну Своему. Стремитесь всегда к лучшему, не уклоняйтесь, ни на десно ни на лево, но, по силе, как кто может, теките царским путем. Блажен ты и добро тебе будет тщащемуся пройти сквозь тесныя врата и прискорбным путем; вводящим в живот вечный. Друг друга любите, друг другу покаряйтесь, друг друга тяготы носите, все единомысленно повинуйтесь вашему предстоятелю игумену. Вспоминайте в молитвах ваших в Бозе почившаго отца вашего и наставника Симеона, не забывайте и мое недостоинство. Поступая так, истинно говорю вам, свидетельствуясь Христом, что не постыдными обрящетесь на страшном суде и получите вечныя блага. Благодать и мир Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди всегда со всеми вами во веки».

Устав, данный Саввою, обнимал и порядок Богослужения и порядок жизни и управления монастырскаго. Хиландарь должен быть общежительным. Монахам не позволялось иметь собственности даже и одной медницы; пищею должны были довольствоваться общею, по келлиям не дозволялось ни готовить, ни держать ничего съестного. Первая одежда поступающему в обитель выдавалась монастырская, а потом даваемы были деньги каждому на одежду. Савва признавал лучшим, если по два брата будут жить вместе, но прислугу иметь запрещал, только к больным, для которых назначалась особая келлия, приставляем был брат или два для служения. Ежедневно братия должна исповедывать свои грехи игумену, если он есть и духовник, по установлению Саввы. Игумен должен всех обще и каждаго отдельно научать и наставлять на путь спасения. Если же он сам не принимает на исповедь, то выбрать другого брата из своей обители, или ближайшей, который бы мог быть отцем духовным для всех. Исповедь должна быть приносима в одно время, когда начнется утреннее славословие; не бывшие в это время в монастыре, по какому либо послушанию, должны исповедываться после повечерия. Те помыслы, которые и днем и ночью безпокоят инока, приражаются и опять отражаются, можно прощать и простому священнику, назначенному игуменом для сего. Но если помыслы остаются долго, причиняют брань, и крепко смущают, то о таких помыслах должно открывать игумену и он подаст приличное врачевство. Исповедующийся не должен скрывать и малаго, но откровенно все объявлят. Впадши в согрешение, не должно обвинять друг друга или ссылаться на какой либо случай ; это не покаяние; нужно откровенно сознавать свою вину, и очищаться покаянием. Отрекающиеся от исповеди не только не должны быть допущаемы до причащения, но их должно изгонять из монастыря, как отсекают член согнивший. Для такого монаха пребывание в монастыре послужит ко вреду, а не к пользе. Как больной, не показывающий своей раны врачу, не может получить изцеления ея, так и не исповедующийся не получит изцеления своей души. Напротив душа, помышляющая о исповеди, ею, как уздою, удерживается от грехов. Те, которые чувствуют себя очистившимися от скверных помыслов и от гнева, роптания, печали и обиды, лжи и смеха, памятозлобия, ярости, сквернословия и сим подобнаго, по установлению Саввы, могут приобщаться святых Таин три раза в неделю. Если же кто впадает в сии греховныя сграсти и движения, и скоро очищается исповедию и покаянием: тот пусть причащается однажды, или дважды в седмицу. Впрочем все более зависит от воли игумена или отца духовного, который должен быть один для всей братии. Игумен, эконом , экклисиарх избираются согласием десяти или двадцати старейших братий без всякаго участия начальства прочих монастырей афонских. Если кто приходил в монастырь из лиц известных, прося пострижения, то дозволялось его вскоре постригать ; а если лице неизвестное, то не прежде шести месяцев после того, как его способность к иноческой жизни будет изведана. Празднословие запрещалось ; сидит ли в келлии брат или трудится в общей работе, он должен иметь в устах молитву и церковные песни. Покорность игумену, взаимная любовь и согласие, усердное исполнение возложенного на каждаго дела, должны быть непременною обязанностию каждого инока.

Подле монастыря Савва устроил гостинницу для принятия странных, нищих и немощных, которых повелъвал игумену снабжать одеждою и обувью, хлебом, вином и сочивом от трапезы братской, умерших погребать по христиански17.

Дабы типик сей не был забываем братиею, Савва завещал читать его по субботам за трапезою, а на память ктитора прочитывать весь в церкви: « Все, пишет Савва в конце типика, что не служит ко спасению, да будет изгнано от вас! Не предпочтите, о чада и братие ! временного вечному, страсти -добродетели. Из преданного вам ничто не превышает сил ваших. Только хотя не много употребим усилия – и помощь Божия близка. Мы оставили мир и пришли сюда не для покоя, но для подвига и труда по силам нашим, имея в виду обетованныя блага. Ибо царствие Божие нудится, и преданный лености и сну не победит врага; в царствие Божие войдет только тот, кто трезвится, бдит, терпит скорби и болезни подвигов с благодарностию. Посему молю вас всех, живите достойно звания вашего. Представьте тела ваши Господу чистыми от всякой страсти плотской, а душу от всех скверных помышлений и воспоминаний и злых намерений. Помышляйте и творите то, что угодно Богу. Сохраните неизменно все, что слышали и чему научились от меня , в пользу вам и спасение душевное, в утверждение, и да скажу, всем в успокоение и в похвалу и украшение отцу моему пред лицем Господним. В сем типике я показал и вину всех соблазнов, изложил ясно наставления, дабы по отшествии моем не нашел в вас места враг душ наших и не сокрушил того, что со многим потом и трудом во спасение душ ваших, с помощию Божиею добре возграждено и украшено. Знаю, что у начальника злобы никогда не оскудеют поводы влагать в вас развращенные и злые помыслы. Но вы все, будучи просвещены Божиею благодатию и наставлением божественного Писания, знаете его козни, и научились, как им противиться и их отгонять; станьте твердо против его злобы; игумен да поучает вас братски ; и вы вразумляйте друг друга. Неразумный да вразумляется от хорошо знающего; ненаученный и невежда да научается от разумевающего , и таким образом о Святом Духе, сочетаваясь друг с другом любовию, и один от другого утверждаясь на ополчение духовное и спасительное, соблюдетесь всегда невредимыми ; враг посрамится и обличится ; вы же спасайтесь и смиряйтесь и пребывайте в чистоте все дни живота вашего ».

По приведении в устройство Хиландаря, Савва захотел привести в исполнение свое давнишнее желание жить в безмолвии. «Пребых, пишет он в своем уставе, в монастыри, дóндеже собрася о Господе стадо не мало, помогающей немощи моей Владычице нашей Богородице и Наставнице. И егда пребывах, от многих попечений о вас, забывах своя преумноженныя согрешения ; и помыслих в себе: подобает уже попещися и о своих согрешениих; и исшед затворих себе седалище».

Место для безмолвия Савва избрал себе в Карее. Выстроив прежде там несколько келлий для игумена Хиландарскаго и братии , когда они по нуждам монастырским будут приходить сюда, Савва и для себя у Ораховицы выстроил келлию, и при ней храм во имя св. Саввы Освященного. Здесь заключился он с тремя братиями, которые должны были совершать церковную службу. В сей безмолвной келлии Савва усилил свои подвиги: тело свое он умерщвлял всенощными бдениями, частыми коленопреклонениями, поклонами и постом ; от непрестаннаго поста так ссохлось чрево его, что пост сделался для него необходимостию. Душевные страсти он искоренял постоянною памятию о смерти, все помышления свои устремляя ко Христу. Среди подвигов самоумерщвления Савва не оставлял и внешних дел христианской любви. Имел л кто из пустынников нужду в чем либо потребном, хотел ли кто строить дом или корабль, искал ли кто покрова в нищете и бедствии, – все прибегали к нему и получали успокоение. Он искупал пленных иноков, возстановлял монастыри; так он возстановил Каракал и Кемропотам, раззоренные пиратами ; помогал окончить начатые здания; так он довершил монастырь Филофей.

Написав устав для Хнландаря по началам общежития, Савва паписал и для своей келлии устав по началам отшельнической жизни. Келлия Саввы в Карее, хотя причислялась к монастырю, но по управлению должна быть не зависима от игумена. Брат, поселенный в сей келлии , по общему избранию иноков , долже уже оставаться в ней до кончины своей. Сверх обычнаго богослужения каждый день должен быть прочитываем весь псалтирь и совершаемы особые поклоны при конце каждой службы. В субботы и недели должна быть совершаема литургия , и на утрени положено прочитать Евангелиста. В пять дней недели положено по одному разу в день вкушать пищу, и то в понедельник, среду и пяток, без масла и вина. Собственность келлии должна оставаться неприкосновенною18.

Во время безмолвия в Карее Савва написал и жизнь своего отца -преподобного Симеона19. Сильно он желал и пламенно об этом молил Бога, чтобы ему дано было какое нибудь извещение об его отце. И в одну ночь ему явился преподобный Симеон в лике святых, украшенный небесною славою, утешил его извещением, о своей блаженной участи, обещал и ему подобное блаженство, предсказав, что прежде он еще должен совершить для блага своих единоземцев . Со слезами радости, возблагодаривши Господа и своего родителя за то, что получил такое утешительное извещение, Савва с дерзновением истинной любви стал молить Господа, чтобы Он открыл святыя мощи отца его и для других. В уповании на милость Господа, он призывает Прота и других игуменов св. горы с богобоязненными старцами, чтобы совершить поминовение об отце своем в день памяти его. Собралось множество званных и не званных, так что едва помещались в монастыре. По совершении обычного псалмопения, после вечерни, блаженный Савва попросил Прота совершить утреннее пение в церкви при самом гробе отца. И в то время, когда братия пошла отдохнуть, Савва взошел на столп, и там всю ночь провел в молитв усердно прося Господа, чтобы Он прославил его отца.

Во время утрени, когда Прот совершал обычное пение и приносил молитвы о упокоении Симеона, церковь вдруг наполнилась благоуханием; слышали, как будто тихий ветер исходил из гроба святаго. Близ стоящие увидели, что мраморный гроб преподобного Симеона весь наполнился мира. Полные удивления и ужаса присутствовавшие во храме, оставив утреннее пение, со страхом восклицали: Господи помилуй! Тогда Прот призвал Савву. Прославив вместе Господа, они помазались сим миром. Одержимые духами нечистыми и различными болезнями от прикосновения ко гробу и помазания святым миром получал изцеление. И не только от мощей, но и от стенного изображения преподобного Симеона истекало миро. Желая преподать утешение и своему отечеству, св. Савва наполнил в сосуд сим миром, и послал его к брату своему Стефану.

Сербия находилась тогда в самом горестном положении. Оставляя престол, Стефан Неманя назначил преемником своим сына своего Стефана20. Честолюбивый брат его Волкан при помощи Венгров отнял у брата Далматию и Диоклию и объявил себя королем. Стефану оставалась одна Сербия с титулом Великого Жупана. Но враги хотели отнять у него и последние владения. Стефан с трудом отражал нападения ; земля сербская страдала ; кровь ея сынов проливалась; опустошались поля , сожигаемы были селения. В таком несчастном положении Стефан писал к брату своему Савве , чтобы он для спасения земли Сербской перенес мощи святого отца их в Сербию. « По отшествии вашем, писал Стефан , земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными ; враги наши одолели нас ; и по взаимной ненависти мы сделались позором для соседей наших. Может быть, вашими молитвами святыми, вашим пришествием к нам, Всемилостивый Бог умилосердится над нами, соберет во едино разсеянных и посрамит противников».

Св. Савва не мог остаться равнодушным к скорби брата и бедствиям отечества тем более, что торжество Волкана угрожало притеснением православию в Серби. Волкан для достижения своих честолюбивых замыслов подчинился папе, распоряжавшему тогда силами всей 3. Европы. В его владениях был собор под председательством папских легатов, на котором приняты некоторые правила Западной Церкви21 . Папа убеждал также усильно и венгерского короля, чтобы он ввел римскую веру и обычаи в Сербию22. Сам Стефан, вынужденный трудными обстоятельствами обращался к папе с изъявлением покорности и просил у него короны и послов для устроения дел церковных23. Савва, тогда уже облеченный саном священства и титулом архимандрита24, берет с собою мощи отца своего и отправляется в Сербию. С священным торжеством встречены были мощи Симеона и положены в мраморном гробе, в монастырь Студеница. Савва с афонскими иноками остался в сем монастыре до дня памяти преподобного Симеона. В сей день усердными молитвами Савва испросил у Господа такое же излияние мира от мощей Симеона и его изображения, как и в святой горе, к неописанной радости всех ублажавших его память. При сем блаженный Савва предложил народу слово, в котором прославив Бога, явившего Свою неизреченную милость в чудесном прославлении мощей и изображения преподобного Симеона, остановил свою мысль на том, что сие прославление не для праведника, потому что он не имеет нужды в сем, наслаждаясь вечным блаженством, и тело его, как от земли взятое, не требует прославления, но для нас , т. е. для того, чтобы мы видели, как благий Бог вознаграждает любовь нашу к Нему. Савва убеждал всех подражать добродетелям преподобного Симеона, угрожая грешникам и нечестивым страшным судом Божиим. Его слово произвело глубокое назидание. После сего преподобный Савва хотел возвратиться в святую гору; но Стефан заклинал его именем отца, чтобы он не удалялся из Сербии с братьями афонскими. Уступая сей просьбе, Савва остался архимандритом в монастыре Студеница, который назван Лаврою св. Симеона.

Оставив пустыню, Савва не оставил пустыннаго образа жизни, а еще увеличил свои труды, изнуряя плоть свою постом и нощными стояниями. К подвигам иноческим он присовокупил труды апостольские. Проходя по всей стране своего отечества, он проповедывал слово Божие, учил правому исповеданию Святои Троицы, с великою ревностию старался противодействовать введению и распространению мнений Западной Церкви25, уничтожал и другия ереси, против которых действовал еще отец его; вводил церковный устав и порядок в службе, утверждал добрыя нравы, устроял обители, сам служа для иноков примером; построил много церквей, да на всяком месте славится имя Божие. Между братьями Стефаном и Волканом, по его советам и убеждениям, водворился мир; и вскоре, по смерти Волкана, Стефан сделался единодержавным правителем всей Сербии. В это время начали строить храм Вознесения Господня в Жичах, где была кафедра епископа и в последствии архиепископская. Однажды Савва, пришедши с своим братом Стефаном посмотреть строение храма, увидел здесь человека разслабленного всеми членами, котораго положили на пути, чтобы святый видя его дал ему милостыню. Савва шел, поя псалмы Давида, и при виде разслабленного прослезился, размышляя о бренности человека. Потом, вознесши усердную молитву к Господу, сказал разслабленному: «о имени Господа Иисуса Христа, чадо, тебе глаголю, востани и ходи со всякою крепостию». Разслабленный встал здрав, благодаря Бога и св. Савву, и напутствованный наставлением пошел в свой дом. Когда пронесся слух об исцелении разслабленнаго, все стали приносить к Савве недужных и полагали у ног его; он возлагал на каждого из них руки и исцелял их молитвою. А когда был в монастыре своем, то приказывал больных приносить ко гробу отца своего и помазывала, муром от святых мощей и больные получали исцеление. Сын был дивен отцем и отец прославляем сыном. Савва служил утешением и защитою для своего отечества. От самодержца Стефана до последняго селянина все в Сербии с глубоким уважением произносили его имя; все жаждали насладиться сладкой его беседы.

Но убегая славы человеческой, св. Савва тяготился ею здесь и мыслил удалиться на Афон, страшась, чтобы эта временная почесть не заменила вечной. Вспоминая свое прежнее « распятое » житие во святой горе, он скорбел о пустынных подвигах, и не могши долее сносить скорби о жизни на Афоне, Савва, устроив монастырь и давши братии игумена, ушел из своей обители. Огорченному разлукой с ним Стефану он сказал: « если Богу угодно, я опять к вам возвращусь». Прибыв в святую гору, Савва поселился в Карее в прежней своей келлии, и возобновил свои прежние труды и подвиги.

Между тем святое миро, которое обыкновенно истекало от мощей преподобнаго Симеона, перестало исходить. Стефан скорбел, почитая это знамением гнева Божия за грехи свои и людей своих, и ожидал наказания с неба. Испытывая свою совесть, скорбел, болезновал, возносил усердные молитвы к Богу и своему преподобному отцу, раздавал богатые милостыни, но миро не истекало. Не находя ни в чем утешения для сердца своего, он послал к святому Савве на Афон, моля его прийдти и испросить излития мира. Но Савва, не желая лишиться сладости пустынного и безмолвного жития, а более всего, бегая славы человеческой, не склонился на слезные просьбы брата, а только написал к преподобному отцу своему, как к живому, молебное послание: «Ради нашей смиренной мольбы, преподобный отче, прости согрешение пред Богом и ослушание пред тобою чад твоих, источи миро от святой раки твоей, как и прежде, и умастив им, возвесели чад твоих и людей твоих, да избавятся от скорби. И если, будучи еще во плоти, истинно обещался ты послушать меня, как я тебя, и отходя к Богу ты говорил, что не оставишь меня своими молитвами то ныне; покажи твою отеческую любовь, послушай меня, как прежде чувственным ухом, так ныне духовным, да не посрамлюсь, да не лишусь моей надежды. Моли о нас, отче! в святых твоих ко Господу молитвах». Сие послание к родителю и другое утешительное послание к брату отправил Савва в Сербию с одним из своих учеников, иеромонахом Иларионом, назначив ему день, когда он должен отслужить Литургию, и после молитвы к Богу и преподобному Симеону прочитать пред гробом преподобного послание, не давая его наперед никому читать. Посланный поступил, как ему было приказано. Отслужив Божественную Литургию старец Иларион во всем священном облачении, держа в руке кадило и послание святого Саввы, подходит к гробу преподобного Симеона при пении стихов в честь его. При гробе стояли Стефан, обливающийся слезами, игумен с братиею и множество народа. Старец покадил гроб святого и поклонившись ему, с благоговением в слух всех начал читат послание Саввы. Едва кончил он чтение послания, гроб преподобного Симеона вдруг наполнился миром в таком изобилии, что не успели собирать его в сосуды, оно изливалось на помост церковный и наполнило благоуханием весь храм. Не только от святых мощей, но и от всех иконных изображений преподобного Симеона истекало миро. Все от самодержца до последнего нищего мазались сим миром и брали в сосуды, чтобы отнесть в свои домы. Господу угодно было, чтобы Савва соединился с своимотечеством более тесным союзом, как первосвятитель Церкви сербской. Превозмогающее влияние римской Церкви на гражданское и церковное состояние Сербии, особенно усилившееся со времени завоевания Константинополя крестоносцами, заставляло Савву с опасением смотреть на будущую участь Церкви в своем отечестве. Православного патриарха в Константинополе не было; между тем Церковь сербская привыкла сноситься с ним. Латинский патриарх Константинополя силился утвердить власть свою и над Сербией. Есть сказание, что сам Стефан, трепетавший за свой трон, вступив около 1217 г. в брак с внучкою венецианского Дожа Дандоло, принял по ея внушению корону от папы26, и этимпоступком, если не совершенно предался римской Церкви, по крайней мере поставил себя в некоторую зависимость от римского двора27. В 1220 году он отправил епископа Мефодия к папе Гонорию ИИИ-му для испрошения у него благословения28. Савва, будучи по делам монастырским у императора греческого Феодора Ласкаря в Никее, раскрыл пред ним и пред патриархом Германом состояние Церкви в своем отечестве и просил назначить в Сербию архиепископа с независимою властию. Император и патриарх убедили Савву самого принять сан архиепископа и Савва посвящен был в архиепископа сербского патриархом Германом в 1222 году29. Один добродетельный муж видел и после передал патриарху, что когда рукополагали св. Савву, то свет небесный сошел на него и озарил его так, что он сделался как бы огненным и световидным. Патриарх Герман, в уважение затруднительных обстоятельств, грамотою, подтвержденною императором, дал право архиепископам сербским поставляться от своих епископов, и по смутным обстоятельствам того времени, лично Савве предоставил право надзора в областях, подлежащих кафедре патриарха Константинопольского30. Наставленный патриархом в правилах церковных и напутствованный благословением его и милостями царскими отправился он из Никеи. Но прежде, нежели направил путь свой в Сербию, он еще раз посетил Афон.

Немало слез пролил св. Савва, разлучаясь с св. горою. Он вспоминал свое мирное, безмятежное житие на Афоне, свободное от всякого разсеяния, посвященное единственно молитве и богомыслию. С скорбию и грустию совершал он путь свой с иноками, которых взял на Афон для постановления в епископы своему отечеству. Он молил Бога известит его, благоугоден ли Ему путь его. В сию же ночь, когда он утружденный путешествием лег отдохнуть, явилась ему во сне Пресвятая Богородица и сказала: « встань и иди усердно на дело, на которое ты избран, не колеблясь сомнениями; ибо все тебе будет споспешествовать во благое ». Возстав от сна, Савва полный радости, славя Бога, продолжал путь свой. На самой границе отечества встречен был он сыновьями Стефана, который сам был болен. Савва, пришедши, возложил на него руки, и Стефан вдруг получил облегчение, встал совершенно здоровым и разделил трапезу с братом своим. Итак для Сербии была сугубая радость в исцелении государя и в пришествии архиепископа.

Первым делом пастырской заботливости Саввы было умножение числа епископов. Для утверждения православия и удобнейшого надзора за делами Церкви он разделил Сербию на 12-ть епархий. Все епархии наиболее назывались по именам монастырей, а не городов, потому что епископы имели пребывание в монастырях31. Так как на пастырях Церкви лежала главная обязанность вразумлять и научать народ, то Савва, прежде всего, поучал их самих быть примером и образцем стаду своему. Сам Савва каждый воскресныи и праздничный день предлагал народу поучения. Бог, дивный во святых Своих, прославлял Своего угодника. Всякой раз, когда Савва совершая службу в той церкви, где лежали мощи преподобного Симеона, приходил кадить ему, из святых мощей его истекало миро. Такое очевидное знамение благоволения Божия было поучительным для всех предстоящих; все возбуждались к повиновению и послушанию св. Савве.

Св. Савва заботился об устроении и украшении

храмов в своем отечестве. С особенным великолепием он украсил давно уже начатый постройкою храм Вознесения в Жичах, вызвав для сего художников из Константниополя. Когда храм был довершен и освящен, Савва короновал брата своего венцем, полученным от греческого императора, помазал его святым миром и одел в багряницу. На другой день назначено было новое собрание. Целию собрания

было испытать, все ли правильно исповедуют святую веру, обличить и опровергнуть вкравшияся заблуждения и утвердить православие. Св. Савва требовал, чтобы все исповедали публично свою веру. Для сего во время литургии по прочтении Евангелия св. Савва сперва сам произнес

символ веры член за членом, за ним повторяли все предстоящие, начиная с короля до последнего подданного. Сие было совершено троекратно. Послн сего св. Савва произнес еще исповедание о признании соборов, св. Отцев, о почитании св. креста и св. икон, о присутствии в таинстве Евхаристии тела и крови Христовой. Это исповедание, очевидно, направлено было против распространявшихся тогда в Сербии мнений павликианских. Предстоящие повторили за св. Саввою и сие исповедание. Божественная литургия кончилась уже вечером. На другой и третий день Савва опять призывал народ в Жичи, давал различные наставления и заключил следующими словами: « ни добрая жизнь без истинной веры не может нам принести пользы; ни правая вера без добрых дел не может нас привести к Богу; нужно, чтобы то и другое было соединено вместе, дабы был совершен Божий человек; ибо вера спасает тогда, когда она любовию споспешествуется ». После сего отпустил свою паству в домы свои. Тех же, которые признались в ереси, он оставил на некоторое время у себя, и научив их истинной вере, не крещенных крестил; равно крестивщихся от священников римской Церкви помазывал миром. А упорно державшиеся еретических мнений были предаваемы проклятию и изгонялись из отечества.

Так как в Сербии в то время было много браков, которые заключены были без благословения церковного, то св. Савва разослал по всей стране священников венчать тех, которые жили в брачном союзе без благословения, и воспретил вперед такие браки32. И св. Савва сам 43

обходил свою паству, утверждал повсюду православную веру, возбуждал всех к покаянию, учил добродетельной жизни, собирал иноков в монастыри и предавал им хранить законный устав, и при помощи Божией, под управлением двух братьев, со дня на день более и более возрастало благочестие в Сербии.

Среди сих мирных занятий, Сербия возмущена была неприязненными действиями короля венгерского Андрея ИИ-го. Он прислал послов с объявлением войны. Для примирения его с Стефаном, св. Савва сам отправился в Венгрию. Когда одни убеждения его не могли склонить к миру Андрея, Савва действовал силою чудес и успел остановить войну, склонив к православию самого короля, державшагося латинской Церкви33. По возвращении в свою страну, св. Савва вскоре оплакал кончину брата своего Стефана, облекши его пред отшествием из сего мира в ангельский  

образ и в день воскресения Христова 1230 г. короновал старшего сына Стефанова34 Радослова.

Пробыв с ним не много времени, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание поклониться святому гробу Христа Спасителя и посетить другие святые места. Тщетны были просьбы короля и всех знатных духовных и светских лиц, чтобы он остался в земле своей. Он только утешил их обещанием опять возвратиться к ним. В Далмации сел он на корабль, и хранимый Богом скоро достиг святого града. Горячими слезами оросил гроб Господа Иисуса и св. Голгофу. С честию и радостию он был принят патриархом Афанасием. На другой день вместе с ним совершил он в церкви Воскресения Христова св. Литургию. Сделав богатые пожертвования в храм и раздав обильную милостыню нищим, отправился для посещения и других святых мест. Ходил на Иордан, был в монастыр св. Герасима, в Лаврах св. Саввы Освященного, св. Евфимия и св. Феодосия, отсюда прошел в Назарет, всходил на Фавор, обошел все монастыри палестинские, посещал пустынников и живущих в безмолвии, вступал с ними в духовные беседы. Собирал св. мощи, одежды и сосуды церковные. Посетив снова Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел на корабль и благополучно прибыл в Никею, где, по смерти Феодора Ласкаря (1222 г.), царствовал тогда Иоанн Ватац. Он с честию и любовию принял Савву и часто беседовал с ним о святых местах, которые посетил он.

Из Никеи на царском судне с данными от императора проводниками, св. Савва отправился в последний раз на Афон, и чрез Солун возвратился в отечество.

Потом св. Савва предпринял еще раз путешествие по земле своей. Утверждал повсюду истинную веру, в монастырях вводил лучшее из того, что видел в обителях палестинских и других. Вельможам и богатым внушал не уповать на свое богатство и быть милостивыми; воинов научал остерегаться от обид, неправд и хищения, и быть довольними своими оброки. Всех вообще утверждал в вере и любви к Богу и ближним ; учил не воздавать злом за зло, раздроблять алчущим хлебы, нищих и безкровных вводить в домы, покрывать нагих; со слезами умолял всех хранить целомудрие и бегать нечистоты телесной, возбуждал всех к покаянию, говоря; «обличим здесь грехи наши, чтобы не давать ответа в них в будущей жизни». Убеждал миловать вдовиц и всех нищих, защищать обиженных, искупать из рабства.

Между тем недовольные правлением Радослава возмутились против него. Низверженный прибег к святому Савве, как к отцу своему, и утешенный его беседою облечен был в  

иноческий образ. А на его место св. Савва венчал младшего брата его Владислава и избрал ему в супругу дочь Асана, царя болгарского. Сей новый государь также жил с ним в мире и любви, и все их старания и труды получали успех. Св. Савва, видя, что в Сербии законы утвердились, благочестие водворено, и она наслаждается миром, помыслил оставить престол святительский. Объявил свою волю епископам своей страны, посвятил на место себя в архиепископы иеромонаха Арсения, мужа праведного, незлобивого и богобоязненного, и преподав всем мир и благословение отправился снова в святую землю. В Диоклитии он нашел корабль, плывущий в Акру и сел на него. Плавание их сначала было благополучно, но в один день поднялас буря, подул противный ветр, наступил мрак; находящиеся на корабле лишились всякой надежды на спасение, и ожидали смерти. Но св. Савва усердною молитвою утишил бурю, и корабль благополучно приплыл к городу Акре. Святый остановился в городе в монастыре св. Георгия, приписанном к Лавре св. Саввы Освященного, который он в первое пребывание свое выкупил у латинян и возвратил Лавре. Из Акры он отправился в Кесарию, оттуда в Иоппию, и отсюда в другой раз прибыл в город Иерусалим, посетил монастырь св. Иоанна Богослова, который он прежде выкупил у Срацын; и приняв благословение от патриарха Афанасия, отправился в Александрию. Там молился с умилением в церкви Апостола и Евангелиста Марка, в церкви безсребренников Кира и Иоанна и великомученика Мины. Патриарх Александрийский дал св. Савве проводников, хорошо знающих пустыню, чтобы он мог видеть всех там живущих отшельников. Савва посетил отцев, живших в Мареоте и на границе Ливии, вступал с ними в духовные беседы. Был в Фиваиде и других святых местах, предпринял путь на синайскую гору. Поклонился на том месте, где явился Бог Моисею в купине; восходил на самый верх горы, где Господь дал Моисею Закон. В синайском монастыре он пробыл целую четыредесятницу; всякую субботу восходил на верх горы, и в песнях и молитвах совершал там с вечера на день воскресения всенощное стояние, а на утро божественную литургию, и опять сходил в монастырь к братии. По окончании сего странствования снова возвратился в Иерусалим. Отсюда отправился в Антиохию. Там с любовию принят был патриархом и имел с ним поучительную беседу ; отсюда он ходил в монастырь святого Симеона Дивногорца, потом отправился в Армению, ища мощей святых. Прошедши Армению и Турецкие владения, сел на корабль, идущий в Константинополь. Из Константинополя отправился в Болгарию, желая видеться с своим родственником Асаном, царем болгарским, который выслал вельмож на встречу св. Савве, и когда св. Савва прибыл в Тернов, сделал великое торжество.

Здесь промыслом Божиим предназначено было св. Савве окончить дни земного своего странствования. Сделавшись болен, он предузнал свое отшествие к Богу и призвав учеников своих, распределил святыню и церковные сокровища, которые собрал в путешествии; одну часть велел доставить в архиепископию сербскую, а другую в монастырь студеницкий. Написал послание, в котором преподавал мир и благословение королю Владиславу и преемнику своему архиепископу Арсению. Остальное отдав патриарху болгарскому Иоакиму, святый ожидал часа смертного. В полночь, на день светлого Воскресения св. Савва, причастившись Святых Таин, сказал: « слава Богу и всем,» и благодаря Бога, в руки Его предал дух свой (1237 г.). Патриарх с епископами, игуменами и начальниками города, пришедши погребсти тело его, недоумевал, где положит его, потому что св. Савва ничего об этом не приказывал. Царь велел положить его в созданном им монастыре, в церкви сорока Мучеников ; повелел украсить гроб его, сделав над ним свещники и лампады в честь святого, чтобы горел огонь постоянно.

Прошел год после того, как тело св. Саввы положено было в городе Тернове в недра земли. Преемник архиепископского престола св. Саввы Арсений стал говорить королю Владиславу: «стыдно нам пред Богом и людьми оставить святого отца нашего, равноапостольного учителя, который подъял многие подвиги и безчисленные труды для сербской земли, устроил и возвеличил ее, оставить в чужой земле; нужно позаботиться о перенесении останков его в свое отечество. Король рад был такому совету и послал к своему тестю знатнейших сановников просить мощей св. Саввы. Два раза Асан отказывал в просьбе своего зятя, жалея разстаться с мощами св. Саввы, наконец сам Владислав прибыл лично просить их у Асана, и близ самого гроба святого, со слезами молил святого преклонить сердце царя к исполнению его просьбы. Молитва его была услышана. Ночью Ангел Божий явился во сне царю в образе святого, повелевая отпустить мощи св. Саввы в отечество. И Асан позволил Владиславу взять мощи святого. Приступая к перенесению, совершили службу о памяти Саввы, открыли гроб его и увидели его тело целым и невредимым, как бы он спал; по всей Церкви разливалось благоухание. Не только тело, но и доски, и перст в гробе находящаяся, издавали благоухание и подавали изцеление. Жители города стекалис видеть святого и прикосновением к святым его мощам получали изцеление, одержимые духами нечистыми получали от них освобождение, хромые стали ходить, глухие слышать. Так как от множества народа не льзя было подойдти к мощам его, то брали перст, бывшую во гробе, и призывая святого прилагали к больным местам, и все получали изцеление. Владислав, боясь, чтобы Асан передумав не оставил у себя мощей, спешил перенести их скорее в отечество. С торжеством были несены сии мощи в Сербию. Владислав шел пред ними, как некогда Давид пред кивотом, прославляя и хваля Бога. На сретение их, вышел архиепископ Арсений с епископами и игуменами. С верою притекающим к мощам Бог неоскудно посылал благодать. Многие больные получали изцеление. С радостию воспевая псалмы и песни, несли гроб святого и пришедши в монастырь, выстроенный самим Владиславом на месте, называемом Милешева35, там в церкви Вознесесения в богатом гробе положили святого. Не много спустя времени одному богобоязненному и благоговейному мужу, жившему в монастыре, св. Савва явился во сне, приказывая вынуть свои мощи и положить в церкви открыто. Много чудес и после было совершаемо от мощей святого. Он с отцем своим преподобным Симеоном был покровом для сербской земли. «Являются они, говорит списатель жития св. Саввы, как современный свидетель, и пред полками сербскими на помощь, во время брани. Многие из воинов говорят, чго мы видели св. Симеона и св. Савву, одного в смиренном иноческом одеянии, другого, в светлом архиепископском облачении. Многих неприятелей, нападавших, с посрамлением обращали в бегство, а других до конца истребляли ».

До 1595 года мощи св. Саввы лежали в монастыре Милешеве. Область, где лежали они, называлась воеводством св. Саввы, и начальники сей области называли себя стражами гроба св. Саввы.

В 1595 г. Синан, Верховный Визирь оттоманской империи, взявши сей монастырь, велел принести мощи св. Саввы в Белград и там предал огню. Пишут, что как скоро пламя коснулось св. тела, от самого костра даже до неба простерся столп, подобно радуге сияющий разными цвегами. Казнь Божия не замедлила постигнуть поругателя святыни. Победоносный доселе вождь турецкий малым числом Болгаров и Сербов был разбит и обращен в бегство. И когда он вздумал испытать свое воинское счастие в войне с Сигизмундом Трансильванским, то вторично разбитый постыдно кончил свою жизнь36. Жители Белграда из благоговения к св. Савве оградили то место, на котором были сожжены мощи его; но в 1716 году ограда была сломана и место истоптано войсками турецкими и немецкими37 .

Заключим обозрение жизни первого архиепископа Церкви сербской древними песнопениями, от нея посвященными святому архипастырю:

« Пути, вводящаго в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель бысть. Первее бо пришед, святителю Савво, отечество си просвети, породив Духом Святым, яко древа маслична, всеосвященная ти чада. Тем, яко и Апостолом и Святителем сопрестольна чтуще тя, молим, дароват нам велию милость (Тропарь)».

«Избранного от пелен Христовою благодатию и возлюбленного от юности Божиим Духом, девственное процветение Саввы блаженного, похвальные венцы вернии, ныне исплетше и божественную главу ныне венчавше зовем: радуйся отче, Божие обиталище (Кондак)»!38.

* * *

1

Память святаго Саввы празднуется 12 января и, вместе с отцем его преподобным Симеоном Муроточивым, 13 февраля. В собственноручной псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании св. Савве сербскому (14 января). Западная Церковь также признает Савву в числе, святых, и празднует память его 14 января.

2

Житие Саввы часто встречается в наших рукописях. Мы пользовались рукописью Лаврской библ. N 9-й в л. XV в. Надобно заметить, что список жития Саввы сербскаго, из которого делает выписки г. ШаФарик, отличен от наших списков, хотя и на наших списках всюду встречается надпись « списано монахом Дометианом». Дометиан был духовником и игуменом Хиландарскаго монастыря на Афоне. Феодор Грамматик называет его "истым книголюбцем и великимм Боголюбцем». (Калайд. Иоанн Болгар. стр. 164. 165). Свидтеельства византийских и западных писателей о св. Савве собраны Ассеманом в Calend. uniwers. Ессlеs.Tom. V и VI; но они не имеют болышой важности.

3

Св. Савва в житии своего отца пишет: «и воздвиже погибшую свою, дедину, и приобрете от Поморские земле Зету и с градовы, а от Рабна Пилота оба, а от Гречьские земле Патково, Хвостно все и Подримие, Кострьц, Дрьжьковнну, Ситннцу,Лаб, Лнп- лян, Гльбочнцу, Реке, Ушку и Поморавие, Загрьлату, Левче, Белицу. То вса мудростию и трудом своим сия вся приобрете, погибшую некогда от насилия своее ему дедииы».(Слав. Древн. Шаф. Ч. II. к. I. стр. 351). Из жития св. Саввы, писаннаго Дометианом, видим, что под дединою разумеются Дуклянские и ИИоморские Жупы (Там же, стр. 352, 412, 418, 453.).

4

Раича Истор. Слав. нар. Ч. II. стр. 332. Христ. Чт. 1848 г. Ч. I. 259.

5

Супруга Стефана была дочь Бана Боснийскаго Стефана Борича нли Борилия. Раич. Истор. Слав. нар. Ч. II. 327.

6

Слав. народоп. Шаф. 55.

7

Со времени царя Алексея Комнина (1080–1118 г) Русские имели на Афоне в своем владении монастырь Ксилургу. Одно сказание приписывает основание русскаго монастыря на Афоне даже Ярославу В. К. Киевскому(Рк. Сбор. Погодина № 94). В 1169 г. Русские получили себе монастырь св. Пантелеимона, который и стал именоваться русским(Журн. М. Н. П. 1848 г. май. 133. 135.).

8

(з) Савва вступил на Афон в 1186 или 1187 г.

9

Устав, введенный св. Афанасием на Афоне, встретил противоречие вскоре после; введения. ИИрисланный императором Иоанном Цимисхием игумен студитского монастыря, для соглашения спорящих сторон, опредилил 28 правил, которые составляют древнейший Афонский типик, называемый Трагос. Второй типик дан был императором Константином Мономахом в 1046 г. Большое число игуменов (150), подписавшихся под этим типиком, доказывает, что общежительность и в XI в. не была еще упрочена. «На Афоне не беху монастыри, но беху игуменаре», говорит Хризовул Андроника (1237 г.). Очерк путешествия по Европ. Турции Григоровича. Казань. 1848 г. 87–90.

10

Слав. древ. Шафар. Ч. II. к. I. 418. Досифея о Патр. Иерус. Том. 2. стр. 814.

11

Барский пншет: « св. Савва Сербский купно с отцем своим Симеоном создаш в сем монастыре Ватопеде паракльсов шесть: 1) во имя Спасителя, 2) св. Безсребренннк, 3) св. Великомученика Георгия, 4) св. Феодора, 5) св. Предтечи, 6) св. Николая, и быша новые ктиторы и празднуются тамо от иноков 12 января. Путешеств. ко св. мест. стр. 660. Тоже пишет Досифей о Патр. Иерус. к. II, 814.

12

Досифей о Патр. Иерус. кн. II, 814. Савва бывший в Константинополе устроил брак дочери императора Алексея с братом своим Стефаном.

13

В Хиландаре хранится Хризовул Симеона; в нем пишет он: «изыдох из отечества своего в св. гору, и обретох монастырь, бывший Хиландарь, идеже не б камень остал на камени, и сподоби ме владыка мои быти емоу кътитороу испросих парике у цара оу призърене дадох отних монастыру, оу милеиах села непробища, момоуошоу, сламодравы, ретивлоу, трьние, ретивъщица тръновъц, хоча и друга хоча и прч. Очерк. путеш. по Европ. Турц. Григоров. стр. 40.

14

ИИамятник сего завета преподобного Симеона оставался еще и в прошлом веке. В главный праздник Хиландаря, именно, в день Введения во храм Пресв. Богородицы, призывали игумена ватопедскаго и уступали ему начальство и первенство; ту же честь делали монахи ватопедские игумену хиландарскому в свой главный праздник в день Благовещения ИИресв. Богородицы (Барск. путеш. стр. 659.).

15

Досифей пишет., что Симеон пробыл год в Ватопеде, и восемь месяцев в Хиландаре (о Патр. Иерус. Т. 2. 814.). По житию Симеона, писанному Саввою, Симеон родился 1114 г., скончался в 1200 г. февр. 13. Досифей полагает также 86 лет его жизни. Раич (Ист. Слав. нар. Ч. II. 236), основываясь. на древнем Сербском Цароставнике н летописи Хиландарской, пишет, что Симеон родился 1117 г., а скончался 1197 г.

16

Устав Саввы, данный Хиландарю, надписывается так: Указание жития в монастыри Пресвятыя Богородицы, зде написанное и преданное вам, братие и чада моя возлюбленная о Господе, мною грешным и смиренным монахом Саввою». Мы пользовалиись списком, сделанным с собственноручного типика Саввы хиландарским иеромонахом Симеоном в 1833 г.

17

Теперь в Хиландаре преобладают Болгаре, часто под начальством Греков, и монастырь уже не общежительный, а идиоритм.

18

В Карее доселе цела и келлия Саввы и собственноручный устав его; в келлии живет инок, но устав, как и в Хиландаре, не сохраняется.

19

В наших рукописях не встречается жнтия Симеоиа, писаннаго Саввою. Шафарику оно известно ; он приступил было к печатанию его. Составление жития Симеона Шафарик относит к 1208 или 1210 годам.

20

В Хризовуле Хиландарю Стефан Неманя пишет: оставих на престоле моем лоубьвънагоми сына Стефана Велнега Жоупана и севастократора (Очерк. Пут. По Евр. Турц. Григоровича стр. 40.). Но есть письма Волкана в 1198 г. к папе Иннокентию ИИИ-му, где Волкан называется правителем Далмации и Диоклии ; а в 1202 г. король венгерский называет себя Romæ, Dalmatiæ, Serviæ rеx, и папа поздравляет его с покорением Сербии. Аssem. Саlеnd univers. Eccles . Т. V. р. 24. 26 и др.

21

Еризt. Рарæ Иnnосеntii III. L. II. ер. 170 еt 178

22

Арud Rауnаld. annо 1202 num. IX.

23

Рарæ Innосеnt. III. Eриst. L. II ер. 177. Арud Rауnаld annо 1204 n. 44. Папа в 1203 г. приказал, уже колосскому епископу посетить Стефана Великого Жупана и освободить его от присяги патриарху; писал и к самому Стефану, внушая ему свое главенство (Арud Rауnald Tom. 1. р. 149.).

24

В иеромонахи посвящен Савва в Хиландаре епископом Ерисским Николаем, а в архимандрита возведен в Солуни митрополитом Константием».

25

Rehms Geschichte Mittelalt. Buch. V. §• 12. S. 564. Из письма папы Иннокентия III к королю венгерскому в 1204 г. мы видим, что папа не успел утвердить своего решительного влияния на Сербию. Raynald. Т. 1. р. 190.

26

Аndгеаs Dаndоlо иn Сhгоn. аd ann. 1216. Также Sаnsоu иn vеnеt. Lиb. XIII. р. 233. См. у Ассемана Том. VI р. 43.

27

Что сношения Стефана не означали решительного отступления его от греческой Церкви, мы можем видеть .– а.) из свойства самых сношений пап с Церквами славянскими. Они заботились более о политнческой своей власти, чем о вкоренении догматов; б) из последующих сношений Стефана с папою Гонорием видно, что он не подчинился еще со всем римскому первосвященнику, но желал только быть с ним в добрых отношениях.

28

Арud Rауnald. annо 1220 n. 37. Не отвергая сношений Стефана с папою Гонорием ИИИ-м, мы отвергаем здесь мнение, которое кроме латинских писателей принимает и Шафарик, что Стефан чрез епископа Мефодия получил от Гонория Ш-го королевскую корону и ею венчался. В письме к папе он называет уже себя rеx соronatus, и просит у папы не короны, а благословения на корону: benedicto еt соnfirmatio Dеи еt иеstrа sit si plасеt suреr соrоnаm.

29

Время посвящения Саввы в архиепископа мы определяем временем вступления Германа на патриаршеский престол. Он вступил на патриаршество в 1222 г. Acta Sаnсt. Rоllаnd. иn mens. Аug. Т. I. р. 156.

30

Об особых правах, данных архиепископу Сербии, свидетельствуют и латинские писатели. См. Acta Sаnсt. Rоllаnd Sаn. XIV. р. 980. Аssеm. Calend. Ессlеs. un. Tom. VI. р. 43. Досиф. о Патр. Иерусал. Том. II. стр. 817.

31

Досифей о Патр. Иерус. Том. 2. стр. 814. Епархии учреждены были: 1., в Захлумии, в монастыре Богородичном, 2., в Диоклее, при храме Михаила Архангела (близ Дрепа), 3., в Дабрьске (ныне Дабра), при храме св. Николая, 4., в Будимле на Мораче (повыше Спужа , ныне село Будино ), прп храме св. Георгия, 5., в Расахе (область, где была столица Неманичей Раса, ныне новый Пазар), при храме св. Апостолов Петра и Павла, 6., в Роснах, (ныне село Росита ) в монастыре Богоматери в Студеницах (ныне Студеница в округе Чачанском , в епархии Ужицкой, 7., в Призрене, в монастыре Богоматери (между хребтом Шаром и рекою белым Дримом на границе Албании и Македонии, 8., в Грачаницах (на Косовом поле ) в монастыре Богоматери, 9., в Топипцах, при храме св. Николая, 10., в Браничеве ( по обеим сторонам р. Млавы , при впадении ея вДунаи) при храме св. Николая, 11., в Белграде, при храме Богоматери, 12., в Моравицах (в Рудницком округе в селе Моравцах.) при храме св. Ахилия.

32

См. Мацесвского Истории первобытной церкви хр. у Славян стр. 243. В акте, составленном по поводу учреждения монастыря Жича в Сербии в 1222 и 1236 г., по настоянию св. Саввы, поставлено, чтобы на будущее время супруги соединялись одними церковными браками, и что они не могут разводиться. Для большей известности велено вырезать на таблице и вделать оную в стену башни.

33

В наших летописях встречается известие, что Владислав, король венгерский, повиновался римской Церкви, дóндеже прииде к нему св. Савва сербскии архиепископ, и сему паки сотворяет приступити к вере греческой, не явленно, но отай, бояшебося возстания Угров. Пребысть Савва месяц пять отходит во свояси, единаго священника оставив у него (Кар. IV. пр. 84, 388.)

34

По подлинным Сербским грамотам Стефан упоминается до 1230 г. (Шаф. сл. др. Ч. II. к. I. 420.).

35

Некогда знаменитый, а ныне разрушенный монастыр Милешева в Герцеговине близ Нриаполе и реки Лнма. Он основан, Владиславом ок. 1234 г. (Шафар. о Кириллов. Типогр. Чт. Моск. об. Ист. 1846 г.)

36

Act. Sаnсt. Rоllаnd. Т. III. р. 982 иn ииtа Sаbbæ

37

Раич. Истор. Слав. народ. Ч. II. стр. 349.

38

Из Следов. Псалтири письма митроп. Киприан. Рк. М. Д. Акад. N 142.


Источник: Жизнь святого Саввы, первого архиепископа Сербского / П.С. Казанский. - М. : Тип. Готье, 1849. - 52 с.

Комментарии для сайта Cackle