Источник

Путь к спасению

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей.

(Ин. 15:10)

Вера без дела мертва. Многие говорят, что верят в Бога, а закона его не исполняют. С такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь.

Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину:

место, где много плачут; место, где всегда плачут; место, где никогда не плачут.

Место, где много плачут, это наша земля. Плачут маленькие дети, только появившиеся на свет; плачут молодые и старые от болезней, от сердечной муки, от грехов своих и чужих, в слезах родятся, в слезах проживают свой век и в слезах умирают. Пойдите на кладбище, посмотрите, сколько там могил и каждая омыта слезами, и какое время высушит эти слезы.

Откуда этот плач. Где его начало. Он начался при изгнании из рая наших прародителей. Плакал Адам, теперь плачем мы, наследники его греха, пришельцы и странники на этой земле.

Место, где всегда плачут, в Святом Писании называется адом. Господь говорит, что там вопль, что там плач и скрежет зубов. Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую печь неугасимую и посмотрите закрытого там, горящего в пламени грешника.

А в раю никогда не плачут, здесь одна только благодать, одна только радость, здесь нет ни болезней, ни слез, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Мы на земле живем раем, где вечное ликование святых, и адом, где вечное мучение грешников. Земля для нас только пересыльный пункт, гостиница, из которой мы вот-вот выйдем. В какой час Господь позовет нас к ответу, этого никто не знает, а Он сказал: «В чем застану, в том и сужу». Все зависит от нас самих. Бог дал нам свободную волю, и мы можем направить ее либо к добру, либо ко злу, собрать добрый багаж или дурной. Ведь и рай и ад начинаются здесь, на земле, начинаются в нашем сердце.

О смирении

Господь говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф.11:29). Стало быть, чтобы иметь в душе мир и покой, прежде всего нужно смириться. Как смириться? Если человек просит у Бога смирения, говорит авва Дорофей, то должен знать, что просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его.

Бесчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.

Как это происходит, покажем на примере. В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек молиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: «Ваш солдат». Вот пример христианского смирения, за зло человек отплатил добром и приобрел душу, ибо сержант с этого времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа.

Смирение делится на три степени: начальную, среднюю и высшую.

Начальная степень – человека ругают, оскорбляют, клевешут на него, он же молчит и не оправдывается, хотя бы и был во всем прав.

Средняя степень – человека ругают, оскорбляют, поносят, клевещут на него, он же только молчит, но сохраняет полный мир и покой в душе и молится за своего обидчика.

И высшая степень – человека поносят, ругают, оскорбляют и даже избивают, но он же не только сохраняет в душе полный мир и покой, но радуется и испытывает любовь к своему врагу. «Признак смирения – радостное перенесение уничижения» (святой Иоанн Лествичник).

Гордость – это основной узел, который связывает все грехи, пороки и страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордиться нечем. Тело и все способности дал нам Господь, и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.

Святой Иоанн Златоуст говорит: у того, кто допускает это, недостаток ума. Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.

Как добиться этого? Предположим, мы забиваем в стену гвоздь и ударили нечаянно молотком по пальцу, или идем по улице, поскользнулись, упали и расшибли колено. Что делать? Не надо искать виновных, раздражаться, злиться, поднимать шум, надо сказать себе: «Вот и хорошо, мало еще тебе за твои грехи, блудная свинья, пес смердящий, корова ненасытная. Потерпи, в аду не так еще будет».

И боль тут же пройдет. Постигла нас болезнь – не ропщи, но опять осуди себя. «Ну что, пожить думал, еще хочешь грешить, а смерть-то не за горами, а за плечами».

Точно так же надо настраивать себя, когда нас оскорбят, обидят, когда на нас клевещут. И здесь тоже надо сказать себе: «Тебе это полезно, смиряйся, терпи за свои грехи, да Бога благодари, что посылает бальзам для души». Если же мы обижаемся, когда нас ругают, и радуемся, когда нас хвалят, должны помнить, что это болезнь души. И поношения и похвалы надо переносить одинаково спокойно, невозмутимо.

Один человек работал на руднике и платил всей смене за то, чтобы его ругали и оскорбляли. Однажды он пошел в город. У ворот сидел мудрец, который стал ругать его, человек же стоял веселый и довольный. «Чему ты радуешься? – удивился мудрец. – Я тебя ругаю, а ты такой веселый». «А вот почему, – ответил тот, – я ведь за это плачу деньги, а ты ругаешь бесплатно». Таких бесплатных учителей и у нас множество, на каждом шагу: радуйся только, научат... «Как воду жизни, – советует святой Иоанн Лествичник, – пей поругание от всякого человека».

Смиряйся. Гордым в обителях рая не место. Сатана за гордость был низвергнут с неба, и войти туда можно только через смирение.

Об осуждении

Не судите, да не судимы будете, – говорит Господь (Мф.7:1). Когда нас обижают и оскорбляют, надо сразу подумать: «А я разве никого не оскорблял, не осуждал. Вот и воздается мне». Не оскорбившего надо ругать, а себя. Какой мерой мерим, такой и нам отмерится. Если хотим, чтобы нас не осуждали, должны сами никого не осуждать; хотим, чтобы нас любили, должны сами всех любить.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других, а все, кто осуждает ближнего, есть антихристы, восхищающие власть у Бога. Он один судия Праведный, ибо Он один знает душевное расположение каждого человека, его силу или немощь, его дарования и способности.

Тот, у кого сердце чистое, и всех видит чистыми и святыми, говорит преподобный Макарий Великий, а кого сердце заполнено страстями, то и других видит себе подобными, иначе говоря, свои страсти он видит в другом человеке, как в зеркале.

Раненные на поле брани не добивают друг друга, а помогают и утешают. И мы здесь, на земле, – как на поле брани, все раненные грехом, все больные душой и должны оказывать друг другу снисхождение, покрывать любовью недостатки ближнего. Нужно прощать обиды, умалять зло, сеять мир. «Пусть тебя гонят, – говорит Исаак Сирин, – ты не гони, пусть тебя распинают, ты не распинай, пусть тебя обижают – ты не обижай, пусть на тебя клевещут, ты не клевещи». Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от диавола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой. Что же тогда делать? Даже если гнев наш справедлив и мы чувствуем, что во всем правы, не всегда следует обличать человека. Мы часто забываем слова премудрого Соломона: обличай премудрого – он тебя возлюбит; не обличай безумного – он тебя возненавидит. Так говорит святой Иоанн Златоуст. Весь гнев обращай на диавола – он один твой непримиримый враг, а человек, что бы он ни делал, всегда друг и брат наш. Прежде чем сказать ближнему грубое, резкое слово, прочти сто раз молитву Иисусову или обрати все в шутку, сгладь, лишь бы не было ссоры.

Как победить всех врагов, чтобы они легли под ноги наши. Нужно победить самого себя, потому что главный наш враг – это мы сами.

О любви

Как узнать, что мы любим Бога? Если мы любим ближнего, значит, мы любим Бога. Кто говорит: я люблю Бога, а сам брата своего ненавидит, тот лжец, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1Ин.4:20).

Надо развивать в себе качество любви. С каждым человеком надо обращаться ласково, спокойно, стараться любовью растворить каждое слово. Особенно нужно любить врагов, обидчиков своих, прощать им, молиться за них, делать им добро. К этому совершенству призывает нас Господь: Любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас (Мф.5:44).

Любовь к врагам – это главное, что отличает христианина от всех остальных людей.

Некоторые хотят зло истребить злом, но от этого оно только возрастает. Уничтожить, победить зло можно только добром. Так, двенадцать Апостолов, которых как овец послал Господь в огромную стаю волков, то есть в языческий мир, победили его только любовью. Господь, посылая их на проповедь, сказал: тогда узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Если же между собою нет любви, то мы не дети Христовы, а дети диавола, ибо тогда в нас «с хвостом и головой» живет бес, который постоянно принуждает нас ко злу. Мы должны очистить душу от всякой злобы, наполнить ее любовью, и тогда она, как благоухающий сосуд, предстанет в обители рая, где Господь исполнит ее небесной радостью и благодатью.

Святые отцы говорят: «О рай, о рай, я могу тебя произнести устами, но не могу умом постигнуть, что Господь приготовил для любящих его».

Если одна капля райской сладости упадет в соленое море, то все его усладит, если одна капля сладости упадет из рая в ад, то там прекращается огонь, прекращаются страдания, и ад становится раем. Даже один райский цветок имеет такую цену, что весь земной шар не может сравниться с ним. А если бы люди услышали Ангельское пение, все растаяли бы от любви. Такую радость приготовил Господь любящим Бога.

О целомудрии

Нужно знать, что после смерти каждого человека душа его проходит мытарства, где показываются все дела, добрые и злые, совершаемые им при жизни. Всего мытарств двадцать, а самые страшные, самые трудные из них 16-е, 17-е, 18-е.

16-е мытарство – блуда, где испытываются те, кто жил вне церковного брака.

17-е мытарство – прелюбодеяние, где испытываются те, кто был венчан и нарушил обет супружеской верности.

18-е мытарство – содомские грехи, то есть все виды извращений с супругами, кто сам с собой допускал вольности, а также противоестественные отношения лиц одного пола.

Начальник этих мытарств – диавол Асмодей. У него на службе находятся огромные полчища блудных псов, которые соблазняют людей на смертные блудные грехи. Бесы похваляются, что через эти мытарства проходят только единицы, потому что виновных много, а кается редко кто. Диавол наводит на людей ложный стыд. Но, как говорят святые отцы, постыдные грехи сгораются стыдом. Если у нас есть подобные грехи и мы не исповедали их духовному отцу – они остались на нашей совести и помешают нам войти в Царство Небесное, ибо туда не войдет ничто нечистое.

В день Страшного Суда будет шествие святых, и первыми за Апостолами пойдут девственники, и Ангельское пение будет таким дивным, таким прекрасным, что если бы его услышали люди, все растаяли бы от любви. Но и блудники, если покаются, первыми войдут в рай.

Надо стараться жить целомудренно, свято, отгонять всякие нечистые помыслы, не допускать, чтобы они вошли в наше сердце, жить надо так, чтобы дух бодрствовал над плотью, но не плоть над духом. Блудные грехи бывают от многоядения, многоспания, от вольного обращения с лицами другого пола. Когда мы много смеемся и празднословим, слишком заботимся о красоте лица, одежды, это значит, что в нас действует блудный бес. Христианка должна заботиться не о внешней красоте, a о внутренней. Не о тленной красоте тела, а о нетленной красоте души. Да будет украшением вашим, – обращается апостол Петр к женам, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Пет.3:3–4). Главная же причина блудных грехов – наша гордость, тщеславие, осуждение ближнего.

Господь будет судить нас не только за дела, но и за мысли. Целомудрие – это не только чистота тела, но и чистота целостности ума и души. Потому и говорят святые отцы: что стыдишься делать перед людьми, о том стыдись помыслить тайно в сердце.

Вот поучительный пример. Одна игуменья воспитывала в монастыре сиротку. Девица несла клиросное послушание, а когда ей исполнилось 18 лет, умерла. Игуменья 40 дней постилась и молилась, чтобы Бог открыл ей, в каких обителях рая находится ее воспитанница. И в 40-й день она увидела, как разверзлась земля и огненные волны выбросили девицу. «Дочь моя, ты в огне, – в ужасе воскликнула игуменья, – почему ты туда попала?» «Матушка, молись за меня, – сказала девица, – я достойна этого наказания. Когда я несла послушание на клиросе, в храм приходил юноша, и я любовалась им, услаждалась и в мыслях с ним блудодействовала, а духовнику в этом не каялась. И вот теперь страдаю...»

О скорбях и болезнях

Поскольку в нас множество грехов, притом забытых и нераскаянных, то Господь посылает нам скорби и болезни. За них надо благодарить Бога, принимать их, как дорогих гостей, ибо они наши помощники и спасители, они необходимы нам для очищения души. Надо настраивать себя так: скорби, несчастья, болезни идут сплошным потоком, им нет числа, сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет, и никто не избежит их. Встретим же их спокойно и проводим с любовью, только пусть проходят стороной, не задевая нас, – нельзя впускать их в себя, в свое сердце, переживать внутренне, пытаться понять, откуда они и зачем, тогда они обязательно оставят грязные следы, помрачение ума и души. Будем всегда помнить Соломоново кольцо, на котором написано: «И это пройдет». Время все стирает.

Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие. Святые отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая.

Вот пример, насколько страшны адские муки, которые ожидают тех, кто ропщет в болезнях, «не поддается чистке».

Один человек был прикован к постели тяжелой мучительной болезнью и постоянно взывал к Богу, чтобы Бог прекратил его страдания. И Господь послал Ангела, который сказал страдальцу: «Для очищения души тебе надо лежать в расслаблении еще два года». Больной ужаснулся: «Как, еще два года, это слишком много. У меня нет сил. А нельзя ли заменить чем-нибудь эти два года?» «Можно, – ответил Ангел. – Согласен ли ты вместо этого быть три часа в аду?» Больной подумал: все нераскаянные грешники будут вечно мучиться в геенне огненной, и сейчас уже их души там, а тут всего три часа... «Согласен», – сказал он. Тогда Ангел принял его душу на свои пречистые руки и заключил ее в преисподнюю ада. А улетая оттуда, сказал такие слова: «Через три часа я вернусь к тебе».

Ад. Господствующий мрак, кругом темнота, вопли, крики, стоны. Каждый занят только своим страданием. Бесы, исполненные злобы, с горящими глазами, летают вокруг, готовы уничтожить страдальца своим огненным дыханием. Ужас охватил его, он стал кричать, но что его крик среди этих стонов и воплей. И тут потекли уже не часы, а годы, столетия... Несчастный решил, что настала вечность, что Ангел забыл о нем, и совсем отчаялся. Так он находился в этих страданиях, когда над бездной вдруг раздался Ангельский свет. С радостью и улыбкой Ангел приступил к нему: «Ну, каково тебе здесь?» «Не ожидал я от Ангельских уст лжи», – еле слышно ответил страдалец. «В чем дело?» «Ты обещал освободить меня через три часа, а прошли, наверное, уже тысячелетия». «Милый мой, – сказал ему Ангел, – ты здесь всего один час, тебе осталось еще два...» Страдалец протянул к нему руки и взмолился: «Забери меня отсюда, я согласен страдать за свои грехи на земле до самой смерти, а если надо, то и до Второго пришествия Господня, только чтобы больше не мучиться здесь». Ангел сказал: «Господь милосерд, и по молитвам церкви ты освобождаешься отсюда. Но ты должен знать и не забывать, какие страшные, нестерпимые муки ожидают всех нераскаявшихся грешников. Самое слабое мучение в аду не может сравниться с самым сильным мучением на земле».

О покаянии

Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, так говорит старец Силуан. Грех – самое великое в мире зло, говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи – это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь.

Но хотя все мы великие грешники, у Господа милости целый океан. Если бы в мире остался один нераскаянный грешник, Он готов был бы снова сойти на землю, взыскать этого грешника и пострадать за него. Такая любовь у Бога к созданию Своему: наши грехи – это горсть песка, брошенная в океан милости Божией, если покаемся, все они будут омыты, ибо такое у Бога свойство любви. Он не помнит раскаянных грехов. Мы должны не грешить, но если по гордости и впали в грех, должны тут же прибегнуть к единому источнику покаяния.

Лишь в Таинстве покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние – это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать. Сам Господь открывает нам свои объятия и принимает, как блудных детей, ибо все мы заблудились между двух деревьев, и голос Господа зовет нас.

Он звучит, как набат в ненастную погоду: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И горе нам, если не слышим этого голоса, не хотим слышать его. Ведь уже приближается время жатвы, а мы еще не вырвали плевелы, еще не вспахали наше поле и не засыпали его добрыми семенами.

Многие считают себя верующими, ходят в церковь, молятся, а каяться не умеют, не видят своих грехов. Как научиться каяться? Для этого надо научиться постоянно контролировать себя, свои поступки, слова и мысли, только заметив что-либо недоброе – сразу обратимся сокрушенно к Богу: «Прости, Господи, меня, окаянную, и помилуй», а затем исповедуем грех перед священником. Утром испытывай себя, как провел ночь, и вечером также, как провел день, советует авва Дорофей, и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя. И преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Совершай каждый вечер суд над собой, как день провел: не осудил ли кого, не досадил ли кому словом. Не соблазнил ли кого, не посмотрел ли страстно на чье-либо лицо».

Грех в нашей душе – как змея под камнем – змея уползает, когда откроешь грех, и душа освободится от него. Когда мы открываем Господу свои душевные язвы, Он запрещает диаволу искушать нас. Нужно только подробно, от юности рассказать все духовнику и получить через него от Господа разрешение; мало того, принести достойные плоды покаяния, то есть сотворить добрые дела. Бог простит нам все грехи, только одно не простит: если умрем без покаяния. «Соделываемся грешниками, – говорит преподобный Исаак Сирин, – не тогда, когда сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем». И в день Страшного Суда Господь будет судить нас не за сами грехи, а за то, что в них не раскаялись.

Один инок смотрел, как люди исповедуются.

Видит, подошел человек, встал на колени перед духовником и начал каяться. Ангел ему: «Кайся, кайся, ты нарушил закон Божий». И когда он исповедался, из его уст выпадали болыпие и маленькие змеи и исчезали, но тут диавол стал нашептывать ему: что ты делаешь, зачем говорить такие постыдные грехи – нельзя, замолчи, ведь кому говоришь – человеку. И открывая последний грех, исповедник вдруг замолчал, и монах увидел, как змея, которая наполовину выползла у него из уст, вошла обратно. Священник прочитал над ним молитву, но Господь не простил ему, когда он ушел с исповеди, с ним пошли бесы, радуясь: «Вот так всегда делай, – нашептывали они ему, – молодец, зачем все рассказывать, не надо». И он недостойно принял Тело Христово и вышел из храма черный, с толпой бесов.

Другой человек так же стоял на исповеди, как и первый, и также открывал грехи, и также из уст его выпадали змеи, но он чистосердечно во всем покаялся, не стал слушать бесовского внушения, ничего не утаил – и Ангел надел на него венец, и он ушел с исповеди светлый, радостный, достойно принял Тело Христово и был весь огненный, бесы даже не могли на него смотреть, убежали прочь, и Ангел приступил к нему. Тяжелые смертные грехи надо оплакивать до самой смерти.

Вот один из них, очень распространенный в наше время: аборты. Делать аборты – это человекоубийство, когда человек зачинается в утробе матери, он сразу же получает от своих родителей душу, поэтому, убивая младенца в утробе, мать убивает ребенка, хотя он еще не появился на свет.

Гражданский суд за убийство строго наказывает, изолирует убийцу от общества, сажает в тюрьму или лишает жизни. Но если человеческий закон за убийство карает так строго, то каков будет суд Божий, который постигнет нераскаянных детоубийц. В день

Страшного Суда все дети, убитые в материнской утробе, предстанут взрослые, и родители должны будут дать ответ.

Одна женщина – врач-гинеколог, проработавшая в этой должности 25 лет, очень гордилась своей профессией, всегда ходила с высоко поднятой головой. И вот ей было видение: будто стоит она на высокой горе, а вокруг – огромная масса народа, и все-все эти люди поднимают руки и указывают на нее, приступая к ней, кричат разом: «Ты наша убийца, ты наша убийца». Ужас охватил ее от этого страшного крика, она очнулась. Но голоса преследовали ее, и она поняла, что исполняла обязанности палача, что несет на себе огромный греховный багаж, множество убитых людей.

Грех не только самому убить дитя, но и для тех, кто убил ребенка в утробе, и для тех, кто посоветовал, одна епитимья. 10 лет да не причастятся. Большой грех также все виды предохранения. Среди православных этого не должно быть.

И вот мать, которая делала аборты, должна, чтобы не попасть на вечные адские муки, до самой смерти оплакивать этот грех страшный детоубийства, до самой смерти каяться в нем перед Богом. Утром, поднявшись, надо тут же бросаться к иконам с земным поклоном: «Господи, прости меня, убийцу». Также перед сном, перед обедом и после обеда. Надо постоянно молиться, поститься (желательно в среду и пятницу вообще не кушать пищи и не пить воды), совершать добрые дела, наипаче врагам своим и терпеть поношения, оскорбления, болезни, все время сокрушаться о страшном своем грехе. Лучше, Господи, здесь накажи, а там помилуй, а кого не постигли болезни и скорби, надо просить, чтобы Бог послал их, и когда пошлет, не роптать, но радоваться, благодарить Господа.

Какие бы мы не совершали грехи, ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние, бояться, что Господь не простит нас. «Отчаяние у человека – великая радость для дьявола», – замечает преподобный Варсонофий Великий. Мы должны не отчаиваться, а помнить, что у Отца нашего Небесного такая любовь к нам, какой не было ни у одной матери к своему ребенку за всю историю рода человеческого. Сколько людей в мире живет сейчас и сколько их еще будет, и все грешили и грешат, и каждый несет за грехи наказания, но если собрать все человеческие страдания, все скорби, все муки и вылить их в чашу, то это будет та чаша, которую испил за нас, грешных, Иисус Христос. Весь род человеческий находился под проклятием, во власти диавола, и никто, кроме Христа Спасителя, не мог нас искупить, взять все наши грехи на себя. Искупление произошло, и Господь, по великой своей милости, оставил нам веру и покаяние, как человеколюбивый отец. Он с великой любовью и радостью принимает всякого блудного сына, всякого кающегося грешника в свои объятия, и грехов Он не помянет вовек, только нельзя злоупотреблять любовью Господней. Ради спасения своей души мы должны жертвовать здоровьем, благополучием и если надо – жизнью. Примером для нас является Христос. Он показал нам путь в рай – путь через крест, через страдания, и другого пути в Царство Небесное нет.

О доброй жизни

Мы, люди, живем на земле, как на ладони, где бы ни был человек, там есть и Бог, говорит Антоний Великий. Все наши дела и мысли контролируются и небом и адом, и Богом и диаволом. Когда мы каемся в грехах и стараемся исправить свою жизнь, ведем борьбу со страстями и пороками, терпеливо переносим болезни, скорби и поношения, не ропщем, а за все благодарим Бога, тогда все небо радуется о нашем спасении. «Нет ничего прекраснее и любезнее доброй души, – восклицает Иоанн Златоуст. – Она украшает всего человека». Когда же мы ругаемся, обижаемся, злимся, ведем развратную жизнь и не хотим каяться, тогда весь ад радуется о нашей погибели. Ничто не проходит бесследно. Добрые дела человека идут впереди его: на мытарствах, в день Страшного Суда его оправдают, и он получит от Господа награду. Также все злые дела, грязная жизнь, даже каждое слово пустое, не исчезают, а записываются злыми духами, которые разносят их по мытарствам.

У одной барыни был слуга Иван, очень добрый человек, он принимал нищих, кормил их, поил, одевал, обувал, то есть жил не для себя, а для ближнего, исполняя заповедь Христову. И все время молился за свою хозяйку-барыню, которая полностью отличалась от него: была очень жестокая, жадная, жила только для себя. И вот, молитвами Ивана, Господь вразумил барыню видением. Ангел привел ее в обитель рая и показал дворец неизреченной красоты. «Для кого он приготовлен?» – спросила барыня. «Для твоего слуги Ивана», – ответил Ангел. «Ну, если для Ивана такой дворец, то какой же будет для меня?» – подумала барыня, и тут же, в ответ на ее мысли, ей показали маленькую ветхую лачугу вне рая. «Это мне? – возмутилась она. – Я же знатная дама, а он простой слуга. Какая несправедливость». И ей ответили: «Знаешь, почему у Ивана такой дворец? Потому что он пересылает сюда очень много строительного материала, вот для него и есть из чего строить, а от тебя строительный материал не поступил...» После этого видения барыня, обдумав свою жизнь, пошла в церковь, покаялась и стала во всем подражать своему слуге: принимать нищих, кормить их, одевать, надеясь, что и она не будет лишена рая.

Ангел Божий говорил Пахомию Великому: «Кто через свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни просить не можем».

В Греции была война с турками. Воин Николай шел на место сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь хозяйки гостиницы, обуреваемая плотской страстью, стала искушать его, он же рассуждал так: «Ведь я иду на войну и могу погибнуть в битве, и если я совершу тот смертный грех, как предстану перед Богом в нечистоте, какой ответ дам ему». И он не открыл дверь, заснул и увидел сон: идет битва между греками и турками, то одолевает одна сторона, то другая, жестокая битва, и все поле усеяно трупами, и среди них – только одно пустое место. И слышен голос: «Ты тоже должен был погибнуть, как все эти воины, но за то, что ты сегодня ночью не послушался диавола, одолел его, не согласился на грех – ради этого ты останешься жив». На следующий день Николай отправился в путь, пришел на место сражения, и все было точно так, как он видел во сне: шла жестокая битва, поле было усеяно убитыми воинами, и только он один поднялся среди них невредимым, и когда увидел пустое место, вспомнил сон и отблагодарил Бога... Так, если человек хранит себя от греха ради Господа, если ведет непримиримую борьбу с диаволом, если он, как доблестный воин Христов, мужественно шагает по правому спасительному пути, то Господь обязательно поможет ему, сохранит его на всяком месте, на всех дорогах.

Итак, мы ни на минуту не должны забывать, что Господь постоянно на нас взирает и знает все сокровенное нашего сердца: стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движения мысли, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души» (преподобный Макарий Великий). Поэтому всегда, находясь в Его присутствии, мы должны строго проверять себя, свои поступки, мысли и делать это не как рабы, страшащиеся наказания, а как любящие дети, боящиеся оскорбить и обидеть своего отца.

О дружбе с миром

Дружба с миром – вражда против Бога, – говорит апостол Иаков (Иак.4:4). «Какую пользу принес мне мир, – вопрошает Симеон Новый Богослов, – и что приобретают ныне те, которые находятся в мире?» Вот стоит дерево, и мыши грызут его, подтачивают потихоньку ствол. А внизу озеро без дна, и там крокодил открыл свою страшную пасть, а на дороге человек, и диавол искушает его, показывает то одно, то другое яблоко, и человек прелыцается, вкушает от яблока и забывает о том, что внизу озеро, а там смерть, что она совсем рядом, а мыши все грызут и грызут ствол.

Мыши – это день и ночь, дерево – жизнь мирская, а озеро с крокодилом – адская бездна диавола. День и ночь искушает нас земными благами. Не слушайте его, не поддавайтесь ему.

Представьте себе, что вы едете в поезде. Сидите в купе, заняты беседой со спутником и поглядываете рассеянно в окно, а там, за окном, мелькают леса, поля, реки, города и все мимо, мимо, не отвлекает нас от этой беседы.

Путь, по которому идет незнающий Бога, – широкий, множество людей этим путем идут. Диавол выставил здесь свои ловушки, расстелил свои сети – богатство, развлечение, удовольствия, и люди не замечают, что идут к гибели, что, хотя они живы, душа у них мертва.

В этой борьбе мы должны быть твердыми: верными Богу до самой смерти. Бог каждого призывает на спасительный путь, но Он ревнив и не терпит, когда человек изменяет Ему и начинает служить миру.

Вот поучительная история. В одной обители был послушник, он пел в монашеском хоре. Голос у него был изумительный, самый лучший в хоре. И народ всегда наслаждался его пением. И вот однажды в обитель приехал профессор консерватории и, услышав, как поет этот послушник, стал уговаривать его бросить монастырь и идти в консерваторию. Приехав и во второй раз и в третий, всячески соблазнял его. Тебя будут засыпать цветами, на руках носить. Соблазнил, послушник оставил монастырь. Прошло несколько лет, и вот однажды духовник обители проходил по двору и у ворот увидел нищего с перевязанным носом, он протягивал руку. Духовник дал ему монету и хотел идти дальше, но нищий остановил его. «Батюшка, вы меня не узнали, я ведь тот певчий, помните, пел здесь». «Помню, помню. Да что же это с тобой». «Ох, батюшка, страшная беда приключилась». И он рассказал, как ушел в мир, пел и слава была у него: цветами засыпали, на руках носили, а потом сошелся с нечистыми людьми, заразился дурной болезнью, выело горло и нос. «И никому я не стал нужен, выбросили как собаку». «Да, – сказал духовник, – Господь ревнив. Он дал тебе дар, чтобы ты служил Ему, прославлял Его, а ты Ему изменил, захотел славы себе, а не Богу. Покайся».

О молитве

Господь сказал: Без Меня не можете творить ничего. Мы должны непрестанно молиться, призывать Бога, чтобы он дал нам силы на борьбу с грехом.

Молитва – это беседа с Богом, она надежная наша спутница в обители рая. Вот такую молитву надо приобрести и хранить ее в своем сердце. А для этого надо просить Бога, чтобы Он дал.

Силы человек черпает в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Господь беседует с нами, открывает свою волю, как нам жить и спасаться. Православный христианин обязательно должен читать Святое Евангелие, ибо оно дает человеку просвещение ума, души, сердца. «Душа от Писания разумевает, что есть добро и что есть зло», – говорит преподобный Серафим Саровский.

Когда мы светскую книгу читаем, то душа невольно воспринимает дух того человека, который воплотил в книге свои страсти; начитавшись таких книг, мы сами становимся страстными, больными душой, ум наш помрачается, теряет чистоту и целостность. А когда мы читаем Святое Евангелие, то со страниц его льется благодать, и душа наша воспринимает дух Христов, а Христос – идеал совершенства, идеал смирения. Он приведет нас к вечной жизни и вечной радости.

Еоворят, что тот, кто читает Библию, сходит с ума. Да, так оно и есть, только надо понять это правильно. Человек, читая Библию, усваивает дух Христов и сходит со светского ума на духовный, то есть начинает нормально, правильно мыслить.

Обязательно читайте Евангелие. Нет его – достаньте. Достаньте и молитвослов и молитесь. Читайте с благоговением, стоя перед иконами, утренние и вечерние молитвы. Приучите себя: не прочту вечерних молитв – не лягу спать. Не прочту утренних – не буду есть.

Непрестанно, не торопясь, с покаянным чувством надо читать молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Когда мы читаем ее, освящается воздух и тело, и злые духи боятся приблизиться к нам, нас окружает как бы огненное кольцо, через которое они не могут переступить. Эта краткая молитва, удобная и спасительная, предохраняет человека от греховной порчи, от колдунов и чародеев. «Всем христианам должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа», – пишет епископ Игнатий Брянчанинов.

Вот пример, говорящий о силе Иисусовой молитвы. Однажды шел скорый поезд. Вдруг машинист видит, далеко впереди стоит монах и машет рукой: остановись. Машинист остановил поезд: оказалось, что шпалы разобраны, еще немного и случилась бы авария. Пути починили и тогда вспомнили о монахе. Іде же он? Решили, что вошел в поезд, пошли по вагонам. И вот видят, в одном из вагонов сидит монах и перебирает четки: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. «Это ты поезд остановил?» – спрашивают его. «Нет, что вы». – «А кто же?» – «Не знаю». И пассажиры подтвердили, что он никуда не выходил, все время сидел в вагоне. Что же произошло? По молитвам монаха Господь послал Ангела в его образе, и он предотвратил несчастье.

Очень полезно и спасительно читать также молитву Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Когда мы обращаемся к Богу в молитве и Он не сразу исполняет наши прошения, это означает, что либо они для нас не полезны, либо, что он, как любящий Отец, хочет, чтобы мы подольше с Ним были. Господь любит нас, и Ему радостно, когда Его чада с Ним беседуют. Ведь если бы Он сразу исполнял наши просьбы, мы тут же забыли бы о Нем.

Мы должны молиться друг за друга, взявшись за руки, помогая друг другу, поддерживая, идти по спасительному пути. Преподобный Серафим Саровский, который проводил на земле святую жизнь, достиг такого духовного совершенства, что мог силою молитвы освобождать души из ада. Однажды к нему пришла женщина и стала рыдать: «Батюшка, дорогой, помолись за моего сына, он умер без покаяния». Преподобный, считая себя грешником, отказался, но мать все-таки упросила его, и во время молитвы он отрывался от пола, поднимался в воздух и духом входил в ад: и душу умершего юноши вырвал прямо из рук бесов, из пасти ада.

Умершим молитва особенно нужна. Покойника ни в коем случае нельзя поминать водкой и вином. Не в водке нуждается он, а в молитве. Усопшие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, когда она проходит мытарства и совершается частный суд над ней. Поэтому, когда кто-то из наших близких отойдет в тот мир, надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так постоянно поминая, с помощью церкви можно вымолить душу из ада. Церковь не молится только за самоубийц. Самоубийство – это страшный смертный грех, хула против Духа Святого, трусость и малодушие. Церковное правило говорит: молиться можно только за тех самоубийц, которые покончили с собой в невменяемом состоянии, то есть бессознательно. Если же человек, даже и психически больной, покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя.

В одном из писем святогорца Серафима есть такой рассказ. Афонский монах поведал ему, что заставило приехать на Святую Гору. «Когда я жил в России, – рассказывал он, – в Бога я верил, но в церковь ходил редко и посты соблюдал не всегда. В основном жил нерадиво. Но было угодно Господу, чтобы явился Ангел и повел меня куда-то темными, смрадными тоннелями, до слуха доносились стоны, вопли, крики людей. С каждым шагом они все становились громче. И вот мы вышли на открытое место, где стояли огромные огненные печи, из них неслись эти крики и стоны. Огонь вихрем вился вокруг печей. Вдруг Ангел бросился в одну из них и вытащил человека, закованного в цепи. Он весь с головы до ног был черный. Ангел прикоснулся к нему, к его раскаленным оковам, и цепи тотчас упали с рук и ног. А когда прикоснулся к телу, вся гарь сошла, словно шелуха слетела с тела. Ангел надел на человека белые одежды, и лицо его просияло небесной радостью. Я спросил, отчего произошла с ним такая перемена. Ангел сказал: «Этот человек в храм ходил два-три раза в год. Посты соблюдал, но непостоянно, только первую и последнюю неделю, креста не носил, утренние и вечерние молитвы не читал, перед и после еды тоже не молился, выпивал, курил, занимался блудом, а на исповеди не открывал, утаивал свои грехи, отделывался «делом, и словом, и помышлением», причащался в осуждение и умер без покаяния. И вот получил по делам своим. Но родственники у него чисто православного духа. После его смерти они усиленно молились, подавали каждый день на литургию, на панихиду, читали Псалтирь об упокоении его души, давали милостыню, и по молитвам церкви Господь послал меня освободить эту душу из ада. Так знай, обратился Ангел ко мне, что и твое место здесь, в этих печах, если не изменишь свою жизнь». Вот что поведал афонский монах святогорцу Серафиму.

Как должен христианин проводить свой день

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят – с правой стороны Ангел, а с левой – бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так: проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться ко Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и этот день и помоги провести его в молитве, в добрых делах и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же начинай читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встань в святом углу, соберись с мыслями, сосредоточившись, чтобы ничто не отвлекало, и начинай утренние молитвы. Кончив их, прочти главу Евангелия и тут же примись за доброе дело, какое можешь сделать своему ближнему. Пора идти на работу. Тут же надо помолиться перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святого Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», осенить себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрестить дорогу. По дороге на работу да и за любым делом надо читать молитву Иисусову и Богородице Дево, радуйся...

Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, плитку зажжем свечкой от лампады. Тогда и еда нам будет впрок, на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил. Особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву: Господи Иисусе, Сыне Божий, прости меня, грешного.

Надо отличать веру от суеверия. Очень многие из нас придают большое значение языческим приметам: когда дорогу перебежала кошка, или женщина с пустым ведром перешла, или вернулась – «к несчастью». Нож упал, вилка – кто-то придет, в ухе зазвенело или паук опустился – к известию. Подковы вешаем – к счастью. К кресту привязываем и носим ладан, мак, чеснок – от колдунов. Переписываем «Святые письма», читаем языческие молитвы, выкатываем яйцом болезни, воск над головой выливаем, выдумываем 12 пятниц и т. п. Все это язычество и не должно касаться православных христиан.

О церкви

Вне церкви нет и не может быть спасения. Мир, в котором мы живем, – это житейское море. Церковь – корабль и кормчий ее – Сам Христос. Есть Церковь Небесная, торжествующая, и земная, воинствующая. Небесную церковь наполняют все небесные силы и все святые, а земная Церковь – это верующие люди, праведные и грешные, вместе Церковь Небесная и земная составляют единую Вселенскую Церковь, глава которой Господь наш Иисус. Самая сильная молитва для нас, грешных, – это молитва церковная. По молитвам Церкви человек в огне не горит, в воде не тонет, молитва эта со дна моря вынимает, небо потрясает. Такую же силу имеет молитва матери за своих детей.

Некоторые думают, зачем идти в церковь, можно и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя даже сравнить с домашней. В храме один раз скажешь от души «Господи, помилуй», а дома взамен этого надо прочитать всю Псалтирь. В храме сделаешь один поклон – дома надо сделать тысячу. Если со вниманием будешь стоять на Божественной литургии, это заменит шесть тысяч Иисусовых молитв, так говорят Оптинские старцы. Мы должны быть церковными людьми, ходить в церковь каждую субботу вечером, в воскресенье и во все праздники. Несчастен тот человек, который пропустил хотя бы одно воскресное богослужение, ибо оно уже никогда не вернется. Апостольское правило гласит: кто не был на богослужении три воскресенья без уважительной причины, тот невидимо Духом Святым отлучается от Церкви, το есть находится уже вне ограды спасения и попадает под власть злых духов и колдунов. Церковь – это уголок неба на земле. Переступая порог храма, мы должны помнить, что с земли переступаем на небо. Здесь на престоле невидимо восседает на Херувимах Сам Господь. Входить в храм надо с благоговением, сделать три земных поклона – поклониться живому Богу. Во время богослужения стоять спокойно и ровно, по храму без нужды не ходить. Не разговаривать, не смеяться, свечи не передавать, а поставить самому до начала службы и помолиться перед иконой, пока она не догорит.

Во время Божественной литургии совершается всемирная Жертва – та Жертва, которая две тысячи лет назад была принесена вне града Иерусалима за весь род человеческий, и на престоле лежит то же Тело Христово, которое истекло Кровью на Кресте, в третий день воскресло и село одесную Отца. Но эта Жертва, которую во время литургии Господь наш Иисус Христос приносит в лице священника Богу Отцу, Бескровная. За тех, кто принял Святое Крещение и является членом Христовой Церкви.

Одна женщина, известный врач-психиатр, глубоко верующая, богословие знающая, сидела однажды в храме во время литургии на скамеечке. Ей уже за 80 лет, и у нее больные ноги. «И вдруг, – рассказала она, – когда диакон провозгласил «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносите», я увидела свое тело сидящим на скамеечке, а сама очутилась на алтаре. Там вокруг престола находились огненные Херувимы и Серафимы и стояли в благоговении святые. Священник спокойно читал молитву, а когда возгласил «Твоя от Твоих...», то хор запел «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...». Священник поднял руку и трижды читал молитву Святому Духу – просил, чтобы он сошел на святые Дары. Затем осенил их крестным знамением, и в этот момент произошло преосуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову (хотя Тело и Кровь Христовы оставались покрыты хлебом и вином), и великий огонь снизошел на них, и священник был весь в огне. Священник брал нож и дробил Тело Христово на мелкие части, сам принимал Его, а остальные высыпал в чашу, и вся чаша тоже была в огне. А когда вышел к народу и сказал: «Со страхом Божиим и верою приступите», – искры из чаши полетели на людей и только на некоторых опускались, и священник давал каждому огонь. Причащение кончилось, хор запел Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, и я оказалась сидящей на своем месте».

Здесь мы видим, что Господь на малое время открыл тайну Евхаристии, Вечери Любви, которая совершается во время Божественной литургии. Вот почему так ценно посещать ее.

О причащении

Святитель Димитрий Ростовский так говорит о великом святом Таинстве причащения: «Когда мы кладем железо в огонь, то оно вскоре раскаляется. Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, и когда человек соединяется в святом Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным. И как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово. Святой Иоанн Златоуст говорит: если человек достойно причастился и в этот день умирает, мытарства он не проходит, душу его Ангелы несут прямо в обитель рая – не ради его заслуг и подвигов, а ради той Святыни, которую он принял в этот день.

С каким благоговением надо относиться к святому Таинству причащения, видно на следующем примере.

Один юноша нерадивой жизни зашел в храм, не имея страха Божия, причастился, затем вышел в боковые двери, проходя через сад, выбросил там Тело Христово. Садовник заметил это, поднял Святые Таины, осторожно открыл улей и положил их к пчелам. На другой день приехал епископ, и ему доложили об этом случае. В облачении, с диаконом и хором, епископ прибыл в сад, все сделали три земных поклона перед ульем, когда открыли его, оттуда вылетел рой пчел и образовал Крест и в центре его – Око Божие. Из воска пчелы сделали часовенку, маленький гробик и положили в него Тело Христово. Все это взяли, принесли в храм, и пчелиный рой так же крестообразно сопровождал их до самого входа.

К причащению нужно готовиться заранее, дня 3–4 поститься, не вкушать скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом: прочитать два акафиста Спасителю, Божией Матери, четыре канона – Спасителю, Божией Матери и Ангелу хранителю и канон ко святому Причащению, а также правило ко святому причащению, у кого нет такой возможности – 500 молитв Иисусовых и 150 раз Богородице Дево, радуйся... Но и прочитав это правило, да если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и великое Его человеколюбие.

Если тебя обличает совесть, не дерзай подходить к чаше совершать смертный грех. «Одно время приступать к Таинам – всегда чиста совесть», – говорит святой Иоанн Златоуст. Перед причащением необходимо чистосердечно покаяться перед духовником. Общей исповедью отделываться нельзя, ее в Православной Церкви не было и никогда не будет, она только напоминает, в чем нам надо каяться. Необходимо также примириться со всеми, с кем находишься во вражде, в ссоре, с обидевшими тебя и опечалившими. Обязательно нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя подходить к чаше, если запретит духовник или если утаишь грех. В телесной нечистоте также нельзя приступать к Таинству Причащения. Надо помнить, что до причащения или после него обязательно должно быть какое-то искушение. После причащения до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются, нельзя ничего выплевывать. Надо хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, божественные книги.

Чтобы быть членом Церкви, желающие вступить в брак обязательно должны повенчаться, принять в храме таинство бракосочетания и хранить верность друг другу до самой смерти. Если кто-то из супругов изменит, совершит прелюбодеяние, он отлучается от Церкви, потому что нарушает обет, который дал перед Богом.

О посте

Тот, кто не соблюдает четыре поста, среду и пятницу, отлучается от Церкви. Преподобные Пахомий Великий и Серафим Саровский называют таких людей иудами, предавшими Христа, и римскими воинами, Его распинавшими, ибо в среду Господь был предан, а в пятницу распят – и эти дни траурные для каждого христианина.

Многие нарушают пост, потому что боятся потерять здоровье. Забывают о том, что здоровье нам дает не мясо, а Бог. Мясная пища во время поста не служит нам в здравие, а приводит к болезням. Напротив, многие больные, начав поститься, исцеляются. Когда же люди нарушают пост, вкушают скоромную пиіду, то бесы уничтожают ее и вместо мяса невидимо подсовывают дохлых, вонючих крыс и мышей.

Человек – существо травоядное, таким его Бог создал и дал в пропитание растительную пищу, для нее приспособлен организм человека. Соки животного он не усваивает, быстро стареет, главное же с вкушением мяса рождаются страсти, а от страстей – болезни. Слоны, быки, кони питаются только растительной пищей, значит, в ней есть все необходимое для создания больших организмов и для того, чтобы иметь огромную физическую силу.

Святые отцы говорят, что тело – это осел, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима. Если не докормишь его – свалится, если перекормишь – взбесится. Поэтому надо всегда держаться золотой середины, идти царским путем.

Одна женщина с малых лет соблюдала строго среду и пятницу и не вкушала в эти дни пищи и не пила воды. Когда она состарилась и муж ее умер, решила продать корову, трудно стало держать ее. Отвела на базар, продала. Возвращаясь домой поздно, остановилась в соседней деревне переночевать. Хозяева выведали у нее, откуда идет, за сколько продала корову. И пришла им злая мысль – убить старушку, а деньги забрать. Настала ночь, они готовы были приступить к делу, как вдруг в окно постучали, хозяин бросился: кто там. Видит, стоят двое юношей, требуют: «Откройте дверь, выпустите мать». «Да никакой матери здесь нет». «Выпустите, – говорят они снова и очень строго. – Бабушка, выходи, мы не хотим, чтобы тебе причинили зло». Пришлось хозяевам выпустить старушку. Юноши взяли ее под руки и отвели в деревню, прямо к дому и сказали: «Знай, что в том доме тебя хотели убить и забрать деньги... Оставайся с Богом...» Старушка упала им в ноги: «Скажите, сыночки, как звать вас, буду за вас Богу молиться». Один говорит: «Мое имя Пятница», а другой: «Мое имя Среда». Господь послал двух Ангелов, и они спасли старушку. Так ни одно доброе дело не бывает забыто Богом и еще в этой жизни приносит человеку награду.

О Кресте и крестном знамении

Надо всегда носить крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. Христианин без креста – это воин без оружия, и враг может легко одолеть его. Надо правильно осенять себя крестным знамением. Крест – хранитель вселенной, красота Церкви, Ангелов слава и демонов – язва. Поэтому каждый христианин должен почитать Крест Христов и перед ним преклоняться.

Вот пример, говорящий о силе Креста и крестного знамения.

Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами. Все трое остались живы. Поезда прошли, и девушки увидели трех бесов. Они ссорились между собой: «Ты что ее под поезд не толкнул, – говорят двое третьему, – такой удобный случай, была бы наша душа». А тот отвечает: «Не мог: на ней крестик, и ничего у меня не вышло. А ты свою почему не погубил. Она же без креста». «Да, на ней креста нет, но когда выходила из дома, она осенила себя крестным знамением, и я тоже ничего не смог сделать». И третьего спросили: «Ну, а ты чего зевал, она же у тебя совсем неверующая». «Так-то оно так, да ее мать перекрестила на дорогу и сказала: «Иди с Богом». Тут я и бессилен. Материнское благословение не имею права нарушать, потому что оно от Бога».

Христианин не должен ни к чему прикасаться: к пище, к одежде, к любому предмету, не осенив его крестным знамением, и делать это надо так, чтобы никто не видел.

В женском монастыре монахиня вышла в сад, сорвала плод, не осенив крестным знамением, стала с жадностью есть его, и в нее вошел бес, и вдруг она закричала так, что пришлось выйти священнику. Увидел его бес, завопил: «И не виноват я, не виноват. Я сидел на плодах, а она стала их есть и не перекрестила, и вот я вошел в нее».

Каждый христианин обязательно несет духовный крест, мы уже говорили о том, что у тех, кого Господь избирает для вечной, блаженной жизни, вся жизнь земная должна сопровождаться болезнями и скорбями. «Путь Божий есть ежедневный крест», – говорит преподобный Исаак Сирин.

Все, что мы делаем ради Бога, сопряжено со скорбями. «Всякое благое дело без скорби не совершается» (преподобный Варсонофий Великий).

Авва Пимен говорит: если сделал доброе дело и после него не было искушений, значит, оно Богом не принято.

Что же требуется, чтобы быть другом Христовым?

1. Любить Господа всей душой, всеми мыслями и всем сердцем.

2. Любить ближнего, как самого себя, то есть жить не для себя, а для других. Через любовь к ближнему мы можем показать любовь к Богу. А это значит: никого не осуждать, никому не досаждать, ни о ком плохое не говорить, но всем творить только добро.

3. Любить Церковь, ходить в храм каждую субботу вечером, в воскресенье, и во все праздники, памятуя, что в богослужении участвует вся Небесная и земная Церковь.

4. Быть послушным Церкви, то есть Христу. Строго соблюдать четыре поста, среду и пятницу, читать утренние и вечерние молитвы. Ежедневно читать Евангелие, Псалтирь, при возможности – святые книги. Постоянно читать молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного, также 150 раз в день Богородице Дево, радуйся...

5. Как только появится на душе грех, сразу же исповедаться перед Богом и видимым образом получить разрешение от духовника.

6. Дома в семье, в любом обществе, где мы находимся, служить для всех примером, а не соблазном, во всем себя сдерживать. Не давать проявляться своим страстям и порокам, стараться искоренить их. Господь, видя наше стремление к добру, к святости, поможет нам. Даст нам силы очистить душу и разум.

«Аще спасеши ми – спасуся», – говорит преподобный Ефрем Сирин.

Кто любит Меня, – говорит Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

Наша Православная вера досталась нашим отцам не так просто, она омыта кровью мучеников, выжжена каленым железом, за нее страдали миллионы верующих в Бога.

Первые христиане стояли за веру до крови. Вот один пример. Во время гонения все храмы были закрыты, и христианам приходилось совершать богослужение в катакомбах или же в поле. Однажды вышло повеление императора: всех, кто будет захвачен в поле во время богослужения, предать смерти. Военачальник по доброте души сообщил об этом христианам, предупредил их. Утром он с воинами находился возле города, в это время молодая женщина с младенцем на руках вышла из дома и быстро направилась в поле. Военачальник увидел ее и приказал воинам остановить и привести к нему. Женщину привели, и военачальник спросил ее, куда она идет. «В поле», – ответила она. «Зачем?» «На богослужение». «А разве ты не слышала, что император приказал всех вас казнить?» «Слышала». «Так зачем ты идешь?» «Хочу пострадать за Христа». «Вот как, ну ладно, ты хочешь пострадать за Христа, а младенца зачем взяла?» «Чтобы и он тоже пострадал. Я не могу его оставить». Эти слова так тронули военачальника, что он явился к императору и сказал: «Делай со мной что хочешь», – и поведал об этой женщине.

Так страдали за веру и наши предки, а нам она досталась даром. На нас лежит обязанность передать ее нашим детям, а дети другим поколениям, до Второго пришествия Господня.

Церковь непоколебима. Церковь – как богатырь, которого никто не сломит. Сколько врагов нападали на нее, но память их погибла с шумом, а Церковь стоит все так же непоколебимо, мужественно, стоит крепко на своем основании, потому что Основатель ее – непобедимый Христос. Церковь будет стоять до скончания века, и если восстанут все силы ада, они не одолеют ее, ибо она столп и утверждение истины.

Наш христианский долг – не только самому спасаться, но позаботиться о душе ближнего. Если этот скромный труд тебе пользу принес, поделись, дай и другому почитать.

Грешно держать под спудом – пусть и другим послужит во спасение.


Источник: Бисер духовный : Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления. Молитвы на всякую потребу / Схиигумен Савва. - Москва : Ковчег, 2003. - 926, [1] с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle