О пастырях церкви (миссионерская беседа)

Источник

Пастыри церкви для сектантов–штундистов – не враги, а что родная мать.

Штундист, обличённый в лжеверии и преступности перед Церковью, обществом, Государством и своей семьёй, с запальчивостью сказал: простите, что я скажу правду и о вас, выслушав сказанное вами о нас.

Миссионер. Скажи, – даже прошу!

Штундист. Вы – первый наш враг и самый опасный враг, хотя и объясняли здесь всем, поставлены на то, чтобы принести нам духовную пользу привести нас ко спасению.

Какой вы благожелатель, если запрещаете нам знать Слово Божие, которое есть путь, истина и жизнь (Ин. 6:63), которое есть пища духовная – слаще мёда и сота (Пс. 118:104–110)?

Миссионер. И которое есть меч духовный, обоюду острый, есть море непроходимое, премудрость Божия, не всяким удобоуразумеваемая (Рим. 11:34; Ис. 40:13–14; 1Кор. 2:16; 2Пет. 1:20–21. Прем. 1:4; Быт. 63.) Если рассуждать по-своему, то придётся родную мать считать своим первым врагом. Но можешь ли ты считать врагом ту, которая, тебя породив, вспестила, вскормила и вырастила?

Штундист. Зачем? – Напротив, я считаю её первым своим благодетелем, по крайней мере, за то время, пока я был младенцем, пока не мог сам ходить, не мог есть, пить, – пока был ещё несмышлёным отроком. Да и теперь кто может мне желать больше добра, как не она – родная мать, хотя бы я и был у неё недостойным, даже злостным и преступным сыном?

Миссионер. Так, а не иначе разумей и обо мне или о своём духовном отце, приходском пастыре. Мы тебе не враги, в какой бы то ни было силе или степени, и всё равно что родная мать, посланные к тебе от ещё более, чем родная мать, любящей тебя матери церкви. Хорошо ли поступала родная мать, когда в пору твоего младенчества не давала тебе наедаться вдосталь сладостей, примерно, сахару? – Когда ты простирал к ней руки и плакал, чтобы получить от неё побольше кусков сахару, она не спешила им наполнять твои руки, хотя он и сладок и полезен, и разводила сахар водой и ложкой в меру давала пить тебе эту сладость, иначе ты – тогда младенец, не имея зубов, мог бы им подавиться, и тогда не сахар, конечно, был бы повинен в твоей смерти и не ты сам, не имевший разума, и не твоя природа, не имевшая силы и средств (зубов) справиться с этой сладкой, но твёрдой пищей, и была бы повинна только мать. Так и здесь. Слово Божие хотя и слаще мёда и сота, но ты младенец в вере (1Пет. 2:2), нельзя тебе читать из Божественных Писаний, что попало, сколько угодно и когда угодно. Роль няньки или присмотрщицы в питании тебя пищей духовной, по приказу матери церкви, исправляем мы – пастыри церкви. Мы тебе, что нянька, должны давать эту пищу по мере твоего возраста, пищу, приспособленную к возрасту твоего духовного понимания, и тогда она, несомненно может быть и полезна и спасительна для тебя. Мы должны всё твёрдое для твоих зубов – для твоего духовного разумения – выяснять, всё равно, что разбавлять сахар водой и давать столько, сколько может осилить твой духовный возраст, а иначе, без сего присмотра, руководства и постепенности духовного питания, может случиться точно то же, что с дитятей, не имеющим зубов и подавившимся твёрдым сахаром (1Кор. 3:13). Ты, например, наткнувшись в Библии на места, где говорится об идолах, – этой языческой мерзости, станешь утверждать, что это относится к нашим иконам и погиб, ибо этим ты лишаешь Бога чести от нас и износишь на него хулу (1Кор. 12:2–3), за что становишься крайне противным Богу, и все противники его, как и первый его противник Диавол, наследуют место в геенне, где огонь и жупел будет восходить во веки веков (Откр. 14:10–11). Или, например, ты начитаешь место, где сказано, что настанет время, когда от Духа Святого каждый будет научен истине (пророчество о временах христианства), и подумаешь, что тебе уже не нужен пастырь и учитель; или ещё найдёшь место, где нерадивые пастыри обличаются Пастыреначальником Христом за их нерадение и называются им «наёмниками», а самозваные и «разбойниками» (Ин. 10:1–8), – и отвратишь своё сердце от истинных пастырей церкви которых послал сам Господь, а посылая, сказал: «Слушающий вас меня слушает, и отвергающийся вас меня отвергается (Лк. 10:16).

Штундист. Разве ваши священники посланы Христом? Апостолы, действительно, были посланы Христом, их и нужно было слушать так, как вы указали из слова Божия, а ваши священники посланы церковью или вашими архиереями.

Миссионер. Всё равно от этого тебе легче не станет, ты будешь равно сын погибельный и царствие Божие не наследуешь: «Аще кто церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь», Конечно, язычники и мытари чужды царствия небесного – чужд будешь его и ты. И священники и епископы равночестную несут службу с апостолами, равное и наказание постигнет вас за ослушание их. Что были Апостолы для современных им христиан, то мы для своих современников – для вас иначе, если мы не продолжатели дела Апостольского, то вы – не христиане. Апостолы вводили в церковь Христову своих современников чрез таинство крещения, и мы, священники, вводим своих современников тем же путём тою же дверью, совершая над вами и детьми вашими святое крещение. Апостолы питали своих современников таинством тела и крови Господних, духовно укрепив их предварительно в таинстве св. миропомазания, и ныне святая церковь проливает на мир верных своих те же блага руками епископов и священников, которые благовествуют миру Христа и спасение от Него, приводя своим руководством пасомых к совершенству (Еф. 4:11–13). Иначе как же бы сбылось слово, изречённое Апостолам Христом Спасителем: «Яс вами до скончания века» (Мф. 28:20), если век Апостолов был так недолог? Как бы их благовестие пронеслось по всей вселенной? (Мк. 16:15). Ведь Христос не обошёл всей вселенной не обошли и все Апостолы! Вот это благовестие и совершение дела Христова и Апостолов и продолжают «верные люди» (2Тим. 2:2), пастыри и учители, самим Христом и Духом Святым чрез Апостолов поставленные (Еф. 4:11–13; 1Кор. 12:28; Деян. 20:28) И чрез преемников Апостольских имеющие законно поставляться до скончания века (Тит. 1:5; 1Кор. 16:10; 2Кор. 8:23; Кол. 4:11; Евр. 13:8).

Штундист. Нам не нужно священников и епископов, потому что мы имеем слово Апостолов и самого Христа, и оно на всё полезно, – оно научит нас всему доброму и спасительному в вере и жизни.

Миссионер. Какая неблагодарность у тебя к своей матери, о которой ты выше сказал, что она достойна за её любовь к тебе твоей безмерной любви и благодарности!

Штундист. Да матерь же свою я и люблю! Что из этого?

Миссионер. И кто же эту святую пищу – слово Божие тебе изготовил? Кто дал и при том в наидоступнейшем для тебя виде – на русском, тебе понятном, языке?.. не матерь ли св. церковь, не её ли архипастыри – епископы? Они, ведь перевели оное с древнего еврейского языка на греческий, с греческого на славянский и наконец, со славянского на русский. Получивши такую пищу, такую несказанную благодать, ты, вместо несказанной благодарности, отрицаешься родной матери, возродившей тебя в таинстве крещения, вскормившей в таинстве Причащения и подающей тебе слово Божие, которое ты, как не наученный, как невежда (1Кор. 8:2), обращаешь себе в погибель (2Пет. 3:16).

Штундист. Не беспокойтесь, не погибнем!

Миссионер. Почему ты так уверен в этом?

Штундист. Потому что уверен в своих добрых делах, которые имею теперь и которых прежде не имел. Теперь я не пью, не курю, не блудствую, не ссорюсь, не сужусь, люблю ближнего.

Миссионер. Довольно, довольно... Мне жаль напрасно утруждать тебя счётом твоих дел.

Штундист. Почему напрасно, если они – добродетели?! Странно!

Миссионер. Ничуть не странно! Разве тебе не было бы жаль того труженика, который сыплет в бездонный дырявый котёл или мешок золото или серебро? – Что от такого труда пользы такому труженику, как бы честно и усердно ни трудился он? Ни какой – дыра остаётся дырой, мерка бездонная бездонной. Вот точно то же и с твоими добрыми делами: сколько ими ты ни наполняй свою душу, она от этого ничуть не будет полна, и что дырявая вещь какая-нибудь; в ней нет основания, на котором бы ложились эти добрые дела; нет благодати Христа, благодати Духа Святого которая подаётся во святых таинствах Христовых (1Кор. 3:11); и при своих добрых делах ты не больше ни меньше, как добрый язычник или мытарь, но всё-таки именно язычник или мытарь, и не христианин. Ты прекрасно знаешь жизнь евреев и видишь, что они живут дружнее, и трезвее, и любовнее между собой, чем христиане между собой и всё же ты говоришь о них: «жид – жидом, невера – неверой», как бы они ни были хороши. То же самое скажешь и о язычниках – «нечистый – нечистым».

Штундист. Мы же крещены, и потому и чисты от всякой скверны, мы – Господни, Его благоухание.

Миссионер. Кто тебе наговорил, что крещены? Крещение и вообще – таинства Христовы совершаются только в церкви Христовой, служителями Христовыми (1Кор. 4:1) и над рабами Христовыми, а не отступниками Христовыми и не над отступниками, которые составляют церковь лукавнующих или сборище сатанинское (Пс. 25:5: Откр. 2:9; 3:9).

Штундист. У нас Писание, научение, вера покаяние, а потом и крещение. Какое же здесь лукавство, что здесь сатанинского? Доказывайте, как до этого вы могли и на каком основании договориться?

Миссионер. Писание у вас не ваше, а наше, вот и лукавство; научение ваше не научение, а лишь развращение, сеяние одного зла, раздора, и отсюда – разделение братий, вражда, гордость, злоба к не своим, – это ли не лукавство, это ли не сатанинское дело, когда после разделения нет уже ни родства, ни старшинства, ни приязни, ни доверия, ни подчинения, ни послушания тем, кому таковое должно быть и по совести, и по разуму, и по евангелию? У вас крещение? Разве ты не знаешь, не читал в Писании, что крещение может быть только после принятия проповеди от члена истинной церкви, посланного ею (Рим. 8:12–17, 38–39). Вера? Но тот, кто отпал от истинной виноградной лозы Христа, хотя бы всегда держал в руках Библию, что может иметь в себе Христова (Ин. 15:1–7)? И кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9), и кто не Христов и не Духов, тот и не Божий (Рим. 8:14). Вот что выходит из твоего умствования. Лучше не умствуя лукаво, иди к своему законному пастырю и учителю, – его слушайся, воспринимай от него благодать ко спасению, и без пастыря – погибель овце от голода, от жажды, от зверя и от всяких жданных и нежданных напастей. Подумай: и всё ваше братство штундистское – тьма и гниль, ибо сказано же к пастырям: «вы – свет миру, вы – соль земли» (Мф. 5:13–14), и у вас этих светильников, этой соли нет.

Иди же, брат о Христе, хотя и заблудший, и помышляй о вере, о делах и о себе самом совсем иначе, чем мыслил ты доселе! Не отделяйся от церкви Христовой, дабы тебе не погибнуть для жизни вечной! Отделился от всех ангелов первейший ангел и погиб, отделился от лика апостолов Иуда и, хотя так был близко от источника жизни и спасения, но тоже погиб; и блудный сын был близок к погибели, если бы не пришёл в себя и не возвратился туда, откуда изшёл (Лк. 16 глава). По Библии же побольше молись, если её любишь читать, и не умствуй, и закона (объяснения его) ищи от уст иереевых (пастырей – учителей), «яко уста иереевы сохранят разум, и они – ангелы Господа Вседержителя суть». (Мал. 2:7).

А о делах помышляй: если они сотворяются о Господе нашем Иисусе Христе, а не о себе и о своей славе, то они жертва Богу приятная, а иначе – они пред Богом – смердящий дым и хвалящийся своими делами – что фарисей пред Богом (Лк. 18:11–12).

Ничуть не соблазняйся тем, что некоторые, живущие в ограде церкви Христовой, иногда преданы бывают порокам. Что ты – станешь ли спорить с Богом, если Он, желая показать и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадит сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы своей над сосудами милосердия, которые он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал в свою церковь святую (Рим. 9:22–24). Что – неужели Он не властен нас карать и миловать, когда хочет: если властен горшечник над глиной, то тем более властен над нами и вами Он. Но знай и никогда не забывай, что нам, верным церкви и Христу, и не вам, отступникам (Тит. 3, 10–11), принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования, наш и Христос по плоти, ибо мы кость от костей Его (Еф. 5:30. Рим. 9:4–5).


Источник: О пастырях церкви : (Миссион. беседа) / Свящ. Савва Богданович. - Санкт-Петербург, ценз. 1905. - 10 с.

Комментарии для сайта Cackle