Азбука веры Православная библиотека священник Савва Богданович Миссионерская беседа со штундистами о Кресте и крестном знамении

Миссионерская беседа со штундистами о Кресте и крестном знамении

Источник

Миссионер. Вот я опять приехал к вам, заблудшие братья, – для беседы. Теперь будет беседа наша о Кресте и о Крестном знамении. Креста вы не почитаете, как и икон, и так же, как над иконами, ругаетесь над ним? Я слыхал, что вы называете Крест «шыбыницею», «кобыльницею», поносите его и другими именами хульными, думая, что, поступая так, вы творите угодное Богу; между тем, вы этим только досаждаете Ему, вы оскорбляете и гневите Бога Отца, оскорбляете также и Самого страдавшего на Кресте, оскорбляете и Духа Святого и всю Церковь Христову, потому что вы не единомышленны с нею. За это же и осудит вас Бог по смерти вашей, осудит и Церковь, торжествующая на небесах, как и теперь осуждает вас Церковь Христова, живущая на земле.

Штундист. Зачем так нам вы угрожаете судом Божиим, судом Церкви небесной и Церквы земной? Нет; вы прежде докажите это нам, а тогда мы увидим уже сами, будет ли это с нами, или ваша угроза – ничего не значащее слово.

Миссионер. Так как цель моего приезда сюда, не стращать вас, а образумить вас в вашем заблуждении, то я и выставляю вам на вид, куда зашли вы в своём новом учении, и что вас постигнет за это в будущей жизни, если только вы до смерти останетесь при своём учении и таких мыслях. Крест – не висилица, не шибиница и не кобыльница, как вы говорите, а – великая святыня, орудие нашего спасения, орудие, которым Господь сокрушил главу древнего змия, обольстившего наших прародителей, и тем освободил их и нас – их потомков, – от власти его; от проклятия и гнева Божия, орудие, которым нам открыто небо, бывшее до страдания на Кресте Спасителя закрытым, Крест – слава для Бога, нашего Искупителя, Его знамение, с которым Он явится судить мир; он же – знамение и для верных и страх для злых духов. На нём и через него наше спасение; он наш спутник и защита во всей жизни нашей. Такими похвалами венчаем и прославляем мы св. Крест в противоположность вашему штундистскому поношению и хулению его. И таковое наше отношение ко Кресту на столько согласно со словом Божиим, на сколько противно ему ваше хуление. Все это я постараюсь подтвердить ссылками на Слово Божие, докажу соображениями здравого разума и историей Креста.

Прежде совершение страданий Христовых, которыми освящён Крест, Господу угодно было ещё в Ветхом Завете сделать некоторые предуказания или прообразы Самого Христа и его Креста.

Такой Крест предъизображён был жезлом Моисея, чудодейственно разделившим пред ним и пред народом Чермное море, расступившееся от крестообразного ударения по морю. Не им самим, не жезлом явлено чудо, а Крестом, им на море начертанным. И Крест, орудие нашего спасение потому свят, что на нём крестообразно были распростёрты руки страдавшего и пригвождённого к нему Господа нашего Иисуса Христа. И другими действиями этот же жезл Моисея был прообразом Господня Креста. Поглотивши пред царём Фараоном явившегося (по искусству Египетских магиков – мудрецов) волшебного змия, он показал, что древо Креста сокрушит, уничтожит змия, – его власть над миром. И изведши из камня воду для томившихся жаждою в пустыне евреев, он прообразовал Крест, доставивший душам томившихся и жаждавших под твёрдою властью диавола воду – спасение. Жезл Ааронов, чудесно произрастивший плод, указывает на древо Креста, явившее в нас уверовавших в Распятого на нём – плоды жизни вечной. Древо некое, брошенное (в Мерре) в негодную для питья воду и претворившее её в воду сладкую для питья, также прообразовало Крест, сделавший всех нас, когда мы уверовали в Распятого на нём, угодными Богу. Великий пророк и вождь народа Израильского, Моисей, в сражении с Амаликитянами молившийся с распростёртыми руками и одержавший таким образом знаменитую победу, как свидетельствуют об этих действиях Аарон и Ор, прообразовал силу Креста, одержавшего победу над нашими всегдашними и злейшими врагами – демонами. Праотец Иаков, благословляя своих внуков, детей любимого сына своего Иосифа, крестообразно для этого возложенными руками, и не изменивши так сложенных рук и при известном замечании и даже действий со стороны сына Иосифа, не выразил ли этим самым своей глубокой и твёрдой веры в силу Креста? А медный змий, повешенный, по повелению Божьему, на древе, не потому ли и спасал уязвлённых и с верою взиравших на змия и на древо, что змий этот прообразовал Христа, а древо или шест, на котором висел змий, – Крестное древо, на котором был распят Спаситель мира! Сам же Иисус Христос свидетельствует, что медный змий был прообразом Сына Человеческого, вознесённого на Крест за людские грехи (Ин. 3:14); значит, шест прообразовал древо Крестное. Царь и пророк Давид также указывает на это древо и велит поклоняться ему (Пс. 98:5). И пророк Исаия ясно говорит о славе его: «слава Ливана приидет к тебе... чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих... и падут к стопам ног Твоих все презиравшие тебя (Ис. 60:13–14). Сей же св. Пророк, будучи некогда в озарении – в духе, видел Господа идущим на смертную казнь со знамением начальства на Его плече: «Егоже начальство бысть на раме Его» (Ис. 9:6). Знамение это или начальство есть. св. Крест, на котором Господь наш Иисус Христос Своею вольною смертью совершил наше искупление. Если бы это древо – крест не было святым, то не было бы и указаний на него от Самого Бога.

Штундист. Но от Самого же Бога есть указание, что оно и проклято. Вот в книге Второзакония читаем: «Проклят есть от Бога всяк висяй на древе» (Втор. 21:23). Потом ещё у Премудрого Соломона говорится: «осудим Его на безчестную смерть» (Прем. 2:20).

Миссионер. Попрошу вас дозволить мне сказать всё, что имею в пользу Креста, а потом объясню эти места и покажу, что они не противоречат моим доводам и решу, если имеете, ещё и другие относительно Креста возражения.

Значит, если о Кресте был прообраз и если этот прообраз был свят потому лишь, что чудодействовал, то тем более должен быть свят и чудодействен тот самый предмет, которого прообраз был лишь тенью, т. е. Крест. Я выше сказал, что, не почитая, а похуляя Крест, вы оскорбляете Бога – Троицу Святую. Так, через Крест прославилось имя Бога Отца: «Отче! – молился Иисус Христос перед крестною смертью Своею, – пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17:1). Значит, по слову сему, Крест – слава для Отца и Сына, а если для них – слава, то и для Духа Святого тоже (он слава), так как «Сии три – едино суть», по слову же Божию. Да это орудие – Крест и смерть на нём была уготована Иисусу Христу ещё в предвечном совете, как о сем говорится в Евр. 10:5–7 и в Пс. 39:7–9. Благоразумно ли называть человеку то бессмысленным, что у Самого Бога славно, и не безумно ли отвергать и поносить то, что Сам Бог избрал для нас, для нашей славы, спасения и прославления? Эту же самую мысль, т. е. что Крест прославил Отца и Сына Его, ещё яснее представляет ап. Павел в послании к Филиппийцам (Фил. 2:6–11), где показывается, что страдание и смерть Иисуса Христа на Кресте прославили имя как Отца, так и Сына.

Итак, хотя Крест до страдания на нём Сына Божия, действительно, был презреннейшим и страшнейшим орудием, но совсем не таков он теперь; теперь он свят и благословен во веки (Пс. 98:5), Итак, ввиду всего этого – стыдиться ли нам Креста Господня, на котором явлено нам столько неизреченных благ, на котором нам дарована новая жизнь, очищение, освящение и спасение? Не устыдимся! Не устыдимся его, потому что не стыдился его Сам Страдавший на нём, а даже желал его, как о сем ясно повествует св. евангелист Лука: «и как Я томлюсь, пока сие совершится» (Лк. 12:50)! Сие, т. е. страдание и смерть на Кресте. Не стыдился его и Бог Отец, как сие было выше указано, не стыдился его и Дух Святый, Который и сошёл на землю, благодаря крестным страданиям на нём Сына Божия (Ин. 12:32), Не стыдились Креста и св. Апостолы, напротив даже хвалились им (Гал. 6:14 и 1Кор. 1:17–24). И христиане времён апостольских следовали своему учителю Павлу и Господу Иисусу Христу, – они не уничижали Креста (1Кор. 2:2).

Именем Креста Господь нарицает и все скорби и страдания, которые неизбежны для нас в здешней жизни и которые необходимы, как средство, умудряющее нас и приводящее ко спасению. Если бы орудие нашего спасения – Крест было презрено, то Господь не называл бы этим именем благодатных средств спасения – наших скорбей и страданий.

Если обратим внимание на историю Креста, то увидим, что во всё время, от первых времён Христианства и доселе, он пользовался почётом и молитвенным уважением и это показывает одинаково как Православных история, так и язычников – гонение Христиан. В самом деле, сколько было мучений и мучеников за Христа и за св. Его Крест? Или все такие безумно погубляли души свои за Господа и за святыню Его Креста?

Спрошу я вас, что сделало Православную веру господствующей среди язычников – не Крест ли? – Он. И это вот как случилось. Господь троекратно являл св. равноапостольному князю Константину на небе Крест и объяснил ему, что таким знамением он победит всех своих врагов, Язычник – Константин, поверив словам Господа, сделал такое знамение и украсил им бранное орудие войска и потом, когда одержал победу над своими супостатами, принял крещение и даровал вере Православной господствующее значение. Явление звёздного Креста богоугодному царю одинаково видели как воины языческие так и воины из Христиан. Об этом событии существует предание, записанное, как у Православных, так и у язычников. Подобное же явление Креста было и русскому князю Андрею Боголюбскому. Кто же может сказать что-либо против этого? – Если кто и скажет что-либо, то это будет тьма пред светом, ложь пред истиною. Разбираю теперь вами представленные возражения. Первое, вы сказали, что Крест проклят Самим Богом, и привели для подтверждения такого своего учения из Втор. 23:21. Не знаю, что заставило вас придавать этим словам такую лживую мысль, когда её там вовсе не заключается: проклято не древо (или не Крест), а проклят висящий на древе: это же ведь не всё равно: тут две вещи разных – сказать, как написано, и сказать, как вашему глумливому уму желательно. До Христа Спасителя распинали на Кресте самых тяжких преступников, как например возмутителей общественного порядка – бунтовщиков, хулителей Бога, великих разбойников. Такие люди прокляты и пред законом Божиим и пред законами человеческими и подвергались по суду тягчайшему позору – распятию на кресте. Значит, таковые, висящие на кресте были прокляты. При чём тут крест, чтобы он достойным был Божия проклятия? Когда же на нём, как бы тягчайшей разбойник, Бог-Сын предал дух Богу-Отцу, когда на позор небу и земли Он висел, за наши грехи обагрённый Кровью, – с той поры облитое Кровью орудие страдания Его внушает страх и ненависть не нам, а врагам» такого Божия дела и нашего спасения – демонам, для нас же оно свято, любезно, достопокланяемо и благословенно во веки.

В сей второй половине моего данного вам объяснения заключается объяснение и на второе, вами приведённое, место из Прем. 2:20.

Беда ваша – не можете доказать всегда того, что доказать вы так силитесь. Скажу, что это беда сугубейшая для вас должна быть от того, чего вы и не подозреваете.

Штундист. Какая же это такая может быть для нас беда, которой мы сами не видим? Откуда и где она?

Миссионер. Беда ваша, если докажу тут же, что не древо крестное проклято от Бога, а вы сами от Него прокляты, когда так осмысливаетесь думать и говорить и когда решились уклониться, отступить от Православной веры.

Штундист. Что это вы взялись пугать нас разными угрозами и страхами?

Миссионер. Какое – пугать? Вы взяли в свои руки Слово Божие и говорите, что больше вам ничего уже и не нужно, толкуете и понимаете его, как кому захочется и вздумается. Говорите, что несчастны и безумны даже все те, кто думает и поступает иначе. Храмы, святыня, таинства и всякого рода христианские предметы, побуждающие к христианскому благочестию, о чём ясно говорится и в Писании, о чём мы знаем и без Писания (не всё же могло быть записано), признано вами за выдумку, за что-то ненужное и ни к чему доброму не ведущее, пагубное ли это дело? Какая дерзость превеликая и хула тяжкая на Искупителя Христа, на Святого Духа и на Миродержателя и Мироправителя Бога Отца Небесного? – Вы, держа в руках Слово Божие, говорите, что тут уже всё, положительно всё записано и ничего теперь больше, ни знать, ни ведать и делать не нужно. Между тем св. Апостолы, написавшие Евангелия и Послания ясно говорят, что дела и учения Христовы настолько широки, что обнять – описать их невозможно было бы; о сем предвещал ещё ранее св. царь и пророк Давид, сказав: «широка заповедь Твоя, Господи, зело». Вы верите все лишь Писанию (да как вы и верите-то)! между тем знаете же, что Иисус Христос и Апостолы больше учили делами и изустно, чем посредством писания. Теперь Господь наш и Учитель на небе, а воля Его у нас – и писаная и неписаная. Неужели же кто из вас так думает, что например, в отсутствии своего отца, писаную волю его должно исполнить, а неписаную, всё то, что он изустно приказал, не нужно? И то и другое – воля отца и одинаково для детей обязательна для исполнения. Если это так в отношении к родителям, то почему же это должно быть иначе к Самому Богу: здесь подчинение наше обязательно для нас всецело и безусловно. Вы не только уклоняетесь от исполнения того, чего не видите в Писании, что ясно там не указано, – уклоняетесь вы и от того, что там ясно заповедано. Не осуждаете ли сами себя за всё это – за гордость, за то, что величаетесь своим всепониманием, что вздымаете свой разум на разум Божий и ругаетесь Духу Святому? За то же и говорит Господь чрез св. Давида вот что: «прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих» (Пс. 118:21) и влагает молитву в уста сего же праведника такую: «приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли» – тем, значит, которые величаются пред святым и пред Тобою, Господи, величаются и превозносятся, имея дары от Тебя же Творца их, превозносятся над Самым Творцом их. Впрочем, о том, что над вами тяготеет проклятие Божие скажу вам в последней моей беседе – заключительной, а теперь продолжу и постараюсь поскорее покончить беседу о Кресте.

Миссионер. Крест свят потому, что Иисус Христос крестными страданиями снял с людей то проклятие, которому люди подверглись со времени грехопадения Адамова (Гал. 3:13), Крест, таким образом, послужил всемирным жертвенником, на котором Иисус Христос Своею Кровью уплатил за всех людей долг Правосудию Божию за наши грехи, какого долга мы не могли бы уплатить никогда и ничем. Он сделал это по воле и соизволению Своего Отца и нашего Судии (Мф. 26:39 и Кол. 1:19–20), никем и ничем не будучи к этому побуждаем, будучи Сам безгрешен (Евр. 7:26–27 и 1Пет. 3:18), но совершенно добровольно, и лишь побуждаемый бесконечною и беспредельною любовью к роду человеческому (Ин. 10:17–18; Еф. 5:2, 25). Потому-то эта жертва и приятна и угодна Богу, а потому и Крест сам как место, где совершено такое беспримерное чудо любви и милосердия Божия к нам, приятен и угоден Ему. Итак, Крест даровал нам вечный блага, и не нам только и жившим до нас, но и всем, имеющим родиться и жить до окончания времени, того времени, которое будет стоять до назначенного Им Самим предела. Можно ли поэтому глумиться над такою святынею, или же восставать на то, что так благодетельным является от времени страданий Христовых на все последующие – предстоящие века! Одно крайнее непонимание дела, одно бесовское упорство, адское озлобление против дела Божия способно на это.

История Креста оправдывает мои слова. Несмотря на те благодеяния, которые творил (и творит) Сам Бог силою Креста (чудес от орудия крестного и от знамения его тьма тем, как об этом свидетельствует истории людей верующих во Христа так и язычников, которые приписывали эти чудеса силе волшебной), несмотря на то, что он, как сказано было выше, слава для Бога и для святых (1Кор. 1:18), и несмотря на то, что им при жизни своей хвалился такой святой, как ап. Павел, который восхищен был в рай до третьего неба и слышал там глаголы неизреченные, которыми восхваляют Бога ангелы и все небожители. Несмотря на то, что он хвалится Крестом (Гал. 6:14 и 1Кор. 1:18, 23–24); несмотря на то, что и все христиане первых веков, на пример которых вы так любите во всём ссылаться, им дорожили (1Кор. 2:2); – вы, отступники, его хулите, знать его не хотите. Вы противитесь и самой заповеди Господа, которая повелевает «взять и носить Крест» (Мф. 10:38; Мк. 8:34; Лк. 9:34; 14:27). – Не преступники ли вы, что имеете против себя такую тьму тем обвинителей, не подвергает ли вас всё это, за ваше богохульство, проклятию здесь и осуждению в жизни вечной? И что вы думаете, что в приведённых мною местах нужно понимать под крестом не вещественный Крест, не орудие нашего спасения и самые страдания и земные скорби на Кресте нашего Господа, то по этому поводу я спрошу вас: можете ли вы представить себе Распятого без Креста, крестные страдания без самых страданий на нём или без него? Никогда не можете! Крест – для вас соблазн, но знайте, что вместе с тем он для вас и погибель. Прежде бы вам следовало аккуратно ознакомиться с учением Православной Церкви о Кресте, – тогда наверное вы поклонялись бы ему, а не отрицали бы и не хулили бы его; но вы так благоразумно не поступили, потому-то слово о Кресте для вас (штундистов) юродство – погибель есть, а для нас – спасаемых христиан – «сила Божия есть», говорит св. ап. Павел (1Кор. 1:18).

Штундист. Долго вы уже слишком говорите, хотелось бы и нам сказать своё слово; вот позвольте это сделать.

Миссионер. Всё равно, теперь ли или после, я не попрепятствую, будете говорить, что имеете говорить, и столько, сколько сможете, лишь бы я видел, что вы, недоумевая о том, где находится истина – у нас или у вас, непременно желаете найти её. Говорите.

Штундист. В таком случай говорите уже вы до конца, а потом будем говорить уже и мы. Спасибо, что обещаете нам дать полную возможность высказать все свои недоумения и насчёт Креста, как мы высказали их о храме и об иконах.

Миссионер. Итак, значит, Бог не проклял Креста и вам не велит проклинать его; напротив, Бог сделал его Своим, чрез то-то он и свят, что он так сказать – Божия вещь, Божия собственность, а если он Божия вещь и Его собственность, то не только должен быть свят, но должен быть в величайшем почитании у всех уверовавших во Христа, хотя он и бывает иногда сделан из простейшего металла или и из одного только дерева.

Штундист. Вы тут открываете нам новость; говорите, что Крест – Божий, а потому он и свят. Странно – ведь мы все Божии, творения Его и весь мир сотворён Им и есть собственность Его. Как же это так по вашему выходит, что Крест только Божий? Мы думаем, что тут просто вы уже заговорились.

Миссионер. Нет, не заговорился. Хорошо я знаю, что говорю. Нужно, чтобы и вы это признали, и думаю, что согласитесь и вы со мною, вот только выслушайте дальше моё рассуждение. Вот как это выходит, что Крест есть Божий. Его собственность.

Есть места – особенно Божии и время – особенно Божие. Например, места: Вефиль, Неопалимая Купина, Синай гора, Фавор гора, – эти места, представляют часть земли, которая – вся Божия, – особенно Божии, потому что они освящены особенным явлением Бога, избраны для проявления особенного милосердия или чуда на них народу. Жезл Моисея, жезл Аарона – вещи столь простые и обыкновенные, или вот Ковчег Завета (1Цар. 5:2–8) – чудодейственный ящик, построенный из дерева и обложенный золотом, между тем они особенно и по преимуществу – Божии, потому что Бог через них чудодествовал и проявлял Себя миру, хотя Он везде действует, как Промыслитель, Вездесущий и всеобъемлющей. Время также – всё Божие, а суббота, по новозаветному, воскресение и другие праздники – по преимуществу Божии, потому что Господь избрал и Сам освятил их. Вода, елей – обыкновенные предметы природы; но Сам же Бог, между тем, говорит: «аще кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3:5). Без воды не может быть крещения, а, следовательно – не может быть и вечного спасения. Или вот Апостолы говорят Христу: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Масло то было обыкновенное, но в руках Апостолов оно чудодействовало, потому что оно освящено было силою Божией.

Понимаете ли, после этого, почему свят Крест?

Потому что он особенно и по преимуществу Божий. На нём, пролита св. Кровь Его, к нему пригвождена была и на нём висела пречистая плоть Его. Не сам по себе, значит, Крест сделался святым, а его Сам Господь сделал таким. Итак, если вы не будете почитать креста, то, по Слову же Евангельскому, вы не ученики Распятого Господа: кто не несёт креста своего и (не) идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27). И кто не берёт креста своего и (не) следует за Мною, Тот не достоин Меня (Мф. 10:38).

Итак, по слову матери нашей, вселенской Православной Церкви, «животворящему древу, раздравшему древнее грехопадение и явившему нам спасение, и мыслями, и словами, и чувствами (по истине) мы должны покланяться» (73 правило вселенского собора).

Штундист. В этом вы должны убедить нас. Ведь если бы отца, или кого-либо из моих родных – брата или сестру, или благодетеля, или даже доброго знакомого моего убили вилами, например, или каким-либо другим орудием, примерно, палкой, – неужели бы я или кто-либо из нас стали бы почитать это орудие? Ведь тогда оно было бы для меня ненавистно, так как оно прекратило дорогую для меня жизнь родного отца, родича или благодетеля.

Крест тоже прекратил жизнь нашего величайшего Благодетеля, Господа Иисуса. Как же нам теперь почитать его? Этого и простой смысл человеческий гнушается.

Миссионер. Здесь придётся повторить кое-что из сказанного уже; но для вас я готов сделать и это. На Кресте страдал не отец, не родич, не благодетель мой или ваш, – не подобный нам грешник, а великий праведник, Сам Сын Божий. Если бы вашего отца или благодетеля вашего или моего убили, нам кроме горя и печали родству всему ничего не была бы; но Иисус Христос страданиями Своими, разрешил нам вход в Царствие Небесное, примирил Бога с людьми, выкупил весь род человеческий из-под власти диавольской и тем на все роды и роды и на все времена и веки сотворил всем потомкам падшего Адама неизъяснимую и ни с чем не сравнимую радость.

Далее, если бы, положим, отца вашего или моего или благодетеля распяли на кресте, то, вероятно, он того заслужил бы своими тяжкими преступлениями пред Богом и пред людьми. А «Христос никому ни единого зла сотвори», даже величайшие враги Его, когда осудили Его на пропятие, «ни единой вины в Нём не обрели». Чтобы яснее видеть, как неудачно вами представлен этот пример, извините, если я вам предложу такой вопрос! не обиделись ли бы вы, если бы я отца вашего или благодетеля уподобил и сравнял со свиньёй.

Штундист. Как не обиделся бы? обиделся бы и я, и всякий другой, чьего-бы отца вы только не сравняли – как можно это допустить?! ведь отец мой, или чей бы он там ни был и какой бы он там ни был, есть всё-таки человек – разумное существо, а свинья – неразумное животное, притом грязное, неряшливое, которого мы и имени стараемся не произносить в обществе людей, которых мы уважаем; и если мы кого-либо из людей называем этим именем, то это и делается и принимается за страшнейшую обиду. Какая же, поэтому, должна быть для меня и для моего отца обида, если бы кто вздумал меня или моего отца равнять с этим животным: это обида весьма тяжкая и неудобопереносимая.

Миссионер. Видите ли, вы принимаете за обиду для себя и для своего отца, – если бы кто из людей сравнял вас со свиньёй. Почему же вы не размыслите, что для Бога ещё большее оскорбление от того, если бы мы стали равнять себя Ему. Ведь свинья и человек – одинаково животные, только свинья не разумное, а человек – разумное. Для нас же и для всех творений неразумных, в томе числе и для свиньи, Бог одинаково есть Творец, Господь и полноправный Владыка. Мы, хотя и разумные создания, а свинья – неразумное творение, однако не часто ли уподобляемся свиньям и другим животным, по своей неразумной, грязной и греховной жизни? Уподобляемся, и Слово Божие не раз упоминает об этом и представляет действительные примеры скотоподобного состояния человека. Но для краткости мы оставим речь об этом; и без того ясно видно, что указанный вами пример ничего не говорит против почитания Креста.

Чтобы ещё больше вам была видна святость Креста, я спрошу вас, что, если бы мы с вами вдруг удостоились такой милости от Христа, что Он здесь же явился бы на нашу беседу и Сел бы на это вот, никем не занимаемое, место (классное стуло)? – Что, вы назвали бы это место проклятым или наплевали бы на него и стали бы презирать его, когда бы уже Господь оставил его и скрылся бы от нас? Скажите, как о сем вы думаете?

Штундист. Как можно сказать, чтобы я мог подобное сделать! не только я, но никто на то место, где сидел Христос, не решился бы наплевать, – разве только для безумца такой поступок возможен. Я это место почитал бы и уважал бы за святыню, хотя бы оно было и самое простое, и потому почитал бы и уважал бы, что оно освящено прикосновением плоти Христовой.

Миссионер. Хорошо, так. Теперь подумайте хорошенько: это место у вас свято потому, что на нём только несколько мгновений сидел Иисус Христос и потом оставил его, не оставив никакого следа или видимого знака на нём Своего присутствия. Не тем ли святее должен быть Крест, если на нём несколько часов висел Христос и при том оставил на нём следы Своего присутствия – токи Божественной Крови Своей?

Штундист. Да.

Миссионер. Теперь ещё один вопрос мой вам для той же цели, т. е. для ясности дела.

Святы ли те места, по которым ходил наш Божественный Учитель в Иудее, Галилее, Самарии и в за Иорданской области?

Штундист. Святы; и вся та сторона, в которой Он благоволил родиться и проповедовать Своё Божественное Слово, свята и называется у всех верующих в Него «Святой Землёй».

Миссионер. Так. Если святы те места, где Он ходил, то, думаю, то место – дом, где Он жил, где почивал, где оставался подолгу, тем святее?

Штундист. Да; так думаем и мы.

Миссионер. Если да, то не святее ли всех тех мест то место, где Он совершил то дело, ради которого Он и приходил?

Штундист. Такое место святее всех тех, по которым Он ходил и даже того (места), в котором Он подолгу оставался и даже того, где Он долгое время почивал или жил.

Миссионер. И такое место и есть Голгофа.

Теперь подумайте, что и Голгофа не вся одинаково свята, а святее то именно место на ней, где совершалось искупление, на котором водружён был Крест.

Миссионер. Да, и это так.

И ещё святее то место, на которое падали капли Крови Христовой; а такое место именно и есть Крест. Теперь, если вы не могли плюнуть на стул, где бы сидел Христос, и сказали, что этого и никто, и не только вы, не должны сделать, а иначе он – безумец; зачем же вы теперь так вельми безумствуете, что плюёте на святейшее место Божие – Крест, место, не только орошённое, но просто омытое Кровью Христовой.

Итак, если и время, когда родился, умер, страдал Христос, воскрес и вознёсся на небо, свято, то и те места, где эти события совершились также святы, и, следовательно, свят и Крест, где именно – на котором совершена искупительная жертва наша, Господь испустил за нас Свой дух, – свят Крест и свят по преимуществу пред всеми этими местами.

Штундист. Ну, положим, Крест свят потому, что он облит и омыт Кровью Христа и его до́лжно почитать. Зачем же вы ещё креститесь рукой? Ведь в Евр. 6:6 ясно сказано, что этим вы распинаете на себе Сына Божия.

Миссионер. Прошу, прочитайте это место, – оно совсем там не так читается, как вы прочитали. Там написано – «в себе», а не «на себе». Распинать в себе Сына Божия можно, а как распинать Его на себе, это трудно себе представить. Кто внутри себя носит сердце греховное, нераскаянное, страстное, мерзкое; кто мыслит не о Божественном, а занят всем тем, что противно Богу, тот оскорбляет Бога у себя внутри и при том так тяжко, что как бы даже снова распинает Его в себе.

Но этот стих, сказать вам правду, совсем и не к нам относится, и сказан против христиан из Евреев, отступивших от веры во Христа.

А крестимся мы, знайте, для того, чтобы нам отличить себя (Православных христиан) от других народов, которые не уверовали и не веруют во Христа распятого. Это знак – печать Его на нас показывающий, что мы принадлежим Ему, а Он – наш. Молясь и имея эту печать, мы и пред Отцом Небесным имеем свидетельство – кто, мы и пред людьми – тоже.

Притом – обратите внимание, как мы творим это дело; мы складываем три пальца во имя Св. Троицы и два пальца во свидетельство веры нашей в два естества в Богочеловеке Христе и, при произнесении имени Иисуса Христа или Св. Троицы, изображаем рукой, как бы начертываем на себя образ того самого орудия, на котором совершено наше искупление. Имея сей знак, мы принадлежим к избранному Его стаду, всё равно, как и в Ветхом Завете имевшие знак – обрезание крайней плоти показывали, что они принадлежат к народу Божию – Израильскому. Употребление крестного знамения нам нужно для того, чтобы чаще напоминать нам Распятого и всё Дело Его искупления; поэтому мы и употребляем его при входе и выходе из своих домов, когда молимся, когда едим или пьём, когда ложимся спать, находимся в пути или отдыхаем, – настолько часто, чтобы, так сказать, этот знак с таким важным значением быль всегда у нас в уме и пред глазами, всё равно как и в Ветхом Завете евреи, чтобы всегда помнить, что они закон, данный им Богом, должны были исполнять в самой своей жизни, – при молитве прикрепляли – привязывали свёртки этого закона на лбу и к руке, а также прикрепляли к косякам дверей, чтобы всякий, входящий и выходящий из дома, мог это видеть и побуждаться к исполнению его.

Итак, ясно ли вам теперь то, как вы должны понимать о Кресте?

Штундист. Теперь оно яснее прежнего и я должен иметь иные мысли о них. То верно и не напрасно сказано, что наука – свет.

Киевской Епархии Священник

Савва Богдано́вич

1907


Источник: Миссионерская беседа со штундистами о кресте и о крестном знамении / [Соч.] Киев. епархии свящ. Саввы Богдановича. - 4-е изд. - Киев : тип. Киево-Печ. Усп. лавры, 1907. - 31 с.

Комментарии для сайта Cackle